Презентация "Большие секреты маленьких левшей"
методическая разработка

В связи с увеличением количества леворуких детей при поступлении в первый класс мною был разработан учебно-развивающий проект "Большие секреты маленьких левшей". Участники проекта: учителя начальных класов , педагог-психолог, родители. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_pro_levshey_2023.docx21.46 КБ
Файл na_sayt_shkoly_23.docx17.44 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-развивающий проект «Большие секреты маленьких левшей».

Сыпачева С. Г., учитель-логопед МАОУ «СОШ № 10», г. Краснокамск

Коля с Дашей пишут правой,
И они, конечно, правы.
Ну а мне удобней левой —
Я берусь за дело смело;
Буквы ровно вывожу,
За линеечкой слежу.
Дом из кубиков умело
Возвожу я тоже левой.
И вообще, любое дело
Мне удобней делать левой —
Молотком стучать, лепить,
Просто чай из чашки пить,
Мяч бросать и рисовать,
Резать, клеить и играть.

Левшами являются около 10 % людей, причем по оценкам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. По данным обследования в первых классах нашей школы из 100 учащихся - 15 леворукие дети.

Леворукость - не патология, а вариант нормы. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать "как все" правой рукой, как иногда считают некоторые родители.

Леворукость - очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Причины леворукости.

1). Генетическое левшество. Леворукость в 10 раз чаще встречается в семьях, в которых левшой является хотя бы один из родителей. У генетических левшей может не быть никаких нарушений в развитии, тогда это считается вариантом нормы.

2). «Компенсаторное левшество», связанное с какими – либо поражениями мозга, чаще его левого полушария.

Поскольку деятельность правой руки в основном регулируется в левом полушарии, то в случае, какой – либо травмы, болезни на раннем этапе развития ребенка, соответствующие функции может взять на себя правое полушарие. Таким образом, левая рука становится ведущей, то есть более активной при выполнении бытовых действий, а впоследствии, чаще всего и при письме.

У ребенка с нарушениями деятельности одного из полушарий головного мозга почти наверняка будут наблюдаться отклонения в развитии речи, моторики и т. п. Следует отметить, что леворукость в этом случае нельзя рассматривать как причину этих отклонений. Они, как и леворукость являются следствием одних и тех же причин.

3). «Вынужденное» левшество. Выбор ведущей руки у таких левшей обычно связан с травмой правой руки, но может быть и результатом подражания родным или друзьям.

Отдельно следует рассматривать псевдолеворукость, то есть примерно ровное использование обеих рук.

Кроме всего перечисленного у детей возможно развитие «скрытого левшества», то есть смена доминирующего полушария. Момент смены является тем критическим периодом, когда основные функции ЦНС равномерно распределены между двумя полушариями. Таких людей можно назвать психическими левшами или «скрытыми» левшами в том смысле, что их признаки левшества не связаны с доминированием левой руки.

Итак, категория «леворукие дети» совсем неоднородна. Таким образом, встает вопрос о правомерности и необходимости изучения левшей. Думаю, что большинство согласится с тем, что феномен левшества изучать нужно, однако необходимо учитывать многогранность этого вопроса.

В настоящее время в российской начальной школе нет широкого применения специальной методики, которая бы учитывала особенности ребенка – левши по его обучению навыкам письма на начальном этапе. Есть только шаблон для «правшей», который изначально не подходит для леворуких детей. Это приводит к тому, что ежегодно в школах начинается если не принудительное переучивание «левши» в «правшу», то, в лучшем случае, неумелое и неправильное обучение приемам письма учителем – «правшой», который в силу объективных обстоятельств не понимает ребенка – «левшу». Как следствие, учитель не может научить такого ребенка правильно сидеть и расположить тетрадь, чтобы это было удобно учащемуся. В этом возрасте не все дети могут отстоять свою индивидуальность, и, выполняя указания педагога, попадают в «ловушку» на всю жизнь.

Результатом такого обучения являются следующие отрицательные факторы:

1). Потеря комфорта из - за неудобного  исходного положения в процессе письма; испорченный почерк с наклоном влево и т. д.

2). Растрата потенциала  "левши" ("который блоху подковал")  на борьбу со своей физиологией,  которая ведет ребенка к скованности, а может быть и некоторой замкнутости или чувству ущербности.

Ущерб от такого обучения подсчитать невозможно, но он огромен.

Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно - пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно - моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

  • восприятие и запоминание сложных конфигураций, букв при чтении и соответственно медленный темп.
  • формирование зрительного образа букв, цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);
  • выделения и различения геометрических фигур, замена сходных по форме фигур ( круг - овал, квадрат - ромб - прямоугольник).
  • копирования;
  • неустойчивый почерк ( неровные штрихи, большие, растянутые, разнонаклонные буквы).
  • зеркальное написание букв, цифр, графических элементов.
  • очень медленный темп письма.        

 Все вышесказанное, на мой взгляд, убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире. Поэтому у меня и возникла идея создания учебно-развивающего проекта «Большие секреты маленьких левшей».

Участники проекта: учащиеся первых классов ("леворукие дети"), их родители, учителя первых  классов, психолог.

Цель проекта: определить основные моменты коррекционной работы с "леворукими детьми" и провести комплекс мероприятий по компенсации особенностей функционального развития "леворуких детей", способствующие успешной адаптации в социуме.

Задачи проекта:

  • повысить качество устной и письменной речи учащихся;
  • активизировать речевую и мыслительную деятельность;
  • сформировать орфографическую зоркость;
  • развивать зрительное восприятие, зрительно - пространственное восприятие;
  • способствовать профилактике оптической дисграфии, дислексии;
  • развитие коммуникативных способностей, повышение уверенности в себе.

 На подготовительном этапе данного проекта мной были проведены следующие мероприятия:

  1. обследование учащихся 1 классов, выявление леворуких детей;
  2. беседа с родителями и учителями первых классов об актуальности создания проекта;
  3. подбор литературы по данной теме;
  4. подготовка мультимедийных пособий для коррекционных занятий;

В основном периоде проекта были проведены следующие мероприятия:

  1. Родительское собрание по теме « Недетские проблемы леворуких детей»;
  2. Открытое занятие с родителями и детьми по теме «Путешествие в Цветочный город»;
  3. Мастер – класс на районном методическом объединении учителей – логопедов по теме «Леворукий ребенок в Зазеркалье: помогаем покорить пространство».
  4. Систематические коррекционные занятия  с логопедом по темам:
  • «Развитие сенсорного восприятия (цвет)».
  • «Развитие сенсорного восприятия (форма)».
  • «Представления о схеме собственного тела (право, лево), стороны собственного тела в зеркальном отражении».
  • «Представления о направлениях в пространстве».
  • «Представления об удаленности и местонахождении предметов в пространстве».
  • «Представления о пространственных отношениях между предметами».
  • «Плоскостные представления».
  • «Развитие временных представлений».
  • «Формирование фонематического слуха».

В каждом коррекционном занятии проводилась работа по развитию словаря, логико – грамматических конструкций, связной речи, умения ориентироваться в тетради, по профилактике оптической дисграфии и дислексии.

Систематически проводились занятия психологом по темам:

  • «Игры и упражнения для снижения агрессии и ослабления негативных реакций».
  • «Игры и упражнения для снятия страхов».
  • «Игры и упражнения для застенчивых и замкнутых детей».
  • «Игры и упражнения для медлительных детей».
  • «Игры и упражнения для детей с затруднениями в общении».
  • «Игры и упражнения для повышения уверенности в себе».

На заключительном этапе данного проекта были проведены:

  • Открытое занятие с леворукими детьми по теме: «Путешествие в Зазеркалье»;
  • Отчет по проекту на методическом объединении учителей начальных классов школы № 10.

Дальнейшее развитие проекта направлено на внедрение программы в широкую практику МАОУ «СОШ № 10»  для работы с леворукими детьми, их родителями и учителями первых классов.

Список литературы.

1. Безруких  М. М., Князева М. Г.  «Если ваш ребенок левша». М., 1994г.

2. Федосеева Н. А., « Обучение письму леворуких детей». Начальная школа, 1987г., № 12.



Предварительный просмотр:

Устная речь детей 7-го года жизни в норме.

 К моменту выпуска из детского сада ребенок должен достигнуть определенного уровня развития речевой активности, владения словарем и грамматическим строем речи, готовности к переходу от диалогической речи к связному высказыванию. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Формирование ее у детей — изначально сложный процесс даже при отсутствии патологии в речевом развитии. Он многократно усложняется, если у ребенка наблюдается системное недоразвитие речи.

Характеристика структурных компонентов речи детей 7-го года жизни в норме

Фразовая речь

  Активная речь детей достаточно развита: высказывания точны, логически последовательны, завершены; фразы развернуты; объем предложений произвольно варьируется от 10 и более слов.

  Дети пользуются всеми типами синтаксических конструкций для выражения причинно-следственных связей, временных отношений, сопоставлений, сравнений и т.д. В сложносочиненных предложениях используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда включают причастные и деепричастные обороты.

Понимание речи

  Дети различают изменения значений слов, вносимых морфами — флексиями, приставками, суффиксами. Адекватно понимают многозначность слов, переносное значение метафор, образные фразеологические и сравнительные обороты, различные оттенки слов с суффиксами субъективной оценки: юмор, сочувствие, пренебрежение и т.д.

  Готовы действовать по словесной инструкции: правильно ее понимают, запоминают порядок действий и выполняют их. Последнее является важнейшим условием успешного школьного обучения.

  Умеют ориентироваться в речевой ситуации и выбирать соответствующий стиль коммуникации.

  Понимают и воспринимают учебную задачу, осознают цель, осмысливают условия и средства ее достижения. Более обостренно реагируют на эмоциональный тон речи и сопутствующую экспрессию, чем на смысловое содержание.

Словарный запас

  В количественном и качественном отношении словарь детей достигает такого уровня развития, что они свободно общаются со взрослыми и сверстниками, могут поддержать разговор на любую тему, доступную их возрасту.

  Многие слова из пассивного запаса переходят в активный, в связи с чем объем активного словаря достигает 4000-4200 слов. Он обогащается за счет названий качеств, свойств предметов и названий отдельных частей, деталей целого. Дети более тонко дифференцируют собирательные существительные, активно пользуются отвлеченными существительными и прилагательными, глаголами и деепричастиями.

  Показатели полноценного владения словарем: дети умеют подбирать антонимы, синонимы, прилагательные к существительным, наречия к глаголам; активно пытаются объяснять значения слов (детская этимология).

Грамматический строй речи

  К моменту поступления в школу у детей наблюдается в основном грамматически правильная речь: они правильно строят различные по конструкции предложения; согласовывают слова в роде, числе, падеже; точно спрягают глаголы, часто употребляемые в речи. Правильно пользуются различными грамматическими формами и категориями, редкими оборотами речи. Почти не испытывают трудностей в образовании форм родительного и творительного падежей в единственном и множественном числе, чередовании ударения, использовании числительных.

Звукопроизношение

  Звуковая сторона речи (верхняя граница нормы) усваивается детьми к четырем годам.

  Дети 7-го года жизни правильно произносят все звуки в любой позиции (в начале, середине и конце слова) и при различной структуре слова (в сочетании с любыми согласными и при любом количестве слогов в слове).

  В зависимости от ситуации могут говорить громко или тихо, понижать голос до шепота; умеют изменять темп речи с учетом содержания высказывания; пользуются интонационными средствами.

Слоговая структура слов

  Дети четко и ясно произносят слова с 1, 2, 3, 4, 5 слогами (открытыми и закрытыми), со стечением согласных в начале, середине и конце слова. Четко и внятно произносят фразы и предложения, соблюдая нормы литературного произношения.

Фонематическое восприятие

  Дети имеют достаточно развитое фонематическое восприятие, владеют   навыками звукового анализа слов; умеют выделять звуки в словах, подбирать слова на звуки, требующие тонкой дифференциации (звонкие — глухие, твердые — мягкие пары звуков, свистящие — шипящие и т.д.), устанавливать последовательность звуков в словах, разделять слова на слоги, предложения на слова и т.д.

Связная речь

  На 7-м году жизни связная речь детей становится все более развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний.

  В этом возрасте дети способны самостоятельно давать описания игрушек, предметов; раскрывать содержание картинок; пересказывать содержание небольших художественных произведений, просмотренных фильмов. Они могут сами придумать сказку, рассказ о своих впечатлениях и чувствах.

  Дети способны передать содержание картинки по памяти; рассказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до и после увиденного.

Характеристика структурных компонентов речи детей 7-го года жизни с ОНР

  Фразовая речь

  Дети достаточно свободно владеют фразовой речью: адекватно отвечают на вопросы, могут построить высказывание в пределах близкой темы, при этом доминируют элементы ситуативности. В активной речи дети пользуются в основном простыми предложениями, состоящими из подлежащего, сказуемого и дополнения; в распространении простых предложений затрудняются.

   Испытывают затруднения и в использовании сложных предложений. В самостоятельной речи они нуждаются в смысловых опорах и помощи взрослых. Их высказывания чаще носят фрагментарный характер; отмечаются нарушения модели предложений: инверсии, пропуск главных и второстепенных членов предложения. Опускаются, заменяются, неправильно употребляются союзы и сложные слова.

Понимание речи

   У детей понимание обращенной к ним речи находится на предикативном уровне. Они недостаточно различают изменения значений, обусловленные употреблением разных приставок, суффиксов и флексий; не во всех случаях понимают вопросы косвенных падежей (чем? кому? с кем? и др.).

Словарный запас

  Активный словарь включает, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы и действия; в нем мало слов, обозначающих отвлеченные и обобщающие понятия, недостаточно прилагательных, особенно относительных, наречий; предлоги, даже простые, употребляются с ошибками. Лексический запас характеризуется стереотипностью, частым употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают при подборе синонимов, однокоренных слов, антонимов.

  Дети овладели основными значениями слов, выраженными их корневой частью, но не различают изменения значений, выражаемых приставками, суффиксами, флексиями. Недостаточно усвоили обобщающие слова (транспорт, обувь, профессии и др.). Нередко заменяют родовые понятия видовыми — словами (вместо деревья — елочки), словосочетаниями или предложениями (вместо грядка — огурчики тут растут). Задания на подбор однокоренных слов, синонимов, образование сложных слов детям этой подгруппы недоступны.

Грамматический строй речи

   Наиболее характерные ошибки у детей — смешение форм склонения, трудности при овладении предложными конструкциями, ошибки в употреблении форм множественного числа с использованием непродуктивных окончаний.

В активной речи правильно употребляются только простые и хорошо отработанные предлоги (в, на, под). При использовании сложных предлогов (из-за, из-под) появляются ошибки — замена и смешение.

   Дети допускают специфические ошибки в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже, а также числительных с существительными; в употреблении предлогов (пропуск, замена); в ударениях и падежных окончаниях.

Звукопроизношение

   Встречаются недостатки в звуковом воспроизведении слов: недифференцированное произнесение некоторых звуков, в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров.

Слоговая структура слов

   Нарушения встречаются в воспроизведении наиболее трудных или малоизвестных слов: смешение, перестановки и замены звуков и слогов; сокращения при стечениях согласных в слове.

Фонематическое восприятие

   У детей при выполнении специальных заданий возникают специфические трудности: они не удерживают слоговой ряд (вместо трех слогов называют два), фразу; с ошибками определяют место звука в слове; испытывают трудности в овладении звуковым анализом прямого слога и односложных слов (опускают гласный звук).

Связная речь

   При составлении рассказов по картинке, пересказе детям требуются словесные и изобразительные подсказки. В процессе рассказа появляются длительные паузы между синтагмами и короткими фразами. Степень самостоятельности при свободных высказываниях низкая. Нередко рассказы детей носят фрагментарный характер, поэтому они периодически нуждаются в смысловых опорах и помощи взрослого.