«Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши.
план-конспект урока (6 класс) на тему

Иксанова Вероника Римовна

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_49._uzhasnyy_sekret_tulskih_masterov._sudba_levshi.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 49.  «Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши.

Цель: помочь понять основную идею сказа, противоречивость чувств автора; развивать умения давать характеристику героев произведения, навыки выразительного чтения, монологической речи.

Планируемые результаты: знание способов выражения авторского отношения к изображаемому; умения выделять основную идею произведения, извлекать из текста необходимую информацию, выразительно читать по ролям, давать характеристику персонажей, составлять устный портрет героев.

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка отсутствующих на учебном занятии).
  2. Проверка домашнего задания.
  1. Обсуждение вопросов   1-3 рубрики «Размышляем о прочитанном» стр. 268-269.

Комментарии

К вопросу 1. Тульские мастера взялись поддержать Платова и с ним всю Россию, потому что были полны «церковного благочестия» и были «великими практиками этого дела». Они отслужили молебен у иконы «Мценского Николы», покровителя торгового и военного дела, т.е. испросили благословения на свой труд у высших сил. Мастерство, умение, трудолюбие, патриотизм присущи тулякам.

К вопросу 2.  В сцене во дворце (глава тринадцатая) левша, как говорит Платов, был «очень в злом виде»: «в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючки не застегиваются, порастеряны, а шиворот разорван» Обратим внимание на уменьшительные суффиксы, которые усиливают впечатление жалкого вида левши. Однако он ведет себя довольно уверенно, «не конфузится», разговаривает с царем смело, «просто», а не как придворные – «с лестью или хитростью». Царь противопоставлен вельможам в духе народных представлений о «добром» царе, поэтому он внимательно слушает левшу, разговаривает с ним почти на равных, а поняв, что же сделали мастера (подковали «аглицкую блоху»), «обнял…и поцеловал» неумытого, неубранного мастера.

  1. Выразительное чтение по ролям главы тринадцатой.
  1. Работа по теме урока.
  1. Рассказы о судьбе тульского косого левши.

        - Как изображен левша? Что мы узнаем об этом герое? (Примерный ответ. Этот герой появляется только в главе шестой, среди трех самых искусных тульских оружейников: «косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны». Лучший мастер косой да еще левша! Его глаза настолько «пристрелявши», что никакой «мелкоскоп ему не нужен». О жизни левши можно судить по выдранным волосам).

        - Как описывается работа трех мастеров-оружейников? (Примерный ответ. Они поклонились «Мценскому Николе», отслужили молебен, закрылись в домике у левши и в «ужасном секрете» принялись за дело. Во все время поездки Платова «мастера ни с кем не видались и не разговаривали». Все держалось в «страшном секрете»: «куют что-то такое, а что куют — ничего не известно»).

        - Как жители Тулы пытались узнать, в чем заключается «страшный секрет»? (Примерный ответ. «Ходили к домику разные люди, стучались в двери под разными видами, чтобы огня или соли попросить... Пробовали пугать, будто по соседству дом горит... но ничего не брало этих хитрых мастеров»).

        2. Работа с главой четырнадцатою

Выразительное чтение главы по ролям. Беседа по вопросам.

        - Как наградили левшу за его удивительное мастерство? (Примерный ответ. «Платов ему сто рублей дал и говорит: "Прости меня, братец, что я тебя за волосья отодрал"». Вспомним, что государь Александр I англичанам за блоху миллион рублей дал. Левшу отправили к англичанам, чтобы «показать работу и каковые у нас в Туле мастера есть». Отношения с Платовым у левши налаживаются — тот даже своей «кислярки» на дорогу прислал).

        3. Работа с главами пятнадцатой и шестнадцатою.

        Чтение глав по ролям. Беседа по вопросам.

        - Почему англичане старались напоить левшу? (Примерный ответ. Англичане хотят выведать секрет тульских мастеров. Им не верится, что левша не знает даже арифметики. Они предлагают левше остаться: «мы вам большую образованность передадим». Левша соглашается погостить, его водят по заводам и все показывают).

        - Что его поразило у английских мастеров? (Примерный ответ. Левша «больше всего внимание обращал... как старые (ружья) в каком виде состоят». Англичане не могут понять, что же так удивляет левшу).

        - Почему левша заскучал в Англии и заторопился домой? (Примерный ответ. Левша осматривает старые ружья и разгадывает тайну английского оружия. Уже перед смертью левша велит передать государю, «что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть чтобы и у нас не чистили, а то... они стрелять не годятся»).

        - Какие качества левши проявляются в этих эпизодах? (Примерный ответ. Патриотизм, преданность своему делу, своей родине, трудолюбие, смекалка, чувство собственного достоинства, удивительная одаренность и вместе с тем поразительное невежество).

        - Почему английский «полшкипер» держал пари с левшой? (Примерный ответ. Он хотел выведать, какой секрет везет в Россию левша, и поэтому решил напоить его. Так до самого Петербурга никто никого перепить не смог).

        - Какова судьба участников пари после прибытия в Петербург? (Примерный ответ. Англичанина привезли в посольский дом, позвали к нему лекаря и аптекаря, те лечили его и ухаживали за ним. Левшу же, у которого «тугамента» не было, отвезли в полицейский участок, «в квартал», «свалили на пол», обыскали, отобрали часы и деньги, таскали по больницам и в конце концов привезли в «простонародную Обухвинскую больницу, где неведомого сословия всех умирать принимают»).

        - Почему предсмертные слова левши не передали государю? (Примерный ответ. Военный министр граф Чернышев показан самоуверенным и недалеким человеком. По мнению рассказчика, это он не выслушал предсмертный наказ левши и из-за этого Россия потерпела поражение в Крымской кампании).

        - Кто же виноват в страшной судьбе левши? (Примерный ответ. Безответственные люди, представляющие власть, высокомерные и неблагодарные, не умеющие ценить талант. Гениальный мастер был, по существу, убит. Он не прельстился предложениями англичан, а стремился на любимую родину, где его ждала смерть).

IV. Закрепление изученного материала.

                Работа по заданию 5 рубрики «Совершенствуем свою речь» стр. 270-271

        V. Подведение итогов урока.

         Главные качества левши: одаренность, трудолюбие, сметливость, цепкий ум, скромность, верность и преданность своему отечеству.

         Основная идея автора: патриотизму и талантливости народа противостоит безответственное и преступное отношение властей.

         Лесков любуется своим героем, но чувства автора по отношению к народу и его судьбе противоречивы: с одной стороны, гордость за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм, с другой — горькое чувство от его униженности и бесправия, от безответственного и преступного отношения к народу со стороны властей. Царским чиновникам достается от Лескова едкая насмешка.

VI. Домашнее задание

        Ответить на вопросы и выполнить задания 1,2 рубрики «Совершенствуем свою речь» стр. 270.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

элективные курсы для 9-11 классов "Секреты домашнего мастера"

Программа элективных курсов «Секреты домашнего мастера» направлена на овладение и закрепление навыков и приемов работы с инструментами и основным технологическим оборудованием для выполнения необходим...

Урок "О Туле песню я пою" (Тульские мастера)

Урок посвящен знаменитым тульским мастерам...

Сценарий праздника День народного единства в рамках проекта "Секреты русских мастеров"

Данный сценарий направлен на организацию условий для духовно-нравственного воспитания обучающихся на примерах православных традиций и русского художественного творчества....

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе" (тест)

Особенности языка повести Н.С. Лескова «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе" (тест)...

Про тульского Левшу

Классный час, посвященный Всемирному дню левшей....

Урок "О Туле песню я пою" (Тульские мастера)

Урок посвящен знаменитым тульским мастерам...