Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия в старшей группе "Перелетные птицы"
    план-конспект урока по теме

    Агрусева Лилия Зиннуровна

    Конспект логопедического  занятия в старшей группе по формированию лексико-грамматических категорий

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon pereletnye_pticy.doc34.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического  занятия в старшей группе

     по формированию лексико-грамматических категорий.

    Перелетные птицы.

    Цели:

    1. коррекционно-образовательные- уточнить и активизировать знания о перелетных птицах, учить образовывать и употреблять приставочные глаголы ,учить  использовать предлоги к, на, под;
    2. коррекционно-развивающие- развивать умение составлять простые предложения, упражнять в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением, закреплять согласовывать имена существительные с числительными, развивать мыслительные операции анализа и синтеза посредством использования описательных загадок;
    3. коррекционно-воспитательная- воспитывать у детей интерес к поведению пернатых обитателей природы, бережное отношение к ним.

    Демонстрационный материал: изображения птиц, аудиозапись голосов птиц,макет березы и скворечника,мнемотаблица для рассказа о частях тела птиц, карточки с цыфрами 1,3,5.

    Раздаточный материал : изображения птиц :скворец, ласточка, грач, лебедь, журавль.

    Орг. момент:  Л о г о п е д . Сядет тот, кто назовет время года.Что бывавет весной.

    Объявление темы: игра «4-ый- лишний»(картинки ворона, голубь, воробей, ласточка).

    Л о г о п е д  : посмотрите внимательно на картинки , какая из них лишняя? Почему?

    Д е  т и  Лишняя картинка- ласточка, потому что это перелетная птица, а все остальные —зимующие.

    Л о г о п е д : Сегодня мы будем говорить о птицах, которые осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются. О перелетных птицах. Вы узнаете много интересного о них, а также будем учиться правильно и красиво говорить о птицах.

    Актуализация знаний:

    Л о г о п е д .  Перелетные птицы возвращаются  в наши края весной, но не все сразу. Сначала прилетают грачи, затем утки и лебеди.( выставляются изображения перелетных птиц ), потом скворец.  Самая последняя прилетает ласточка. Она прилетает тогда, когда  уже распускаются листочки на деревьях.( скворец, грач, ласточка, журавль, лебедь). Вот они -перелетные птицы.какие все разные, красивые. Сейчас я буду говорить об одной из этих птиц, а вы догадайтесь о ком идет речь.

    Задание «Узнай по описанию».(вместе с картинкой включается аудиозапись голоса птицы)

    1.Эта птица длинношеяя, длиннокрылая.(лебедь). Лебеди прилетают вереницей, это водоплавающие птицы.

    2.Про эту птицу отгадайте загадку: Черный костюм, белая рубашка.

                        Возвратилась из-за моря

                     Быстрокрылая пташка.

    (ласточка)ласточки живут поблизости от человека, строят гнезда из маленьких веточек, волосинок, пушинок, склеивают их землей смоченной слюной.питаются мухами, комарами, ловят их в воздухе на лету. Летают ласточки очень быстро, потому что у них длинные, сильные, острые  крылья и  длинный, сильный, раздвоенный хвост.

    3.Про эту птицу можно сказать синевато-черный,  крепкоклювый, громкоголосый.( грач) Возвращаются грачи с зимовки первыми, едва начинает таять снег. С громкими, радостными криками «гра-гра-гра» осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые. Грачи -самые дружные птицы. Вместе они строят гнезда, сообща защищают свои жилища от врагов. Грачи поедают жуков. Личинок, истребляют полевых мышей.

    4.Про следующую птицу отгадайте загадку.

     На шесте- дворец,

    Во дворце- певец.(скворец)

    5.Эта птица длинноногая и длинноклювая.( журавль)

    Игровое задание «Где птица»( употребление приставочных глаголов и предлогов)

    Л о г о п е д .Сейчас мы с нашими птицами поиграем. ( используется макет березы и скворечника, а  также изображения птиц)  Они будут  перелетать , а вы рассказывать , где они находятся.

    Д е т и . Ласточка слетела с ветки.  Скворец залетел в скворечник. Скворец вылетел из скворечника. Ласточка подлетела к березе. (сначала индивидуальное выполнение задания, затем хоровое произнесение)

    Использование мнемотаблицы «Части тела». ( составление предложений).

    Л о г о п е д .с помощью этой таблицы вы узнаете ,какие части тела есть уптиц.( педагог указывает на различные части тела птицы, дети называют их)

    Д е т и .У птиц есть голова. У птиц есть две лапы. У птиц есть два крыла. У птиц естьхвост. Уптиц есть клюв. Тело птиц покрыто перьями.

    Физминутка: Птички летели,

                              крыльями махали,

                              на деревья сели,

                              вместе отдыхали.

    Выполнение движений-подражаний по тексту стихотворения.

    Игра «Назови ласково»Л о г о п е д . Назовите теперь части тела птиц ласково.логопед показывает , какую часть называть)

    Д е т и  .голова- головка, лапы- лапки, крыло- крылышко, хвост-хвостик, клюв- клювик, перо- перышко.

    Игра «Какой птицы не стало». Л о г о п е д . Сейчас птицы будут улетать по одной к вам на парты. Подойди, Кирилл, и выбери одну из птиц, а дети в это время закроют глаза и отгадают, какая улетела.

    Д е т и . Нет ласточки.Нет грача. Нет журавля. Нет лебедя. Нет скворца.

    Игра «1,3,5»

    Л о г о п е д.У каждого из вас оказалась птица. Скажите ее название с цыфрами 1,3,5.

    Д е т и . 1грач, 3 грача, 5 грачей;

     1 ласточка, 3 ласточки, 5 ласточек;

    1 журавль, 3 журавля, 5 журавлей;

    1 лебедь, 3 лебедя, 5 лебедей;

    1 скворец, 3 скворца, 5 скворцов.

    Итог. Молодцы, хорошо занимались. О каких птицах говорили? Что нового узнали на занятии? Какие задания выполняли?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия в старшей группе "Весенняя сказка"

    Конспект разработан для воспитателей, работающих в группе с детьми от 5-6 лет....

    конспект занятия в старшей группе детей с ОНР "3 медведя"

    Программные задачи: Учить детей распространять предложение, отвечая на вопрос какой? Закреплять умение отвечать на заданный вопрос полным предложением. Закрепить у детей понятие семья. Выз...

    Конспект прогулки в старшей группе.

    Тема:<<В поисках сокровищ>>. Цель: Повысить мотивацию и интерес детей к прогулке.Задачи:-Развитие коммуникативных навыков.-Расширение и уточнение словаря.-Умение вести наблюдение за о...

    Конспект занятия в старшей группе «Жизнь в морских глубинах»

    познавательный материал для детей старшего возраста...

    конспект логопедического занятия по теме: "Перелетные птицы"

    Логопедическое занятие для детей подготовительного к школе возраста по теме: "Перелетные птицы"....

    Конспект занятия по развитию речи «Перелетные птицы».

    Конспект занятия по развитию речи  «Перелетные птицы».Цели:1.Упражнять детей в дифференциации глаголов единственного и множественного числа; в образовании существительных с уменьшительно- ласкате...

    Конспект викторины о зимующих и перелетных птицах

    Конспект итогового мероприятия на закрепление  у детей 5-6 лет представлений о жизнедеятельности зимующих и перелетных птиц....