Особенности обучения нумерации учащихся специальной коррекционной) школы VIII вида.
статья по теме

Кенжибаева Айсулу Абдухаиловна

задача изучения темы "Нумерация многозначных чисел" состоит в том, чтобы расширить  у учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида понятие десятичной системы счисления, натуральной последовательности чисел и структуры многозначного числа и на этой основе сформировать умение считать и записовать многозначные числа. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon numeraciya_chisel_.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения нумерации

учащихся специальной  коррекционной) школы VIII вида.

Кенжибаева Айсулу Абдухаиловна, учитель математики специальной (коррекционной) школы № 54 VIII вида г. Перми.

Задача изучения темы «Нумерация многозначных чисел» состоит в том, чтобы расширить у учащихся понятие десятичной системы счисления, натуральной последовательности чисел и структуры многозначного числа и на этой основе сформировать умение считать и записывать многозначные числа.

Учащимся необходимо показать, где в практике, в жизни используются те многозначные числа, которые они изучают на уроках в школе.

Нумерация многозначных чисел усваивается умственно отсталыми учащимися с большим трудом. Эти трудности связаны в первую очередь с тем, что многозначное число трудно конкретизировать. Наглядные пособия являются условными пособиями (абак,  счеты, таблицы разрядов, мер). Они скорее конкретизируют не число, а десятичную систему счисления.

Учащиеся школы viii вида испытывают затруднения в счете как простыми единицами, так и другими единицами счета.

Наблюдаются также трудности при чтении многозначных чисел. На первых порах ученики не выделяют при чтении класса тысяч, не учитывают 0.

Не только чтение, но и выработка умений и навыков при письме  многозначных чисел требует от учащихся значительных усилий, большого количества тренировочных упражнений.

Нечеткое представление о разрядах, классах нередко затрудняет сравнение соседних классов, разрядов, нахождение наибольшего и наименьшего числа каждого разряда.

Изучение нумерации многозначных чисел не должно ограничиваться только теми уроками, которые отводятся на первоначальное знакомство с этой темой. Упражнения на закрепления должны быть неотъемлемой частью почти каждого урока. Их следует включать в устный счет, арифметические диктанты. От сознательного усвоения нумерации зависит успех овладения арифметическими действиями.

Многозначные числа являются характеристикой множеств, содержащих большое количество элементов. И по возможности учитель должен нарисовать, воссоздать перед уч-ся те жизненные ситуации, при которых счет ведется крупными единицами счета, где применение больших единиц счета обусловлено самими условиями , потребностями человека.

Например, задачи:

  1. Дежурный раздает каждому ученику по 2 тетради, как он будет отсчитывать по 2 тетради? Какую единицу счета он выберет (единицы)
  2. Завхоз выдает каждому учителю по 30 тетради. Чтобы быстрее отсчитать какую единицу счета он выберет?
  3. В магазин привезли тетради, упакованные в пачки по 100 тетрадей.
  4. С фабрики на склад привезли тетради, упакованные в пачки по 1000 т. И т.д.

Значит считать можно единицами, десятками, сот, тысячами, и т.д.

При записи  многозначных чисел (в начале темы), нужно обращать внимание на количество цифр, обозначать точками, при 4,5,6, - тизначными числами. Необходимо ставить интервал или отделять точкой класс тысяч и класс ед. за тем можно записывать и читать неполные многозначные числа.

Обучая умственно отсталых учащихся действиями чтения чисел, записи , присчитывания и отсчитывания различных счетных единиц, сравнения, округления , первоначально необходимо сформировать у них соответствующие операции.

Например, для осуществления действия чтения многозначных чисел учащимся необходимо освоить следующие операции:

  1. Выделить класс в числе,
  2. Определить позиции и названия разрядов первого и второго классов;
  3. Установить позиционное значение цифр того или иного разряда;
  4. Найти общее количество единиц каждого  класса;

Для выполнения действия записи многозначных чисел школьники должны уметь выполнить операции:

  1. Установить общее число единиц каждого класса;
  2. Общее число единиц второго и первого классов раздробить на разрядные слагаемые;
  3. Подобрать цифры, которые будут обозначать соответствующее количество разрядных единиц, и записать цифры в соответствующих позициях.

Проводятся упражнения, формирующие умения анализировать числа по десятному составу , раскладывать числа на классы и разрядные слагаемые, определять место числа  в числовом ряду, считать разрядными единицами в прямой и обратной последовательности числового ряда и т.д.

Виды упражнений

  1. Сравнивать разностно и кратно
  2. Замена крупных разрядных единиц более мелкими и наоборот: 5000 заменить ед.тыс, сот, дес, ед. занимаем (берем ) 1 тыси заменим сот = 10 сот а всего 4 тыс 10 сот. → 1 сот – в 10 дес = 4 тыс 9 сот 10 дес и тд это упражнение готовит уч-ся к выполнению действий с переходом через разряд
  3. Закрепление понятия о числе единиц в отдельных разрядах и об общем количестве.

Для этого полезны упр-я , в которых нужно дифференцировать вопросы, задания – подчеркните разряд десятков, общее число  десятков ил количество каких подчеркнуто в числах.

  1. В таблицу классов и разрядов вписать числа 752 и 752 тыс. уч-ся сравнивают, анализируя их.
  2. Записать числа – 75 тыс 620 ед. назвать классы и разряды
  3. Написать и прочитать  числа – 2дес 8 ед 1 кл и  9 ед 2 кл.;
  4. Прочитать числа 5075, 4106, 6008 итд указать единицы каких разрядов и классов в них равны нулю.
  5. Необходимы упражнения на нахождение наибольшего и наименьшего числа каждого разряда и класса
  6. С темой «Нумерация многозначных чисел» тесно связано решение примеров вида 3785 – 1 3458 + 1 . оно основано на знании свойства натурального ряда чисел.         решение примеров вида 36 тыс + 12 тыс  основано на знании образования многозначных чисел. Выполняя действия уч-ся должны проводить анализ.

Выполняя все упражнения на закреплении и изучении нумерации трудно усваиваивается на слух, записываются на карточках, доске и т.д., с тем, чтобы включить для их восприятия кроме слухового но и зрительный анализатор.

Примерные вопросы для тестов:

1. Единицы, десятки, сотни составляют

А) первый класс                                      В) третий класс

С) второй класс                                       Д) пятый класс  Д) четвертый класс

2. Тысяча – единица какого класса?

А) пятого             В) второго             С) первого       Д) четвертого  Е) третьего

3. Запиши число, которое состоит из

    80 единиц второго класса и 540 единиц первого класса

А) 800540          В)8540              С) 80540               Д) 54080           Е) 540800

4. Сколько всего десятков в числе 2315

А) 2315           В) 2             С)23        Д) 231            Е) 230

5. Разложи на разрядные слагаемые 26501

А) 20000+600+500+1            В) 20000+6000+50+1

С) 20000+600+500+1            Д) 20000+651         Е) 20000+6000+500+1

6. Запиши число, которое разложено в виде суммы разрядных слагаемых  

                                  400000 + 5000 + 300 + 80

А) 405380                 В)400538            С) 450380          Д) 540380     Е) 405308

7. Найди значение суммы  385002 + 72308 + 552

А) 457826               В) 457862            С) 475826        Д) 475862        Е) 547862

8. Выполни вычитание 307 м 25 см – 99м 37см

А) 2078м 8см      В) 20 м 878м      С) 207 м 88см        Д) 200м 88см   Е) 208м7см

9. Выбери числовое выражение к данному ответу 9200

А) 7200 + 800            В) 4500 +400              С) 5300 + 300        Д) 3000 + 6200

Е) 10000 – 700

10. Определи, какой знак нужно поставить, чтобы выражение было верным.

                                       7 кг 200 г  **      7020 г

А) +                 В) -           С) =            Д) <                     Е) >

Или другой вариант вопросов:

1. Найди запись числа восемьсот тридцать тысяч шестьдесят:  

               А) 830 006   В) 83 060  С) 830 060  D) 830 660  Е) 830 600

2. Запиши число по сумме разрядных слагаемых  7000+200+40+5:

                 А) 70 245   В) 7 245      С) 700 245  D) 70 425   Е) 7 425

3. Найди наибольшее из чисел:

               А) 17 295  В) 17 592     С) 17 952    D) 17 259    Е) 17 925  

4. На сколько 2 сотни больше, чем 2 единицы?

         А)198        В)180           С)182          D)200          Е)100

Литература:

  1. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений // Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272с.
  2. М.Н.Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе», Москва, ВЛАДОС, 2001 г.
  3. Ф.Р.Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе: 5 – 9 классы»,Москва, «ВАКО», 2007 г.(Мастерская учителя)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правовое обучение и воспитание в социально-трудовой подготовке учащихся коррекционной школы VIII вида"

Методический материал по вопросам социализации учащихся коррекционной школы. Содержит вопросы изучения темы "Основы трудового права" с примерами практических заданий по теме....

Развитие творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида через обучение основам лоскутного шитья. ( для детей 14 -15 лет).

Программа факультативного курса «Основы лоскутного шитья» рассчитана для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида уже имеющих определённые навыки и умения по швейному делу. Кроме того, э...

Особенности обучения нумерации учащихся специальной коррекционной) школы VIII вида.

задача изучения темы "Нумерация многозначных чисел" состоит в том, чтобы расширить  у учащихся 5-9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида понятие десятичной системы счисления, натура...

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...

Статья на тему: "Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Преобладающее большинст...