СКАЗКОТЕРАПИЯ. "ЗНАКОМСТВО СО СКАЗКОЙ"
методическая разработка

Бурдукова Елена Алексеевна

СКАЗКОТЕРАПИЯ. "ЗНАКОМСТВО СО СКАЗКОЙ"

 

    Одним из методов, активно применяемых в коррекционной работе с детьми, является использование сказкотерапии. Сказка очень любима детьми и доступна. Воспринимает ли ребёнок сказочный сюжет или сам участвует, он вовлекается в мир сильной внутренней и внешней экспрессии, в атмосферу глубоких личных переживаний и эмоциональных настроений, речевых коммуникаций.

  В процессе работы дети обогащают свой словарь, идет автоматизация поставленных звуков и введение их в самостоятельную речь. Тексты сказок расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №36 «Яблонька»

                       МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

         Цель:

      Повышение результативности  коррекционной работы  с использованием

       сказкотерапии в решении коррекционных и образовательных задач.

Задачи:

      1.Формирование навыков правильного звукопроизношения;

2.Обогащение и актуализация словарного запас и развитие связной речи.

Методы:

  • Социальные роли, создание игровых ситуаций.
  • Исследование ассоциативных связей.
  • Театрализация.

Формы работы:

  1. Рассказывание сказок и придумывание продолжения.
  2. Куклотерапия (пальчиковый театр, марионетки).
  3. Постановка и разыгрывание сказок (иногда совместно с родителями).
  4. Анализ сказок.
  5. Имидж-терапия (мгновенное преображение с помощью костюмов).
  6. Рисование сказок (в детском саду и дома с родителями).
  7. Медитации на сказку (погружение в какой-либо процесс).

Организация  работы:

  Сказкотерапия – это воспитание и лечение сказкой.

  Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо двигаться. Комбинируя различные приемы сказкотерапии, позволяют помочь ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. Можно выделить важнейшие тезисы: глубинный смысл сказки и ее мораль; сказка – источник жизненного опыта, традиций; психологическая защищенность (счастливый конец); ореол тайны и волшебства.

Данная работа ведется по направлениям:

  • приобщение ребенка к культуре (беседы о театре, знакомство с видами и жанрами театра, посещение театра);
  • формирование культуры зрителя театрального представления (беседы о сценическом действии, анализ действия персонажей, игры – размышления после спектакля)
  • приобщение детей к исполнительской актерской деятельности (овладение образцово–интонационной выразительностью речи, творческие задания на импровизацию, этюды на развитие выразительности тела);
  • подбор драматического и сценического материала;
  • обеспечение психологического комфорта и защищенности средствами театра (гармонизированные чувства, действия, возвышение души).

                              ЗНАКОМСТВО СО СКАЗКОЙ

  Знакомство ребёнка со сказкой начинаются с выразительного чтения её взрослым. Характер и содержание последующей работы обусловливаются самим литературным произведением, возрастом детей, уровнем их развития.

I. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

1. Воспитатель, родители могут совместно с детьми рассмотреть, какими средствами сказочник добивается соответствующего впечатления (картины природы, описания героев, их поступков, юмористические пассажи, драматические повороты сюжета). Пересказ детьми прочитанного, отдельных эпизодов внесет не обходимые акценты в суть переживаемого.

2. Сказку можно нарисовать.

 Когда я начала заниматься с детьми сказкотерапией, то поняла, что просто рассказанные сказки не оставляют глубокого следа в душе ребенка. Так, например, они “не видят” ни леса, через который пробирается Иван-царевич, ни места, где растет могучий волшебный дуб. В этом случае помогают иллюстрации, но они есть не в каждой книге. Поэтому я с детьми после чтения сказки стали рисовать, восстанавливая в памяти различные  эпизоды. И увидела, что каждый ребенок воспринимает сказку по-своему, а рисование помогает понять нравственные коллизии, облегчает процесс пересказывания сказки, ее сюжет. Сопровождение рассматривания работ словесными рассказами и пояснениями. Лепка сказочных персонажей из доступных материалов, изготовление карнавальных масок, костюмов. После рисования, лепки, изготовления костюмов можно провести обсуждение иллюстраций и поделок.

3. Сказки звучат. Чтобы помочь детям лучше прочувствовать особенность  сказки, мы используем звуки, которые издают колокольчики, бубны, трещотки, а также пластмассовые баночки с разными предметами внутри, которые при встряхивании “шумят” (горох, пшено, гречка, манка, сухие апельсиновые корки, металлическая стружка). Создавать звуки можно и с помощью голоса.

Изображая шум леса, одни дети машут лоскутами, другие переливают воду из стакана в стакан, третьи кукуют, а кто-то медленно трясет баночку с гречкой. К придуманному детьми звуковому сопровождению мы добавляем записи шума леса, воды и др. Используем и такой прием: одни дети создают шум, другие слушают, закрыв глаза. Затем все рисуют то, что при этом представили.

4. Подбор  подходящей музыки к сказке (отдельным фрагментам) с учетом места действия (пруд, лес, старинный замок и т. д.) и характера действия.

II. СРАВНЕНИЕ

1. Игра в сравнения (“Кто на кого похож? Что на что похоже? У кого сравнение точнее, у кого — самое неожиданное и в то же время точное?”).

2. Сравнение прочитанного с целью актуализации читательского опыта. Например, можно предложить детям сравнить две сказки и ответить на следующие вопросы: что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают?

III. УЗНАВАНИЕ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ

1. Узнавание детьми иллюстраций к ранее прочитанной книге или узнавание места в книге, к которому относится показанная иллюстрация, что дает возможность почувствовать стиль автора, развивает эстетическую память и актуализирует прочитанное.

2. В героев сказки можно переодеться и потанцевать. Творчество и воображение развиваются также в процессе придумывания и составления костюма сказочного героя. Дети любят наряжаться. Когда дети “оденутся” как сказочные герои, налюбуются собой и друг на друга, мы придумываем танцы для каждого персонажа, подбираем музыку. Ребенок в образе своего героя танцует, потом предлагает всем остальным присоединиться к нему и повторить все элементы его танцы. Это позволяет всем детям “протанцевать” не только своего героя, но и всех персонажей сказки.

IV. ЭКСПЕРИМЕНТ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБРАЗОМ.

1.Рассказывание от имени одного из героев произведения.

Традиционный пересказ прочитанного модифицируется в данном случае благодаря возможности как бы проигрывать разные роли. Ребенок учитывает в своем пересказе речевые особенности героя, его характер, отношения с другими персонажами книги.

2. Герои среди нас. Персонажи сказок переносятся в современную обстановку и реагируют на все происходящее в соответствии со своими характерами. Задание, помимо фантазии, развивает чувство юмора, актуализирует читательский опыт.

З. Домысливание судьбы героя. Это задание предполагает развитие идеи автора, домысливание дальнейшей деятельности героя в рамках тех обстоятельств, которые описаны в книге. Если предыдущее задание имеет юмористический, даже пародийный характер, то здесь все рассчитано на детскую фантазию, “вживание” в образ.

V. ОЦЕНКА И СУЖДЕНИЕ.

 

1. Мой любимый герой. Даже самые маленькие в состоянии, вспомнив прослушанное, аргументировано доказывают достоинства своего героя.

2. Любимая сказка, любимый автор. Умение выделить любимую сказку из массы прочитанных или прослушанных, способность выделить автора — принципиально важный шаг в развитии читательской культуры.

3. Тематические беседы (индивидуальные или коллективные) о прочитанном (“О каких событиях идет речь в сказке? Встречались ли подобные события в других сказках? Где происходит действие? Знакомо ли это место по другим сказкам?”).

4. Беседа (индивидуальная или коллективная) о литературных героях. Задача беседы — развить художественные ассоциации (“На какого героя из ранее прослушанных сказок похож герой новой сказки? Чем те герои (герой) отличаются от только что узнанного и в чем их сходство?”).

5. Беседа о жанре (“Какие еще сказки ты знаешь? Какие сказки ты больше любишь: о современности или о прошлом? Какие сказки, посвященные нашей современности, ты знаешь? Какие ты помнишь сказки, где действуют только животные? Где показаны чудеса техники? Какие ты помнишь сказочные фильмы, спектакли?”).

6. Беседа об авторе. После предварительной работы воспитатель может в доступной для детей форме рассказать о русских сказочниках и зарубежных. Полезно отметить черты творчества, рожденные народной сказкой, и вместе с тем элементы новаторства.

7. Самая смешная сказка. Самый смешной эпизод (“Какие еще смешные книжки ты помнишь?”). Такую же беседу можно провести о самой страшной, самой печальной книжке - в любом случае у ребенка развивается литературно-ассоциативное мышление и возникает определенная систематика прочитанного: по сходству и различию героев, авторов, по сходству полученных от книг впечатлений. Также вырабатывается умение выделять конкретный эпизод.

8. Игры-беседы детей с персонажами сказок.

   После проведения беседы с детьми,  даю возможность оценить, насколько понято содержание художественного произведения, рекомендуется продолжить обсуждение книги, но уже в форме игры-беседы с ее персонажами. Такая игра-беседа проводится сразу же после чтения, пока свежи непосредственные детские впечатления.

   Обычно в качестве таких персонажей выбираются противоположные по своим нравственным качествам, например, падчерица и мачехина дочка из сказки “Морозко”; лиса и заяц из сказки “Лиса, заяц и петух”; Буратино и Карабас-Барабас из сказки “Золотой ключик. ” и т. д.

  Куклы здороваются с ребятами и спрашивают, узнали ли их дети. Логопед должен по возможности имитировать интонации, характерные для того или иного персонажа. Затем куклы спрашивают у детей, кто им больше нравится и почему: Здесь надо дать ответить как можно большему числу детей с самыми различными мнениями.

   Постепенно куклы-персонажи могут затронуть проблемы, являющиеся актуальными для ребят. Куклы голосом взрослого высказывают свое мнение в полном соответствии со своей нравственной сутью и характером по поводу тех или иных поступков детей: отрицательный персонаж при этом поощряет неблаговидные, несправедливые поступки, а положительный — добрые, справедливые дела и взаимоотношения.

   Такая игра-беседа становится особенно острой и интересной, если положительный персонаж (например, Золушка) выглядит непривлекательно, а отрицательный персонаж (например, мачехина дочка) будет иметь нарядный костюм. Тогда предпочтения детей как бы пройдут проверку через внешнею красивость; таким образом, внутренняя и внешняя красота будут в данном случае противопоставлены, что, естественно, затруднит выбор предпочитаемого персонажа, более точно выявит пристрастия и нравственные ценности некоторых детей.

 Такая ситуация, кроме того, создает условия, в которых педагог при помощи кукол-персонажей и участия других детей может воздействовать на несочувственное отношение некоторых ребят к положительному персонажу и изменить это отношение таким образом, что ребенок высказываемое им мнение будет считать собственным, самостоятельным, а не навязанным извне.    Желательно, начав игру-беседу в рамках сюжета сказки или рассказа, незаметно переключиться на жизнь группы: взаимоотношения ребят, некоторые неблаговидные поступки отдельных детей (при этом стараться не обидеть ребят), отношение детей к родителям и к взрослым вообще, к малышам и сверстникам.

  Мнения положительного и отрицательного персонажа должны быть выражены четко и недвусмысленно и иметь соответствующую нравственную и эмоциональную окраску.

 Особенно эффективен в этом смысле следующий прием: положительный персонаж начинает вспоминать хорошие, справедливые поступки несочувствующего ребенка, а отрицательный персонаж при этом восхищается нехорошими поступками ребенка и утверждает, что его мнение разделяют герои других сказок, такие, как Карабас-Барабас, Бармалей и т. д. От такой “поддержки” ребенок отказывается и не желает больше восхищаться красотой отрицательного персонажа, ему становится стыдно, неловко, и он с благодарностью и искренним сочувствием “общается” с некрасивым положительным персонажем, при полном одобрении всех детей группы. Персонажи-куклы остаются в группе и после прочтения новой сказки или рассказа; они могут участвовать в различных обсуждениях.

Итак, основной принцип проведения игры-беседы детей с персонажами-куклами состоит в следующем:  представляя кукол детям, сначала напоминаем основные моменты произведения, в которых эти персонажи выступали как нравственно полярные (причем персонажей озвучивает взрослый); затем в беседу постепенно втягиваются дети и разговор переходит в область проблем, имеющих непосредственное отношение к поступкам и взаимоотношениям детей группы.

VI. ИГРЫ – ДРАМАТИЗАЦИИ.

   Следующий этап — это игра-драматизация. С. Я. Маршак говорил, что произведение детской литературы может лишь тогда считаться художественным, если его “можно разыгрывать как пьесу или превратить в бесконечную эпопею, придумывая к ней все новые и новые продолжения”. Сюжетно-ролевым играм принадлежит значительная формирующая, воспитательная роль в развитии личности дошкольника.

   Художественная литература, и особенно сказки, является для детей-дошкольников особой формой действительности — это реальность человеческих эмоций, чувств в особых сказочных условиях.

Игры, связанные с сюжетами литературных произведений, появляются у детей под влиянием взрослого и самих произведений, в которых доступно и ярко описаны люди, их взаимоотношения и их деятельность.

   Являясь одной из форм сюжетно-ролевой игры, игра-драматизация по сюжету имеет и свои специфические особенности: она представляет собой синтез восприятия произведения и ролевой игры. Сам процесс усвоения, восприятия художественного произведения является, во-первых, особой внутренней творческой деятельностью; во-вторых, появляются новые представления и новые эмоциональные отношения.

  Желательно, чтобы до игры-драматизации в группе уже прошли кукольный спектакль и игры-беседы детей с персонажами. В этом виде игр особенно важен творческий подход детей и взрослого к разыгрываемым событиям.

  Лучше всего, если игра будет разворачиваться в уголке сказок. Совсем не обязательно для этого создавать подобие театра, артисты и зрители должны быть максимально приближены друг к другу, поскольку предлагаемый вид игр-драматизаций более соответствует по своей сути сюжетно-ролевой игре, а не детскому спектаклю. Декорации и костюмы должны быть очень просты и выразительны. Лучше, если воспитатель будет готовить костюмы и декорации вместе с детьми.

После того как костюмы и декорации готовы, подбираются исполнители, причем воспитатель разъясняет детям, что они смогут сыграть эту сказку несколько раз и поэтому в ней будет участвовать несколько человек.

   Можно ввести дополнительные сцены. Игра-драматизация, если использовать ее не в жесткой, а в гибкой, подчиненной определенным задачам форме, может дать педагогу прекрасные условия для воспитания нравственных чувств у детей.

   Игра-драматизация позволяет ребенку психологически сблизиться с героем сказки, пережить его победы и поражения, счастье и беду. Одно это уже раздвигает границы жизненного опыта дошкольника, обогащает его. В  играх-драматизациях дети могут в определенных рамках изменять отдельные моменты сюжетной линии, т. е. все хорошее, что пережили ребята во время чтения сказки и кукольного спектакля, они могут реализовать в игре, проявить свою активность, преданность, отзывчивость. Эти качества находят отклик у детей, исполняющих и положительные, и отрицательные роли. Как правило, ребята творчески изменяют события, восстанавливают справедливость, находят бескомпромиссные варианты в затруднительных ситуациях. Педагог незаметно направляет ход игры, оставляя у детей ощущение полной самостоятельности в принятии решений и в совершении поступков, что невозможно при чтении сказки, когда ребятам так хотелось активно вмешаться в события.

     После восприятия сказки проводится следующая работа:

1.  Запись детских рассказов о сказке, их бесед с куклами, игровых ситуаций.

2. Фиксирование ситуаций, в которых  проявляются нравственные качества.

3. Составление характеристик на  детей, которые участвовали в этих ситуациях.

4. Проведение занятий по изобразительной деятельности, на которых предлагается отразить самые интересные моменты из сказок.

5. Экскурсии  дошкольников в младшую группу во время сбора малышей на прогулку, уборки игровой комнаты и т. д.

  1. ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ

 Синтетическая и свободная форма, включающая драматизацию, выразительное чтение, демонстрацию рисунков и поделок, прослушивание музыкальных произведений (фрагментов), выставку книг писателя. Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребёнка в детском саду, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

 В процессе театрализованных игр: 

  • расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
  • развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
  • происходит развитие различных анализаторов;
  • активизируются и совершенствуются словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;
  • совершенствуются моторика, целенаправленность движений;
  • развивается эмоционально-волевая сфера;
  • формируется опыт нравственного поведения;
  • стимулируется развитие творческой, поисковой активности.

Перспективное планирование по сказкам

Ι период: сентябрь, октябрь, ноябрь

Месяц

Неделя

Тема занятий

Сентябрь

1-2 неделя

Обследование

3-я неделя

Осенний лес - полон чудес

4-я неделя

Заюшкина избушка

Октябрь

1-я неделя

В гостях у Золушки

2-я неделя

Сбор урожая в стране чудес

3-я неделя

Домашнее подворье

4-я неделя

Путешествие

лягушки- путешественницы

                Ноябрь

1-я неделя

Ах, эти странные животные

2-я неделя

«Мы здоровые ребята»

3-я неделя

«Новоселье у Белоснежки»

4-я неделя

«Прощай, унылая пора»

                                              ΙΙ период: декабрь, январь, февраль

Декабрь

1-я неделя

Здравствуй, зимушка- зима

2-я неделя

Наши гости- игрушки

3-я неделя

Зимние забавы

4-я неделя

Двенадцать месяцев

                 Январь

3-я неделя

 (Экологическая сказка)

4-я неделя

Как зайка друзей искал

                Февраль

1-я неделя

Мир полон сказок и чудес

2-я неделя

Путешествие в

страну Здраварию

3-я неделя

«Мальчиши- Кибальчиши»

4-я неделя

Проделки Снежной королевы

                                               ΙΙΙ период: март, апрель, май

Март

1-я неделя

Здравствуй, весна - красна

2-я неделя

Все работы хороши

3-я неделя

«Путешествие на ковре- самолете»

4-я неделя

Мир цветов

                 Апрель

1-я неделя

«Здравствуйте, птицы»

2-я неделя

Мы здоровые ребята, мы готовы

в космонавты

               

3-я неделя

Подводный мир морей и океанов

4-я неделя

Зеленый мир планеты

                 Май

1-я неделя

«Чтобы помнили»

2-я неделя

Скоро лето

3-4- неделя

Диагностика

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА

1. Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М.: “Информационный центр психологической культуры”, 2000.

2. Генинг М. Г., Герман Н. А. Обучение дошкольников правильной речи. Чебоксары: “Чувашское книжное издательство”, 1980. – 115 с.

3. Гнездилов А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина (сказки доктора Балу). СПб.: “Речь”, 2002. – 292 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: “Речь”, 2002.

6. Защиринская О. В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. СПб.: “Издательство ДНК”, 2001. – 152 с.

7. Кот, петух и лиса. Развитие речи. М.: “Карапуз”, www. karapuz. com,

8. Методика развития речи детей дошкольного возраста./ Под ред. Федоренко Л. П., Фомичевой Г. А., Лотарева В. К., Николаичевой А. П. М.: “Просвещение”,

9. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.:

10. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. М.: “Издательство АСТ”, 2002. – 333


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс

Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

Тема: А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки сказки. Противопоставление добрых и злых сил в сказке.

Цели урока: -раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере данной сказки;-продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению срав...

Тест к уроку по сказке В.А. Жуковского "Спящая царевна" и творческие работы детей "Энциклопедический словарь устаревших слов в сказке", исследовательская работа "Сходство и различие сказки В.А. Жуковского с народной сказкой"

Данный материал содержит три вида работы:1. Итоговый тест по сказке.2. Исследовательскую работу обучающихся 5 класса на тему: "Сходство и различие сказки В.А.Жуковского "Спящая царевна" с народными ск...

Консультация "Сказки. Сказки? Сказки!"

Наглядный материал "Сказки. Сказки? Сказки!"- о роли сказок в воспитании детей, о их пользе и благотворном влиянии на ребенка - дошкольника....

Исследовательская работа по теме: Сходства и различия сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна»

Сравнение Сказок А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»  и сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».Актуальность темыСказка — один из жанров фольк...