Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».
план-конспект урока (5 класс) на тему

Умнова Оксана Олеговна

В данной разработке  рассказываеся о В.А.Жуковском, анализируется сказка "Спящая царевна", даются характеристики героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_5_klasse_po_teme.docx25.45 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе по теме «В.А. Жуковский. Личность поэта. Сказка «Спящая царевна». История создания произведения. Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои сказки».

Тип урока: чтение и анализ произведения

Цели урока:

 обучающие:

Организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знания учащихся по творчеству В.А. Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала: познакомить учащихся с портретом поэта В.А. Жуковского, с биографическими сведениями, историей создания сказки «Спящая царевна»; выделить общие и различные черты литературной и народной сказки.

 развивающие:

Формировать начальные умения интерпретировать текст, а также умения рассуждать, доказывать, сравнивать, обобщать; развивать творческое мышление учащихся; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; развитие интереса к художественному слову.

воспитывающие:

Способствовать воспитанию умения работать в коллективе; воспитывать любовь к русской литературе; воспитывать в детях нравственные качества личности (способность к сопереживанию, умение понимать других людей, автора, героев)

Образовательные технологии: технология развития критического мышления; информационная технология; технология проблемного обучения.

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку.

  1. Вступительная беседа.

- Ребята, любите ли вы читать сказки?

- Какую сказку вы прочитали дома? Кто ее автор?

- Что вам известно из истории создания этой сказки?( Пересказ статьи учебника заранее подготовленным учащимся .)

3. Сообщение темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием сказки «Спящая царевна», попробуем раскрыть ее главную мысль, поработаем над художественными средствами языка, которые автор использовал для раскрытия идеи произведения и характеристики героев, будем учиться отрабатывать выразительное чтение 

-Наш урок я хочу начать словами одного текста.

Жил-был добрый царь Матвей;

Жил с царицею своей

Он с согласье много лет;

А детей всё нет как нет.

- Если вы узнали, что это за текст и кто автор, то откройте тетради и запишите автора и название произведения.

4. Работа над биографией поэта - Вообразите себе, что этот задумчивый, правдивый человек войдет к нам в класс. Какие вопросы вы ему зададите, зная, что  к вам пришел автор сказки «Спящая царевна» - Василий Андреевич Жуковский?

Возможные варианты:

-В каком году Вы родились?

-Кто были Ваши родители?

-Где вы учились? Учились ли хорошо?

- Какие сказки Вы любили в детстве? Кто вам их рассказывал?

- Когда вы научились читать?

- Какие книги вы читали?

- А в детстве вы сочиняли сказки?

-  Как вы придумали сказку  о  спящей царевне?

(Свои вопросы ребята записывают в тетради. В процессе работы над биографией автора они пишут ответы на эти вопросы)

- А что вы знаете об этом писателе?

-Откройте учебник на странице 67. Перед вами биографические сведения о поэте В.А.Жуковском. Прочитаем их внимательно. (Читает ученик по абзацам, учитель комментирует прочитанное, добавляет сведениями, ученики записывают ответы на задаваемые ранее вопросы).

5. Создание проблемной ситуации. История создания сказки В.А. Жуковского.

-Ребята, а что такое состязание?

-А вы знаете, что В.А. Жуковский участвовал в необычном литературном состязании, причём с самим А.С. Пушкиным. Случилось это в Царском Селе в 1831 году. Именно там они вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. В.А. Жуковский тогда написал «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». А.С. Пушкин – «Сказку о царе Салтане», а в 1833 году – «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

- Кто же выиграл это состязание? Представим себя независимыми экспертами – учёными и вынесем своё решение: чья сказка лучше, ближе народной. Дома вы прочитали сказку В.А. Жуковского «Спящая царевна». Сегодня мы поговорим именно об этой сказке.

-Понравилась ли она вам? Почему? (звучат ответы детей)

6. Физкультурная минутка

- А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Тихо сели, вновь за дело.

7. Актуализация имеющихся знаний.

-Прежде чем приступить к исследованию, давайте вспомним всё, что мы знаем о сказке.

-Что такое сказка?

-Какие виды сказок вы знаете?

-Каковы художественные особенности народных сказок?

-Что такое литературная сказка?

- Почему, на ваш взгляд, писатели продолжают обращаться к этому фольклорному жанру?

-Действительно ли произведение Жуковского «Спящая царевна» - сказка?

8. Анализ содержания сказки.

- О чем мы узнаем в начале сказки?

-Что предсказал царице рак? Прочитайте.

- Почему автор называет рака пророком?

- Как вы думаете, рождение ребенка в семье - это большое событие или нет? Почему?

- Что же сделал царь в честь рождения долгожданной дочери?

-Кого он пригласил на пир, а кого нет?

-Почему не пригласил двенадцатую колдунью?

Двенадцатую ведьму не пригласили, так как из двенадцати золотых блюд, созданных для чародеек, одно было похищено непонятно кем. Но если б правитель желал, он нашел бы выход из этой ситуации. Наверняка, правитель просто не желал звать злую старенькую ведьму. Если не хочешь чего-то делать, всегда просто отыскать причину.

- Прочитайте, чем одарили чародейки царевну?

Словарь: Благонравный-отличающийся хорошим поведением.

-А какой подарок приготовила царевне злая колдунья?

Какие глаголы использует автор, когда говорит о чародейках? А какие о злой ведьме? Зачитайте

- Что же сделал царь Матвей, чтобы уберечь дочь от беды? (Чтение указа.)

- Сбылись ли предсказания волшебниц? Как это произошло?

9. Исследовательская работа.

-Мы сейчас проведём небольшоё исследование. Класс разделён на группы.

1 группа доказывает, к какому виду можно отнести сказку и почему.

2 группа определяет зачин, концовку, повторы, устойчивые выражения, действуют ли помощники.

3 группа работает с языковым материалом. Для этой группы на доске написаны выражения, взятые из сказки; одни из них литературные, книжные, а другие – пословицы, поговорки, обороты, близкие к народным. Именно их нужно выбрать учащимся.  

Языковой материал: «…что ни в сказке рассказать, ни пером не описать»; «Вот царём Матвеем пир знатный дан на целый мир»; «блещут розы по кустам»; «Начал жить да поживать»; «пышных комнат нет числа»; «Вместе с ней объемлет он, Весь огромный царский дом…»;  «птица там не пролетит»; «близко зверь не пробежит»; «веретёнце, не ленись, пряжа тонкая, не рвись»;

- В чём вы видите отличие? Что в народных сказках мы не могли встретить?

(в сказке Жуковского встречаются такие герои, как рак-пророк, что не характерно для русских народных сказок. Чародеек в сказке было не три или семь (магические числа для УНТ), а двенадцать. Сказка написана в поэтической форме, у неё есть автор. Имя Матвей  не характерно для русских народных сказок).

-Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?

-Вы разделены на три группы. Я сейчас вам на выбор предоставлю три карточки, на каждой карточке вопросы, отвечая на них, вы соберёте материал по какому-либо герою сказки. На работу отводится 5-7 минут.

Карточка №1

-Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея.

-Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир?

-Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось?

Найдите и прочитайте ответ в тексте.

- Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается?

Карточка №2

-Прочитайте по ролям эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за замечательный пир.

-Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары?

 Карточка №3

1. Найдите описание пути царского сына, выразительно прочитайте эпизод. Что можно сказать о характере этого героя. Почему он решил отправиться к царскому дому?

3. Прочтите описание царевны. Какой вы себе её представили?

10. Рефлексия

А.С. Пушкин говорил:

Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок.

– А какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»?

- Над чем работали сегодня на уроке?

- Что нового узнали ?

- Над чем вас заставила задуматься эта сказка?

11. Объяснение оценок

12 Домашнее задание.

Ребята, вам необходимо выписать из сказки «Спящая царевна» старинные слова, слова, лексическое значение которых вы не знаете. Найти в толковом словаре значение этих слов, если у вас нет толкового словаря, то просто выпишите данное слово. Подготовьте выразительное чтение понравившихся отрывков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 5 классе. Тема: Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб».

РЕЦЕНЗИЯна урок литературыТема урока «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб »  Учитель:  русского языка и литературы Мыгыш  Н.Г.Класс:  5 .Тип урока: урок-м...

Урок литературы на тему: Чудесный мир литературной сказки, созданный В.А. Жуковским. «Спящая царевна» (к УМК В.Я. Коровиной)

АннотацияЦелью проведения данного урока является формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовност...

Урок в 9 классе по теме «Поэтический мир и герои «Слова о полку Игореве». Идейный смысл произведения».

На уроке даётся  характеристика героям и их поступкам, выявляется  роль пейзажа, авторское отношение к происходящему....

План-конспект урока литературы в 11 классе Тема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина).

План-конспект урока литературы в 11 классеТема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина).Цели: Показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С....

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «И.С. Тургенев: детство, начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями. Авторское отношение к героям»

Тип урока Урок изучения нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с детством и юностью Тургенева, началом его творческого пути и историей создания рассказа «Муму».Задачи:Образовате...