Главные вкладки

    Урок литературы (внеклассного чтения) по теме: «Какие подарки нам посылаем Бог, или Как сделать правильный выбор между добром и злом» (по сказке Л. Петрушевской «Котёнок Господа Бога»)
    методическая разработка по литературе (5 класс)

    Черныш Татьяна Ивановна

    Урок предполагает использование технологии проблемного обучения, технологии критического мышления

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literatury_v_5_klasse.docx26.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы (внеклассного чтения)  по теме:

    «Какие подарки нам посылаем Бог, или  Как сделать правильный выбор между добром и злом»

    (по сказке Л. Петрушевской «Котёнок Господа Бога»)

    Цели:

    • обучающая - совершенствование навыков анализа прозаического произведения;
    • развивающая – развитие эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни;

              совершенствование речевых навыков и умений;

    • воспитательная – пробудить в детях чувство добра и любви к людям и животным.

    Оборудование: художественный текст, карточки, видеоролик,                мультимедийный проектор, компьютер.

    Методы обучения: проблемное обучение, технология критического мышления.

    Актуализация внимания: приём «яркого пятна»

    Проблемный диалог

    Слайд 1 «Ролик  «Притча о двух волках»

        Добрый день, мои дорогие пятиклассники и уважаемые гости!

        Сегодня на урок я пришла без учебников, тетрадок, но принесла необычный, а можно даже сказать, волшебный чемоданчик. В нём всего лишь 3 подарка, ведь по законам сказки больше их просто не может быть. Итак, я открываю его и достаю 1-й подарок – 7 карточек с буквами, используя которые вы попробуете составить слово

    Карточки на магниты на доску, дети составляют слово

    Двое учащихся выходят к доске и составляют слово ДОБРОТА

    - А что для каждого из вас означает выражение «быть добрым»?

    - А быть добрым просто?

    - Считаете ли вы, что у человека всегда есть выбор: поступать по-доброму или, наоборот, совершать хоть иногда злые поступки?

    Чтобы вам было проще найти ответы на эти непростые вопросы, я вручаю вам 2-й подарок.

    Вы услышали христианскую притчу.

    - На ваших рабочих листах есть определение притчи, внимательно прочитайте его и выделить самое важное в определении.  

    - Как вы поняли иносказательный смысл притчи?

    -Что самое сложное в этой ситуации?

    Дети отвечают:

    *совершать добрые дела

    *приходить на помощь

    *проявлять сочувствие

    *не делать зла

    *быть милосердными…..

    Дарю карточку с волком.

    Просмотр ролика «Притча о двух волках»

    Иносказательный, поучительный смысл

    Каждый волк – это часть нас самих. Если мы будем сеять зло, кормить злого волка, - будем злыми, если будет творить добро, кормить доброго волка, - будем добрыми. Т.е. всё зависит только от нас.

    Сделать правильный выбор.

    Целеполагание

    Слайд 2 Петрушевская

    Слайд 3 «Тема и цели»

    Именно о доброте, о выборе между добром и злом сказка российской писательницы Людмилы Стефановны Петрушевской «Котёнок Господа Бога»

    Автор в одном из интервью однажды сказала: «Свои загадочные, странные, мистические истории я расскажу, ни единым словом не раскрывая их тайны…»

    - Какую же тайну мы должны с вами разгадать в сказке «Котёнок Господа Бога»? Обратите внимание на слова на слайде: подарок, Бог, мы – и, если сможете, определить тему нашего урока.

    - А определить цель нашего урока вам помогут слова – подсказки.

     Раскрытая тайна Л. Петрушевской – это и будет результатом нашей с вами работы.

    Предположения – затем тема на слайде с дополнением

    Определяют цели урока

    Анализ сказки

    Слайд 4 «Таблица»

    Итак, перед нами непростая задача – понять, что за подарок послан на землю самим Богом и зачем он нужен людям.

    Обратимся к названию сказки и представим двух котят: обычного и Господа Бога.

    - Каким вы видите обычного котёнка?

    -А каким представляете котёнка Господа Бога?

    -А какой она на самом деле? Найдите его описание.

    -Что в нём необычного или чудесного?

    Автор не говорит читателю, зачем послан на землю, а вы можете предположить, какова его миссия?

    Теперь мы точно знаем, что у котёнка есть очень важное поручение самого Господа Бога, который верит в людей, ибо посылает на землю беззащитное существо. Итак, котёнок попадает в мир людей: взрослых и детей. И мы с вами познакомимся с основными героями сказки.

     

    - Какую характеристику Петрушевская даёт мальчику, который и увидел первым этого котёнка?

    - Чувствует ли ребёнок заботу, любовь со стороны взрослых: матери, бабки?

    - Кто так же, как мальчик, одинок в этой деревне?

    - Обратите внимание на порядок слов в этом предложении. Случайно ли использован обратный порядок слов? Как нам привычнее читать предложение?

    - Согласитесь, что эта бабушка отличается от родной бабушки мальчика? Что необычного в описании бабушки мальчика?

    - У вас, читателей, сформировалось отношение к бабушкам? Какое?

    - Итак, в одной деревне два одиноких человека: бабушка и мальчик. И тут появляется ещё одинокое  существо – котёнок. Как мальчику поступить с ним? Представьте себя на месте его.

    - Неслучайно в этом момент выбора появляются два необычных персонажа: ангел – хранитель и бес.

    Вам предлагается в парах поработать с таблицей и текстом сказки: найти предложения ангела и беса, выписать их действия по отношению к мальчику.

    Представьте результаты своей работы и сравните их с содержанием слайда

    - Кто оказался сильнее и почему? Что стало решающим в выборе мальчика?

    - Неужели победило зло и нарушились законы сказки?

    -Вспомните, вы считали котёнка Господа Бога чудесным. Совершил ли он какое-то чудо?

    - А с мальчиком произошло чудо?

    - Вряд ли это можно назвать чудом!

    -Кто виноват в случившемся с мальчишкой? Бес? Взрослые? Сам мальчик?

     Не ангел и не бес – они лишь указывают путь.

    Взрослые? Да, в определённой степени, ведь им нет дела до мира 6-летнего ребёнка, они не желают жертвовать собственным комфортом ради какого-то блохастого котёнка…

    Мальчик? Вряд ли. Ребёнок совершает необдуманный поступок, по природе своей оставаясь добрым. Выбор дался герою нелегко!

    Ответы

    Необычный, волшебный, чудесный

    Работа с текстом

    Ничего, но он всё равно особенный, так как снаряжён на землю самим Богом

    Испытать людей на человечность, научить доброте и состраданию….

    Работа с текстом: «выгнанный внук»

    Нет, он одинок

    Бабушка, которая решила умирать

    Показать её одиночество – «одна бабка в деревне» (акцент на слове «одна») – никому не нужна, даже собственному сыну, не то что уж соседям

    Работа с текстом: «функционировала»  (как какой-то механизм, который выполняет нужные функции.

    Ответы: Одинокая бабушка вызывает сочувствие, желание помочь, вернуть к жизни, хочется, чтобы приехал сын

    Бабушка мальчика неприятна, хочется от неё сбежать. БАБКА!

    Ответы, Работа с текстом

    Мальчик размышляет, в раздумьях.

    Работа с таблицей, текстом

    К сожалению, бес. Малина манила!

    Ответы:

    Нет, победило добро. Мы совсем упустили из виду, переживая за мальчишку, бабушку, которая приютила котёнка, брошенного ей через забор, накормила его, приласкала.

    Она стала чувствовать себя лучше, передумала умирать, и сын  к ней внезапно приехал с семьёй.

     

    Послушался совета бабки и кидал котёнка за заборы, поддался уговорам беса, соблазнившись спелой чужой малиной и залез в чужой сад, за что и получил по шее.

    Работа по колонкам.

    Варианты ответов  и доводов

    Обобщение

    А мы оказались перед финалом сказки и по правилам жанра ждём счастливый конец.

    Прочитайте его выразительно.

    - В чём смысл финала?

    -Мальчик получил важный жизненный урок. Какой?

    - А каким же подарком оказался котёнок?

    Я думаю, что сейчас вы без особого труда разгадаете тайну Петрушевской.

    Читает 1 ученик

    Мир и счастье можно обрести в семье, где любят друг друга, где отношения строятся на заботе, доброте и теплоте.

    Всё зависит от нас: нужно чаще совершать добрые поступки и кормить того волка – волка добра. Тогда и мир станет добрее.

    Мир, добрые отношения в семье.

    Варианты ответов

    Рефлексия

    Свою работу на уроке вы сегодня оцените не привычным способом с помощью какой-либо оценки. На рабочих листках закончите, пожалуйста, фразу «Для меня доброта – это…»

    Заполняют

    PS

    А в моём чемоданчике остался последний подарок

    Ролик

    Вывод

    Слайд 5

    Наш чемоданчик пуст, но он опять когда-либо чем-то будет наполнен, как и ваша дальнейшая жизнь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога"

    урок внеклассного чтения в 5 классе "Твори добро на всей Земле"по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога" с внедрением национально-регионального компонента....

    Тема урока литературы (Внеклассное чтение): В поисках смысла жизни (По книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»)

    Открытый урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе на тему«В поисках смысла жизни» по книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»(В рамках конкурса к Дню православной к...

    Тема урока литературы (Внеклассное чтение): В поисках смысла жизни (По книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»)

    Открытый урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе на тему«В поисках смысла жизни» по книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»(В рамках конкурса к Дню православной к...

    Методическая разработка урока литературы внеклассного чтения в 6 классе: Как научиться любить ближнего?

    Знакомство с православной книгой А.Ткачева "Ступени к небу". Доступное разъяснение заповедей Христовых для читателей. Как научиться любить людей?...

    Методическая разработка урока литературы внеклассного чтения в 6 классе: Как научиться любить ближнего?

    Знакомство с православной книгой А.Ткачева "Ступени к небу". Доступное разъяснение заповедей Христовых для читателей. Как научиться любить людей?...

    Урок литературы внеклассного чтения в 5 классе по произведению А.Дюнана "Воспоминание о битве при Сольферино"

    Урок  внеклассного чтения по  литературе  в 5 классе по УМК "Вокруг тебя - мир..." знакомит с дейстаием Международного Красного Креста, воспитывает чувство гуманизма,  уч...