Тема урока литературы (Внеклассное чтение): В поисках смысла жизни (По книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»)
план-конспект урока по литературе (8 класс) по теме

Петухова Марина Николаевна

 

Открытый урок

внеклассного чтения по литературе

 в 8 классе на тему

«В поисках смысла жизни»

по книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»

(В рамках конкурса к Дню православной книги)

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_poiskakh_smysla_zhizni.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока литературы (Внеклассное чтение): В поисках смысла жизни (По книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»)

Цели урока:

Образовательные: формирование мировоззрения  обучающихся на основе  нравственных идеалов духовной литературы,  в частности книги протоиерея Игоря Гагарина «Восстань, душа, что спишь?», создать условия для формирования УУД:

  1. личностных: мотивация социальная и эмоциональная, нравственно- этическое оценивание ( оценивание усвоения содержания данного урока, исходя из социальных и личностных ценностей), обогащение духовного мира личности, воспитание любви к ближнему путём приобщения к нравственным ценностям  литературы  и культуры.
  2. познавательных: формулирование познавательной цели, определение круга своего незнания, планирование работы по изучению незнакомого материала; отбор и сопоставление материалов из необходимых  источников информации среди предложенных учителем ресурсов;
  3.  коммуникативных: принимать участие в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.
  4. регулятивные: целеполагание, умение самостоятельно  формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать, в том числе давать самооценку.
  5.   метапредметные: формирование информационной культуры личности, навыков исследовательской деятельности.

Развивающие: развитие умений давать аргументированную оценку разным ситуациям социальной и культурной жизни, вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Воспитывающие: воспитывать чувство любви к ближнему, основываясь на произведения русской литературы, чувство взаимоуважения, формировать мировоззрение учащихся на основе духовных ценностей.

Задачи урока:

1)     знакомство обучающихся с идейно-тематическим смыслом книги;

 2)     закрепление представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

3)     развитие способностей обучающихся к общению в социальной среде;

4)     формирование умения исследовать проблему, аргументировать свою точку зрения;

 5)     Совершенствование  культуры речи, способствование  обогащению словарного запаса.

 - Способствовать развитию умения работать в микрогруппах.

Ход урока.

1. Вступление. Слово учителя. (1-й слайд презентации)

- Ребята, сегодня празднуется день православной книги. Я хочу познакомить вас с кратким содержанием только одной такой книги, но очень полезной для каждого человека. С содержанием данной книги познакомилась не только я, её прочли уже несколько человек, но все, кто её прочел, сошлись во мнении, что о содержании её необходимо говорить, обсуждать, брать как руководство к действию. Автор книги «Восстань, душа, что спишь?» - протоиерей Игорь Гагарин, священник, настоятель храма святого Иоанна Предтечи с. Ивановское Ногинского района Московской области.

(2-й слайд)

2. Чем для нас может быть полезна эта православная книга? Во-первых, ответом на вопрос, волнующий каждого из нас, – в чем смысл нашей жизни?

(3-й слайд)

Вопросы классу:

- Задумывались ли вы когда-нибудь, в чем смысл нашей жизни?

- Кажется, все предельно просто, живи в согласии с самим собой и с Богом и все в жизни будет хорошо, но нам всегда что-то мешает, что-то удерживает нас от совершения благих дел.

- Как вы думаете, как можно научиться жить в согласии с самим собой и с Богом?

(Ответы учащихся)

Автор книги вот что пишет о смысле жизни: «Знаю одного человека, который искал того же, чего ищут все нормальные люди, пока не найдут – СМЫСЛА ЖИЗНИ. Иные находят, иные – нет. Он не находил очень долго. Точнее, находил, но потом выяснялось – не то… Кто сам искал, знает, как это бывает. То ему казалось, что стоит жить ради других, делая им добро, то смыслом жизни становилось поэтическое творчество (он писал стихи), то – семья и воспитание детей и многое другое. Но был у него критерий истинности обретенного смысла – страх смерти. Смысл, говорил он себе, имеет только то, что освобождает от страха смерти, что не обессмысливается смертью, что сильнее смерти. И знал он, что не успокоится и не обретет душевного мира, пока не откроет ценностей, с которыми не только радостно жить, но и не страшно умирать.

- Но ни поэзия, ни доброделание, ни семья и дети, ничто иное нисколько  не освобождали от страха смерти. И он продолжал думать, много читать различных философов, вновь и вновь обретая смысл и вновь и вновь понимая – не то. Жить с этим можно, а умирать все равно тоскливо».

Рассказ ученицы М.Гусевой (рассказ об этом человеке ):

«Но однажды он гулял по лесу, размышляя над очередным стихотворением, ища нужную рифму или метафору, и вдруг совершенно неожиданно почувствовал в сердце прилив какого-то теплого, нежного чувства ко всему окружающему. Все вокруг вдруг стало очень дорого ему, очень любимо, очень близко.

Это чувство нахлынуло внезапно, без какой бы то ни было причины (сколько раз гулял по этому месту!) , и оно захватило его так сильно, что он стоял, как зачарованный, и чувствовал, что любовь все возрастает в его сердце, и нет ничего вокруг, на что бы она не распространялась. Он любил деревья, каждый листик, траву, ползающих по ней насекомых. Любил не только то, что прекрасно само по себе (небо, цветы), но и то, что едва ли внушило бы любовь в другую минуту (мошки, комары, гусеницы и пр.). Любовь захватила его целиком, наполнив несказанной сладостью.  И с каждой секундой это чувство усиливалось. Это было ново, это было впервые в жизни, и вдруг в голове мелькнула мысль: «А если бы сейчас умереть?» И в первый раз за всю жизнь эта мысль не только не вызвала ни страха, ни отвращения, а, напротив, показалась смешным пустяком. Смерть? Какая это мелочь по сравнению с тем, что он сейчас чувствовал»

Учитель:

 Вывод: Так вот он, ответ! Вот, что делает смерть не страшной! Любовь ко всему миру, ко всему живому и неживому!

Все верно, - заключает протоиерей Игорь, смысл жизни – в любви, цель жизни – научиться любить. Но тщетны все попытки осуществить эту цель, пока будем искать источник любви в себе. Только один есть источник подлинной любви – Бог. «Бог есть любовь», - говорил святой Иоанн Богослов.

2Учитель:  От чего зависит наша жизнь?

(4-й слайд)

- Мы часто повторяем, что в одиночку никому не взойти на Небеса, никому не достигнуть совершенства. Только в церкви, которая есть единство верующих, можно возрастать и приближаться к Царству.

Сообщение Овчинниковой В. – рассказ автора книги об одном верующем человеке:

«Один мой знакомый рассказывал, что уверовал во Христа еще в те времена, когда верить было «нельзя». Каким-то образом у него оказалось старое Евангелие, потом несколько богословских книг, Жития святых. Не имея возможности общаться ни с кем из христиан, он читал эти книги, и они оказались для него гораздо убедительнее всего, чему учили материализм и «научный» атеизм. Единомышленников не было, в церкви он никого не знал и поэтому предстоял перед Богом в одиночку. И хотя с определенного времени стал ездить в храм, чтобы исповедоваться и причащаться, но и там общение его ограничивалось беседой-исповедью со священником. Прихожане были людьми незнакомыми. Такое было время – веру приходилось или скрывать, или идти ради неё на такие жертвы, на которые не всякий сразу бывает готов. «Но если я не могу говорить о своей вере устами, то кто помешает мне быть христианином в своих поступках?» - рассуждал он.

Читая и перечитывая Евангелие, он понял, что не имеет права судить кого-либо, ссориться, быть нечестным даже в мелочах, не должен обижаться и обижать, а, напротив, надлежит быть всегда первым там, где нуждаются в помощи. И он всеми силами старался жить именно так. Что-то получалось, что-то не очень, но он старался изо всех сил. И каждое слово, дело, мысль, несогласные с Евангелием, омывались самыми искренними покаянными  слезами. Так он и жил и скорбел о том, что нет у него братьев и сестер во Христе, нет той церковной общины, членом которой он мог бы стать. Вот тогда, думал он, восхождение в Царство Небесное пошло бы совсем иным образом.

А потом времена изменились. Вера стала «разрешенной». У этого человека появилась возможность больше не таиться, и очень скоро он познакомился со многими христианами. И здесь, общаясь со своими новыми друзьями, он, к своему удивлению, не увидел того, чего ожидал. Он обнаружил, что в церковной среде запросто живут все те явления, с которыми он более или менее успешно пытался бороться в своей жизни. Христиане легко осуждают друг друга, ссорятся, лукавят, обижаются, тщеславятся, чревоугодничают и т.д.. И достаточно долго он не мог встретить ни одного, кто боролся бы с пороками так же искренне и ревностно, как он. В результате и сам он начал позволять себе то, чего никогда бы не позволил себе раньше, пока был один, вне всякой общины. В самом деле, легко ли стараться, если никто вокруг особенно не старается?»

- Но все-таки ему удалось встретить тех, кто искренне верил и жил по Евангелию, только таковых оказалось очень немного. И если никто вокруг, как порой кажется, не живет по Заповедям Божиим, то ответственность с нас за это не снимается.

3Учитель:  Как научиться ответственности?

(5-й слайд)

Протоиерей Игорь очень метко говорит о нашей слепоте: «Слеп тот, кто не видит своих грехов, кто убежден, что ему не в чем каяться и не в чем упрекать себя. Когда он встретиться с Богом, с истинным Светом, то ему откроется истинное состояние его души. Это будет страшное открытие. Да исцелит нас Христос от такой слепоты!

Слеп, кто в ближнем не видит брата своего. И вдвойне слеп, кто ближнего своего ненавидит. Как пишет апостол Иоанн Богослов: «А кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза»

Слеп, кто не умеет увидеть в ближнем образ Христов, кто, замечая его недостатки, не умеет разглядеть достоинства и, опираясь на то доброе, что есть в каждом, строить с ним отношения. О такой слепоте Сам Иисус говорил нам: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?»

Слеп, кто, живя  в мире, не видит красоты этого мира, не умеет радоваться каждому цветку и листику, дереву, букашке, синеве неба и другим произведениям Божиим. Слеп, кто, видя земную красоту, не подозревает о существовании Небесной».

- А кто же тогда зряч? И что нужно сделать, чтобы прозреть? Путь к прозрению ясен – он указан Христом – очищение сердца. Признак же чистоты сердца  - любовь. Кто пребывает в любви, тот в Боге, потому что «Бог есть любовь».

4Учитель:  Назначение наше – быть вместилищем духовного содержимого.

(6-й слайд)

Вот что говорит об этом автор этой книги.

Сообщение Ведерникова К. – притча о двух сосудах: «Есть такая восточная сказка-притча: «В одном доме на полке стояли три кувшина. Они были совершенно одинаковы, но в одном хозяин хранил благовонное масло, в другой бросал помои, а третий до поры до времени стоял пустой. Понятно, что от кувшина с маслом исходило благоухание, а от того, что с помоями, - зловоние. И первый все время гордился, всячески превозносился над вторым: «Смотри, какой от меня исходит прекрасный аромат, а от тебя…» Кувшин же с помоями не знал, куда деться от стыда.

Но однажды в разговор вмешался третий кувшин: «Напрасно, братья, один из вас гордится, а другой – стыдится. И благоухание, и зловоние не исходят ни от одного из вас. Оба вы, как и я, лишь обожженная глина. А запах источает то, чем вы наполнены. И благовонное масло, и зловонные помои не есть вы. Вы лишь сосуды, наполненные тем или иным содержимым. Как и я, пока еще ничем не наполненный. Придет время, и в меня что-то нальют, и еще неизвестно, будет оно сладким или горьким, благоуханным или зловонным».

- Как вы думаете, эта сказка-притча имеет отношение к нашей жизни?

Вывод: Эта сказка и о нас тоже. Каждый из нас – не более, чем сосуд. А назначение сосуда – быть вместилищем того или иного содержимого. Вот только какого содержимого – это самый важный вопрос. Нам дана возможность самим выбирать, чем мы, вернее наши души, будут наполнены.

Учитель:  От того, вместилищем какого содержимого станет человек, зависит его дальнейшая жизнь. 

(7-й слайд)

- Очень многие люди не становятся христианами не потому, что их что-то в христианстве не устраивает, а потому, что тот образ жизни, который они ведут, с христианством несовместим. Многие говорят: «Все это хорошо, но не для меня. Я уже настолько грешен»

Сообщение Галуза О. – рассуждения о том, как прожить хотя бы одни день по-христиански: «Действительно, назвать себя христианином и продолжать грешить не только безнравственно, но и опасно: ничто так не разрушает человека. Лицемерие, к которому привыкает человек, в этом случае отвратительнее любого иного греха. Недаром Господь был куда более суров к фарисеям, нежели к мытарям и блудницам. Если человек привыкает к такой жизни и живет ею с легким сердцем, не без основания утешая себя: «Все так живут», то воистину он в опаснейшем положении. Если же человек честен, но немощен, обладает сильной совестью и слабой волей, то такая жизнь станет адом прежде ада, дорогой в психиатрическую лечебницу. Что же делать? Есть ли выход для тех, кто не видит возможности жить по Евангелию?

Выход есть, и он вполне посилен для любого. Человеку, говорящему: «Не смогу я в своей жизни то… другое… третье…», мы бы посоветовали не слишком об этом переживать. Не сможешь – не надо. Но проживи по-христиански один только единственный день. Это ты сможешь? Один только день – сегодняшний».

Вывод: Не можешь быть праведным всю жизнь – будь праведен сегодня. А завтра? О завтрашнем дне завтра и поговорим. Христос говорит: «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы»

6.Учитель: Пока наша душа устремлена к Богу, ввысь, - дьяволу ни за что не одолеть нас.

(8-й слайд)

Сообщение Калашникова А. -  рассказ из ветхозаветной книги о походе через пустыню: «В ветхозаветной книге «Исход» (гл.17) есть очень красноречивый рассказ. Когда израильтяне шли через пустыню, на них напали воинственные и многочисленные амаликитяне. Силою враги значительно превосходили израильтян, для которых столкновение грозило неминуемым поражением.

Тогда Моисей велел Иисусу Навину отобрать из народа людей мужественных – тех, кто не боится вступить в борьбу. Вот первое, чему стоит учиться. Одно дело – слабый трус, и другое – слабый храбрец. Сама храбрость может слабого сделать сильным, и хотя, конечно, одной её еще недостаточно для победы, но без неё позорная гибель неминуема. Поэтому Господь Иисус Христос говорит: «Да не смущается сердце ваше и да не устрашается» (Ин.14,27). Мужество, храбрость – очень многое, но еще не все. Когда израильтяне вступили в сражение с амаликитянами, Моисей поднялся на гору в сопровождении Аарона и Ора и там предстаял пред Господом в молитве, воздевая руки к небесам. И пока руки его были подняты, израильтяне были сильны и теснили врага, но когда, утомившись, Моисей опускал руки, сильнее становился враг, и израильтяне отступали. Так и шло сражение с переменным успехом: руки Моисея воздеты к небу – и дело идет к победе, руки опущены – и амаликитяне начинают одолевать».

- Так и сражение в нашей жизни. Пока душа устремлена к Богу, ввысь, дьяволу ни за что не одолеть нас.

Вывод: Устремленность души ввысь – это молитва.  Но едва обратим мы помыслы на суетное, становимся ни на что не годны.

Учитель:  Как быть, что необходимо предпринять, чтобы не обратить помыслы на суетное?

(9-й слайд)

Сообщение Яковлева М.: «Одна женщина спрашивает: «Как же получается: человек, живущий всю жизнь разгульно и во грехах, придя в храм на исповедь и покаявшись, получает полное прощение? Этак он может преднамеренно грешить, зная, что в любой момент покается и будет прощен». Все не так просто. Покаяние – это не обряд, который человек совершает, приходя в храм на исповедь. Покаяние – это перемена жизни. Покаяние – это значит твердо решить не возвращаться ко греху и, более того, делать добрые дела, противоположные сделанным ранее злым. Помните, как мытарь Закхей, нажившийся за чужой счет, сказал Господу, посетившему его дом: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19,8). Вот это покаяние!

Иоанн Предтеча, призывая людей обратиться и покаяться, на их вопрос: «Что же нам делать?» - отвечал: «У кого две одежды, тот дай неимущему; и у кого есть пища, делай то же»(Лк.3,11)».

Вывод: Но есть и такие среди нас, кто преднамеренно грешит, рассчитывая когда-нибудь покаяться. Наверное, это самый тяжелый в нравственном отношении случай. Плохо, когда человек просто грешит, не думая ни о каком покаянии, но гораздо хуже, когда, греша, надеются еще и «перехитрить» Бога. Но никому не удастся обмануть Того, в чьих руках все обстоятельства нашей жизни, от Кого зависит, проснемся ли мы завтра? Разве не каждый день мы слышим об автокатастрофах, взрывах, инсультах, инфарктах и прочих бедах, постигающих то одного, то другого брата нашего? У большинства тех, кто «не проснулся», «не доехал», «не дошел», и сомнения не было в том, что доедут, дойдут, проснутся. Мало ли тех, кто шел на свидание с любовницей, а пришел на Суд Божий!

- Но если, действительно, от всего сердца приняли мы решение начать новую жизнь, если пробудилась в душе спасительная жажда чистоты и правды, тогда не сомневайтесь – прощены и забыты грехи наши. Только бы нам не на словах, а самим делом подтвердить себе, Богу и людям, что покаяние и обращение наше не формально, что со старым покончено, что мы стали новыми.

Учитель: Каждое утро – начало новой жизни.

(10-й слайд)

- Печально, что обычно начало становится концом и ничего нового не происходит. Каждое утро – возможность стать тем, кем не удавалось до сегодняшнего дня. Неужели и на этот раз не удастся?

- Автор этой книги заостряет наше внимание на следующем: «Человек, живущий, «чтобы жить», считающий все разговоры о смысле жизни пустой болтовней, проснувшись, отдается тому течению мыслей, слов и дел, которое стихийно подхватывает его и несет неведомо куда.

Человек, ставящий перед собой жизненные задачи, проснувшись, обдумывает, что ему необходимо сделать сегодня, от чего уклониться, над чем особенно поработать, что успеть и что отложить. Так поступают и верующие, и неверующие. Неверующие делают это наедине с собой, верующие же – перед лицом Того, Кто неизмеримо выше нас, Кто есть Совершенство, Добро, Любовь, Истина. И такая работа ума и сердца называется Молитвой.

Вывод: Каждая победа над собой делает более легкой следующую победу, а каждое отступление подготавливает новое отступление, делая более вероятным окончательное поражение.

(11-й слайд)

Военные говорят, что часто первая схватка решает исход всей войны. Для нас каждый день – война. Война между ленью и долгом, между духовным устремлением ввысь и плотским – к земле. Пусть же звон будильника будет для нас не досадной неприятностью, а звуком трубы, зовущей в бой. И пусть утро начнется победой над ленью, а жизнь станет победой над смертью.

Рефлексия:

- Итак, ребята, мне бы хотелось узнать, какие мысли вызвал у вас сегодняшний разговор? О чем заставил задуматься?

- Как вы думаете, что может измениться, если каждый из нас станет задумываться об ответственности, о чувстве долга, наполнять свое духовное «я»?

Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру на тему «В чем заключается смысл нашей жизни?»

МБОУ «Килемарская СОШ»

Открытый урок

внеклассного чтения по литературе

 в 8 классе на тему

«В поисках смысла жизни»

по книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»

Составила: учитель

 русского языка

и литературы

Петухова М.Н.

                                               2012 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока литературы (Внеклассное чтение): В поисках смысла жизни (По книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»)

Открытый урок внеклассного чтения по литературе в 8 классе на тему«В поисках смысла жизни» по книге протоиерея И.Гагарина «Восстань, душа, что спишь?»(В рамках конкурса к Дню православной к...

Методическая разработка урока литературы внеклассного чтения в 6 классе: Как научиться любить ближнего?

Знакомство с православной книгой А.Ткачева "Ступени к небу". Доступное разъяснение заповедей Христовых для читателей. Как научиться любить людей?...

Методическая разработка урока литературы внеклассного чтения в 6 классе: Как научиться любить ближнего?

Знакомство с православной книгой А.Ткачева "Ступени к небу". Доступное разъяснение заповедей Христовых для читателей. Как научиться любить людей?...

Урок литературы внеклассного чтения в 5 классе по произведению А.Дюнана "Воспоминание о битве при Сольферино"

Урок  внеклассного чтения по  литературе  в 5 классе по УМК "Вокруг тебя - мир..." знакомит с дейстаием Международного Красного Креста, воспитывает чувство гуманизма,  уч...

Конспект урока литературы (внеклассного чтения) в 7 классе. . Великая Отечественная война в стихах русских поэтов.

Конспект урока литературы (внеклассного чтения) в 7 классе. .  Великая Отечественная война в стихах русских поэтов. Творческая мастерская....