Урок литературы (внеклассное чтение) Рождественская тема в рассказе Леонида Андреева «Ангелочек»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Приводится  разработка  урока литературы 6 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11.konspekt_uroka_literatury_v_6b_angelochek.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка  урока литературы в 6б классе (внеклассное чтение)

Рождественская тема в рассказе Леонида Андреева «Ангелочек»

Цели урока: 

Обучающие:

* обучить работе с текстом произведения и анализу литературного текста,

* совершенствовать выразительность чтения учащихся,

* познакомить с особенностью рождественского рассказа,  

* прикоснуться к библейской теме Рождества Христова и к вечным темам добра, зла, любви, красоты, милосердия и сострадания.

Развивающие:

* развивать эмоциональную отзывчивость учащихся, умение сопереживать чувствам, настроениям, переданным автором в рассказе.

Воспитательные:  

Воспитывать уважение у детей к духовным ценностям нашего народа.

Оборудование: магнитофон, кассета с записью пьес «Декабрь. Святки» и «Январь. У камелька» из цикла «Времена года» П.И.Чайковского.

На доске: Тема урока и эпиграфы к теме.

Портрет Леонида Андреева, рисунок ангела на формате А3, рождественская ёлка на доске. Формулировка, что такое рождественский рассказ (на обороте доски). Учителем на листочках заготовлены слова: «вера», «милосердие», «сострадание», «любовь», «злость», «обида», «доброта», «вера», «счастье», «ненависть», «месть», «жалость» (в виде новогодних шаров). Какие слова в конце урока выберут ученики, чтобы украсить рождественскую ёлку?

Эпиграфы к уроку

                            И сказал Бог: сотворим человека

по образу Нашему и по подобию Нашему… 

(Быт. 1:26). 

Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.

Чарльз Диккенс

Ход урока

Звучит музыка П.И. Чайковского «Декабрь. Святки» (цикл «Времена года»).

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с жанром рождественского  рассказа. И попытаемся проанализировать рассказ Л.Андреева «Ангелочек».

Что такое рассказ? (отвечают).

Это малая эпическая форма. В рассказе часто один главный герой, одна сюжетная линия, одно главное событие.

В XIX  веке в литературе сложился особый жанр рассказа – рождественский рассказ. В этих рассказах удивительным образом сочетается бытовое и бытийное, сиюминутное и вечное. На страницах такого рассказа мы встречаемся с чудом.

Что же такое рождественский рассказ, чем он отличается от обычного рассказа? (пробуют дать ответ).

Учитель.

В самом общем виде можно определить рождественский  рассказ как рассказ о случившемся с героем чуде в период зимнего праздника Рождества Христова. Существует множество определений, что же это такое «святочный» или «рождественский» рассказ. И чем он отличается от простого рассказа? А так как этот жанр находится в постоянном развитии, то и дать ему какую-либо характеристику непросто. И в то же время чрезвычайно легко. Желательно, чтобы история, рассказанная на святках, была проникнута ожиданием чуда, которое непременно происходит. Причем чудо это может быть явным, происшедшим при вмешательстве Божьем, либо понятным и заметным только главным героям рассказа. Святочный рассказ может быть романтичным, нежным, слегка грустным, но обязательно светлым. Разумеется, действие должно происходить в рождественские дни. Конечно, там должна быть ёлка, много снега и звёзд.  Именно ёлка становится одним из главных действующих лиц многих рождественских рассказов.  Вспомним некоторые из рождественских рассказов: А.П.Чехов «Ванька», Ф.М.Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке», Л.А.Андреев «Ангелочек».

Рождественский рассказ – это рассказ о случившемся с героем чуде в период зимнего праздника Рождества Христова. Очень часто рождественская ёлка становится одним из главных действующих лиц такого рассказа.

Что же это за праздник Рождество Христово? Рождество – это дни всеобщей любви и добра. По словам Чарльза Диккенса, это время «милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди… свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами». В рождественские праздники люди стремятся быть лучше; это время, когда особую значимость получают христианские ценности, время совершения добрых дел. В России в Святки принято было творить добрые дела: помогать больным, раздавать милостыню, слать подарки старикам в богадельни и т. п. Следовали этой традиции все – от государя до простых смертных.

Но всегда ли так бывает? Все ли видят улыбки друзей, ощущают любовь и счастье? Ведь в жизни рядом с достатком, радостью соседствуют горе, нужда и одиночество.

Давайте вспомним библейское сказание о Рождении Иисуса Христа.

Подготовленный ученик рассказывает библейскую легенду о Рождении Христа (5-7 минут).

II. Евангельская история Рождения Христа

Рождество - великий христианский праздник, установленный по церковному вероучению в честь Рождения Иисуса Христа. Это тёплый, трогательный, красивый  праздник, пронизанный атмосферой всеобщего согласия и любви.  

 Дева Мария в 14-летнем возрасте дала обещание никогда не выходить замуж, а посвятить свою жизнь служению Богу. Священники вручили её 80-летнему старцу, вдовцу Иосифу, который уже имел детей и был Марии вместо отца. Как-то в дом Иосифа явился архангел Гавриил и сказал Марии: «Ты родишь сына и назовёшь его Иисусом. Он будет велик и назовётся Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол…». Иосиф и Мария отправились из города Назарета, где они жили, на родину предков – в Вифлеем. Там они остановились за городом в пещере. Ночью у девы Марии родился младенец – Сын Божий, Спаситель мира. Мария спеленала его и положила в ясли, куда кладут корм для скота. На восьмой день после рождения младенца Иосиф и Мария дали ему имя Иисус, что означает «Спаситель». Тем временем в Иерусалим прибыли из какой-то восточной страны волхвы, или мудрецы, изучающие звёзды. Они увидели, как на небе появилась новая необычная звезда, и поняли, что ожидаемый Мессия родился. Иудейский царь Ирод, прослышав о появлении необычной звезды, а стало быть, и о рождении нового царя, испугался, что у него отнимут власть, ведь он не был иудеем. Ирод послал волхвов в Вифлеем разузнать о младенце. Он задумал убить его. Та же звезда шла перед волхвами по небу, указывая им путь, и привела как раз туда, где находился младенец Иисус. Мария и Иосиф к этому времени уже перебрались из пещеры в город. Волхвы вошли в дом и увидели мать и младенца. Они поклонились Иисусу до земли и преподнесли подарки: золото, как царю (в виде дани), ладан, как Богу (потому что ладан употребляется при богослужении), и смирну, как человеку, который должен умереть (умерших натирали тогда благовонными маслами). В 12 лет Иисус в Иерусалимском храме впервые почувствовал, что Он не просто в помещении, а в доме своего Отца.  Мудрая вера Иисуса Христа, его смирение, терпение и доброжелательность влекли к Нему лучших людей иерусалимского народа.  С жизнью Иисуса Христа молва и легенды связывают множество историй, которые могут быть определены кратко – «чудо». Это  воскрешение мёртвых,  исцеление больных, наполнение пустых хранилищ и изгнание нечистого духа. Всякий раз, когда мы перешагиваем порог Нового года, на душе становится особенно тепло, потому что через несколько дней наступит Рождество! Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит!..

Учитель

Самая тихая, самая светлая ночь в году - Рождественская. По старинному поверью, в эту ночь раскрываются небеса и сбываются желания чистых сердец.

Анализ произведения. Рождественский рассказ Л.Андреева «Ангелочек». (Текст рассказа прилагается).

Анализируя рассказ, мы должны будем выяснить, в чём его жанровые особенности.

Учитель

Леонид Андреев - автор  нелёгких рассказов для чтения. Часто среди героев мы встречаем детей. Он с болью в сердце писал о детских страданиях, о несчастьях бедных и униженных. Автор хотел разбудить совесть каждого человека, чтобы никогда он не забывал, что рядом с сытой и благополучной жизнью всегда есть другая. И в этой другой - голод, страдания, грубость, грязь унижения и оскорбления.  

Главный герой рассказа? (Сашка, мальчик  13 лет).

Обратимся к началу рассказа и найдем описание главного героя.

*Что мы узнаем о главном герое с первых строк рассказа? (стр.1).

*Как Сашка мстил жизни? (стр.1). Как называет Сашку автор? (Волчонок).

*Отношения Сашки с матерью (стр.1 снизу; карикатура).

*Мать Сашки. Феоктиста Петровна.

*Отец Сашки (стр.2). Иван Саввич (стр.2).

*Отношения Сашки с отцом (отец прятал для него хлеб; стр.2, стр. 3). Сашка  жалел отца, но не уважал.

*Отношения между матерью и отцом (стр.2).

*Прошлое отца (стр.3). Служил в земской статистике (общегосударственное учреждение, занимающееся наукой о количественных показателях развития общества). Был учителем у Свечниковых, был влюблен в сестру хозяйки, Софью Дмитриевну.

*Кто такие Свечниковы? (Богатые люди, которые определили Сашку в гимназию, уважаемые люди).

* Что произошло с Сашкой перед Рождеством? (Его выгнали из гимназии).

Богачи Свечниковы, определившие его в гимназию, не велели ему показываться на глаза после того, как его исключили.

* Как он жил все эти дни (стр.1)

*Какое неожиданное событие происходит с Сашкой (Свечниковы приглашают его на рождественскую ёлку).

*Зачем они это делают?

Рождество — праздник религиозный, отмечаемый во всех христианских странах. На Рождество в домах украшали ёлки и обязательно ставили на верхушки звёзды, которые символизировали Вифлеемскую звезду. В этот день все должны быть добрыми, внимательными к людям, никого не обижать и дарить  подарки. Люди из богатых семей в дореволюционной России считали долгом позвать на ёлку детей своих бедных родственников или соседей и тем самым показать себя хорошими христианами: ведь во Христе все люди — братья.  

Так и поступает богач Свечников, приглашая Сашку в свой дом. Больше того, он хочет помочь Сашке, отец которого работал у него, и устроить мальчика в ремесленное училище.  

*Реакция Сашки на приглашение? (стр.2).

*Почему пошёл? (стр.3).  (Из-за отца, стащил там для него папиросы).

Мать и отец надеются, что Сашку вернут в гимназию, для этого Сашка обязан доказать свою преданность Свечникову, вести себя скромно и всячески благодарить своего благодетеля.

*Как ведет себя мальчик? Почему? (Плохо. Он подтверждает свою репутацию дурного мальчика, он чувствует себя чужим, продолжает «мстить жизни»). (Стр.4).

Сашка не желает вести себя «прилично». Он грубит Свечникову, обижает его замечательно одетого, ухоженного сынка. Ведет себя как «нехороший мальчик».

*Реакция Сашки на елку? (Страшное одиночество ребенка). ( Стр.5).

* О чём он думает, что ему дорого в этой жизни? (Пытается вспомнить самое дорогое: отец, мать, дом…выходило, что этого ничего нет и ему некуда идти. Перочинный ножичек… завтра он его сломает, и тогда у него ничего уже не останется).

*Какое чудо произошло на ёлке у Свечниковых с Сашкой? Что он увидел? (Ангелочка – восковую игрушку). (Стр.5).

Читатель не сразу замечает, как автор начинает иронизировать по поводу ситуации, которую он сам же создаёт в своем рассказе. По форме — это типичный «рождественский» рассказ. Но по сути этот рассказ как бы пародирует типичную «рождественскую» историю о бедном, несчастном ребенке, которого пригласили в богатый дом, обогрели, накормили, вытерли слёзы и сделали на один день счастливым. Сам автор не верит в реальность подобного сюжета. Он понимает, что дети из бедных семей не склонны к сентиментальности. Они грубы и хитры, потому что жизнь вынуждает их быть такими. И Сашка именно так ведёт себя сначала. Но потом Сашка видит на ёлке воскового ангелочка. Игрушка так нравится ему, что Сашка готов схитрить и показать свою преданность, только бы хозяева подарили ему этого ангелочка!

*Почему мальчик обращает внимание на эту ёлочную игрушку? ( Нарядная, «наглая» ёлка, блестящие игрушки, а он -  незаметный - с теневой стороны ёлки,  так же, как Сашка, среди нарядных, избалованных, богатых детей. В эту минуту мальчик чувствует, что он уже здесь не одинок).

*Какие слова шепчет «грубый» мальчик? («Милый, милый ангелочек»).

* Как мальчик добивается того, чтобы ему сняли с ёлки и подарили ангелочка? (Стр.6). Пересказ. Что делает гордый Сашка? (Встаёт на колени, ему это противно). (Стр.6).

*Чувства мальчика, когда он коснулся ангелочка? (стр.7).

*Что заметили окружающие? Какое чудо случилось? (стр.7).

И тут происходит короткое и внезапное чудо! «И в этот короткий момент все заметили загадочное сходство между неуклюжим, выросшим из своего платья гимназистом и одухотворенным рукой неведомого художника личиком ангелочка».

Это очень важный момент в рассказе! В одной фразе писатель говорит нам о том, что образ и подобие Божие есть в каждом человеке, каким бы грубым и непривлекательным он ни казался нам вначале. Более того, именно в ребёнке из бедной, несчастной семьи этот образ запечатлён глубже и прочнее, чем в сытых и самодовольных богачах.

И здесь мы вспоминаем, что Ангел Господень явился не к женщине из богатой семьи, не к царской дочери, а к бедной сироте Марии, жене обычного плотника. И родился Христос не в роскошной кровати, не в царских покоях, а в холодной пещере, на грубой шерстяной подстилке, в маленьком иудейском городе Вифлееме. И положила его мать не в мягкую колыбель, а в жёсткие ясли из камня.

* Что делает Сашка, получив игрушку? (Сразу идёт домой).

* Что происходит дома? (Диалог отца и сына – читают подготовленные ученики). (Стр.7-8, 9).

Выпросив ангелочка, мальчик поделился своей радостью с больным отцом. Как и Сашке, отцу кажется, что ангелочек спустился с неба…и внёс луч света в его душу, - «чёрную душу человека, у которого было отнято всё: и любовь, и счастье, и жизнь». Отец и сын испытывали странное чувство, оно «сливало воедино сердца и уничтожало бездонную пропасть, которая отделяла человека от человека».

*Чем окончился рассказ? (Сашка и отец засыпают. Ангелочка, чтобы любоваться им, повесили возле горячей печки, и он растаял – оказался таким же хрупким, как и мимолетное счастье).

* Что с ними будет утром, когда они проснутся?  (Несколько учеников готовили дома письменные ответы, зачитывают).

Окончилась рождественская ночь, окончилось чудо, как будто и не было ничего, началась обычная суровая жизнь. Кратковременное счастье. Счастье и должно быть кратковременным, а то его перестаёшь замечать и ценить. Быть может, если бы эта игрушка была с ними всегда, то она со временем бы утратила свою ценность. А теперь они всегда будут вспоминать об ангелочке, а значит, их сердца будут добрее. Короткий миг счастья, рождественское чудо!

*Как вы думаете, с какой целью русские писатели обращались к жанру рождественского (святочного) рассказа?

Писатели хотели без скуки и назидательности напомнить людям о самом важном в жизни: о добре и зле, о милосердии и сострадании.

*В чём особенность рождественского рассказа? Чем он отличается от сказки?

Чудо, происходящее в рассказе, не обусловлено вмешательством в действие каких-либо сказочных, волшебных сил. В рождественском рассказе большую роль играет авторский вымысел, но чаще всего писатель стремится так организовать повествование, чтобы мы поверили в реальность происходящих в рассказе событий.

Вера, милосердие, сострадание - вечные, непреходящие человеческие ценности. Понятия «Вера», «Милосердие», «Сострадание» - подготовленный ученик зачитывает из словаря.

Вера – убеждённость, глубокая уверенность в ком-либо, в чём-либо. Убеждённость в существовании высших сил, вера в Бога.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Предыстория рассказа.

  Н.  Пацковская, родственница Андреева, вспоминала: «Ёлка эта была у

нас,  и  наверху  был  восковой ангелочек; Леонид всё на него смотрел, потом

взял  его  себе  (моя  мать ему его подарила), и когда лег спать, то положил

его  на горячую лежанку, и он, конечно, растаял. Было ему в это время лет 8.

Но  в  рассказе  кое-что переиначено. Там выводится мальчик из бедной семьи.

Леониду  же  отец  и мать делали обыкновенно свою роскошную ёлку».

Учитель

На столе  лежат новогодние игрушки, на каждой написано слово. Выберите те шары, которые, как вы считаете, должны украсить нашу  Рождественскую ёлку. (Дети «украшают» ёлку). Во время выполнения этого задания звучит пьеса Чайковского «Январь. У камелька» из цикла «Времена года».

Домашнее задание: прочитать повесть Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством».

Если кто-то из вас заинтересовался рождественскими рассказами, советую прочитать вам следующие произведения: «Чудесный доктор» Александра Ивановича Куприна, «Про зелёную ёлку и золотой мандарин» Оксаны Иваненко, «Даня» Василия Белова.

 P.S. Рождество - светлый праздник, а по праздникам принято дарить подарки. Я вам сегодня подарю сладкие подарки. В каждом из них - частичка моего сердца. Я хочу, чтобы у вас в жизни всё было хорошо. Открывайте свои сердца людям, которые нуждаются в вашей помощи. Будьте милосердны, добры, сострадательны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»

Формирование  в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.....

Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу Л.Андреева"Ангелочек"

В материале представлен анализ рассказа Л.Андреева "Ангелочек",рассматривается тема детства в литературе начала века,герой рассказа- ровесник учеников, и им интересен разговор о его проблемах....

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Надежда Михайл...

Урок по рассказу Леонида Андреева "Иуда Искариот" "Повесть о любви и верности?"

Данная презентация поможет провести урок по рассказу Леонида Андреева "Иуда Искариот". Она содержит в себе дополнительный материал к произведению, включае задания по работе класса с текстом....

Урок по рассказу Л.Андреева "Ангелочек"

УРОК ПО РАССКАЗУ Л. АНДРЕЕВА "АНГЕЛОЧЕК"Цель урока:Познакомить учащихся с именем Л. Андреева.Поработать над анализом образа главного героя не с точки зре­ния оценки его поведения, а с точки зрения его...

Конспект урока по литературе «Свершилось ли чудо в рассказе Л. Андреева «Ангелочек»»

Урок литературы для учащихся 7-х классов по рассказу  Л. Андреева «Ангелочек». К уроку подготовлена презентация....