Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»
план-конспект урока литературы (7 класс) по теме

 

Формирование  в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_v_7_klasse_po_proizvedeniyu_andreeva.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы 7 класс

Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»

Цели урока: 

Формирование  в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.

Развивать умение выделять главное, существенное, логически излагать свои мысли.

Cодействовать нравственному воспитанию учащихся.

Формирование отношения к событиям и героям рассказа.

Формирование и воспитание личности в процессе ее общения с миром природы. Воспитание чувства сострадания к “братьям нашим меньшим”.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство  с творчеством  русского писателя Леонида Андреева.

Объявление темы урока, её расшифровка, постановка цели.

- Что такое авторская позиция? Как, с помощью чего в художественном произведении может быть выражена авторская позиция?

(Авторская позиция – авторское понимание жизни и её оценка, в частности оценка изображаемых характеров. Существуют разные способы выражения АП: прямое высказывание автора, через портрет. Особенности поведения персонажей, пейзаж, цвет, время и т. д. В художественном произведении важно каждое слово.)

-Учитывая всё сказанное, попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.

(Анализируя рассказ Леонида Андреева, выяснить, какова авторская позиция в этом произведении)

К уроку я подобрала  эпиграф. Это миниатюра Эдуарда Асадова.

Удачно ли, на ваш взгляд, подобран эпиграф? Объясните свою точку зрения.

Миниатюра Эдуарда Асадова созвучна тем проблемам, которые поднимаются в рассказе “Кусака”?

Созвучна. Но раскрывает ли их в полной мере?

Поначалу кажется , что авторская позиция Леонида Андреева ярко выражена, просто лежит на поверхности.  Но может быть не только против пьяницы-мужика и людей, бросающих в Кусаку палки и камни, выступает Леонид Андреев? А его авторская задача не ограничивается желанием вызвать жалость и сочувствие по отношению к обиженному животному?  А потому давайте  вспомним события рассказа, поразмышляем над ними, обращая внимание даже на то, что на первый взгляд кажется несущественным – ведь, повторюсь, в художественном произведении не бывает ничего случайного.

Начнем с самого писателя.

2. Основная часть

Он прожил всего 48 лет. Был необычайно интересным человеком.

ДОКЛАД УЧАЩИХСЯ

- Какие же личные качества, жизненные явления сформировали мировоззрение писателя?

Вывод: любовь к чтению, философским трудам, рисование, желание изложить и свои мысли на бумагу, тяжелое материальное положение семьи, знакомство с известными людьми того времени, Первая русская революция, Первая мировая война, Октябрьская революция, отделение Финляндии от России, эмиграция. Все это повлияло на мировоззрение и на творчество писателя.

Дома вы прочитали отрывки из книги Корнея Чуковского. (Краткий пересказ)

Какие факты из биографии Андреева вам запомнились, что поразило больше всего?

Какие слова были любимыми у Андреева? (Огромный, необыкновенный, чудовищный).

Какие черты характера Л.А. вам симпатичны? (гостеприимность, щедрость, трудолюбие, это очень добрый человек, т.к. сам испытал нищету)

Слайд 7 с портретом.  Обратите внимание на особенность портретов писателя (и на автопортрете тоже) . Это задумчивое лицо.

3. Активизация субъективного опыта уч-ся в целях создания установки на восприятие и дальнейшую интерпретацию рассказа  “Кусака”.

Учитель: Чтобы настроиться на обсуждение рассказа , я попросила вас принести на урок фотографии, на которых изображены ваши любимые животные.

Расскажите, почему именно эти снимки вы выбрали.

Какие эпизоды запечатлены на ваших фотографиях? (Рассказы детей)

Вывод: Да, фотографии животных могут тоже быть яркими эпизодами из нашей жизни. Ведь кошки, собаки, птицы становятся дороги нам.

4. Работа над содержанием рассказа “Кусака”

Учитель. А.Сент-Экзюпери говорил: “Мы в ответе за тех, кого приручили”. Надо уметь быть верным в любви и дружбе, нельзя быть равнодушным, каждый в ответе не только за свою судьбу. Об этом рассказ Леонида Андреева “Кусака”, который вы прочитали дома.

Кто из русских писателей до Андреева создал в русской лит-ре образы четвероногого друга? Слайд8

(“Муму” И.С.  Тургенев;  “Каштанка” А.П. Чехов; А. И. Куприн. “Белый пудель”;  

 Г.Н. Троепольский “Белый Бим, черное ухо”,  М.М.  Пришвин “Кладовая Солнца” и др.)

- Рассказ «Кусака» написан в 1901г., но не утратил актуальности.

- Что такое рассказ? (небольшое эпическое произведение , повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека)

- Какова же тема рассказа?  (жизнь бездомной собаки)

-Идея? Что хотел сказать автор? ( Показать жестокость людей )

Дома вы прочитали  и составили цитатный план рассказа.

1часть  « В одиночестве она копила страх и злобу» 

-Рассказ начинается тройным отрицанием. Прочитайте 1-е предложение.  Как вам кажется, зачем это автору?

(Читатель с первых слов ощущает ситуацию безысходности, тяжёлых условий, в которых живёт собака.)

-Почему действие рассказа начинается именно зимой?

(Это время года, когда бездомным животным приходится особенно трудно; к тому же эта зима была долгой и морозной.)

-Как относились к Кусаке ребята, взрослые, дворовые собаки?

(Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали; дворовые собаки отгоняли её от тёплых изб.)

-Чем можно объяснить такое отношение?

(Со стороны людей – желание повеселиться, развлечься.)

-Почему Кусака, несмотря на то, что её обижали, продолжала показываться на улице?

(На улицу её гнали голод и инстинктивная потребность в общении.)

-Что значит – инстинктивная? Что хотел сказать автор, используя такой эпитет?

(Инстинкт – врождённая способность совершать целесообразные действия по непосредственному, безотчётному побуждению. То есть общение так же необходимо живому существу, как еда, вода, воздух; одиночество – это противоестественное состояние.)

Обратите внимание на глаголы, которые использует автор в первом абзаце, рассказывая о жизни Кусаки. ( Ищут в тексте.) Слайд 9

(Не принадлежала, не было, находилась, кормилась, отгоняли, показывалась, бросали, улюлюкали, свистали, мчалась, пряталась, зализывала, копила.)

-Что общего между этими глаголами с точки зрения русского языка?

(Все эти глаголы несовершенного вида, что может указывать на незавершённость или повторяемость действия; в данном случае, конечно, на повторяемость.)

-Последний глагол в ряду – копила. Объясните лексическое значение этого слова. Что можно копить? А что копила Кусака?

(Копить – собирать впрок, запасать, приобретать, сберегая. Кусака копила страх и злобу)

Выходит, что изначально в душе Кусаки не было ни страха, ни злобы. Люди тем, что свистали, улюлюкали, бросали, заставляли собаку мчаться, прятаться, зализывать – в результате зародились злоба и страх. А поскольку действия повторялись неоднократно, злоба и страх увеличивались, нарастали – копились.

И ещё на одно слово в этом абзаце обратите внимание: гонимая. Часть речи? Вид? В данном случае страдательное как нельзя больше соответствует своему названию. Своим отношением дворовые собаки и люди гнали Кусаку от теплых изб, с улицы, вынуждали прятаться на краю поселка, в глубине большого сада. А отсюда её гнали голод и одиночество. Получается гонка по замкнутому кругу.

Кратко расскажите о случае с пропойцей-мужиком. Почему он пнул собаку?

 Слайд 10

И снова замкнутый круг: одни обижают от хорошего настроения, чтобы повеселиться, другие от плохого настроения, чтобы выместить обиду и злобу.

-Чувствуем ли мы авторское отношение к человеку, ударившему собаку? Как оно выражено?

(Выражено использованием слов с ярко выраженной экспрессивной – негативной окраской.)

-Какую роль этот случай сыграл в жизни Кусаки?(Кусака с тех пор не доверяла людям, которые хотели её приласкать).

- Зачем бескорыстно (это как? Без выгоды) сторожила дачу? (  Ей было важно быть нужной кому-то)

- Чем заканчивается глава? (пейзажем) перечитайте.

-Почему зимняя ночь тянулась долго-долго? ( для нее долго)

2 часть Обратимся ко второй части.

Наступает весна, которая приносит в жизнь Кусаки большие перемены. С чем связаны эти перемены?

(С приездом дачников. Леля сумела расположить к себе Кусаку, преодолеть её недоверие).

Как озаглавили? «У нее отняли ее непримиримую злобу»

- Как же отняли ее непримиримую злобу? ( Весна, девочка Леля (имя весеннее), все вокруг зеленое, голубое, беззлобное)

перечитать эпизод «Леля и Кусака»

3 часть «Всею собачьей душой расцвела Кусака»

Кусака меняется как внутренне, так и внешне.

Найдите описание внешности Кусаки.

Интересно, что в первой главе о внешности собаки сказано только 2 слова: грязная и некрасивая.

А здесь, в 3 главе, дано как бы двойное описание: что было и что есть. Попробуем разделить.   Слайд 11

 БЫЛО        ЕСТЬ

Грязная, некрасивая; Шерсть, висевшая рыжими сухими космами и на брюхе покрытая засохшей грязью.Можно предположить, что во взгляде затаились злоба и страх        Шерсть почернела и стала лосниться как атлас.

…важно осматривала улицу вверх и вниз

Ребята бросали в неё камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно свистали

Никому уже не приходило в голову дразнить её или бросить камнем

Обратите внимание на заключение, сделанное автором в конце описания Кусаки.

-А почему? Почему в некрасивую грязную собаку бросали палки и камни, весело улюлюкали, пронзительно свистали, а в Кусаку с почерневшей лоснящейся шерстью, важно осматривающую улицу, никому не приходило в голову бросить камнем? Неужели люди вдруг изменились, стали добрее?

Выходит, что голодная, грязная и жалкая Кусака почему-то вызывала у людей не желание покормить и пожалеть её, а сделать ещё более несчастной, увидеть страх в её глазах.

А когда Кусака “стала лосниться” и взгляд приобрёл важность, людям дразнить её стало просто неинтересно.

Как мы уже говорили, в Кусаке произошли не только внешние, но и внутренние перемены. Какие?   Слайд 12

Внутренние перемены давались Кусаке нелегко: “И когда все наперерыв стали ласкать её, она долго ещё вздрагивала при каждом прикосновении ласкающей руки, и ей больно было от непривычной ласки, словно от удара”.

Найдите во 2 и 3 главах ещё подтверждения, что внутренние перемены давались Кусаке нелегко.

Кусака изменилась, благодаря приехавшим “очень добрым дачникам”, как говорит о них автор. А вас ничего не настораживает в поведении этих “добрых людей”?

Перечитать эпизод со слов:  « Но такою гордою и независимой…»

Она не умела ласкаться . А чувства какие выражает? (восторг, благодарность, любовь)

-Как получается ? (неуклюже, гибкое тело становится жалким) Почему?

  Слайд 13 (перечитываю)

-Что за странная мольба в глазах у Кусаки?  (она боялась, что ее могут оставить)

-Почему никто из “очень добрых дачников” не замечает этой мольбы?

( Озабочены дачники только собой, собственным весельем.)

Поэтому и появляется, казалось бы, неуместные во второй части слова – КАК ПРЕЖДЕ. А что в жизни Кусаки осталось как прежде?

(В основе отношения к ней людей лежит только желание повеселиться; одна лишь разница: веселятся по-разному.)

 

4 часть «Убежала, смутно предчувствуя беду»

  Слайд 14  (Рис с Лелей)

Но, может быть, хотя бы Леля, которая “ввела Кусаку в счастливый круг отдыхающих и веселящихся людей”, не такая, как все. Может быть, хотя бы она искренно любит Кусаку?

(Леля приручила собаку, потому что было хорошее настроение, хотелось веселья. Девочка говорит, что любит Кусаку; и, когда приходит пора уезжать, ей жалко оставлять собаку, она готова заплакать, но после обещания мамы взять породистого щенка плакать ей уже не хочется. Леле становится скучно, и она забывает даже попрощаться с Кусакой.)

Был ли у Лели выбор, могла она хотя бы попытаться найти выход из ситуации? Любила ли она Кусаку?

5часть «Собака выла безнадежно спокойно»

Перечитать самой .

В этой главе воплощена вся душевная боль Кусаки. Пусть каждый из нас примет в своё сердце частицу этой боли.

-Обратите внимание на то, что большое место занимает пейзаж.

«Наступила ночь» с красной строки. Зачем выделил автор?  ( Темнота указывает на безнадежное будущее. Круг замкнулся. Снова зима. И она завыла. )

Слайд 15, 16

Давайте попробуем составить таблицу + и – в жизни Кусаки (с точки зрения, что у неё было и чего не было.)  

 Слайд 17  ПЕРИОДЫ ЖИЗНИ КУСАКИ

Во второй части + и – поменялись местами. Появилось имя, ощущение принадлежности (“Она принадлежала людям и могла им служить”), сытость.

Но нет злобы: “У неё отняли её непримиримую злобу”. Что значит - отняли? Объясните лексическое значение этого слова.

(Отнять – взять у кого-нибудь силой, лишить кого или чего-нибудь.)

-Что можно отнять?

Друга, надежду, деньги – то есть что-то ценное, нужное.)

-А так ли уж ценна и нужна злоба?

(В прежней жизни злоба для Кусаки была очень важна, помогала выжить. Теперь Кусака знала, что если кто-нибудь ударит её, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами.)

-Положение, состояние Кусаки стало лучше или хуже после периода дружбы с Лелей и другими дачниками? Почему?

Злоба и страх говорят о том, что Кусака живёт и готова бороться за своё существование, а безнадёжное спокойствие – это равнодушие, отсутствие всяких чувств и желаний, что, пожалуй, хуже смерти.

Составив таблицу + и – в жизни Кусаки, мы увидели, что её состояние после общения с Лелей и “очень добрыми дачниками” стало хуже, чем до встречи с ними.

  Слайд 18

Перед вами 3 иллюстрации к рассказу ЛА. Как вам кажется, к какой части каждая из этих иллюстраций?

Обычно, когда художник берётся иллюстрировать книгу, он выполняет все рисунки в одном цветовом решении.   Перед нами же иллюстрации, нарисованные одним человеком, но они разные. Как вы думаете, почему?  

 Судя по цвету, преобладающему в той или иной части указано  состояние Кусаки  

Рисунки ребят  (тоже указать особенности,  почему так изобразил)

ВЫВОДЫ:

-Чей поступок для Кусаки больнее – Лели или пьяницы-мужика?

-Так только ли пьяного мужика и людей, улюлюкающих и кидающих в Кусаку камнями, осуждает Леонид Андреев в своём рассказе? Осознаёт ли Леля свою жестокость по отношению к Кусаке?

-Скажите, а в жизни приходилось ли вам видеть бездомных животных, приходилось ли сталкиваться с ситуациями, когда люди обижали животных?

История с Кусакой – не исключительная. Подобное происходит каждый день, и мы так привыкли, что порой просто равнодушно проходим мимо.

-Может быть, Леонид Андреев поведал нам историю Кусаки, чтобы обратить наше внимание на то, что мы видим каждый день, но как-то не задумываемся об этом?

 Рассказ заставляет задуматься, почему бездомные животные, каждый день встречаемые нами на улице, хотя и вызывают жалость, но какую-то мимолётную, тогда как над историей о Кусаке хочется плакать.

-И ещё один вопрос: Только ли об отношении к животным этот рассказ?

Вспомните два эпизода: пьяница, пнувший Кусаку, идёт домой и там долго и больно бьёт жену; кучка людей у трактира дразнит деревенского дурачка Илюшу.

-Зачем Андреев вставляет в рассказ эти эпизоды, не имеющие прямого отношения к истории Кусаки?

Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.

Вот теперь, когда мы заново открыли для себя рассказ ЛА, давайте вновь попытаемся сформулировать его авторскую позицию.

Авторская позиция: своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает.

В рассказе “Кусака” Леонид Андреев показывает, какими люди быть не должны.   

Писатель помог нам понять, почувствовать, что низко и недостойно человека обижать тех, кто слаб и беспомощен. Л.Андреев как будто предупреждает нас: не совершайте поступки, за которые будет стыдно.

Дома: Сочинение-миниатюра – Зачем Леонид Андреев рассказал нам историю Кусаки? (3–5 предложений.)

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Надежда Михайл...

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Разработка урока по рассказу Леонида Андреева "Кусака"

Данная работа предназначена для учителей, работающих в 7 классе по учебнику В.Коровиной...

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?» (По рассказу Леонида Андреева «Кусака»)

По рассказу Леонида Андреева «Кусака», урок литературы  в 7 классе...

Отзыв на рассказ Леонида Андреева "Кусака".

Данная работа - это отзыв на прочитанный рассказ Леонида Андреева "Кусака"....