Рассказ Леонида Андреева "Кусака"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Козлова Татьяна  Алексеевна

План-конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskaz_leonida_andreeva_kusaka.rar390.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Л.Андреев «Кусака»

ФИО: Козлова  

Татьяна Алексеевна

Место работы:

МОУ Мохсоголлохская СОШ Хангаласский улус Республика Саха (Якутия)

Должность:

учитель русского языка и литературы

Предмет:

литература

Класс:

7 класс

Тема и номер урока в теме:

Л.Андреев «Кусака». Урок 1.

Базовый учебник:

Литература 7 класс, под ред. В.Я.Коровиной

        8.  Цель  урока:                 познакомить учащихся с краткой биографией писателя; показать значимость, поставленных им проблем; развивать навыки анализа текста.

9. Задачи:

- обучающие: дать представление о жизни писателя, познакомиться с произведением

-развивающие: развивать умение работать с презентациями, учебником, развивать навык работы с текстом

-воспитательные: воспитание доброты, милосердия, ответственности за приручённых животных

  1. Тип урока: урок изучения нового материала
  2. Формы работы учащихся: подготовка презентации и выступление с ней, работа с текстом, составление плана, анализ текста
  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор
  4. Структура и ход  урока

Ход урока.

  1. Оргмомент . Целевая установка.
  2. Слово учителя о Л.Андрееве с использованием интерактивной презентации (см. приложение)
  3. Рассказ Л.Андреева «Кусака»  (прочитан учащимися дома).

Беседа по восприятию.

- Какие чувства вызвал у вас рассказ?

- Почему Кусака перестала доверять людям?

- Что вы думаете о дачниках?

4.  Работа с текстом. Составление плана рассказа.

1) Жизнь собаки до встречи с дачниками.

2) Как Кусака получила своё имя.

3) «Всей своею собачьей душою расцвела Кусака».

4) «Кусаку придётся оставить…»

5) Снова одиночество.

5.  Анализ содержания.

- Отчего люди делались «ещё добрее, чем были»?

- Почему собаке было «больно от непривычной ласки, словно от удара»?

- Отчего «расцвела» собака»?

- Почему дачники не взяли собаку в город?  

- Какие слова в 4 главе говорят о том, что сожаление Лёли был не совсем искренним?

- Как изменяется пейзаж на протяжении рассказа? Какое значение это имеет?

- Если бы собака жила в других условиях, была ли у неё та же кличка?

        Звучит песня Т.и С.Никитиных «Собака бывает кусачей…»

- Определите, чем отличается интонация песни от интонации рассказа.

- Сопоставьте слова песни «Собака хватает прохожих за пятку …» с фрагментами рассказа ( первый и последний абзацы рассказа).

        Вывод: в песне страдания собаки передаются шутливо, схематично, а, читая рассказ, мы переживаем, сочувствуем собаке.

6. Вывод по уроку.

- Кто виноват в одиночестве Кусаки?

- Какова судьба собаки в дальнейшем? Будет ли она доверять людям?

- Какие  вы читали ещё произведения, где героями являются животные?

7. Домашнее задание: Написать рассказ о животном ( о своём или о бездомном).

 

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

Знакомство с личностью писателя

1

Слово учителя о писателе c демонстрацией.

Запись в тетрадь кратких сведений о писателе.

7 мин.

2

Беседа по восприятию

Задаёт вопросы.

Отвечают на вопросы

5 мин.

3

Работа с текстом. Составление плана рассказа

Помогает, направляет

Работают с текстом.

10 мин.

4

Анализ содержания рассказа.

Задаёт вопросы.

Отвечают на вопросы учителя, подбирают аргументы в тексте.

10 мин.

5

Прослушивание песни.

2

Слушаем песню.

Слушаем песню

3 мин.

5

Вывод по уроку

Задаёт вопросы

Отвечают на вопросы учителя

5 мин.

6

Домашнее задание

4

Комментирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

5 мин.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы 7 класс "Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака»

Формирование  в ходе урока навыков анализа художественного текста, понятия об авторской позиции и способах её выражения.....

Мир ребёнка в рассказе Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче»

Цели урока:         - знакомство с «ранним» рассказом Л.Андреева «Петька на даче»;         - формирование навыков анализ...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»

Методическая разработка урока литературы в 11 классе «Проблема иллюзорности человеческой жизни в рассказе Леонида Андреева «Большой шлем»Учитель русского языка и литературы – Мордвинова Надежда Михайл...

Урок по рассказу Леонида Андреева "Иуда Искариот" "Повесть о любви и верности?"

Данная презентация поможет провести урок по рассказу Леонида Андреева "Иуда Искариот". Она содержит в себе дополнительный материал к произведению, включае задания по работе класса с текстом....

Разработка урока по рассказу Леонида Андреева "Кусака"

Данная работа предназначена для учителей, работающих в 7 классе по учебнику В.Коровиной...

«Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил?» (По рассказу Леонида Андреева «Кусака»)

По рассказу Леонида Андреева «Кусака», урок литературы  в 7 классе...