Главные вкладки

    Методическая разработка урока литературы внеклассного чтения в 6 классе: Как научиться любить ближнего?
    план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

    Петухова Марина Николаевна

    Знакомство с православной книгой А.Ткачева "Ступени к небу". Доступное разъяснение заповедей Христовых для читателей. Как научиться любить людей?

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта интегрированного урока внеклассного чтения по литературе, православной культуре, искусству в 6 классе на тему: «Как научиться любить людей?» по книге А.Ткачева «Ступени к небу»

    Цели деятельности учителя

    1) познакомить учащихся с основным содержанием книги А.Ткачева «Ступени к небу»; формировать умения определять сходство и различия  между произведениями искусства и их связь с литературным произведением; обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение и анализ ситуаций произведения.

    Тип урока:

    интегрированный  урок объяснения нового материала.

    Планируемые образовательные результаты:

    Предметные: знать основные положения книги и уметь применять знания в реальных жизненных ситуациях.

    Метапредметные: приобретенная компетентность и умение находить, преобразовывать и передавать информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе, использовать современные телекоммуникационные технологии.

    Личностные: понимание полученной информации о книге как одной из национально-культурных ценностей русского народа, определяющей ее роль в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности

    Методы и формы обучения:

    создание проблемных ситуаций; индивидуальная, фронтальная, групповая, парная.

    Оборудование:

    компьютер, телевизор.

    Наглядно-демонстрационный материал:

    : мультимедийный ряд: презентация по теме урока.

    Организационная структура урока

    Этапы урока

    Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

    Деятельность учителя

    Осуществляемая деятельность учащихся

    Формы организации совзаимодействия

    Формируемые умения

    Контроль результатов учебной деятельности

    1.Мотивация

    Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

    Вступительное слово.

    - Что такое любовь? Как вы думаете, много любви окружает каждого из нас?

    Сегодня мы познакомимся с книгой протоиерея А.Ткачева «Ступени к небу», в которой он дает верные советы и ответы на многие вопросы, касающиеся жизни и выбора своего пути в ней. Мы обратимся только к нескольким главам этой книги, которые будут вполне понятны вам.

    -Почему мы всегда думаем о любви, например, о том, что кто-то нас любит, а кто-то нет? Мы зачастую даже досадуем из-за того, что никак не можем добиться чьей-то любви или сами никак не можем полюбить кого-то, к кому наше сердце не лежит. А сейчас вы подумали о любви?

    Вот, например, что говорит писатель: «И в любви, и в своем искусстве, и в своей работе, в своем творчестве, и в вере, в отношениях с Богом мы постоянно должны преодолевать некие ступени и подниматься вверх.  Человеку нужно расти, человек очень глубок, он сам себя не знает.» Попытайтесь объяснить смысл этих слов.

    Слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку.

    Фронтальная

    Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

    Познавательные: осознают познавательную задачу.

    Руглятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно) необходимые действия.

    Коммуникативные: работают в парах

    Листы обратной связи

    2.Актуализация  и пробное учебное действие. Актуализация.

    Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение в новых ситуациях.

    Знакомство с главой «И за скорби будем благодарны Богу» - Что такое скорби? Странные рассуждения, почему мы должны быть благодарны за них? Ведь в обычной жизни происходит все наоборот, мы ворчим, возмущаемся, негодуем и грустим из-за скорбей. Нужно ли быть благодарными Богу за них и почему?

    «Действительно, мы не должны отчаиваться, когда нам плохо. А с какой стати нам должно быть хорошо? Неужели мы такие хорошие, чтобы нам было хорошо? Если мы хотим быть хорошими, то тем более не должны удивляться, что зачастую нам бывает так плохо, потому что именно тогда, когда человеку плохо, он может стать хорошим», - утверждает автор

    На какие мысли натолкнула вас прослушанная песня? Почему?

    Слушают учителя, песню Р.Матюшина. Обдумывают ответы на вопросы. Находят связь между музыкальным произведением и содержанием главы.

    Фронтальная

    Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

    Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения.

    Устные ответы

    3.Акуализация и пробное учебное действие.

    Эвристическая беседа, аналитическая работа.

    Одна из глав его книги называется «О связи поколений», где автор рассуждает о том, что человек всегда и везде должен помнить о своих предках. «Человеку очень важно знать, что он не один в мире, что не только здесь, на земле, вокруг него есть друзья, знакомые, родственники, но что он опирается плечами на огромное количество ушедших из этого мира, но исчезнувших никуда, а реальных личностей, которые оставили свой след в истории.»

    Этим начинается Евангелие. Кто кого родил, кто где жил, кто где погребен. Многие из нас не знают этого о своих родственниках. Но человеку необходимо ощущать родовую связь со своими корнями. Без них он труп, слабое звено, перекати-поле, одуванчик. Только с ними он силен. А литература нам доказывает это своими примерами. Подумайте и приведите их!

    - Сопоставьте примеры с репродукциями картин русских художников, подумайте, что их связывает? (работа в парах) Картины И.Куликова и Б.Кустодиева. ( Карточки!)

    Слушают учителя. Сопоставляют полученную информацию с изображениями на картинах, делают выводы.

    Групповая

    Личностные: осознают свои возможности, способности адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют заботу о своем психологическом благополучии и работоспособности на уроке.

    Познавательные: извлекают необходимую информацию из объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

    Устные ответы, обсуждение в группах.

    4.Самостоятельная сопоставительная работа

    Формирование умений сопоставления предметов искусства, раскрытие сущности новых понятий.

    Еще одна глава называется «Основы воспитания». Здесь писатель интересно рассказывает о том, как человек учится познавать мир. «Наблюдая за миром, мы учимся познавать Творца. Природа – это один из наших учителей помимо Евангелия. Нам можно и нужно вырываться на природу с книжкой в руках, с Евангелием, молитвенником.»

    Он напоминает нам о совести, которая является для человека немым мучителем, и тут же говорит о природе, которая является немым проповедником. И это так! Созерцая красоту природы, мы учимся любить ее, весь окружающий нас мир. Далее автор говорит и о родителях, которые являются нашими словесными наставниками.  Писатель призывает нас обращать внимание на эти вещи – на окружающий мир, на звездное небо, на падающий снег, на дождь, на тучи, на траву, а помимо этого – и на совесть, которая нас бичует или утешает. И конечно же, на детей, отцов и матерей наших.

    - Обратите внимание на репродукции картин, каким представлен на полотнах И.Шишкина окружающий нас мир? Какие чувства вызывают у вас эти репродукции?

    Отвечают на вопросы, сопоставляют, анализируют, делают выводы.

    Фронтальная, групповая.

    Личностные: осознают свои возможности в учении, связывая их с усилиями, трудолюбием.

    Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, высказвыаний одноклассников.

    Устные ответы

    5.Самостоятельная аналитическая работа.

    Раскрытие сущности новых понятий. Эвристическая беседа, подбор своих примеров, иллюстрирующих изучаемые явления.

    - Хочу познакомить вас с еще одной из глав этой книги «О внутреннем делании». В ней автор рассуждает о том, что любое дело в жизни нужно делать так, как будто ты его делаешь для Бога, ради Него. «Человек может найти в любой своей земной деятельности следы Божественного благословения» «Если мысленно поставить на место человека, пользующегося нашим трудом, образ Христа Спасителя и делать свою работу так, как будто делаешь ее лично для Бога, то всякий труд превращается в способ служения Богу и ближнему.»

     Глава «Для совести нет слова «вчера» рассказывает нам о справедливости. Это чувство особенно тревожит нас тогда, когда мы видим беззакония других людей. Правда, человек свойственно забывать свои неправды по отношению к ближним. Зато мы чутко реагируем на различные измышления в свой адрес, вплоть до косого взгляда. «И человеку надо поменять угол зрения в вопросе справедливости, потому что мы часто сами бываем гораздо более неправедны с окружающими, бурно проявляем реакцию по отношению к чужим грехам»,- утверждает А.Ткачев.-  «Чужие неправды надо забывать, а свои – вспоминать и по возможности заглаживать их добрыми делами».

    Иллюстрация «Добрый самаритянин» художника В.Серова . Посмотрите внимательно на нее, скажите, что отражено на полотне? Какое отношение имеет эта картина к нашему разговору?

    А еще он наставляет нас меньше смотреть на кого-то – вот там злодеи, вот беззаконники, вот мерзавцы, расстрелять бы их. Подумаем о себе и поймем, что мы тоже находимся под законом справедливости и сей страшный закон действует и по отношению к нам.

    Слушают учителя, анализируют, думают нал собственным примерами, сопоставляют, делают выводы.

    Фронтальная, индивидуальная.

    Личностные: участие в творческом созидательном процессе.

    Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, осуществляют для решения задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи и делают обобщения, выводы.

    Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности.

    Коммуникативные: формулирую собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

    Письменные и устные ответы.

    6.Включение в систему знаний и обобщение.

    Обсуждение работ учащихся. Обобщение полученных на уроке сведений.

    Завершить наше знакомство мне бы хотелось главой из этой книги с символичным названием «Бог к лентяям не приходит!» Начинается она с анекдотичной истории – ЗАЧИТАТЬ! Стр.97.

    А далее он размышляет о том, что человек – это многоликое существо. У него есть духовное – это то, что рвет нас к Небу, то, что заставляет нас прощать, терпеть, смиряться, молиться, любить и преодолевать себя. А вот душевное – это то, что ублажает человека. Это попеть, поплясать, почитать, одеться, разнообразить свой быт. Это все дает пищу для размышлений, но лучше нас не делает. К небу не тянет. Поэтому вывод автора интересен: «Человеку нужно свою часть работы сделать, а потом ждать милости от Бога, но не раньше. Если ты свое не сделал, а милости уже ждешь, то даром ты ее ждешь, Бог к лентяям не приходит»

    Зачитать отрывок из р-за Лескова стр.102.

    Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

    Фронтальная

    Личностные: понимают значение знаний для человека.

    Регулятивные: оценивают свою работу, объясняют ошибки.

    Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают точку зрения.

    Устные ответы

    Рефлексия. Оценивание.

    Оценивание.

    Мы должны это понять и исправляться, вразумляться и учиться чему-то доброму.

    Песня Р.Матюшина «Земля от света повернется вспять…»

    Оценки за урок: Самооценка!

    Итог урока: Итак, какие мысли появились у вас после знакомства с книгой А.Ткачева? Что особенно заинтересовало и натолкнуло на какие-либо мысли?

    Работа с листами самооценки.

    Индивидуальная.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема урока: Как научиться любить ближнего? Цель: познакомить учащихся с основным содержанием книги А.Ткачева «Ступени к небу»; формировать умения определять сходство и различия между произведениями искусства и их связь с литературным произведением; обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение и анализ ситуаций произведения; воспитание доброго отношения к окружающим людям

    Слайд 2

    - Что такое любовь? Как вы думаете, много любви окружает каждого из нас? «Человек – существо очень глубокое, многослойное, в нем столько различных подводных пластов!» - говорит А.Ткачев. Давайте задумаемся над этой фразой, как вы ее понимаете?

    Слайд 3

    -Почему мы всегда думаем о любви, например, о том, что кто-то нас любит, а кто-то нет? Мы зачастую даже досадуем из-за того, что никак не можем добиться чьей-то любви или сами никак не можем полюбить кого-то, к кому наше сердце не лежит. А сейчас вы подумали… о любви? Вот, например, что говорит писатель: «И в любви, и в своем искусстве, и в своей работе, в своем творчестве, и в вере, в отношениях с Богом мы постоянно должны преодолевать некие ступени и подниматься вверх. Человеку нужно расти, человек очень глубок, он сам себя не знает.» Попытайтесь объяснить смысл этих слов.

    Слайд 4

    Одна из глав называется «И за скорби будем благодарны Богу» . Что такое скорби? Странные рассуждения, почему мы должны быть благодарны за них? Ведь в обычной жизни происходит все наоборот, мы ворчим, возмущаемся, негодуем и грустим из-за скорбей. Нужно ли быть благодарными Богу за них и почему ?(Работа в группах)

    Слайд 5

    «Действительно, мы не должны отчаиваться, когда нам плохо. А с какой стати нам должно быть хорошо? Неужели мы такие хорошие, чтобы нам было хорошо? Если мы хотим быть хорошими, то тем более не должны удивляться, что зачастую нам бывает так плохо, потому что именно тогда, когда человеку плохо, он может стать хорошим», - утверждает автор. Я хочу познакомить вас с песней знакомого вам по фильму «Русь еще жива…» иеромонаха Р.Матюшина. На какие мысли натолкнула вас прослушанная песня? Почему?

    Слайд 6

    . Одна из глав его книги называется «О связи поколений», где автор рассуждает о том, что человек всегда и везде должен помнить о своих предках. «Человеку очень важно знать, что он не один в мире, что не только здесь, на земле, вокруг него есть друзья, знакомые, родственники, но что он опирается плечами на огромное количество ушедших из этого мира, но исчезнувших никуда, а реальных личностей, которые оставили свой след в истории.» Этим начинается Евангелие. Человеку необходимо ощущать родовую связь со своими корнями. Без них он слабое звено, перекати-поле, одуванчик. Только с ними он силен.

    Слайд 7

    - Сопоставьте примеры с репродукциями картин русских художников, подумайте, что их связывает? (работа в группах) И.Куликов «В крестьянской избе» Б.Кустодиев. «На террасе»

    Слайд 8

    Глава «Основы воспитания». «Наблюдая за миром, мы учимся познавать Творца. Природа – это один из наших учителей помимо Евангелия. Нам можно и нужно вырываться на природу с книжкой в руках, с Евангелием, молитвенником.» Писатель напоминает нам о совести, которая является для человека немым мучителем, и тут же говорит о природе, которая является немым проповедником. И это так! Созерцая красоту природы, мы учимся любить ее, весь окружающий нас мир.

    Слайд 9

    И.Шишкин Прогулка в лесу И.Шишкин Сосновый бор - Обратите внимание на репродукции картин, каким представлен на полотнах окружающий нас мир? Какие чувства вызывают у вас эти репродукции?

    Слайд 10

    Еще одна глава этой книги «О внутреннем делании» . В ней автор рассуждает о том, что любое дело в жизни нужно делать так, как будто ты его делаешь для Бога, ради Него . «Человек может найти в любой своей земной деятельности следы Божественного благословения» «Если мысленно поставить на место человека, пользующегося нашим трудом, образ Христа Спасителя и делать свою работу так, как будто делаешь ее лично для Бога, то всякий труд превращается в способ служения Богу и ближнему.»

    Слайд 11

    Глава «Для совести нет слова «вчера» рассказывает нам о справедливости. Это чувство особенно тревожит нас тогда, когда мы видим беззакония других людей. Правда, человек свойственно забывать свои неправды по отношению к ближним. Зато мы чутко реагируем на различные измышления в свой адрес, вплоть до косого взгляда. «Чужие неправды надо забывать, а свои – вспоминать и по возможности заглаживать их добрыми делами». Посмотрите внимательно на изображение, скажите, что отражено на полотне?

    Слайд 12

    Невозможно пройти и мимо главы «От грязных мыслей – к грязным словам и делам» . Здесь батюшка беседует не о духовной грязи, а о грязи бытовой Он приводит нас к выводу: «Мы потому грязно говорим, грязно живем, что мы грязно мыслим. Мысли в человеке – это самое главное! Есть такая иллюзия – дескать, главное дела, а что я думаю – это не важно. Это очень обманчивая иллюзия…. Нужно очищать свой разум. Насаждать на поле разума добрые семена, которыми являются хорошие книги, и первая из хороших книг – это, конечно же, Святое Евангелие.»

    Слайд 13

    Глава «Бог к лентяям не приходит!» «Человек – это многоликое существо. У него есть духовное – это то, что рвет нас к Небу, то, что заставляет нас прощать, терпеть, смиряться, молиться, любить и преодолевать себя. А вот душевное – это то, что ублажает человека. Это попеть, поплясать, почитать, одеться, разнообразить свой быт. Это все дает пищу для размышлений, но лучше нас не делает. К небу не тянет.» Вывод автора интересен: «Человеку нужно свою часть работы сделать, а потом ждать милости от Бога, но не раньше. Если ты свое не сделал, а милости уже ждешь, то даром ты ее ждешь, Бог к лентяям не приходит»

    Слайд 14

    Мы должны это понять и исправляться, вразумляться и учиться чему-то доброму. Р.Матюшин «Земля от света повернет во тьму…» Д/З: Сочинение-миниатюра «Как научиться любить ближнего?»

    Слайд 15

    Спасибо за работу и внимание !


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка урока литературы в 9-м классе по теме "Люби, цени и знай литературу"

    Учащиеся вспомнят ведущие литературные направления, авторов, литературные произведения и героев, о которых читали и говорили на уроках, лучшие произведения русской литературы 18-19 веков и продемонстр...

    Методическая разработка урока литературы в 10 - м классе

    Урок - эпилог к изучению темы "Поэзия Серебряного века" в 10 - ом классе....

    Методическая разработка урока литературы для 7-го класса "Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа".

    Представленная методическая разработка урока литературы поможет молодому педагогу при анализе поэтического текста, да и опытный учитель, я думаю, найдёт в ней что-то полезное для себя....

    Методическая разработка урока литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С. Гумилёва"

    Урок литературы в 11-м классе на тему: "Поэт, путешественник, воин: жизненный путь Н.С.Гумелёва" разработан в форме пресс-конференции. Цель урока: познакомить учащихся с биографией и стихами Н.С.Гумил...

    Методическая разработка урока литературы в 10-м классе по теме "Что с нами происходит?". Раздумья над страницами повести В.Распутина "Последний срок"

    Наш разговор сегодня пойдет об обыденном и вечном – о любви к матери. Она заложена в каждом человеке самой природой. И сохрани нас Бог от смертного греха: предательства матери, осквернения памяти о не...

    Методическая разработка урока литературы внеклассного чтения в 6 классе: Как научиться любить ближнего?

    Знакомство с православной книгой А.Ткачева "Ступени к небу". Доступное разъяснение заповедей Христовых для читателей. Как научиться любить людей?...

    Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"

    Методическая разработка урока литературы в 9-11 классах "Мотив пути в русской литературе (концепт "Путь")"...