Урок литературы внеклассного чтения в 5 классе по произведению А.Дюнана "Воспоминание о битве при Сольферино"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок внеклассного чтения по литературе в 5 классе по УМК "Вокруг тебя - мир..." знакомит с дейстаием Международного Красного Креста, воспитывает чувство гуманизма, учит работать с текстом, вести диалог,.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospominaniya_o_bitve_pri_solferino-_urok.docx | 25.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по литературе
Учитель: Аведьян Эрика Альгирдовна
Тема урока: А.Дюнан «Воспоминания о битве при Сольферино» ( отрывки). Деятельное сострадание.
Класс: 5
Цель урока: подвести учеников к сознанию того, что война – тяжелое испытание; подвести учащихся к осознанию того, что человек всегда, даже во время войны должен оставаться гуманным; познакомить с деятельностью Международного Красного Креста.
Задачи:
Ι. Образовательные: проанализировать отрывки мемуаров «Воспоминания о битве при Сольферино» , рассмотреть проблему гуианизма на войне, формировать умение выделять главное, анализировать текст произведения посредством постановки проблемы; развивать умение делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.
ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа прозаического текста; развивать у обучающихся логическое мышление, навыки сопоставительного анализа и умения работать с текстом; формировать умение выражать впечатления от текста, ориентироваться в тексте, разрешать проблемные ситуации, обобщать наблюдения.
ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; формировать у учащихся нравственные качества, воспитывать человека сострадающего, готового помочь, умеющего сделать правильный выбор.
Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.
Метапредметные результаты:
- регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
- познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
- коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предположение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод.
Приемы: диалог, выразительное чтение эпизодов, комментированное выразительное чтение, построение схемы , фронтальный опрос, словарная работа, игровые приемы, кластер.
Оборудование: медиапроектор, ноутбук, презентация.
План урока
(слайд 1)- Дома вы прочитали произведение А.Дюнана «Воспоминания о битве при Сольферино» по книге «Вокруг тебя – мир…». Это воспоминания «простого туриста, не причастного к этой страшной борьбе»… Скажите, какие впечатления вызвали у вас прочитанные страницы? Что вамбыло до сих пор неизвестно? О чем заставил задуматься ? Каким вам представляется автор этих воспоминаний ?
- Слышали вы когда-нибудь слово «мемуары»? Выясняем его значение, записываем в тетради.
- Поработаем со словариком. Какие слова с непонятным значением вам встретились?.. Уясним их значение:
(слайд 2) интендант, госпиталь, лазарет, унтер- офицер, воззвание, филантроп, прогресс.
- осмыслим прочитанное. Рассуждая, в поисках ответов обращайтесь к тексту.
Какая битва описывается в отрывках? ( столкновение австрийской и франко- сардинской армии 24 июня 1859 г).
- Чем знаменита эта битва, почему она вошла в историю? (по ее страшным потерям ее можно сравнить со сражениями при Бородино, Лейпциге и Ватерлоо…потери более 1566 офицеров разных чинов, около 40 тысяч солдат и унтер – офицеров…свыше 40 тысяч больных лихорадкой и умерших от болезней вследствие чрезмерного утомления 24 июля…)
- Опишите ужасы битвы. Опирайтесь на текст .
- Это ужасы одной этой битвы или всех битв вообще? ( всех битв вообще, то есть войны в целом). Выделите теперь ключевые слова в этих описаниях, составим кластер под словом «война». В итоге коллективной работы получается запись
ВОЙНА
ранения, обессилены, кровь, стоны, крики, ужас, жестокость,мертвые, разорены, опустели, разрушены, страх, мучения, отчаяние, страдания, мольба
- Война – это зло. Ее ведут с помощью насилия. .
Но скажите, для всех ли людей на войне главное – победа любой ценой, без жалости к врагу, к человеку? (Нет. Сестры милосердия, фельдшеры, добровольцы помогали раненым , «не делали никакой разницы между друзьями и врагами»)
-А как можно назвать эти чувства, которые испытывали врачи, добровольцы, помогая раненым не только своей, но и вражеской армии? ( сострадание, сочувствие). Какое самое главное слово их объединяет? (гуманизм).Выясняем его значение.
- составим кластер слов (пользуйтесь текстом) под словом «гуманизм»
ГУМАНИЗМ
забота, человечность, отзывчивость, помощь, сочувствие, сострадание, милосердие, сопереживание
- Все ли доктора одинаково, с сочувствием и состраданием относились ко всем раненым? ( нет… « мы бережем хорошее для наших союзников, а врагам даем только крайне необходимое, если они умирают – тем хуже для них»,- говорил доктор- итальянец)
- Самое страшное на войне - отсутствие всяких законов. Судьба раненых, беспомощных людей часто зависела от гуманизма людей, их окружавших, от их личных качеств, но никакие законы их не защищали. О чем заставляет задуматься А.Дюнан, какой вопрос первостепенной важности с точки зрения человечности призывает обсудить ? («создать в мирное время общества, которые во время войны оказывали или организовывали бы помощь раненым и уход за ними силами преданных и хорошо подготовленных добровольцев»).
-В чем заключалась ценность произведения А. Дюнана для современников?
-Познакомимся с информацией об Анри Дюнане и судьбе его книги. (Учащимися читается текст книги «Вокруг тебя – мир…» на стр.91, задание 4.)
- Что из совершенного Анри Дюнаном от Сольферино до Дипломатической конференции 1864 г. имеет особое значение и сейчас? Почему?...
Как вы думаете, почету это произведение помещено в рубрике « Деятельное сострадание»? Что значит «деятельное сострадание» ?...
( слайд 3) - Познакомьтесь с картинками о деятельности Международного красного креста.
- Представь, что у тебя появилась возможность увеличить число картинок. Что бы ты сюда добавил?
- Подведем итоги. Составьте устный рассказ об истории создания Международного Комитета Красного Креста с опорой на серию картинок и тексты, которые мы обсуждали на уроке.
О чем вы узнали на уроке? О чем задумались, задумывались ли об этом раньше?
Домашнее задание: Расспроси родных о том, что они знают о Красном кресте. Расскажи им о том, о чем узнал на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.
изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....
Урок в 5 классе по произведению Н.В.Гоголя "Заколдованное место". Тема урока: "Тропа к Гоголю. В начале бесконечного пути".
Первый урок по творчеству Н.В.Гоголя призван пробудить интерес к личности великого писателя , развивать познавательную активность, умение работать с дополнительным материалом, используя воз...
Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"
Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...
Методический материал к уроку в 11 классе по произведению М. Шолохова "Тихий Дон" (первое знакомство с романом)
презентация...
Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.
Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....
Урок геометрии 11 класс "Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми"
Цель урока:повторить с учащимися вопросы теории по теме, через систему задач сформировать представление о применении метода координат при решении задач на многогранники....
Конспект урока в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"
Конспект содержит анализ произведения, включает описание деятельности учителя и учащихся....