Урок литературы внеклассного чтения в 5 классе по произведению А.Дюнана "Воспоминание о битве при Сольферино"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Урок  внеклассного чтения по  литературе  в 5 классе по УМК "Вокруг тебя - мир..." знакомит с дейстаием Международного Красного Креста, воспитывает чувство гуманизма,  учит работать с текстом, вести диалог,. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospominaniya_o_bitve_pri_solferino-_urok.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературе

Учитель: Аведьян Эрика Альгирдовна

Тема урока: А.Дюнан «Воспоминания о битве при Сольферино» ( отрывки). Деятельное сострадание.

Класс: 5

Цель урока: подвести учеников к сознанию того, что война – тяжелое испытание; подвести учащихся к осознанию того, что человек всегда, даже во время войны должен оставаться гуманным; познакомить с деятельностью Международного Красного Креста.

Задачи:

Ι. Образовательные: проанализировать отрывки мемуаров «Воспоминания о битве при  Сольферино» , рассмотреть проблему гуианизма на войне, формировать умение выделять главное, анализировать текст произведения посредством постановки проблемы;  развивать умение  делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа прозаического текста; развивать у обучающихся логическое мышление, навыки сопоставительного анализа и умения работать с текстом; формировать умение выражать впечатления от текста, ориентироваться в тексте, разрешать проблемные ситуации, обобщать наблюдения.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; формировать у учащихся нравственные качества, воспитывать человека сострадающего, готового помочь, умеющего сделать правильный выбор.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

  • регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.
  • познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.
  • коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предположение, убеждать и уступать; формировать умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод.

Приемы: диалог, выразительное чтение эпизодов, комментированное выразительное чтение, построение схемы ,  фронтальный опрос, словарная работа, игровые приемы,  кластер.

Оборудование: медиапроектор, ноутбук, презентация.

План урока

(слайд 1)- Дома вы прочитали   произведение А.Дюнана «Воспоминания о битве при Сольферино»  по книге «Вокруг тебя – мир…». Это воспоминания «простого туриста, не причастного к этой страшной борьбе»… Скажите, какие впечатления вызвали у вас прочитанные страницы? Что вамбыло до сих пор неизвестно? О чем заставил задуматься ?  Каким вам представляется автор этих воспоминаний ?  

- Слышали вы когда-нибудь слово «мемуары»? Выясняем его значение, записываем в тетради.

- Поработаем со словариком. Какие слова с непонятным значением вам встретились?.. Уясним их значение:

(слайд 2) интендант,  госпиталь,  лазарет,  унтер- офицер, воззвание, филантроп, прогресс.

- осмыслим прочитанное. Рассуждая, в поисках ответов обращайтесь к тексту.

Какая битва описывается в отрывках? ( столкновение  австрийской и франко- сардинской армии 24 июня 1859 г).

- Чем знаменита эта битва, почему она вошла в историю? (по ее страшным  потерям ее можно сравнить со сражениями при Бородино, Лейпциге и Ватерлоо…потери более 1566 офицеров разных чинов, около 40 тысяч солдат и унтер – офицеров…свыше 40 тысяч больных лихорадкой и умерших от болезней вследствие чрезмерного утомления 24 июля…)

- Опишите ужасы битвы. Опирайтесь на текст .

- Это ужасы одной этой битвы или всех битв вообще? (  всех битв вообще, то есть войны в целом). Выделите теперь ключевые слова в этих описаниях, составим  кластер под словом «война». В итоге коллективной  работы получается запись

ВОЙНА

ранения, обессилены, кровь, стоны, крики, ужас, жестокость,мертвые, разорены, опустели, разрушены, страх, мучения, отчаяние, страдания, мольба

 

-  Война – это зло. Ее ведут с помощью насилия.  .

Но скажите, для всех ли людей на войне  главное – победа любой ценой, без жалости к врагу, к человеку? (Нет. Сестры милосердия, фельдшеры, добровольцы  помогали раненым , «не делали никакой разницы между друзьями и врагами»)

-А как можно назвать эти чувства, которые испытывали  врачи, добровольцы, помогая раненым не только своей, но и вражеской  армии? ( сострадание, сочувствие). Какое самое главное слово их объединяет? (гуманизм).Выясняем его значение.

- составим кластер слов (пользуйтесь текстом) под словом «гуманизм»

ГУМАНИЗМ

забота, человечность, отзывчивость, помощь, сочувствие, сострадание, милосердие, сопереживание

- Все ли доктора одинаково, с сочувствием и состраданием относились ко всем раненым? (  нет… « мы бережем хорошее для наших союзников, а врагам даем только  крайне необходимое, если они умирают – тем хуже для них»,- говорил доктор- итальянец)

- Самое страшное на войне - отсутствие всяких законов. Судьба раненых, беспомощных людей часто  зависела от гуманизма людей, их окружавших, от их личных качеств, но никакие законы их не защищали.  О чем заставляет задуматься  А.Дюнан,  какой вопрос  первостепенной важности  с точки зрения человечности призывает обсудить ? («создать в мирное время общества, которые во время войны оказывали или организовывали бы помощь раненым и уход за ними силами преданных и хорошо подготовленных  добровольцев»).

-В чем   заключалась ценность   произведения А. Дюнана  для современников?

-Познакомимся с информацией об Анри Дюнане и судьбе его книги. (Учащимися читается текст  книги «Вокруг тебя – мир…» на стр.91, задание 4.) 

- Что из  совершенного Анри Дюнаном от Сольферино до Дипломатической  конференции 1864 г. имеет особое значение и сейчас? Почему?...

Как вы думаете, почету это произведение помещено в рубрике                                 « Деятельное сострадание»?   Что значит «деятельное сострадание» ?...

( слайд 3) - Познакомьтесь с картинками о деятельности  Международного красного креста.

- Представь, что у тебя появилась возможность  увеличить число картинок. Что бы ты сюда добавил?

-  Подведем итоги.  Составьте устный рассказ об истории создания Международного Комитета Красного Креста с опорой на серию картинок  и тексты, которые мы обсуждали на уроке.

О чем вы узнали на уроке? О чем задумались, задумывались ли об этом раньше?

Домашнее задание: Расспроси родных о том, что  они знают о Красном кресте.  Расскажи им о том, о чем узнал на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 9 классе по произведению М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени". Анализ и содержание повести "Тамань". Работа над образом Печорина. Лаконизм, выразительность прозы Лермонтова.

изложенный материал урока может использоваться на уроках литературы в 9 классе по программе Т.Курдюмовой, В.Коровиной, В.Полухиной....

Урок в 5 классе по произведению Н.В.Гоголя "Заколдованное место". Тема урока: "Тропа к Гоголю. В начале бесконечного пути".

Первый урок по творчеству Н.В.Гоголя призван пробудить интерес к личности великого писателя , развивать познавательную активность, умение работать с дополнительным материалом, используя воз...

Конспект урока литературы 5 класс по произведению Л.Н. Толстого "Кавказский пленник"

Конспект урока литературы по теме "Л.Н. Толстой "Кавказский пленник"...

Урок литературы. 7 класс. Изучение произведений А. М. Горького.

Данный урок - второй из серии уроков по изучению повести М. Горького "Детство". Тема урока: Особенности построения произведения. Гуманизм Горького. Развитие понятия об идее произведения....

Урок геометрии 11 класс "Скалярное произведение векторов. Вычисление углов между прямыми"

Цель урока:повторить с учащимися вопросы теории по теме, через систему задач сформировать представление о применении метода координат при решении задач на многогранники....

Конспект урока в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект содержит анализ произведения, включает описание деятельности учителя и учащихся....