Методический материал к уроку в 11 классе по произведению М. Шолохова "Тихий Дон" (первое знакомство с романом)
презентация к уроку по литературе по теме

Литвинова Анастасия Сергеевна

презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tikhiy_don_1.pptx1.91 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Высказывание А. С. Серафимовича: « Люди у него не нарисованные, не выписанные. А вывалились живой сверкающей толпой, и у каждого свой нос, свои морщинки, свои глаза с лучиками в углах, свой говор. Каждый по-своему ходит, поворачивает голову. У каждого свой смех; каждый по-своему ненавидит… Вот эта способность наделить каждого собственными чертами, создать неповторимое лицо, неповторимый внутренний человеческий строй - эта огромная способность сразу взмыла Шолохова, и его увидели …»

Слайд 3

Соотношение реалий действительности в романе с жизненной биографией автора Реалии текста Биография автора 1. Станица Вешенская Гетманский шлях Здесь родился и жил М.А.Шолохов . О шляхе помнят лишь старожилы Вешенской 2. Лиза Мохова жила по адресу: «Москва, Плющиха, Долгий переулок, д.20» По этому адресу жил М.Шолохов , когда учился в гимназии Шелапутина . 3. Григорий Мелехов лечится в глазолечебной больнице Снегирева. Здесь лечился М.Шолохов , когда ему было 9 лет.

Слайд 4

ажник - аж баз - двор без догляду - без присмотра вечерять - ужинать вязы - шея дык что ж - так что же запрядать - запрыгать зараз - сейчас ить это - ведь это кладка - выкуп за невесту кубыть - как-будто курень - изба, дом муторно - тяжело, неприятно по-первам - впервые подюжей - побольше, получше рожак - уроженец теперича - теперь хист - ловкость, сноровка хутор - крестьянский посёлок, селение

Слайд 5

В процессе работы над романом менялись имена героев Григорий Аксинья Отец Григория Абрам Ермаков Харлампий Ермаков Григорий Мелехов Анисья Агафья Пантелей Прокофьевич Иван Семенович Иван Андреевич

Слайд 6

1. Вступление . Композиция романа: повествование начинается и заканчивается изображением мелеховского куреня. История страны и история семьи. Толстовская традиция в изображении крупных исторических событий через призму семейных отношений. 2.Семья Мелеховых. а) Черты родового сходства в семейном портрете. Семья как единый организм. Крепкая дружба между членами семьи (Григорий и Петр, Григорий и Дуняшка , Дуняшка и Наталья). Значение предыстории мелеховского рода в композиции романа. б) Традиции и этические нормы, на которых основывается существование казачьей семьи. Культ стариков, власть отца, строгость в отношении к детям. Послушание (женитьба Григория на Наталье). Понятие семейной чести. Отношение к женщине в семье. в) Трудовая жизнь семьи: эпизод лугового покоса, рыбной ловли. Любовь к земле-кормилице как объединяющее начало. г) Отношение к государевой службе. Гордость отца за воинскую доблесть сына. Сборы на службу – дело чести всей семьи. д) Разрушение семьи в эпоху грозных исторических катаклизмов. 3. Заключение . Гражданская война как разрушение семейного единства. Трагический финал романа (Григорий с сыном на пороге опустевшего мелеховского куреня), утверждающий бесчеловечность братоубийства и святость семейного родства.

Слайд 7

Что же такое семья в понимании М. Шолохова и что она значит для его героев?

Слайд 8

Григорий Мелехов – главный герой романа. Этот образ привлекает внимание читателей чертами народности, самобытности, чуткости к новому. Но есть в нем и стихийное, что унаследовано от среды.

Слайд 9

Георгий – неординарная натура, яркая индивидуальность. Он искренен и честен в мыслях и поступках. У него отзывчивое сердце, развито чувство жалости, сострадания. Григорий – человек, способный на поступок.

Слайд 10

Герой постоянно в ситуации выбора. Это не политические шатания, а поиски правды. Григорий тоскует по правде. А такой правды, с его точки зрения, нет ни у белых, ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, то того и сожрет. А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался». Эти поиски оказались, как он считает, «зряшными и пустыми». И в этом тоже его трагедия.

Слайд 11

Как относятся жители хутора к любви Григория и Аксиньи? Эта любовь удивляет и пугает жителей хутора, которые стыдились смотреть в глаза Григорию и Аксинье. «Если б Григорий ходил к жалмерке Аксинье, делая вид, что скрывается от людей, если б жалмерка Аксинья жила с Григорием, блюдя это в относительной тайне…то в этом не было бы ничего необычного, хлещущего по глазам. Хутор бы поговорил бы и перестал. Но они жили, почти не таясь…и поэтому в хуторе решили, что это преступно, безнравственно, и хутор прижух в поганеньком выжиданьице : придет Степан – узелок развяжет». «Тихий Дон» - повествование о грандиозной революции, о катаклизме, пережитом Россией. Но и повествование о драматической, трагической любви. Эта любовь трагична не только для Григория и Аксиньи, но и для их семей.

Слайд 12

Чем отличается любовь Аксиньи и Григория? Это из ряда вон выходящее чувство. Причем отношения героев почти лишены романтики в привычном понимании: «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бесилой , дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь». Являются ли Григорий и Аксинья жертвами своей любви-страсти? Да, они жертвы, но и сами делают жертвами других.

Слайд 13

Наталья – воплощение дома, семьи. Её цельность, чистота, верность, преданность описаны Шолоховым с любовью и сочувствием к своей героине. Чувство Натальи переносится на детей, на родню. У Аксиньи нет ни детей, ни родни. Любовь Аксиньи в беспредельном самопожертвовании, в перенесении центра своей жизни в другого человека, это глубокое, страстное чувство. И Наталью, и Аксинью Григорий любит. Наталья поражала его «какой-то чистой внутренней красотой». Она вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать. Любовь к Аксинье сильнее самого Григория. Её «порочная», «вызывающая» красота неумолимо притягивает его. Какую роль играет противопоставление двух героинь романа – Натальи и Аксиньи?

Слайд 14

И Наталью, И Аксинью Григорий любит. Наталья поражала его «какой-то чистой внутренней красотой». Она вся в стихии дома, семьи, она самоотверженная и ласковая мать. Любовь к Аксинье сильнее самого Григория. Её «порочная», «вызывающая» красота неумолимо притягивает его. Любовь Григория к Аксинье часто описана грубыми красками: «Рывком кинул Григорий её на руки – так кидает волк к себе на хребтину зарезанную овцу».

Слайд 15

В характере Аксиньи соединены земное и идеальное. К концу романа Аксинья уже не соперница, не любовница, чувствующая власть своей красоты. Она живёт молитвой за Григория, она ласкает осиротевших его детей. Несчастливая личная жизнь героев, гибель Аксиньи, когда Григорий, «мертвея от ужаса, понял, что всё кончено, что самое страшное, что только могло случиться в его жизни, - уже случилось», трагичны. Но жизнь продолжается. Последняя сцена: Григорий стоит «у ворот родного дома», держит на руках сына. Здесь, в отчем доме, на родной земле, все начала и все концы жизни.

Слайд 16

Стилистические особенности

Слайд 17

«Тихий Дон» Главные герои романа Время Ключевые образы романа казаки Григорий Мелехов к р а с н ы е б е л ы е земля семья война труд отношение к детям роль старших женщина – хранительница рода Ильинична Дарья Аксинья Наталья Семья март 1912 г. 1-ая мировая война 1914 г. революция 1917 г. гражданская война 1922 г.

Слайд 18

Путь Григория Мелехова к идеалу истинной жизни – это трагический путь обретений, ошибок и потерь, который был пройден всем русским народом в XXв . “ Григорий Мелехов – целостный человек в трагически разорванном времени ”. (Е. Тамарченко)

Слайд 19

Тихий Дон Рабочее название романа « Донщина » «Тихий Дон»-роман-эпопея о всенародной трагедии. В чем смысл названия романа? Дон для казаков- батюшка , кормилец.размеренная жизнь казаков чем-то напоминает течение реки: течет вода- идет время. Замкнулся круг романа, возвратился главный герой, вернулся ранней весной. Возвращаются казаки с войны,чтобы жить на этой земле. А тихий Дон продолжает нести свои воды в вечность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "7 класс Вложенные циклы"

Рассматриваемая тема расширяет базовый курс по информатике для средней школы и отнесена к теме Программировние. Теоретический материал темы раскрывается в ходе выполнения учащимися цикла практических ...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Методическая разработка урока по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита""

Методическая разработка по дисциплине: "Литература" на тему: "Три мира в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.

Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....

Методическая разработка урока 6 класс Тема: Тепловой и солнечный удар. Обморожение и переохлаждение. Первая медицинская помощь.

Цель:  -  познакомить с методами предотвращения обморожения  и переохлаждения, солнечно и теплового удара;- научить оказывать первую помощь при данных травмах.Оборудование:...