Конспект урока в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Грачева Дарья Сергеевна

Конспект содержит анализ произведения, включает описание деятельности учителя и учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_proizvedeniyu_rasputina.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе на тему «Уроки жизни в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».

Цели:

  1. Познакомить с жизнью и творчеством писателя В.Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского»;
  2. Проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несет; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Г. Распутина.

Форма урока: урок – размышление.

Ход урока.

Эпиграф к уроку: «Я написал этот рассказ в надежде,

 что преподанные мне в свое время уроки

 лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».

В. Г. Распутин

1. Организационный момент.

2. Речевая разминка.

 - Прочитайте стихотворение С.Бондаренко.

В каждом параграфе, в каждом рассказе,

В сказке и песне, даже во фразе –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Кроется самая главная мысль.

Она не всегда открывается сразу.

Строчка за строчкой, фраза за фразой –

Ты только вдумайся, только всмотрись –

Откроется самая главная мысль.

 - Это стихотворение как нельзя лучше отражает тему и цели нашего урока. Запишите тему. Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (познакомиться с жизнью и творчеством Распутина, его рассказом «Уроки французского», выяснить, какие уроки он несет, чтобы воспитать в себе такие качества характера, как доброта, отзывчивость, мужество).

3. Знакомство с эпиграфом.

 - Как вы думаете, что значат эти слова?

 - Итак, сегодня мы будем говорить о нравственности, милосердии на примере рассказа «Уроки французского».

4. Реализация домашнего задания.

1) Слово о писателе – сообщение ученика.

2) Работа со статьей учебника.

 - Обратим внимание на эпиграф к статье о В.Г. Распутине – «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (слова Л.Н. Толстого). Так задан нравственный ориентир в творчестве этого писателя.

 - Почему в «Уроках французского» В.Распутин рассказывает о своей учительнице Лидии Михайловне, а посвящение адресовано другому человеку – Анастасии Прокопьевне, и кто она такая? (Ответ ученика).

5. Беседа по рассказу.

1) О чем говорит название рассказа?

2) Кому адресовано вступление?

3) От чьего лица ведется повествование? Почему?

4) Кто является главным героем? Давайте охарактеризуем его при помощи цитатного плана (работа в парах с таблицей).

Вопросы к рассказу о герое

Цитатный план к рассказу о герое

  1. Почему мальчик оказался в райцентре?
  2. Каковы успехи героя рассказа в школе?
  3. Каково было душевное состояние героя?
  4. Что заставило мальчика играть в «чику» на деньги?
  5. Как складывались отношения героя с окружающими его ребятами?
  6. Каково было отношение мальчика к учительнице?
  • «Я пугался и терялся…она представлялась мне человеком необыкновенным, не походила на всех остальных».
  • «Учился я и тут хорошо…по всем предметам, кроме французского, у меня держались пятерки».
  • «Получив рубль, …я покупал баночку молока».
  • «Чтобы учиться дальше…мне пришлось снаряжаться в райцентр».
  • «Так мне было плохо, так горько и постыло! – хуже всякой болезни».
  • «Они били меня по очереди… не было в тот день человека несчастнее меня».

5) Где и когда происходят действия, описанные в рассказе? Назовите приметы тяжелого времени.

6) Как жилось мальчику в родительском доме? В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? Найдите отрывки в произведении и прочитайте их.

7) Какие еще испытания ждали героя?

8) У героя не ладилось с французским, он очень скучал по матери, тосковал по дому, но были и другие проблемы (голод, воровство продуктов) – найдите отрывок в тексте.

9) Почему наш герой не жалуется взрослым?

10) Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын благодарен матери? (Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстраивать мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть).

Запишем в тетрадь первый урок Распутина: «Мать всю жизнь заботится о своих детях, и они должны быть благодарны ей за это».

11) Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?

12) Почему наш герой не уехал домой?

13) Как учился мальчик? Почему он всегда готовился к урокам?

14) Какие качества характера можно отметить у героя? (Жажда знаний, сила воли, честность, доброта, благородство, самоотверженность, упорство в достижении цели).

15) Почему мальчик ввязался в игру на деньги?

Запишем второй урок Распутина: «Будь самостоятельным, заботься о себе сам, не надейся на окружающих».

Физкультминутка  - игра «Муха». Представим себе квадрат, как в игре «крестики-нолики». В середине квадрата сидит муха. Учитель ведет игру, рассказывая .куда ползет муха: на один квадрат вверх, на квадрат влево и т.п.. Если муха ушла за пределы поля, к примеру, из центра поля на три квадрата вправо, то учащиеся должны в этот момент хлопнуть в ладоши. После каждого хлопка муха возвращается в центр поля.

16) Охарактеризуйте игроков в «чику», используя примеры из текста ( Тишкин, Птаха, Вадик).

17) Какая это была игра? Почему нашему герою пришлось «смириться»?

Третий урок: «Уступи тем, кому все равно ничего не докажешь».

18) Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя герой во время драки?

Четвертый урок: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся».

19) Почему мальчик доверил учительнице свою тайну? Любому ли учителю можно довериться?

20) Почему Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома?

21) Каким предстает образ Лидии Михайловны на страницах рассказа?

Пятый урок: « Будь добрым и отзывчивым, люби людей».

  1. – Ребята, как вы понимаете смысл высказываний:

«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой).

«Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь: сразу два человека стали счастливы» (К.Пеппер).

«Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать» ( К.Боуви).

  1. Работа в группах по карточкам.

- А теперь я предлагаю вам задания с различными ситуациями. Каждая из трех групп получает карточку: «Твое поведение в сложившейся ситуации».

1 карточка. Шел Саша домой из школы. Видит  - стоит на другой стороне дороге старушка и не решается перейти оживленную проезжую часть. «Это она движение пережидает», - догадался Саша и пошел своей дорогой. Как бы вы поступили на его месте?

2 карточка. Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия.

3 карточка. Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников, вымогая деньги, избивают твоего товарища. Какие действия ты предпримешь?

  1. Обобщение.

- Ребята, почему рассказ называется «Уроки французского»? какой самый главный урок преподала учительница? А В.Г.Распутин? (обращение к эпиграфу).

 - Чтение стихотворение «Доброта».

Добрым быть совсем не просто,

Доброта не зависит от роста,

 Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть

И в беде друг друга не забыть.

И завертится земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.

  1. Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос: «Какие Я извлек уроки из рассказа Распутина?»
  2. Рефлексия.
  1. На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

Урок для меня показался

коротким / длинным

За урок я

не устал / устал

Мое настроение

стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был

понятен/не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
легким / трудным

Домашнее задание мне кажется

интересно / не интересно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»

Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»,презентация,план-навигатор....

конспект урока по теме "Скалярное произведение векторов"

Урок изучения нового материала с применением информационных технологий....

Конспект урока по литературе по произведению "Старуха Изергиль"

Романтизм в творчестве М.Горького. Анализ рассказа "Старуха Изергиль"        Цели1. Развитие мыслительных способностей учащихся.2. Умение сопоставлять хар...

Конспект урока по чтению по произведению М. Горького «Детство» (отрывок) 7 класс специальной (коррекционной)школы VIII вида

Разработка урока по чтению и развитию речи по произведению М. Горького "Детство" ( отрывок) для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Конспект урока. 3 класс. Единство содержания и формы произведения в русской классической музыке.

Знакомство с симфонией-кантатой Ю.А. Шапорина "На поле Куликовом". Метод художественного контекста на уроках музыки. Программа 21 век....

Конспект урока ИЗО "Цвет в произведениях живописи " 6 класс

Познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодей­ствием цветовых пятен, цветовой композици...