Конспект урока в 6 классе по произведению В.Г. Распутина "Уроки французского"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Конспект содержит анализ произведения, включает описание деятельности учителя и учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_proizvedeniyu_rasputina.docx | 23.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 6 классе на тему «Уроки жизни в рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского».
Цели:
- Познакомить с жизнью и творчеством писателя В.Г. Распутина и его рассказом «Уроки французского»;
- Проанализировать проблематику рассказа и выяснить, какие уроки он несет; раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Г. Распутина.
Форма урока: урок – размышление.
Ход урока.
Эпиграф к уроку: «Я написал этот рассказ в надежде,
что преподанные мне в свое время уроки
лягут на душу как маленького, так и взрослого читателя».
В. Г. Распутин
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка.
- Прочитайте стихотворение С.Бондаренко.
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.
- Это стихотворение как нельзя лучше отражает тему и цели нашего урока. Запишите тему. Как вы думаете, каковы цели нашего урока? (познакомиться с жизнью и творчеством Распутина, его рассказом «Уроки французского», выяснить, какие уроки он несет, чтобы воспитать в себе такие качества характера, как доброта, отзывчивость, мужество).
3. Знакомство с эпиграфом.
- Как вы думаете, что значат эти слова?
- Итак, сегодня мы будем говорить о нравственности, милосердии на примере рассказа «Уроки французского».
4. Реализация домашнего задания.
1) Слово о писателе – сообщение ученика.
2) Работа со статьей учебника.
- Обратим внимание на эпиграф к статье о В.Г. Распутине – «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (слова Л.Н. Толстого). Так задан нравственный ориентир в творчестве этого писателя.
- Почему в «Уроках французского» В.Распутин рассказывает о своей учительнице Лидии Михайловне, а посвящение адресовано другому человеку – Анастасии Прокопьевне, и кто она такая? (Ответ ученика).
5. Беседа по рассказу.
1) О чем говорит название рассказа?
2) Кому адресовано вступление?
3) От чьего лица ведется повествование? Почему?
4) Кто является главным героем? Давайте охарактеризуем его при помощи цитатного плана (работа в парах с таблицей).
Вопросы к рассказу о герое | Цитатный план к рассказу о герое |
|
|
5) Где и когда происходят действия, описанные в рассказе? Назовите приметы тяжелого времени.
6) Как жилось мальчику в родительском доме? В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? Найдите отрывки в произведении и прочитайте их.
7) Какие еще испытания ждали героя?
8) У героя не ладилось с французским, он очень скучал по матери, тосковал по дому, но были и другие проблемы (голод, воровство продуктов) – найдите отрывок в тексте.
9) Почему наш герой не жалуется взрослым?
10) Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын благодарен матери? (Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстраивать мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть).
Запишем в тетрадь первый урок Распутина: «Мать всю жизнь заботится о своих детях, и они должны быть благодарны ей за это».
11) Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?
12) Почему наш герой не уехал домой?
13) Как учился мальчик? Почему он всегда готовился к урокам?
14) Какие качества характера можно отметить у героя? (Жажда знаний, сила воли, честность, доброта, благородство, самоотверженность, упорство в достижении цели).
15) Почему мальчик ввязался в игру на деньги?
Запишем второй урок Распутина: «Будь самостоятельным, заботься о себе сам, не надейся на окружающих».
Физкультминутка - игра «Муха». Представим себе квадрат, как в игре «крестики-нолики». В середине квадрата сидит муха. Учитель ведет игру, рассказывая .куда ползет муха: на один квадрат вверх, на квадрат влево и т.п.. Если муха ушла за пределы поля, к примеру, из центра поля на три квадрата вправо, то учащиеся должны в этот момент хлопнуть в ладоши. После каждого хлопка муха возвращается в центр поля.
16) Охарактеризуйте игроков в «чику», используя примеры из текста ( Тишкин, Птаха, Вадик).
17) Какая это была игра? Почему нашему герою пришлось «смириться»?
Третий урок: «Уступи тем, кому все равно ничего не докажешь».
18) Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя герой во время драки?
Четвертый урок: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся».
19) Почему мальчик доверил учительнице свою тайну? Любому ли учителю можно довериться?
20) Почему Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома?
21) Каким предстает образ Лидии Михайловны на страницах рассказа?
Пятый урок: « Будь добрым и отзывчивым, люби людей».
- – Ребята, как вы понимаете смысл высказываний:
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях» (Л.Н.Толстой).
«Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь: сразу два человека стали счастливы» (К.Пеппер).
«Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать» ( К.Боуви).
- Работа в группах по карточкам.
- А теперь я предлагаю вам задания с различными ситуациями. Каждая из трех групп получает карточку: «Твое поведение в сложившейся ситуации».
1 карточка. Шел Саша домой из школы. Видит - стоит на другой стороне дороге старушка и не решается перейти оживленную проезжую часть. «Это она движение пережидает», - догадался Саша и пошел своей дорогой. Как бы вы поступили на его месте?
2 карточка. Придя в школу, ты заметил, что у соседа по парте плохое настроение. Твои действия.
3 карточка. Выходя из школы, ты заметил, как несколько старшеклассников, вымогая деньги, избивают твоего товарища. Какие действия ты предпримешь?
- Обобщение.
- Ребята, почему рассказ называется «Уроки французского»? какой самый главный урок преподала учительница? А В.Г.Распутин? (обращение к эпиграфу).
- Чтение стихотворение «Доброта».
Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
- Домашнее задание. Ответить письменно на вопрос: «Какие Я извлек уроки из рассказа Распутина?»
- Рефлексия.
| активно / пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен / не доволен |
Урок для меня показался | коротким / длинным |
За урок я | не устал / устал |
Мое настроение | стало лучше / стало хуже |
Материал урока мне был | понятен/не понятен |
Домашнее задание мне кажется | интересно / не интересно |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»
Конспект урока«Образ Петербурга в произведении русских писателей рубежа XIX-XX и XX-XXI веков»,презентация,план-навигатор....
конспект урока по теме "Скалярное произведение векторов"
Урок изучения нового материала с применением информационных технологий....
Конспект урока по литературе по произведению "Старуха Изергиль"
Романтизм в творчестве М.Горького. Анализ рассказа "Старуха Изергиль" Цели1. Развитие мыслительных способностей учащихся.2. Умение сопоставлять хар...
Конспект урока «Возведение в степень произведения и степени»
Урок для 7 класса...
Конспект урока по чтению по произведению М. Горького «Детство» (отрывок) 7 класс специальной (коррекционной)школы VIII вида
Разработка урока по чтению и развитию речи по произведению М. Горького "Детство" ( отрывок) для 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида...
Конспект урока. 3 класс. Единство содержания и формы произведения в русской классической музыке.
Знакомство с симфонией-кантатой Ю.А. Шапорина "На поле Куликовом". Метод художественного контекста на уроках музыки. Программа 21 век....
Конспект урока ИЗО "Цвет в произведениях живописи " 6 класс
Познакомить с понятиями «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония», с цветовыми отношениями, взаимодействием цветовых пятен, цветовой композици...