урок литературы в 5 классе по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме

 урок внеклассного чтения в 5 классе "Твори добро на всей Земле"по рассказу Л.Петрушевской "Котёнок Господа Бога" с внедрением национально-регионального компонента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_tvori_dobro1....doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Твори добро на всей Земле» (по рассказу Л.Петрушевской «Котенок Господа Бога»).

Цели урока:

обучающая - совершенствование навыков анализа прозаического произведения;

развивающая – развитие эстетического восприятия и оценки художественной литературы и воплощенных в ней явлений жизни; совершенствование речевых навыков и умений;

воспитательная – пробудить в детях чувство добра и любви к людям и животным.

Технология: компьютер, проектор.

Тип урока: Урок внеклассного чтения с использованием ИКТ                               Форма урока: Урок анализа художественного произведения.

                         Сострадание к животным так тесно связано с добротой

                         характера, что можно с уверенностью утверждать, что

                         не может быть добрым тот, кто жесток с животными

                                                                                    Л.Н.Толстой

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

(Звучит тихая мелодия. Ф. Шопен. Ноктюрн (Ми-бемоль мажор))

Ребята, сегодняшний урок я хотела бы начать со стихотворения Татьяны Мухаметшиной:

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,

Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.

Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,

Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души,

Ты однажды возьми и Добро просто так соверши…

…Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,

Пусть всегда будет главным уроком урок Доброты!

Тема нашего урока так и звучит: «Твори добро на всей Земле». Давайте запишем сегодняшнее число и тему урока.(Слайд)

-Запись даты и темы урока.

Сегодня мы будем говорить о важнейших человеческих ценностях: уважении, любви, милосердии; о сложности нравственного выбора, о вечной борьбе между добром и злом.

А разобраться в этих сложных вопросах нам поможет чтение и анализ рассказа Л.С.Петрушевской «Котенок Господа Бога».

2. Работа с основным материалом урока. Беседа по содержанию.

Но сначала послушайте одну старую индейскую притчу.(Слайд)

- Что такое «притча»?

-Записываем определение слова «притча- краткий иносказательный поучительный рассказ»

Когда-то давно старый индеец рассказал своему внуку одну жизненную истину.

- Внутри каждого человека идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, грубость, эгоизм,  ложь.

Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, любезность, истину, доброту, верность.

 Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Лицо старого индейца тронула едва заметная улыбка, и он ответил:

 - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

- Как вы поняли основную мысль этой притчи? (Суть заключается в том, что все зависит от нас самих. Нужно чаще совершать добрые и благородные поступки. Тогда в нашей душе победит добро. Все зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет. Будет делать зло – станет злым, творить добро – добрым. )

-Записываем основную мысль притчи – «Всё зависит от человека. Каким он захочет стать, таким и станет. Будет делать зло - станет злым, будет нести людям добро – добрым». Об этом говорит поэт Алим Кешоков:

Во всём сосуществует два начала

В душе у нас – добро и зло.

Старайся, чтоб добро не усыхало,
Старайся, чтобы зло не  набухало

И властвовать над тобою не могло.

 Эта мысль является главной и  в рассказе Л. Петрушевской «Котенок Господа Бога».

- Давайте вспомним, о чем этот рассказ?

-Выступление ученика (рассказывает коротко содержание рассказа).

Проблемы рассказа:

- В этом рассказе говорится о борьбе добра со злом;

-о человеческой отзывчивости;

-об одиночестве;

- о воспитании;

-об отношении к бездомным животным. (Запись со слайда)

 (Слайд)

- А что мы узнали о писательнице Людмиле Стефановне Петрушевской?

Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве, в семье профессора Московского государственного университета. Окончила Московский университет, работала редактором на центральной студии телевидения. В середине 60-х годов начала писать рассказы, а с 70-х годов выступает как драматург. Первый сборник прозы Петрушевской был опубликован в 1987 году.

 В последние годы  Петрушевская обращается к жанру «Сказок для всей семьи». Её произведения полны мягкого лиризма, доброго юмора. В сказках, рассказах, пьесах автор признается в своей любви к народу, природе, искусству.  

В 1991 году она была удостоена немецкой премии имени Пушкина- «Триумф» Петрушевская была номинирована на первую Букеровскую премию. В настоящее время она живет в Москве.

Её рассказы и пьесы переведены на многие языки мира, драматические произведения ставятся в России и за рубежом.

 А теперь, ребята, сядьте удобнее, откиньтесь на спинку стула, закройте глаза, расслабьтесь.  «Котенок Господа Бога»… Скажите, пожалуйста, какая картина возникает  у вас перед глазами, когда мы произносим слово «котенок»? ( Дать 1 минуту )

 Откройте глаза, вернемся к рассказу. Итак, опишите представленного вашим воображением котенка.

(Маленький, пушистый, с розовеньким мокрым носиком, с огромными зелененькими глазками …)

 - Меняется ли что-то в ощущениях, если добавляем «котенок Господа Бога»? Попытайтесь объяснить, что?

(Котенок есть почти у каждого, мы их любим, восхищаемся, но котенок Господа Бога должен быть особенным, чудесным, необыкновенным, волшебным.  )

- Найдите портрет котенка в произведении.

(«Маленький, головастый и пузатый, серый и пушистый». Разве в этом описании есть хотя бы намек на какую-то необычность? Представьте себе, что котенок потерялся, а в объявлении о пропаже были бы указаны эти приметы. Нашелся бы котенок? Сколько на свете таких котят: маленьких, головастых и пузатых, серых и пушистых… И все-таки это котенок Господа Бога…)

- Что же связывает этого котенка с Богом? Найдите подтверждение своим словам в тексте.

(Оказывается, «котенка снарядил на белый свет сам Господь», но в этом нет ничего удивительного, ведь «Он всех нас снаряжает, своих детей. И если белый свет принимает очередное посланное Богом существо, то этот белый свет продолжает жить. И каждое живое творение – это испытание для уже заселившихся: примут они новенького или нет». Значит, котенок появился на страницах рассказа неспроста, он послан Богом для  испытания людей на человечность, на порядочность. И только честный, добрый, отзывчивый  человек может называться Человеком с большой буквы, человеком, «Богу угодным» .)

- Есть такая книга, «книга книг», «самая умная книга». Как она называется? (Библия.)

- Библия – древний памятник письменности, где собраны разнообразные произведения, создававшиеся на протяжении огромного исторического периода – с VII века до нашей эры по II век нашей эры.

-Читая библию, мы узнаем: когда-то не было ни людей, ни животных, ни деревьев, ни камней, ни неба, ни земли. Был только один милосердный БОГ. Он захотел, чтобы появился мир, или свет. И создал Бог сначала ангелов. Вы знаете, что у каждого есть душа, которая живет в нашем теле, и ангелы  такие же духи, но у них нет тела. Ангелы – добрые духи.

Прежде чем создать человека Бог сотворил животных и зверей земных, которые не могут жить в воде и не могут летать. А потом Богу было угодно создать человека. Бог решил, что эти животные должны жить рядом с людьми. Но однажды Бог пожалел, что создал человека и сказал: «Истреблю все живое на земле, потому что уже никто не делает добра».

Значит, Бог сотворил человека для того, чтобы нести добро окружающим.

Но рядом с добром всегда находится зло. И каждый должен сделать выбор. Кто-то в этом мире творит добро, кто-то рассеивает вокруг себя зло.

- А кто в рассказе Л.С.Петрушевской является носителем добра, а кто зла? Докажите свою мысль.

(Ангел-хранитель – носитель добра, он предостерегает мальчика от ошибок. Бес – олицетворяет зло, он настраивает мальчика совершать злые поступки.)

- Словарная работа.

Ангел-хранитель – посланец Бога, якобы покровительствующий человеку, изображается крылатым юношей.

Бес – злой дух.

- От чего же предостерегает ангел героев рассказа Л.Петрушевской?

(От душевной черствости, от равнодушия, от совершения злых поступков.)

-  А как вел себя Бес? (Как и положено бесу. Он  подталкивал  мальчика к совершению злых, бездушных поступков.)

- Давайте проследим поведение Ангела-хранителя и Беса, выпишем глаголы, которые указывают на действие того и другого.(Слайд)

Ангел-хранитель

Бес

Плачет

Радуется

Утешает

Беспокоится

Уговаривает не делать зла

Убеждает

Толкает под локоть мальчика

Предлагает поиздеваться над котенком

Нагло улыбается

Болтает

Заводит в чужой сад

Смеётся над ангелом

- А как вам кажется, для чего писательница ввела в повествование и Ангела, и Беса?

(Чтобы показать, что у человека всегда есть выбор между добром и злом. Как говорится в притче: какого волка будешь кормить, тот и победит.)

- Но ведь герой рассказа прислушивается в конце концов к Бесу. Получается, что побеждает зло? Эту мысль хотела донести до нас Петрушевская?

(Нет. Скорее наоборот. Автор показывает, что зло обязательно будет наказано, а добро добром же  возвращается к человеку.)

- Подтвердите эту мысль примерами из текста.

(Бабушка приютила котенка. Бог наградил ее за милосердие, она выздоравливает, к ней приезжают дети. Мальчик же бросил котенка, залез в чужой сад. И был выгнан оттуда хозяином. Бог не наказывает сурово этого мальчика, ведь он еще ребенок и только учится отличать добро и зло. В душе, как любой шестилетний мальчик, он добрый, поэтому не может причинить котенку зла, издеваться над ним. Но он, опять же, как любой маленький мальчик, совершает необдуманные поступки, не может устоять против соблазнов беса. )

- А кого из  героев рассказа можно назвать  злым и кого добрым? Что мы узнаем о них из текста?(Слайд)

Носители зла

Бабка мальчика «функционировала»,                      Мать не разрешила

«не особенно приветствовала,                                   котенка увезти в город

когда внук рвал в огороде ягоды и огурцы»,  

заставила мальчика                                                                    

выбросить котенка                                                        

за забор

 

                                                        Носители добра

                                                                     

                                                                   

Мальчик                                                                               Бабушка умирающая

подобрал котенка, строил                               пригрела котенка, угостила

красивые планы                                                   кусочком черного хлеба

-  Как вам кажется, кто виноват в случившемся: мальчик, взрослые или Бес? Можно ли всю ответственность переложить на Беса?

(Ни ангел, ни бес не совершают поступков. Они лишь указывают возможный путь, а человек выбирает сам.  Мальчик, мы уже говорили об этом, еще маленький, он многого не понимает. Виноваты взрослые. Они заняты своим делом, им не до мальчика, чтобы он им не мешал, его выгнали на улицу. Их равнодушие в какой-то мере подтолкнуло мальчика совершить нехорошие поступки. По их указанию мальчик бросал котенка за забор, хотел полакомиться ягодами в чужом огороде, в итоге – был пойман хозяевами.  )

- Давайте еще раз вспомним  финал рассказа. (Читает учитель)

- Со слов «Что касается бабушки…»

- В чем его смысл ? Все, как в сказке, закончилось хорошо. Бабушка осталась жить, а мальчик тоже обрел семью: «получил от своей бабки миску клубники с молочком…, мама почитала ему на ночь сказку». Мир и счастье можно обрести только в семье, где все любят и заботятся друг о друге.)

-Подведем итоги. К каким выводам мы с вами пришли сегодня на уроке?

- Итак, добро в рассказе  восторжествовало. Почему? Да потому, что самая большая цель в жизни  - нести окружающим добро. Все в жизни взаимосвязано. Ведь создал всех Бог, который отправляет в жизнь и людей, и животных для свершения добрых дел и поступков.

- Что вы получили сегодня ? С каким настроением вы уходите с этого урока? (Дети выступают).

- Какие проблемы ставит автор в рассказе? (Слайд)

- В этом рассказе говорится о борьбе добра со злом;

-о человеческой отзывчивости;

-об одиночестве;

- о воспитании;

-об отношении к бездомным животным.

-Какие законы доброты вы усвоили  или хотели бы издать, чтобы она всегда была с нами рядом? Подумайте, пожалуйста, и запишите свои ответы.(Слайд).                                                                                                       1) Помогать людям.

2) Защищать слабого.

3) Делиться последним с другом.

4) Не завидовать.

5) Прощать ошибки другим.

ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.

Не захватить, а отдать.

Не кулак показать, а протянуть ладонь.

Не спрятать, а поделиться.

\ Не кричать, а выслушать.

Не разорвать, а склеить.

 -Чтение  и анализ эпиграфа и стихотворения Д.Н.Кугультинова

   С утра  поливал я деревья в саду…

   Гляжу, в отстоявшейся крохотной лужице

   Плывёт муравьишка, барахтаясь, кружится-

   Попал ненароком, трудяга ,в беду!

 Ему протянул я сухой стебелёк,-

От гибели верной его уберёг.

И он ,суетясь, побежал от меня,

К своим побежал, в муравейник, не мешкая…

«Быть может, его поджидает родня?»-

Подумал я, вслед ему глядя с усмешкою.

И стало теплее в душе на минуту,

Как будто и вправду помог я кому-то.  

 - Объясните  главную мысль стихотворения.                                                                                                                                                      

- 2011 Год- год  Кота . Свершение добрых дел должно войти у нас в привычку, должно стать для каждого человека законом жизни.

 Руки твои сильные,

Ты защити слабого.

Мысли твои верные,

Ты научи глупого.

Глаза твои, твоя душа

Добрая и чистая.

Дари ее тому,

Кому больно одному.

Твори добро на всей земле,

Твори добро другим во благо.

Не за красивое спасибо

Услышавшего тебя рядом.

Твори добро на всей земле!

- Я очень надеюсь, что в минуту сомнений вы не послушаете беса, а прислушаетесь к ангелу-хранителю. Пусть он всегда будет рядом с вами.

Предлагается просмотр слайдов «О кошках» и рекомендательный список литературы на эту же тему.

Урок заканчивается песней  «Дорогою добра».

                 

        

Краткое содержание рассказа «Котенок Господа Бога»

В одной деревне заболела бабушка, заскучала и собралась на тот свет. Она ждала своего сына, но он все не ехал. На письмо не ответил, вот бабушка и приготовилась помирать. Поставила возле себя бидончик с чистой водой, положила кусок хлеба под подушку и легла читать молитвы, и ангел-хранитель встал у неё в головах.

 В эту деревню приехал мальчик с мамой.

 Их бабушка чувствовала себя хорошо, «функционировала». У неё был сад-огород, держала скотину, но она не любила, когда её внук рвал в огороде ягоды и огурцы. Из всего этого она собиралась приготовить запасы на зиму.

 Чтобы мальчик не болтался у взрослых под ногами, его выгнали на улицу. Выгнанный мальчик заметил котенка, маленького, пузатого, серого и пушистого. Котенок стал ласкаться к мальчику.

 Тот обрадовался, захотел его взять себе. Он уже представлял, как будет кормить его, играть, спать с ним.

 И ангел-хранитель мальчика радовался, потому что этот котенок был послан самим Господом Богом.

 А за левым локтем мальчика стоял бес. Он все время подталкивал мальчика поиздеваться над котенком: привязать к хвосту консервную банку, утопить.

Но мальчик не послушался беса, он понес котенка домой.

А дома бабка отругала внука за то, что он принес в дом чужого блохастого котенка, велела выбросить его.  А мать не разрешила взять его в город.

Мальчику пришлось выполнить  то, что приказали взрослые. Он бросал котенка за забор, но тот все время выбегал оттуда и опять скакал и играл с мальчиком.

Так мальчик дошел до заборчика той бабушки, которая собиралась помирать. Котенок был опять брошен, но тут он сразу исчез.

Бес опять стал толкать мальчика под локоть, указал ему на хороший сад, где было много ягод. Он говорил, что бабка больная, с постели не встаёт, не может помешать ему наесться малины и огурцов.

 Ангел стал отговаривать мальчика, он плакал, говорил, что воровать нехорошо, но мальчик не послушался его и залез в чужой сад.

 А бабушка, лежа в кровати, вдруг увидела котенка, который влез к ней в форточку. Бабка была ему рада. Она приласкала его, накормила хлебом, и он тут же заснул.

И тут произошло чудо:  из города приехали сын с женой и ребенком( оказывается, письмо пришло к ним с большим опозданием, поэтому они , не надеясь на почту, сразу решили ехать ) . Они сразу же принялись за работу: начали готовить ужин, решили отремонтировать калитку. Бабушкин внук поцеловал её в носик, взял котенка и пошел в сад по малину. Тут и застал он мальчика-вора. Ангелу-хранителю было стыдно за мальчика, а бес быстро шмыгнул за плетень. Котенок стал заступаться за мальчика, ангел-хранитель помог сочинить, что мальчик полез не за ягодами, а за котенком, который от него сбежал. Мальчика отпустили.

А бабушка в тот же вечер встала с постели, ей стало хорошо. Утром сварила для своих детей варенье, села вязать всей семье варежки и носочки. Бабушка почувствовала себя  нужной.

А мальчику его бабка тем же вечером дала целую миску ягод с молоком, мама прочитала сказку на ночь. А его ангел-хранитель был очень рад .  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Открытый урок литературы «Твори добро…» по рассказу Л.С. Петрушевской «Котенок Господа Бога»

Технологическая карта урока литературы «Твори добро…» по рассказу  Л.С. Петрушевской «Котенок Господа   Бога»...

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...