Урок в 9 классе по теме «Поэтический мир и герои «Слова о полку Игореве». Идейный смысл произведения».
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Железнова Оксана Николаевна

На уроке даётся  характеристика героям и их поступкам, выявляется  роль пейзажа, авторское отношение к происходящему.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_9_poeticheskiy_mir_slova.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Л-9

Тема «Поэтический  мир  и  герои   «Слова о полку Игореве». Идейный  смысл  произведения».

Цель:  Дать характеристику героям и их поступкам, показать роль пейзажа, авторское отношение к происходящему.

Задачи: уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения, давать характеристику героям, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль ИВС, выявлять авторскую позицию; воспитывать чувство патриотизма.

Ход урока:

1.Орг. момент.

2.  Актуализация знаний.  

 Составление плана «Слова…».

3. Работа в парах:  дать характеристику героям произведения, подтверждая текстом:

-Бояну; ( нужен для того, чтобы подчеркнуть, что он следует в своём повествовании за действительными событиями «сего времени», он нужен автору, чтобы показать, что «Слово…» правдиво, что оно не занимается высокопарными восхвалениями подвигов   князей)

- Ярославне;

- русским князьям Игорю Святославичу Новгород –Северскому;  Олегу Гориславичеу, внуку Ярослава Мудрого; Всеславу Полоцкому.

(На примере похода Игоря автор показывает , к чему может привести отсутствие единения. Игорь терпит поражение только потому , что он пошёл один в поход.  Автор словами Святослава Киевского упрекает Игоря и Всеволода в том, что они без сговора с ним отправились в поход, ища славы. Храбрый, но недальновидный Игорь с самого начала обречён на неуспех, так как им движет стремление к личной славе, несмотря на любовь к Родине. Но автор подчёркивает и то, что поступки Игоря можно объяснить понятиями его среды. Поэтому в образе Игоря на первый план выступает общее, а не индивидуальное.

Осуждает автор Олега Гориславича, внука Ярослава Мудрого, противника Владимира Мономаха. Он мечом крамолу ковал и стрелы по земле пускал, при нём сеялась и прорастала усобицами Русская Земля. Ироническое отчество «Гориславич», которым автор наделил Олега показывает не личное горе князя, а народное горе.

Зачинателем усобиц изображён родоночальник полоцких князей Всеслав Полоцкий. Всеслав изображён с осуждением, но с некоторой долей сочувствия. Это неприкаянный, мечущийся, как затравленный зверь, хитрый, «вещий» неудачник. Яркий образ князя периода феодальной раздробленности Руси.

- Найдите в тексте характерные для народной поэзии сравнения и уподобления героев (Ярославны, Игоря, Всеволода и других) различным животным и птицам. В чём видите вы смысл этих сопоставлений?

- С какой целью в  «Слове  о полку Игореве»  даны эти образы?

 (Образы русских князей, женские образы служат идеям автора, служат целям призыва к единению)..

- Приведите примеры поэтических приёмов и образных средств, присущих УНТ (фольклорные эпитеты, метафоры, гиперболы, олицетворения, повторы).

- Какую роль играют образы природы в «Слове о полку Игореве»? Почему солнце прикрывает тьмой воинов Игоря? Прочитайте  выразительно обращение Ярославны к солнцу. Связаны ли эти два эпизода?

(Ветер, солнце, грозовые тучи, в которых трепещут синие молнии, утренний туман, дожевые облака, щёкот соловьиный по ночам и галочий крик по утрам, вечерние зори и утренние восходы, море, овраги, реки составляют огромный, необычайно широкий фон, на котором развёртывается действие «Слова о полку Игореве», передают ощущение бескрайних просторов родины. Широкий простор родной природы живо ощущается и в плаче Ярославны. )

Составить синквейн.

4.  Запись в тетради «О Русская земля! Уже ты за холмом!».

- Литературовед А.С. Орлов считал, что героем «Слова о полку Игореве» является Русская земля.  Как вы понимаете эту мысль?

(Свой призыв к единению, своё чувство единства родины автор воплотил в живом, конкретном образе Русской Земли. «Слово о полку Игореве посвящено всей Русской земле в целом. К ней обращены все лучшие чувства автора. Образ Русской Земли –центральный в «Слове». В радостях и печалях русского народа принимает участие вся русская природа: понятие родины- Русской земли – объединяет для автора её историю. Русская земля для автора не только русская природа, это, в первую очередь, русский народ. Образ страдающей Родины очень важен в художественном и идейном замысле «Слова о полку Игореве»: он вызывает сочувствие  к ней читателя, он возбуждает ненависть к её врагам, он зовёт русских людей на её защиту.  Образ Русской земли   как призыв к её защите от внешних врагов.)

- Какая единая мысль и настроенность пронизывает всё произведение?

( Призыв к единению).

5. Итоги урока.

6.Д/з.  Индивидуально подготовить сообщения, презентации о  жизни «Слова о полку Игореве» в искусстве.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа «Слова…»

Это интегрированный урок православной культуры и литературы. Мы его проводили в 8 классе, так как "Слово о полку Игореве" к этому времени уже было изучено....

Конспект урока по литературе в 9 классе. Тема: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

На уроке учащиеся получат обзорную характеристику древнерусской литературы на примере "Слова о полку Игореве". Познакомятся с исслелованиями "Слова", вариантами переводов. На примере этого произведкен...

презентация к уроку литературы в 9 классе по теме: "Слово о полку Игореве" - величайший памятник древнерусской литературы"

Презентация поможет учащимя при изучении "Слова о полку Игореве" как иллюстративный материал. В ней даны иллюстрации к "Слову" и выдержки из текста, соответствующие фрагменту, что послужит образному в...

«Повторение изученного в 5 - 8 классах" (на материале текста «Слово о полку Игореве»)

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ...

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...