Главные вкладки

    Урок литературы в 9 классе на тему: "Образ русской земли в "Слове о полку Игореве"
    план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

    Гомзякова Вера Ивановна

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 9-м классе по теме:

     "Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве"

    Подготовила и провела учитель русского языка и

    литературы высшей категории МОУ «ССОШ№2»

                                                                  Гомзякова Вера Ивановна

    Цели и задачи урока:

    • актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
    • развивать умение работать с текстом самостоятельно и в группе;
    • обучение анализу литературного произведения;
    • подготовить учащихся к написанию сочинения;
    • воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие.

    Оборудование:

    • компьютер, диск со слайдами; :
    • раздаточный материал (фрагменты статьи Д.С.Лихачева “Золотое слово русской литературы”);
    • иллюстрации: гравюры В.А.Фаворского

    Эпиграфы:

    Д.С.Лихачев

    “Слово о полку Игореве”, продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы XIX и XX вв., мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к Родине.

    Д.С.Лихачев

    Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, – основной художественный образ “Слова…”

    Д.С.Лихачев

    Ход урока
    I стадия – стадия вызова

    Цель ее – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме, пробудить учащихся к активной деятельности на уроке.

    1. Постановка цели:

    – Назовите главные образы поэмы.

    – “Слово…” посвящено военному походу князя Игоря, но кто же главный герой поэмы?

    – Из чего складывается образ Русской земли?

    2. Самостоятельное чтение фрагмента “Образ Русской земли в “Слове...” из статьи Д.С.Лихачева “Золотое слово русской литературы” (см. Приложение 1).

    Читая текст, учащиеся делают пометки:

    “P ” – уже знал;

    “+” – новое;

    “-” – думал иначе;

    “?” – есть вопросы.

    II стадия – осмысление 

     Цель её– аналитическое чтение текста, получение новой информации.

    1. Беседа по прочитанному:

    – Что вы уже знали, о чем говорилось на уроках?

    – Что показалось непонятным?

    – Что удивило, взволновало?

    – Что бы выделили как главное?

    2. В процессе беседы составляется кластер (рис. 1)

    Рис. 1

    3. Класс делится на три группы, каждая из которых работает над одной из тем:

    – Природа в “Слове…”;

    – Люди Древней Руси в “Слове…”;

    – История Руси в “Слове…”.

    Группы составляют свой кластер по теме (рис. 2, 3, 4) и иллюстрируют его фрагментами поэмы, а также называют средства создания образа.

    Рис. 2.

    Рис. 3

    Рис. 4

    4. Выступление представителя каждой группы перед классом.

    5. В процессе их выступления класс продолжает составление кластера:

    Рис. 5

    III стадия – стадия рефлексии. 

    Цель ее – анализ всего процесса изучения материала, обобщение полученной информации.

    1.Подведение итогов работы на уроке с опорой на составленный кластер:

    – Было ли вам интересно на уроке?

    – Сумели ли вы получить новые знания?

    – Как же создается образ Русской земли в поэме?

    – Какие средства художественного изображения участвуют в создании образа?

    2. Что вы можете использовать в своем сочинении по теме “Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”?

    Домашнее задание: написать сочинение “Образ Русской земли в “Слове…”


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок в 3 классе по теме "Образы зимы в различных видах искусства"

    Конспект урока в 3 классе по теме " Образы зимы в различных видах искусства"....

    Разработка урока в 5 классе по теме "Образы народной песни в искусстве"

    Данный урок расширяет представление детей о связи музыки и изобразительного искусства . Здесь представлены элементы технологии интерактивного обучения: "займи позицию", работа в мини-группах,  те...

    Краткий конспект урока для 9 класса по теме "Образ Наполеона".

    Материал содержит краткую запись основных этапов урока "Образ наполеона в зеркале физиогномики", а также презентацию по данному уроку.Основная используемая технология работы: технология критического м...

    Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»

    Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойст...

    Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

    Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

    Урок в 5 классе на тему: Образы живописи в музыке. Живописность искусства.

    Музыка является важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира....