Урок литературы в 9 классе на тему: "Образ русской земли в "Слове о полку Игореве"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Гомзякова Вера Ивановна

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 9-м классе по теме:

 "Образ Русской земли в "Слове о полку Игореве"

Подготовила и провела учитель русского языка и

литературы высшей категории МОУ «ССОШ№2»

                                                              Гомзякова Вера Ивановна

Цели и задачи урока:

• актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме;
• развивать умение работать с текстом самостоятельно и в группе;
• обучение анализу литературного произведения;
• подготовить учащихся к написанию сочинения;
• воспитывать чувство патриотизма, наблюдательность, трудолюбие.

Оборудование:

• компьютер, диск со слайдами; :
• раздаточный материал (фрагменты статьи Д.С.Лихачева “Золотое слово русской литературы”);
• иллюстрации: гравюры В.А.Фаворского

Эпиграфы:

Д.С.Лихачев

“Слово о полку Игореве”, продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы XIX и XX вв., мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к Родине.

Д.С.Лихачев

Русская земля, в описании которой объединились лирика и публицистика, – основной художественный образ “Слова…”

Д.С.Лихачев

Ход урока
I стадия – стадия вызова

Цель ее – актуализировать и обобщить имеющиеся знания по данной теме, пробудить учащихся к активной деятельности на уроке.

1. Постановка цели:

– Назовите главные образы поэмы.

– “Слово…” посвящено военному походу князя Игоря, но кто же главный герой поэмы?

– Из чего складывается образ Русской земли?

2. Самостоятельное чтение фрагмента “Образ Русской земли в “Слове...” из статьи Д.С.Лихачева “Золотое слово русской литературы” (см. Приложение 1).

Читая текст, учащиеся делают пометки:

“P ” – уже знал;

“+” – новое;

“-” – думал иначе;

“?” – есть вопросы.

II стадия – осмысление 

 Цель её– аналитическое чтение текста, получение новой информации.

1. Беседа по прочитанному:

– Что вы уже знали, о чем говорилось на уроках?

– Что показалось непонятным?

– Что удивило, взволновало?

– Что бы выделили как главное?

2. В процессе беседы составляется кластер (рис. 1)

Рис. 1

3. Класс делится на три группы, каждая из которых работает над одной из тем:

– Природа в “Слове…”;

– Люди Древней Руси в “Слове…”;

– История Руси в “Слове…”.

Группы составляют свой кластер по теме (рис. 2, 3, 4) и иллюстрируют его фрагментами поэмы, а также называют средства создания образа.

Рис. 2.

Рис. 3

Рис. 4

4. Выступление представителя каждой группы перед классом.

5. В процессе их выступления класс продолжает составление кластера:

Рис. 5

III стадия – стадия рефлексии. 

Цель ее – анализ всего процесса изучения материала, обобщение полученной информации.

1.Подведение итогов работы на уроке с опорой на составленный кластер:

– Было ли вам интересно на уроке?

– Сумели ли вы получить новые знания?

– Как же создается образ Русской земли в поэме?

– Какие средства художественного изображения участвуют в создании образа?

2. Что вы можете использовать в своем сочинении по теме “Образ Русской земли в “Слове о полку Игореве”?

Домашнее задание: написать сочинение “Образ Русской земли в “Слове…”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 3 классе по теме "Образы зимы в различных видах искусства"

Конспект урока в 3 классе по теме " Образы зимы в различных видах искусства"....

Разработка урока в 5 классе по теме "Образы народной песни в искусстве"

Данный урок расширяет представление детей о связи музыки и изобразительного искусства . Здесь представлены элементы технологии интерактивного обучения: "займи позицию", работа в мини-группах,  те...

Краткий конспект урока для 9 класса по теме "Образ Наполеона".

Материал содержит краткую запись основных этапов урока "Образ наполеона в зеркале физиогномики", а также презентацию по данному уроку.Основная используемая технология работы: технология критического м...

Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»

Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойст...

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

Урок в 5 классе на тему: Образы живописи в музыке. Живописность искусства.

Музыка является важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира....