Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Ершова Наталья Валерьевна

Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойственно украшать вещи, удовлетворяющие его насущные нужды. Такой предмет должен быть выразителен целиком – в своей конструкции, пропорциях, деталях, в отделке. Расписать узорами поднос, украсить резьбой прялку, связать кружевную салфетку, выткать узор на ткани – требует большого мастерства. Польза и красота всегда рядом. Художники создают из разных материалов предметы быта, которые являются произведением искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Открытый урок56 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»

Открытый урок в 5 классе по теме:

«ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»

        

                                                                                 

                                                                                     Учитель изобразительного

                  искусства Ершова Наталья

                  Валерьевна.

           

2010/2011 уч.год

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки

Цель: сформировать умение видеть прекрасное в явлениях действительности окружающего мира родного края; познакомить с языком декоративно- прикладного искусства; воспитать эмоциональное отношение человека к окружающему миру; показать связь ДПИ с современным искусством.

Оборудование: для учеников– фломастеры, восковые мелки, бумага, простой карандаш, ластик; для учителя-предметы ДПИ, наглядный и иллюстративный материал, видео - материал.

Зрительный ряд: предметы ДПИ, наглядный и иллюстративный материал, видео - материал .

Ход урока

  1. Организационный момент.

Регистрация учащихся в классном журнале. Проверка подготовки рисовальных принадлежностей.

  1. Вступительное слово учителя.

 Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойственно украшать вещи, удовлетворяющие его насущные нужды. Такой предмет должен быть выразителен целиком – в своей конструкции, пропорциях, деталях, в отделке. Расписать узорами поднос, украсить резьбой прялку, связать кружевную салфетку, выткать узор на ткани – требует большого мастерства. Польза и красота всегда рядом. Художники создают из разных материалов предметы быта, которые являются произведением искусства.

      Художественный образ произведений декоративно-прикладного искусства имеет ряд специфических особенностей. Вещь – конструкция рациональная, не имеющая прототипа в природе. Для человека она предмет его мечтаний или забот, радости или огорчений, верный помощник или враг, символ его труда, праздник, настроение. Поэтому независимо от замысла художника, вещь несет и определенный образ. Изделия декоративно-прикладного искусства включают в себя и элементы духовной культуры, национальные традиции.

В связи с разнообразием назначения вещей и используемых при их изготовлении материалов, выделяются разновидности и жанры декоративно-прикладного искусства. Основные из них – это оформление ткани, моделирование одежды, керамика, художественный фарфор, изделия из стекла, изготовление игрушек, ювелирное искусство.
      К декоративно-прикладному искусству относятся произведения, выполненные из различных материалов, таких как
дерево, глина, камень, ткань, стекло, металл. Материал определяет положительное отношение к вещи, когда качества материала (его легкость, невесомость, или устойчивая утяжелённость, упругость; привлекательность, красивая поверхность) связываются с формой и назначением.

 Материал может выражать прямые функции предмета: керамический сосуд должен быть легким и устойчивым, тканное и вышитое полотенце – практичным, резная деревянная мебель – удобной и т.д. Совмещение материалов также может придавать предмету разные свойства. В одних случаях, когда вещь выполнена из различных материалов, она может быть непрактичной, в других – дополнительное оформление воспринимается как украшение, как эстетический эффект.

 Особую ценность представляет уникальность изготовления произведений декоративно-прикладного искусства. Определяет ценность вещи ручная работа, отпечаток руки мастера. Искусность руки мастера, вооруженной простыми инструментами, преобразовывает материал, создавая определенную форму, образ, вкладывает в него внутренний смысл.
Способ
обработки материала может быть различным: резьба по дереву, гончарное ремесло, роспись, ткачество, вышивка, ковка металла, чеканка и так далее.

Украшением произведения декоративно-прикладного искусства является накладной рельеф или рисунок. Накладной рельеф наносится на готовую поверхность формы. Благодаря ему фактура поверхности становится богаче, появляется игра светотени. Один из распространенных типов украшения предметов декоративно-прикладного искусства – рисунок. Он переносится на готовую форму и обладает множеством разновидностей. Это может быть и одноцветная линия, сложный многокрасочный узор или многофигурная композиция. Рисунок тесно взаимосвязан с формой предмета: узор на ковре определяет плоскость, линии на кувшине подчеркивают объем.

        Ритм складывается в орнамент. Орнамент читался. Он был пожеланием счастья, родовым знаком, национальным орнаментом, иногда в нём было записано послание.

        По узору вышивки узнавали из какой деревни гость.

        По узору на булате- где он выкован.

По узору наличника- как зовут мастера, хотя имени он в него не вписывал.

По орнаменту мы узнаём эпоху, стиль, время.

        Существуют определённые символические изображения, например:

солнце, огонь- в виде ромба, земля, плодородие, засеянное поле- окружность, птица- символ тепла, света, урожая, «древо жизни» символизирует непрерывность жизни, символ небесного огня- орёл, предвестник зари и солнца- петух , священные животные, охраняющие «древо жизни»- крылатые собаки.

В произведениях ДПИ часто встречается ритм. Важнейшие признаки ритма- это повторяемость явлений, элементов или форм. «Ритм» буквально означает «такт, мерность» (от греческого «рафмос»). В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, неравномерность, не математическая точность. Ритм в ДПИ присутствует как  один из важнейших элементов выразительных средств композиции. Он не только участвует в построении изображения, но и  зачастую придаёт содержанию определённую эмоциональную окраску. В произведениях ДПИ особая роль отводится ритму. Все многочисленные композиции орнамента построены на определённом ритмическом чередовании элементов.
      Одно из главных мест в рисунке занимает орнамент. Большое значение ему отводится в народном искусстве. Здесь орнамент, также как и цвет, несет в себе не только эстетический эффект, но и символическое значение. Розетка на прялке – солнце, женская фигурка на рушнике – богиня плодородия, дерево с птицами на кроне – древо жизни и райские птицы.
      Произведения декоративно-прикладного искусства не только демонстрируют вкус и фантазию художника. В них отражаются материальные, духовные интересы людей, и поэтому в определенные исторические эпохи в декоративно-прикладном искусстве выражаются черты стиля. Благодаря произведениям этого искусства широкие массы людей приобщаются к современным представлениям о красоте.

  1. Практическая часть.

Самостоятельная работа учащихся над эскизом узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров.

  1. Заключительное слово учителя.

Итак, дорогие друзья, мы совершили сегодня прекрасное путешествие в мир декоративно- прикладного искусства, познакомились с творчеством народных мастеров, убедились в том, что произведения декоративно-прикладного искусства не только демонстрируют вкус и фантазию художника. В них отражаются материальные, духовные интересы людей, и поэтому они рассказывают нам о различных эпохах, народах, традициях. Мы видим, что ДПИ не ушло на задний план, а продолжает волновать и радовать нас.

  1. Итоговая часть.

Контроль за завершением работы состоит из трёх частей:

- выполнение подготовительного рисунка (эскиза);

- выполнение рисунка в цвете;

- анализ выполненных работ и выставление оценок.

Домашнее задание: подбор иллюстративного материала о русском народном костюме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

« Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»

Цель урока:познакомить учащихся со значением полотенца в жизни славян, дать представление об образной и смысловой русской национальной, художественной культуры через декоративно-прикладное ...

« Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»

Урок " Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки " Представленный урок проводится в 5классе по УМК под редакцией М.Б Неменского по теме «Полотенце ».Урок является комбинированны...

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Презентация используется  на уроке изо в 5 классе. Тема урока "Русская народная вышивка"....

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. 5 класс презентация с конспектом

Урок "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". ИЗО по Неменскому Б.М. по ФГОС 5 класс...

Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.

В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....

Тема "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки"

Урок в 5 классе на тему "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки"...