Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. 5 класс презентация с конспектом
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

tamila-osmanva@rambler.ru

Урок "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". ИЗО по Неменскому Б.М. по ФГОС 5 класс 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок Изо 5 класс31.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»

Технологическая карта изучения темы

 Предмет

Изобразительное искусство

Класс

5

Тип урока

Комбинированный

Технология построения       урока

проблемно - диалогическая

Тема

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Цель

Создание условий для развития духовно – нравственного развития ребёнка, развивать любовь и интерес к народному творчеству, любовь к Родине и её культуре на примере изучения русской народной вышивки  на полотенцах, её обрядовой роли в народном быту, с условностью языка орнамента, его символическим значением, развивать навык работы над композицией, самостоятельность в выборе композиционных решений, воспитывать аккуратность и творческое воображение, прививать интерес к декоративно – прикладному искусству.

Основные термины  и понятия

Орнамент, стилизация, скатерти – столешники, подзоры, концы полотенец, птица – пава, птица Сирин, образы коня, оленя, барса, девы, плодородия, солнца, древа жизни, Макошь.

Планируемый результат.

Предметные умения:

Графические:                                                                                -владение карандашом, фломастерами, гелиевыми ручками.

-правильно проводить горизонтальные, вертикальные, наклонные линии.

Учебно- творческие умения:

-искать сходство с природными формами, умение стилизовать реальные образы в фантастические.

Речевые умения:

- умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Личностные  УУД: сформировать:

-уважительное отношение к культуре и искусству своей страны

целостное мировоззрение;

-потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;

Регулятивные  УУД:

-высказывать своё предположение на основе учебного материала;

-выражать в творческой работе своё отношение к древним образам;

-работать по предложенному плану, инструкции;

-обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке

Познавательные  УУД:

-находить ответы на вопросы в иллюстрациях и слайдах презентации;

-ориентироваться в учебнике;

- уметь пользоваться разнообразными графическими материалами;

Коммуникативные   УУД:

-коммуникативную компетентность в общении со сверстниками;

-слушать и понимать речь других;

- уметь выражать свои мысли,

- уметь критически оценивать свои работы

  и работы своих товарищей

Организация пространства.

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Просмотр - анализ работ

Книгопечатная  продукция:

Учебник по изобразительному искусству 5 класс «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская.

Технические средства обучения:

Интерактивный комплекс

Экранно – звуковые пособия:

Презентация в Power Point

        Технология изучения.

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

1.Организационный

(этап мотивации).

Метапредметные  УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль по организации рабочего места

1.Добрый день ребята!

Я прошу вас проверить как организованно ваше рабочее место.

Обучающиеся проверяют правильность расположения художественных принадлежностей.

2. Целеполагание и мотивация.

Познавательные  УУД:

- действия исследования, поиска, отбора необходимой информации,

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера,

коммуникативные:          

- участие в коллективном разгадывании темы урока.

Слайд 2. Ребята! Посмотрите на эти прекрасные старинные предметы. Как вы думаете, о чём мы сегодня с вами поговорим?

Обучающиеся дают ответы.

3. Первичное усвоение нового материала.

Метапредметные  УУД:

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание, поддерживать диалог одноклассников.

- находить в иллюстрациях  и таблицах презентации ответы на  заданные вопросы

- слушать и понимать речь других;

Слайд 3. Посмотрите на это изображение  края полотенца. Найдите на странице 42  учебника место,  где описывается сюжет вышивки и где находится само изображение.                                        Ответь на вопросы:                                                                   - Как называется сюжет вышивки?

- Почему фигуры женщин и всадниц на конях выглядят необычно, странно?

- Что называется орнаментом?  (Слайд 4)

Чтение текста и соотнесение с иллюстрациями учебника.

Самостоятельные ответы на вопросы.

4.Осознание и осмысление учебного материала.

познавательные:

- ориентироваться в своей системе знаний определение границ (знания-незнания);

коммуникативные:

-слушать и понимать речь других;

- умение быть зрителем;

-находить ответы на вопросы  с помощью своего жизненного опыта,  имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации;

- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;

Регулятивные:

- определять критерии  сравнения изучаемого и усвоенного   в правильном восприятии материала (знаний) на уроке и проводить его.

Слайд 5.  Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Это занятие было традиционным для русской женщины. Крестьянская девушка должна была готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное бельё, скатерти, полотенца и многое другое. Любовное, ласковое и очень уважительное отношение народа к труду вышивальщицы отразилось в стихах и песнях.

Слайд 6.

Вышивка, по народному поверью, должна была приносить человеку счастье, оберегать его ото всякого зла и беды, сближать с окружающей природой.

Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.

Слайд 7.  Полотенце служило подарком, знаком благодарности.

В праздничные дни узорчатым полотенцем украшали стены каждой избы, обрамляли ими окна, зеркало, рамы с портретами,  красный угол – иконы. На нарядных полотенцах подносили хлеб – соль почетным гостям.

-Что вы можете сказать об  этом красивом  обычае?

. В орнаменте женщина старалась передать увиденные цветы, птиц, животных, но в фантастических образах.

Слайд 8 На свадебных полотенцах часто можно увидеть  двух птиц – пав, изображённых  по сторонам куста- древа. Таких птиц вышивали в знак любви, пожелания добра и счастья молодым. Главный мотив вышивки дополняют орнаментальные ряды с растительными элементами и маленькими птичками.

- А известно ли вам, когда крестьянские женщины начинали вышивать узоры с птицами на рубахах, полотенцах?

Слайд 9. Посмотрите, какие дивные сказочные птицы живут в узорах крестьянской вышивки – здесь и птица пава с пышным хвостом, и могучий орёл, и птица Сирин.

Слайд 10. Посмотри, как по – разному  решается образ древа жизни.

Слайд  11 С каким тонким вкусом и щедрой фантазией выполнена эта многоцветная вышивка с изображением барсов, изукрашенная узорочьем швов!

- Посмотрите, как выглядят барсы, какой у них характер, какие они?

Слайд 12. В народной вышивке очень богат красочный декор, драгоценное узорочье древних образов: древа жизни, женского божества, птицы, коня, оленя и барса. Мастерица – вышивальщица дробит, детализирует поверхность фигуры, в результате чего складывается сложный узор.

Слайд 13. Здесь вы видите женский образ – символ плодородия и возрождения жизни, берегиню. Ткачихи и вышивальщицы любили  делать узоры красного цвета. Это придавало полотенцу более торжественный вид. Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Белый цвет олицетворял женское начало.

Просмотр  учащимися презентации.

Участие в беседе.

5. Систематизация знаний и умений.

регулятивные:

- определять и формулировать деятельность на уроке;

-проводить анализ творческой деятельности ;

- определять критерии  сравнения изучаемого и усвоенного   в правильном восприятии материала        ( знаний) на уроке и проводить его.

           

      Слайд 14-18. Ребята, мы с вами уже знакомились с древними образами, делали зарисовки солярных знаков, коня, птицы, древа жизни.

- Покажите на слайде солярные знаки. Что такое солярные знаки?

- Объясните значение символов:

        Птица

        Олень

        Барс
       Бегегиня

 - Что означает красный цвет в вышивке? Белый цвет?

Ответы обучающихся.

6.Актуализация.

Метапредметные  УУД:

 

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

-обсуждать задание

- находить в иллюстрациях  и таблицах презентации ответы на заданные вопросы

- У кого  возникли затруднения по выполнению задания?

Давайте научимся, как правильно это нарисовать.

Просмотр слайдов 21-24, где даны образцы выполнения символических знаков.

Выполняю зарисовки некоторых древних образов на доске.

Обучающиеся выполняют упражнение, связанное с темой урока.

7.Применение новых знаний.

регулятивные:

- определять последовательность своих действий на уроке;

предметные:

- владение карандашом, фломастерами, гелевыми ручками.

Метапредметные УУД

регулятивные:

- анализировать правильность выполнения задания;

 познавательные:

- умение пользоваться разнообразными графическими материалами;

коммуникативные:

слушать и понимать речь других;

Выполни эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.

Показываю на доске как правильно закомпоновать выполняемое задание.

Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют индивидуальную практическую работу.

8.Рефлексия учебной деятельности

Личностные УУД

- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;

- уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и  разделять их по уровню качества;

Метапредметные УУД

регулятивные :

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке        ( совместно с учителем и одноклассниками);

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.

Выявление уровня изученного материала.

-Что нового узнали на уроке?

Выставка работ обучающихся с обсуждением и проведением анализа..

-У каждого из вас получился красивый рисунок, но определите лучшие работы по уровню качества.

-Как ты оцениваешь свою работу?

В конце урока выставка  результатов с обсуждением  работ.

Ответы детей.

                                                                                 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок в 5 классе по теме: «ОБРАЗЫ И МОТИВЫ В ОРНАМЕНТАХ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ»

Во всех сферах жизни – домашней, общественной, трудовой, религиозной – человека окружает большое количество предметов, относящихся к декоративно-прикладному искусству. С древних времен человеку свойст...

Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

Конспект урока изобразительное искусство  в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...

« Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»

Цель урока:познакомить учащихся со значением полотенца в жизни славян, дать представление об образной и смысловой русской национальной, художественной культуры через декоративно-прикладное ...

« Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»

Урок " Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки " Представленный урок проводится в 5классе по УМК под редакцией М.Б Неменского по теме «Полотенце ».Урок является комбинированны...

Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки.

Презентация используется  на уроке изо в 5 классе. Тема урока "Русская народная вышивка"....

Методическая разработка урока по предмету изобразительное искусство в соответствии с требованиями ФГОС Тема: «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки». Коллективный проект.

В данной работе представлена разработка урока по изобразительному искусству "Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки". В приложении показан конечный рузультат и материалы к работе групп....

«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».

«Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки»....