Главные вкладки

    Урок литературы и истории по теме: «Взгляд на литературу через призму истории: эпоха Петра Первого в произведениях А.С.Пушкина»
    план-конспект урока по мхк (10 класс) по теме

    Вилкова Елена Викторовна

    урок

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_literatury_i_istorii_po_teme.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы и истории по теме:

    «Взгляд на литературу через призму истории: эпоха Петра Первого в произведениях А.С.Пушкина»

    Следовать за мыслями великого

    человека есть наука самая занимательная.

    А.С.Пушкин

     Цели урока: 

    • Сформировать представление об эпохе Петра I через интеграцию двух предметов: литературы и истории. Рассмотреть историческую основу произведений А.С.Пушкина  о реформаторе  России, выявить позиции автора по отношению к Петербургу.
    • Развивать навыки работы с художественным текстом, историческими источниками, ассоциативное мышление учащихся, уметь анализировать мысли и чувства не только автора произведения, но и свои. Учить работать в группе, отбирать.
    •  Способствовать воспитанию самостоятельности, расширению кругозора. Способствовать патриотическому воспитанию учащихся.

    Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

    В уроке  используются презентации учителя и обучающихся, фрагменты из фильма «Как царь – Петр арапа женил», звуковые файлы «Чтение поэмы «Полтава».

    Ход урока:

    1.Оргмомент.

    2.Этап актуализации знаний

    1. Учитель : у меня в руках книга, собрание сочинений любимого поэта, поэта, которого можно назвать эпохой в литературе. О ком я говорю?

    Наталия  Ильинична, а у Вас есть любимый поэт?

    И это не случайно, по данным многих социологических опросов именно Пушкин является любимым поэтом 70 % россиян.

    1. Учитель: Кстати, а в какую эпоху жил и творил А.С. Пушкин?

    А знают ли об этом наши современники? Ведь столько лет разделяют нас.

    3. Видеофильм – соцопрос.

    Учитель : Скажите, а вы сможете назвать произведения А.С. Пушкина на исторические темы?

    4.Вот сегодня мы и перелистаем страницы дорогих нам произведений, и посмотрим на них через призму истории.

    А рассмотрим не все его произведения, а только те, в которых отразилась эпоха 18 века.

    В связи с этим – вопрос: почему Пушкин так много страниц своего творчества посвятил веку 18, хотя жил и творил он в 19 веке. Это вопрос и к историкам, и к пушкинистам.( 1 – 1,5 мин – работа в группах).

    4.Открываем томик Пушкина и ….( видеофрагмент)

    Конечно, вы догадались, с какого произведения мы начнем разговор об историчности произведений поэта.

     - Кто является главным героем этого недописанного романа?

     - Что легло в основу этого произведения?

    В произведении несколько моментов, которые ( по некоторым данным) полностью созданы на основе исторических источников ( перепутанные цепочки): Обучение Ганнибала в парижском военном училище и участие его в Испанской войне; встреча Петром Первым своего крестника на подъездах к Москве; царская ассмблея; обед у Гаврила Романовича Ржевского. Разложите их в нужном порядке, так, как они  изложены у Пушкина.

    А)Ганнибал  обучался в парижском военном училище, выпущен был капитаном артиллерии, отличился в Испанской войне.

    Б)За двадцать восемь верст до Петербурга Петр Первый встретил своего крестника по возвращении из Франции.

    В)ассамблея .

    Г) Обед у Ржевского. Все заняли свои прежние места, кроме карлицы и барской барыни, которые не смели оставаться за столом, удостоенным царским присутствием. Петр сел подле хозяина и спросил себе щей. Государев денщик подал ему деревянную ложку, оправленную слоновой костью, ножик и вилку с зелеными костяными черенками, ибо Петр никогда не употреблял другого прибора, кроме своего. Обед, за минуту пред сим шумно оживленный веселием и говорливостию, продолжался в тишине и принужденности. Хозяин, из почтения и радости, ничего не ел, гости также чинились и с благоговением слушали, как государь по-немецки разговаривал с пленным шведом о походе 1701 года.

    Мы остановимся только на одной странице:Звуки мазурки.(Фрагмент фильма).Выход г-на Корсакова: исторический анализ двух эпизодов – встреча с Петром I и ассамблея.

     - Так значит неоконченный роман претендует на звание исторической хроники? ( комментарий историков – в нем допущены отступления от исторических фактов).

     - А почему роман не был дописан?

    По одной из версий, А.С.Пушкин увлекся другим произведением.

    5. И это… уже другая страница нашего урока.

    Чтение текста на фоне Полтавской битвы) «И грянул бой…» Чтение прерывается – и продолжает подготовленный ученик.

     - Что это за произведение?

    Оно тоже создано на основе исторических фактов.

    Историки подготовили пушкинистам вопрос: какие подлинные исторические деятели встречаются в произведении Пушкина? ( слайд)

     -- Почему сюжетная линия героической поэмы начинается с истории любви Марии и Мазепы?

     - Чем же привлек образ Мазепы Пушкина?( ОН БЫЛ ПОЭТОМ)

     - Если бы Мазепа на 100% выполнил свой предательский замысел( привел 25 тыс казаков, могли ли русские войска проиграть битву под Полтавой7

    Нет, достаточно вспомнить облик Петра и Карла в поэме. ( Ученик читает отрывки из поэмы). -Блестяще расставляет все исторические акценты эпилог поэмы.

    Прошло сто лет — и что ж осталось
    От сильных, гордых сих мужей,
    Столь полных волею страстей?
    Их поколенье миновалось —
    И с ним исчез кровавый след
    Усилий, бедствий и побед.
    В гражданстве северной державы,
    В ее воинственной судьбе,
    Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
    Огромный памятник себе.

    Облик русского царя перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие: Своим личным примером Петр воодушевляет русских солдат, он чувствует свою причастность к общему делу. Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца: Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу, не верит в силу примера.
    6. Учитель: - Роль личности в истории не имеет однозначной оценки. И в этом ПУШКИН ТОЖЕ ИСТОРИЧЕН.

    На берегу пустынных волн

    Стоял он, дум великих полн,

    И вдаль глядел…

     - Почему он, не царь, не Петр, не муж, почему Он, да еще курсивом.?

    Ответы детей

    Пушкинисты поработали с текстом поэмы и подготовили 2 ряда ассоциаций к фразе «Град Петров» из текста петербургской повести, как называл ее Пушкин.

    Позитивная информация:

    “город пышный”, “ юный град”, “полнощных стран краса и диво”, “град Петров”, “в гранит оделася Нева”, “мосты повисли над водами”, “тёмно-зелёными садами …покрылись острова”, “Невы державное теченье”, “светла Адмиралтейская игла ”, оград узор чугунный”, “живость потешных Марсовых полей”, “военная столица”, “перед младшею столицей померкла старая Москва

    Негативная информация:

    “над омрачённым Петроградом”, “ Нева металась”, “Нева всю ночь рвалася к морю против бури”, “перегражденная Нева…затопляла острова”, “всплыл Петрополь”, “гроба с размытого кладбища плывут по улицам”, “над возмущенною Невою стоит…кумир на бронзовом коне”, “скривились домики, другие совсем обрушились”…

    7. Скажите, вот вы не так давно были в Петербурге, какое впечатление он на вас произвел?

    И много ли вы знаете городов России, которым посвящаются гимны? Илья Ермаков по своим впечатлениям от поездки в Петербург составил презентацию. Напомним вам те впечатления, которые остались у нас о Петербурге.

    8. А теперь вернемся к эпинрафу нашаго сегодняшнего урока. Мне нужен ваш комментарий. Во -первых, кому принадлежат эти слова? Во – вторых, к кому они применимы?

    9. Цель нашего урока сегодня была обогатить друг друга знаниями по истории и литературе, так что оценки мы получим только тогда, когда решим тесты в кабинете информатике: пушкинисты – тест по истории, а историки – по литературе.

    Д/З У многих поэтов и писателей мы встречаем творческие работы по теме «Мой Пушкин», а вас я сегодня попрошу написать эссе «Мой Петербург».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Личностно-ориентированный урок истории "Эпоха Петра Первого"

    Урок повторительно-обобщающий для учащихся 7 класса....

    Интегрированный урок литературы и истории «Я вам жизнь завещаю» (Литература: читательская конференция по повести В.Кондратьева «Сашка»).

    Целью этого урока  создать эмоциональный настрой, соответствующий художественному материалу, вызвать личностный отклик на прочитанное произведение, на материале повести В.Кондратьева «Сашка» выяв...

    Образ Петра 1 в произведениях А.С.Пушкина "Полтава", "Медный всадник". ТСО к уроку по литературе.

    https://www.youtube.com/watch?v=pObZCAtw2UMТСО (презентация) к уроку по литературе на тему "Образ Петра Великого в поэмах Пушкина"....

    Урок-игра по истории на тему: "Эпоха Петра Первого"

    Урок-игра по истории на тему: "Эпоха Петра Первого"...

    Образ Петра Первого в произведениях русской литературы(исследовательский проект)

    Тема  исследовательской работы: Образ Петра Великого в произведениях литературы. В фокусе внимания ученицы стали предания, а также творчество М.В.Ломоносова иА.С. Пушкина....

    Интегрированный урок "Рабство и крепостное право через призму истории и литературы"

    Интегрированный урок истории и литературыТема: "Рабство и крепостное право через призму истории и литературы"Цель: ввести понятия "рабство" и "крепостное право", познаком...

    Программа элективного курса "Литература через призму истории"

    Программа элективного курса "Литература через призму истории", 7 класс...