Программа элективного курса "Литература через призму истории"
элективный курс по литературе (7 класс)

МБОУ "Варьеганская ОСШ"

Программа элективного курса "Литература через призму истории", 7 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВАРЬЕГАНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 «ЛИТЕРАТУРА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ИСТОРИИ»

                                                                      Составители: Курманалиева Гузель Хайрулловна,

учитель русского языка и литературы;

                   

                                                                                    Дзайнуков Мурат Исламович,

                                                               учитель истории.

с. Варьеган, 2018 год

Содержание

Пояснительная записка

3

Цели и задачи программы «Литература через призму истории»

Планируемые результаты учебного курса в 7 классе

Система оценки достижения планируемых результатов

3

3

5

Содержание программы

5

Календарно-тематическое планирование

8

Интернет-ресурсы

11

Пояснительная записка

Данный элективный курс создан для реализации предпрофильной подготовки учащихся на ранних этапах школьного образования и вводится в МБОУ «Варьеганская ОСШ» в 7 классе.  Элективный курс интегрирует знания учащихся по истории и литературе и ликвидирует разрыв в изучении образовательных дисциплин, что помогает формировать разносторонне развитую личность, что актуально не только для школы в частности, но и для системы образования РФ в целом.

           Специфика школы с многопрофильным обучением как нельзя лучше соответствует выбору данного курса, позволяет углублённо изучать две дисциплины в их взаимосвязи.

7 класс также подходит для выбора тематики курса, так как учащиеся уже получили первичное представление о предметах, но не могут пока связать их воедино. Кроме того, программа по литературе под редакцией Коровиной для 7 класса нацелена на изучение литературы через призму истории. Поэтому данный элективный курс расширяет знания учащихся, получаемые на уроках. Также 7 класс в данной школе – это первая ступень предпрофильного обучения, когда учащиеся осознают серьёзность получения  образования и выбирают для себя будущий профиль.

 

Цели программы

  1. Интегрировать и расширить знания по курсу 7 класса по истории и литературе
  2. Стимулировать интерес к изучению истории и литературы
  3. Расширить кругозор учащихся по изучаемым предметам
  4. Активизировать познавательную активность через ролевые  игры и выполнение мини-проектов

Задачи программы

  1. Сформировать навыки работы с историческими документами
  2. Сформировать навыки работы в группе
  3. Развивать  навыки анализа литературного текста
  4. Развивать умения различать литературный вымысел и историческую действительность
  5. Научить выделять и аргументировать  разные точки зрения  на одну историческую личность

   

В основу представленного элективного курса заложена идея воспитания и развития гармонично развитой личности, способной глубоко и нестандартно мыслить, связывать воедино полученные знания, ориентироваться в историческом процессе и в истории литературы.

   Программа рассчитана на 35 часов.

     Планируемые результаты освоения учебного  курса в 7 классе.

Личностные результаты:

  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, языку, вере;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях;
  • осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;
  • умение планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменившейся ситуации;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, строить логическое рассуждение и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной и письменной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX – XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
  • умение анализировать литературное произведение, понимать и формулировать тему, идею произведения, характеризовать его героев;
  • определение элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, владение литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
  • умение пересказывать прозаический текст, отвечать на вопросы, вести диалог;
  • написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений.

Система оценки достижения планируемых результатов

Программа предусматривает  выставки творческих работ, ведется  портфолио обучающихся. Никакие отметки в течение всего учебного года не выставляются, но в конце курса предусмотрена оценка: зачет или незачет. На занятиях поводятся самооценка и самоанализ деятельности обучающихся. Домашние задания творческого характера предлагаются только для желающих обучающихся                                                                             

Содержание программы

Раздел

Общее количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Контроль

Введение в курс

1

1

Былины как один из первых исторических источников

3

2

1

Тестирование

Русские летописи – источник знания о наших предках

3

2

1

Викторина

Древнерусская литература. Житие и отражение в нем биографии реально существующих лиц истории

4

2

2

Викторина

Иван Грозный как реальное историческое лицо и как литературный герой

4

2

2

Ролевая игра

Портрет Бориса Годунова глазами историка и поэта А. С. Пушкина

2

1

1

Тестирование

Два героя Полтавы: Пётр I и Карл ХII

2

1

1

Творческая письменная работа

Пётр I – чудо или чудовище?

5

3

2

Диспут

Споры о независимости Украины в истории и литературе

3

2

1

Диспут

Крепостное право в Росси в освещении литературы

4

3

1

Контрольная работа. Ответы на проблемные вопросы

Восстание декабристов. Его предпосылки и последствия

1

1

Семинар

История жизни русских женщин-подвижниц

2

1

1

Конференция

Подведение итогов

1

1

Итого

35

21

14

     

    Былины как один из первых исторических источников. (3 часа)

1.Отражение в былинах быта Древней Руси.  Быт высших и низших сословий. Жреческое сословие.

2.Владимир Красное солнышко – былинный герой и историческая личность.  Князь Владимир: язычник и христианин?

3.Исторические прототипы богатырей.  Что знают историки об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче?

     Русские летописи – источник знания о наших предках  (3 часа)

1.Вещий Олег и летописные предания о нём. Повесть временных лет о первых русских князьях.

2.Образ Ярослава Мудрого в его Слове о пользе книг

3.Владимир Мономах в истории и в его Поучении

4.Язык русских летописей

     Древнерусская литература. Житие и отражение в нем биографии реально существующих

     лиц истории (4 часа)

  1. Жанр жития в древнерусской литературе
  2. Александр Невский. Подвиг смирения и брани.
  3. Святой Сергий Радонежский. Реальная биография и житие
  4. Святые Влюблённые – Пётр и Феврония Муромские. Подвиг любви. Черты повести и жития в произведении «Житие Петра и Февронии Муромских»

     Иван Грозный как реальное историческое лицо и как литературный герой (4 часа)

  1. Детство и юность Царя Ивана Грозного. Формирование качеств личности.
  2. Зрелые годы царя. Тайна смерти Ивана Грозного.
  3. Образ Ивана Грозного в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. Прав ли царь в своём решении казнить Калашникова?
  4. Опричнина в истории и в двух произведениях: «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова и «Князь Серебряный» А. К. Толстого

     Портрет Бориса Годунова глазами историка и поэта А. С. Пушкина (2 часа)

  1. Пресечение   династии  Рюриковичей и правомерность вступления на российский престол Бориса Годунова. Личность царя Бориса.
  2. Образ «Безмолвствующего народа» в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов». Позиция Пушкина в отношении неправедной власти.

     Два героя Полтавы: Пётр I и Карл ХII (2 часа)

  1. Черты реальных исторических лиц в образах литературных героев. Что правда и где вымысел?
  2. Взгляд  А. С. Пушкина на героев истории и идея  поэмы «Полтава»

     Пётр I – чудо или чудовище? (5 часов)

  1. Положительное и отрицательное в исторической деятельности Петра и в его личности
  2. Эволюция образа Петра в произведениях А. С. Пушкина
  3. Образ Петербурга в произведениях русских писателей (Пушкин «Медный всадник», Пушкин «Станционный смотритель», Пушкин «Евгений Онегин», Гоголь «Невский проспект», Достоевский «Преступление и наказание», Достоевский «Бедный люди», Достоевский «Униженные и оскорблённые»)

      Споры о независимости Украины в истории и литературе (3 часа)

  1. «Жизнь» Украины в российской истории. Воссоединение Украины с Россией.
  2. Борьба за независимость Украины от польской шляхты в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
  3. Мазепа: предатель или герой?
  4. Актуальность вопроса … в политической жизни современной России и Украины.

      Крепостное право в Росси в освещении литературы (4 часа)

  1. История крепостного права в России. Этапы закрепощения крестьян.
  2. Ужасы крепостного права, отражённые в литературе. «Записки охотника» И. С. Тургенева. Стихотворения Н. А. Некрасова
  3. Судьбы крепостных актрис. Прасковья Ковалёва-Жемчугова, героиня рассказа  А. Герцена «Сорока-воровка» и героиня повести Н. С. Лескова «Тупейный художник»
  4. Крестьянские восстания и их освещение в литературе. А. С. Пушкин «Дубровский»

      Декабрьское восстание. Его предпосылки и последствия (1 час)

  1. Предпосылки и последствия восстания декабристов. Ход восстания и причины его неудачи.

      История жизни русских женщин-подвижниц (3 часа)

  1. Биография М. Н. Волконской, Трубецкой, А. Муравьёвой, П. Анненковой и других жён декабристов.
  2. Трудный путь в Сибирь и подвиг русской женщины, изображённый в одноимённой поэме Н. А. Некрасова
  3. Влияние декабристов на развитие и образование Сибири.

Календарно-тематическое планирование

Раздел

№ занятия

Дата

Тема

Тип занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Введение в дисциплину

(1 час)

1

Введение в элективный курс. Связь истории и литературы

Бинарное занятие

Слово учителя

Ответы на вопросы, запись лекции

Былины как один из первых исторических источников

(3 часа)

2

  1. Отражение в былинах быта Древней Руси.  Быт высших и низших сословий. Жреческое сословие.

Занятие ведёт историк

Лекция учителя, беседа

Запись лекции, работа с текстом былин по группам

3

  1. Владимир Красное солнышко – былинный герой и историческая личность.  Князь Владимир: язычник и христианин

Бинарное занятие

Лекция учителя, беседа

Заполнение таблицы

4

  1. Исторические прототипы богатырей.  Что знают историки об Илье Муромце, Алеше Поповиче и Добрыне Никитиче?

Занятие ведёт историк

Лекция учителя, беседа

Доклады

Тестирование

Русские летописи – источник знания о наших предках  (3 часа)

5

  1. Вещий Олег и летописные предания о нём. Повесть временных лет о первых русских князьях.

Занятие ведёт литератор

Лекция учителя, беседа

Работа с текстом

6

  1. Образ Ярослава Мудрого в его Слове о пользе книг

Бинарное занятие

Лекция учителя, беседа

Запись лекции, работа с текстом

7

  1. Владимир Мономах в истории и в его Поучении

Занятие ведёт историк

Практикум

Викторина, работа с текстом, анализ летописи

Древнерусская литература. Житие и отражение в нем биографии реально существующих лиц истории

(4 часа)

8

Жанр жития в древнерусской литературе

Занятие ведёт литератор

Лекция учителя, беседа

Запись лекции

9

Александр Невский. Подвиг смирения и брани.

Занятие ведёт историк

Лекция учителя, беседа

10

Святой Сергий Радонежский. Реальная биография и житие

Бинарное занятие

11

Святые Влюблённые – Пётр и Феврония Муромские. Подвиг любви. Черты повести и жития в произведении «Житие Петра и Февронии Муромских»

Занятие ведёт литератор

Сообщение учителя

Сообщение учащегося

Викторина

Работа с текстом

Иван Грозный как реальное историческое лицо и как литературный герой (4 часа)

12

Детство и юность Царя Ивана Грозного. Формирование качеств личности.

Занятие ведёт историк

13

Зрелые годы царя. Тайна смерти Ивана Грозного.

Занятие ведёт историк

Ролевая игра

14

Образ Ивана Грозного в «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова. Прав ли царь в своём решении казнить Калашникова?

Занятие ведёт литератор

Беседа

Диспут

15

Опричнина в истории и в двух произведениях: «Песне про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова и «Князь Серебряный» А. К. Толстого

Занятие ведёт литератор

Конференция

Мини-проекты

Портрет Бориса Годунова глазами историка и поэта А. С. Пушкина

(2 часа)

16

Пресечение   династии  Рюриковичей и правомерность вступления на российский престол Бориса Годунова. Личность царя Бориса.

Занятие ведёт историк

Тестирование

17

Образ «Безмолвствующего народа» в драме А. С. Пушкина «Борис Годунов». Позиция Пушкина в отношении неправедной власти.

Занятие ведёт литератор

Беседа, лекция учителя

Ответы на вопросы учителя

Два героя Полтавы: Пётр I и Карл ХII

(2 часа)

18

Пётр 1 и Карл 12. Черты реальных исторических лиц в образах литературных героев. Где правда и где вымысел?

Бинарное занятие

19

Взгляд  А. С. Пушкина на героев истории и идея  поэмы «Полтава»

Занятие ведёт литератор

Лекция учителя

Творческая работа

Пётр I – чудо или чудовище? (4 часа)

20

Положительное и отрицательное в исторической деятельности Петра и в его личности

Занятие ведёт историк

Диспут

21

Эволюция образа Петра в произведениях А. С. Пушкина

Занятие ведёт литератор

Сообщения учащихся

22

Образ Петербурга в произведениях русских писателей (Пушкин «Медный всадник», Пушкин «Станционный смотритель», Пушкин «Евгений Онегин»)

Занятие ведёт литератор

Беседа

Ответы на вопросы учителя

23

Образ Петербурга в произведениях русских писателей (Гоголь «Невский проспект», Достоевский «Преступление и наказание», Достоевский «Бедный люди», Достоевский «Униженные и оскорблённые»)

Занятие ведёт литератор

Беседа

Ответы на вопросы учителя

Тестирование

Споры о независимости Украины в истории и литературе

(3 часа)

24

«Жизнь» Украины в российской истории. Воссоединение Украины с Россией. Борьба за независимость Украины от польской шляхты в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»

Бинарное занятие

Лекция учителя

Сообщения учащихся, работа с текстом

25

Мазепа: предатель или герой?

Занятие ведёт историк

Диспут

26

Актуальность вопроса … в политической жизни современной России и Украины.

Занятие ведёт историк

Диспут

Крепостное право в Росси в освещении литературы

(4 часа)

27

История крепостного права в России. Этапы закрепощения крестьян.

Занятие ведёт историк

28

Ужасы крепостного права, отражённые в литературе. («Записки охотника» И. С. Тургенева. Стихотворения Н. А. Некрасова)

Занятие ведёт литератор

Ответы на проблемные вопросы, сообщения

29

Судьбы крепостных актрис. Прасковья Ковалёва-Жемчугова, героиня рассказа  А. Герцена «Сорока-воровка» и героиня повести Н. С. Лескова «Тупейный художник»

Занятие ведёт литератор

Исследовательская работа по группам

30

Крестьянские восстания 30-х годов 19 века и их освещение в литературе. (А. С. Пушкин «Дубровский»)

Занятие ведёт литератор

Беседа

Контрольная работа

Декабрьское восстание. Его предпосылки и последствия

 (1 час)

31

Предпосылки и последствия восстания декабристов. Ход восстания и причины его неудачи.

Занятие ведёт историк

Семинар

Сообщения учащихся, ответы на контрольные вопросы

История жизни русских женщин-подвижниц

(3 часа)

32

Биография М. Н. Волконской, Трубецкой, А. Муравьёвой, П. Анненковой и других жён декабристов.

Занятие ведёт историк

Конференция

Мини-проекты

33

Трудный путь в Сибирь и подвиг русской женщины, изображённый в одноимённой поэме Н. А. Некрасова

Занятие ведёт литератор

Беседа

Путешествие по карте, проектная работа

34

Влияние декабристов на развитие и образование Сибири.

Занятие ведёт историк

Лекция учителя

Итоговое занятие

35

Конференция «Лики истории в литературе»

Бинарное занятие

Конференция

Защита проектных работы

Интернет-ресурсы

1. Словарь языческой мифологии http://www.swarog.ru/b/bogatyri_1.php

2. Мифы народов мира http://myths.kulichki.ru/enc/item/f00/s10/a001036.shtml

3. А. Невский http://a-nevskiy.narod.ru/

http://drevo.pravbeseda.ru/index.php?id=3682

http://www.abc-people.com/data/nevskiy/index.htm

4. Пётр и Феврония  http://nicbar.narod.ru/petr_fevronya.htm

5. Лихачёв о житии http://ppf.asf.ru/drl/great10.html

6. Загадки Февронии http://www.pravda.ru/society/2005/8/26/80/19373_petrusfevrony.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

Учебная программа элективного курса: География религий: история и современность

Курс «География религий: история и современность»  решает следующие мировоззренческие и культурные задачи:Систематизация знаний учащихся о распространении религий, о современной религиозно-...

Программа элективного курса «ВЫДАЮЩИЕСЯ НИЖЕГОРОДЦЫ – ИСТОРИЯ ИХ ОТКРЫТИЙ, ИЗОБРЕТЕНИЙ И ИННОВАЦИЙ»

        Курс предназначен для учащихся 8-х, 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки, рассчитан на 68 часов....

Программа элективного курса " Основные вопросы истории"

Программа расчитана на подготовку к ЕГЭ по истории....

Интегрированный урок "Рабство и крепостное право через призму истории и литературы"

Интегрированный урок истории и литературыТема: "Рабство и крепостное право через призму истории и литературы"Цель: ввести понятия "рабство" и "крепостное право", познаком...

Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»

Рабочая программа элективного курса «Дискуссионные вопросы истории России»...