Урок-игра по истории на тему: "Эпоха Петра Первого"
план-конспект урока по истории (7 класс) на тему

Привалова Маргарита Алексеевна

Урок-игра по истории на тему: "Эпоха Петра Первого"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_2.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра по истории на тему: "Эпоха Петра Первого"

Игра для учащихся по образцу телеигры “Счастливый случай” В игре участвуют две команды или от одного класса или из разных классов. Каждая команда придумывает себе название, девиз.

Игра состоит из геймов, за каждый из которых команда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы “Лучшей команде”, “Лучшему игроку” (призами могут служить книги).

Цели игры:

  • обобщение и углубление знаний учащихся по теме “Эпоха Петра I”;
  • развитие творческих способностей учащихся, умения применять знания в нестандартных ситуациях;
  • развитие умения учащихся работать в группе;
  • воспитание интереса к предмету и чувства патриотизма;
  • реализация межпредметных связей;

Оформление:

  1. Портрет или портреты Петра I.
  2. Выставка рисунков учащихся по данной теме.
  3. Набор открыток “Петра творенье...”
  4. Книжная выставка, посвященная Петру I и его времени.
  5. Картины зданий, сооружений петровской эпохи.

I ГЕЙМ

“Географические названия”.

1 команде:

  • Вы знаете, что Санкт-Петербург в разное время носил разные имена. В честь кого он был назван первоначально? Когда и как менялось название города?

Ответ: Санкт-Петербург был назван в честь апостола Петра. С 1703 по 1914 годы город носил это название. С 1914 по 1924 годы был переименован в Петроград, так как Германия была противником России в Первой мировой войне, а слово “бург” (крепость) немецкого происхождения. После смерти В.И. Ленина город стал называться Ленинградом. Сейчас ему вернули первоначальное название.

2 команде:

  • В 1702 году русскими войсками была взята крепость Нотебург (позже переименованной в Шлиссельбург). Какие названия этой крепости вам известны? Назовите факты из истории этого города.

Ответ: Основан этот город новгородцами как крепость на Ореховом острове отсюда и его русское название - Орешек. В 1611 году был захвачен шведами и назван Нотебург. Во время Северной войны взят русскими и переименован в Шлиссельбург (дословно “ключ-замок, ключ-крепость”). Долгое время здесь была политическая тюрьма. Современное название города - Петрокрепость с 1944 года. Название русское.

II ГЕЙМ

“Чьи это строки?”

1 команде:

  • То академик, то герой,
    То мореплаватель, то плотник.
    Он всеобъемлющей душой
    На троне вечный был работник. (А.С.Пушкин)

2 команде:

  • “Кого хороним? Петра Великого хороним. Закатилось солнце земли русской”. (Феофан Прокопович).

Ведущий: А автора следующих строк вы узнаете без труда. Когда и при каких обстоятельствах появились эти указы?

1 команде:

  • “Когда прилучиться тебе с другими за столом сидеть, то сиди прямо, благочинно. Не облизывай перстов и не грызи костей. Зубов ножом не чисти, не зубочисткою. Хлеба, приложа к грудям, не режь. Не чавкай, ако свинья, и головы не чеши”.

Ответ: “Юности честное зерцало” - наставление Петра Первого для юношества о правилах поведения в обществе.

2 команде:

  • “В знак доброго начинания по большим улицам перед воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых, а как начнется пальба, по всем дворам стрелять из небольших пушечек или из ружей троекратно и пускать ракеты”.

Ответ: Указ Петра Первого от 15 декабря 1699 года о праздновании Нового года с 1 января.

III ГЕЙМ

“Птенцы гнезда Петрова”.

Ведущий: Все мы знаем, что в окружении Петра I было немало интересных личностей, о которых написано много книг и статей. Давайте познакомимся с некоторыми из них прямо сейчас.

1 команде:

Расскажите об Александре Даниловиче Меншикове.

2 команде:

Расскажите о Франце Яковлевиче Лефорте.

IV ГЕЙМ

“Реформы Петра Первого”.

Ведущий: А теперь посмотрим, чего успел достичь Петр, находясь на российском престоле. Перечислите основные его реформы и начинания. За каждое названное мероприятие команда получает по одному очку.

  • Создал регулярную армию.
  • Установил обязательное обучение дворянских детей.
  • Ввел массовое обучение дворян за границей.
  • Создал новый вид вооруженных сил - флот.
  • Введен гражданский шрифт.
  • Добился выхода в Балтийское море.
  • С 1703 года стала выходить первая печатная газета “Ведомости”.
  • Создан первый общедоступный театр.
  • Основан город Таганрог.
  • Созданы математические школы.
  • Введено новое летосчисление от Рождества Христова.
  • Установил начало Нового года с 1 января 1700 года.
  • Созданы органы городского самоуправления.
  • Провел налоговую реформу.
  • Открыл Морскую Академию.
  • Осуществил денежную реформу.
  • 1703 год - основание Санкт-Петербурга.
  • 1711 год - основание Сената.
  • Создал “Табель о рангах”.
  • Проведена губернская реформа.
  • Изучение новых земель.
  • Организовал поиск руд и полезных ископаемых.
  • Вместо приказов организованы коллегии.
  • Основал офицерские военные школы.
  • Созданы Устав воинский (1716) и Устав морской (1720).
  • Основал первый русский орден святого Андрея Первозванного.
  • Учредил первый музей — кунсткамеру.
  • Основал первую публичную библиотеку.
  • Учредил Академию наук (1724).
  • Были введены ассамблеи.
  • Введена европейская одежда.

V ГЕЙМ

“Гости из прошлого”

Входят переодетые Петр I и Александр Данилович Меншиков.

Ведущий: К нам пожаловали сам государь Петр I со своим другом, президентом Военной коллегии, Александром Даниловичем Меншиковым. Что привело Вас сюда?

Петр Первый:

Ведомо нам стало, отроки и отроковицы, что вы в спор о нас вступили, и зело любопытно нам, что вы о делах наших говорить станете.

Меншиков:

Сдается мне, мин Херц, что не ведают они, какую ты державу принял. Ничего ведь не было. Сонное царство. А как все изменилось потом!

Петр Первый:

Да, воистину Россия выдвинулась в ряд передовых стран, и я по праву этим горжусь, хотя многие меня ругают...

Меншиков:

А давай, мин Херц, устроим сим любознательным отрокам экзамен.

1 команде:

  • Петр I: “Во второй половине 18 века был издан указ о том, чтобы дворяне и бояре иноземных обычаев не перенимали, волос не стригли, одежды иностранные не носили. Как должен был я, Петр, отнестись к этому указу?

2 команде:

  • Петр I: “ Нами был установлен порядок, согласно которому офицерами должны были становиться дворяне, но допускалось, чтобы выходцы из нижних слоев населения производились в офицеры, если они проявляли необходимые способности. Таким офицерам давали потомственное дворянство. Почему мы ввели такой порядок? В каком документе он был закреплен?”

1 команде:

  • Меншиков: “Иностранцев поражало, что наш государь занимал на флоте небольшую должность и беспрекословно подчинялся командирам, начальникам. Так, работая на верфи, Петр снял шапку перед адмиралом, попросил разрешения начать работу и потом только стал давать распоряжения нижним чинам. Каков, по-вашему, смысл такого поведения царя, имевшего неограниченную власть над своими подданными, в том числе и над адмиралом?”

2 команде:

  • Меншиков: “В Петре совмещались любовь к парадной архитектуре, живописи и скромность в быту, неприхотливость в одежде и еде. Чем это можно объяснить?”

Петр Первый:

Довольно, друг Алексашка, зело познаниями сих отроков остался я доволен. Жаль, что в мое время с трудом удавалось побудить ребят науками заниматься... Теперь нам пора идти...

VI ГЕЙМ

(последний)

  • Блиц-турнир, во время которого участники команд за определенное время должны дать как можно больше правильных ответов. За каждый правильный ответ начисляется одно очко.

1 команде:

  1. Когда был основан Санкт-Петербург? (в 1703 году)
  2. Как фамилия Петра I? (Романов)
  3. Против какой страны был создан “Северный союз”? (Швеция)
  4. Как назывался первый естественно - научный музей? (Кунсткамера)
  5. Какое море называли Шведским озером? (Балтийское)
  6. Чем занималась Адмиралтейств-коллегия? (Делами морского флота)
  7. Что такое галеры? (Гребные легкие суда)
  8. Куда сослали царевну Софью? (В Новодевичий монастырь)
  9. Сколько лет шла Северная война? (21 год)
  10. Какую битву назвали “Матерью Полтавской баталии”? (У деревни Лесной)
  11. Какой род войск назывался инфантерией? (Пехота)
  12. Как переводится слово “парадиз”? (Рай)
  13. С какого месяца начинался год в допетровской Руси? (С сентября)
  14. Как называлась первая печатная газета? (“Ведомости”)
  15. Что такое Синод? (Духовная коллегия)
  16. Где была построена первая верфь? (В Воронеже)
  17. Сколько было Азовских походов? (Два)
  18. Какая главная улица Санкт-Петербурга? (Невский проспект)
  19. Что такое “ревизия”? (Правильность проверки переписи мужского населения)
  20. Кто обучал молодого Петра? (Никита Зотов)

2 команде:

  1. Какого роста был Петр Первый? (2 метра 4 сантиметра)
  2. В каком году была Полтавская битва? (В 1709 году)
  3. Что такое “верфь”? (Мануфактура по строительству кораблей)
  4. Где был подписан мирный договор со Швецией об окончании Северной войны? (В финском городе Ништадте)
  5. Кто стоял во главе коллегии? (Президент)
  6. Вместо чего появился Сенат? (Вместо Боярской Думы)
  7. Во сколько лет Петр Первый был провозглашен царем? (В десять)
  8. Как стала именоваться Россия после окончания Северной войны? (Российская империя)
  9. С каким шведским королем воевал Петр Первый? (С Карлом XII)
  10. Что такое политика меркантилизма? (Покровительство отечественной промышленности и торговли)
  11. Как назывался первый русский корабль? (“Штандарт”)
  12. Что такое ассамблеи? (Общественные собрания)
  13. Когда перенесли столицу из Москвы в Санкт-Петербург? (В 1712 году)
  14. Кто ведал посольской службой при Петре? (Гавриил Иванович Головнин)
  15. Назовите одно из восстаний во время правления Петра? (Астраханское, стрельцов, под руководством Кондратия Булавина)
  16. “Зло”, пришедшее на Русь при Петре? (Табакокурение, винопитие)
  17. С какой постройки начался Санкт- Петербург? (С Петропавловской крепости)
  18. Какая школа находилась в Сухаревской башне в Москве? (Навигацкая)
  19. Какую турецкую крепость не удалось взять русским войскам с первого раза? (Азов)
  20. Какой новый налог был введен при Петре? (Подушная подать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока истории по теме "Эпоха Реформации"

Данный урок поможет учащимся восстановить полученные ранее сведения по темам, полученных ранее....

урок истории по теме «ЭПОХА ПЕТРА I», 7 класс (ФГОС)

На уроке дети характеризуют нововведения Петра 1 в области культуры и быта, рассматривают достижения в области архитектуры, основываясь на работу с источниками, самостоятельную деятельность...

конспект урока истории в 7 классе "Петр Первый. Россия на рубеже веков"

Подробный конспект урока по истории 7 класс "Петр Первый. Россия на рубеже веков"...

презентация к уроку истории в 7 классе Петр Первый. россия на рубеже веков"

презентация к уроку истории Петр Первый. россия на рубеже веков"...

План урока по истории на тему " Реформы Петра Первого. Абсолютизм."

Урок предназнчен для 7 класса. Урок составлен в соответствии с ФГОС, а так же включены элементы Сингапурской методики обучения....

Разработка обобщающего урока истории по теме "Реформы Петра Первого"

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.Форма урока: групповая, число участников -  12 – 14  человек.Технологии: World cafe, ИКТ. Рассадка про...

Повторительно-обобщающий урок по теме «Эпоха правления Петра I»

Конспект урока для 8 класса по Истории России по теме «Эпоха правления Петра I»...