Разработка обобщающего урока истории по теме "Реформы Петра Первого"
план-конспект урока по истории (10 класс)

Мельник Виктория Олеговна
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.
Форма урока: групповая, число участников -  12 – 14  человек.
Технологии: World cafe, ИКТ. Рассадка происходит как в обычных кофейнях, по три - четыре человека за столик. Один из участников каждой группы выбирается хозяином стола.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок "Реформы Петра Первого"28.25 КБ

Предварительный просмотр:

«Реформы Петра I: зачем и почему?»

Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний, закрепления умений.

Форма урока: групповая, число участников -  12 – 14  человек.

Технологии: World cafe, ИКТ. Рассадка происходит как в обычных кофейнях, по три - четыре человека за столик. Один из участников каждой группы выбирается хозяином стола.

Методы обучения: метод анализа, сравнения, классификации, самопроверка, взаимопроверка.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, листы  бумаги формата А3 – скатерти Идей, стикеры, маркеры, фломастеры.

Цель - Систематизация и обобщение знаний учащихся о  реформах Петра I

Задачи:

образовательные: обобщить материал по теме «Петровское время»,  выявить качество, уровень владения знаниями и умениями, способность оперировать имеющимся потенциалом знаний в конкретной ситуации.

воспитательные: вовлечь в активную деятельность, создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности, воспитывать общую культуру, совершенствовать навыки общения.

развивающие: совершенствовать навыки анализа, обобщения; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах.

Продолжительность урока: 40  мин.

Необходимое оборудование: компьютер, проектор, листы  бумаги формата А3 – скатерти Идей, стикеры, маркеры, фломастеры.

Звучит музыка (кант №12) и заходит ученик, читает стихотворение.

Пётр - великий русский царь.

Православный Государь.

Был он смел, красив, умён

И Европой покорён.

Ездил он туда учиться

И, конечно, поделиться

Жаждал знанием с народом.

Тот не знал такого сроду,

Чтоб рядиться в парики.

Ох, ворчали старики!..

Флот отстроил он отличный.

Много делал сам он лично.

Вёл в Европу он Россию,

Чтоб была страна красивей.

Захотел - и сразу вмиг

Боярам бороды отстриг.

На колени всех поставил

И курить страну заставил.

Также водку он любил,

Сам курил и много пил.

У историков - вопрос:

Он стране добро принёс?

Организационный этап

Дорогие, ребята, уважаемы гости, коллеги! Приглашаем вас удобно располагаться в нашем кафе.

Кафе необычное, оно носит название «Реформы Петра I: зачем и почему?».   (Обучающиеся    уже сидят  за столиками)

 Знакомство с правилами работы кафе.

- Обратите внимание на правила работы в нашем кафе - «Кофейный этикет». Ознакомьтесь, пожалуйста, с этими правилами.  

«Кофейный этикет»

Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном.

Не отсиживайтесь – высказывайте свои мысли, мнения, размышления.

Говорите открыто и от всего сердца.

Слушайте «хозяина стола», чтобы понимать.

Связывайте и соединяйте идеи в одно целое.

Рисуйте и пишите на скатертях – здесь это можно и нужно!

Получайте удовольствие от общения друг с другом!

- Предлагаю прослушать правила нашей работы. Я – ведущая и буду направлять нашу работу. Вместе со мной ведут урок  4 чел (ФИО),  которые являются «хозяевами» столиков.

В ходе работы будет 4 раунда с переходом участников за разные столики. При этом «хозяева» стола остаются за своими столиками. Их задача – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи.

На ваших столах сегодня особенные скатерти (листы ватмана). Мы предлагаем вам  результаты обсуждения оформить на них схемами, рисунками или кластерами.

Приборы в нашем кафе – это маркеры и фломастеры. Перед закрытием нашего кафе, т.е. ровно через 25 минут, мы предоставим возможность каждому столику презентовать ваши идеи. У каждого стола разные вопросы для обсуждения общей темы «Реформы Петра I: зачем и почему?».

Этапы деятельности

Содержание деятельности

Деятельность учителя,  хозяйки кафе

Деятельность хозяина столика,  учеников -  гостей кафе

Актуализация и проблематизация

Как вы понимаете, наша беседа сегодня посвящена реформам  Петра I?

 Почему указанные реформы заслуживают такого пристального внимания?  (ответы обучающихся)

Приступаем к работе. В  нашем     кафе  4  тематических столика, каждый  из которых имеет своё название:

1) Реформы Петра I в области  государственного управления  

 2) Сословная реформа Петра I

 3) Экономические преобразования Петра I

4) Реформы Петра I  в области культуры и быта

Итак, всем приятного времяпровождения.

1 шаг – работа за своим столиком

Ведущий  во время этапов находится рядом со столами групп, поддерживает и побуждает к участию;

сообщает, что настало время пересесть за другой столик и начать

следующий этап;

напоминает  участникам, что

следует  делать заметки;

- следит за тем,

чтобы по возможности все ключевые идеи были  записаны и визуализированы,  собраны и обсуждены

Гостей встречает «хозяин» столика, зачитывает вопрос и приглашает приступить к активному обсуждению.

- Приветствую вас, дорогие гости, и приглашаю смело высказываться. Свои мысли мы будем записывать на стикеры и «скатерть». Прошу вас пользоваться фломастерами или маркерами. 

Вопросы: Что могло заставить  проводить Пётра I данную реформу?

 Запишем на «скатерти».

2 шаг – первый переход  к другим столикам

Ведущий  во время этапов находится рядом со столами групп, поддерживает и побуждает к участию;

сообщает, что настало время пересесть за другой столик и начать

следующий этап;

напоминает  участникам, что

следует  делать заметки;

- следит за тем,

чтобы по возможности все ключевые идеи были  записаны и визуализированы,  собраны и обсуждены

«Хозяин» встречает гостей.

-Приветствую вас, дорогие гости. Предыдущие гости этого стола высказали свои мнения, записали их на скатерти. Предлагаю вам ознакомиться с тем, что у нас есть по вопросу и дополнить свои высказывания, которые мы будем записывать на «скатерть». Прошу вас пользоваться фломастерами или маркерами.

Вопрос:

-Что ЕЩЁ  могло  стать причиной  данной реформы Петра I?

1-е гости: участники стола работают на «скатертях» (Модератор – хозяин столика -  помогает).

3 шаг – второй переход  к другим столикам

 Ведущий  во время этапов находится рядом со столами групп, поддерживает и побуждает к участию;

сообщает, что настало время пересесть за другой столик и начать

следующий этап;

напоминает  участникам, что

следует  делать заметки;

- следит за тем,

чтобы по возможности все ключевые идеи были  записаны и визуализированы,  собраны и обсуждены

«Хозяин» встречает гостей.

-Приветствую вас, дорогие гости. Предыдущие гости этого стола высказали свои мнения, записали их на скатерти. Предлагаю вам ознакомиться с тем, что у нас есть по вопросу и дополнить свои высказывания, которые мы будем записывать на «скатерть». Прошу вас пользоваться фломастерами или маркерами.

Вопрос:

-Что могло  ЕЩЁ стать причиной данной  реформы  Петра I?

 2-е гости: участники стола работают на «скатертях» (Модератор – хозяин столика -  помогает).

4 шаг –

третий переход  к другим столикам

 Ведущий  во время этапов находится рядом со столами групп, поддерживает и побуждает к участию;

сообщает, что настало время пересесть за другой столик и начать

следующий этап;

напоминает  участникам, что

следует  делать заметки;

- следит за тем,

чтобы по возможности все ключевые идеи были  записаны и визуализированы,  собраны и обсуждены;

«Хозяин» встречает гостей.

-Приветствую вас, дорогие гости. Предыдущие гости этого стола высказали свои мнения, записали их на скатерти. Предлагаю вам ознакомиться с тем, что у нас есть по вопросу и дополнить свои высказывания, которые мы будем записывать на «скатерть». Прошу вас пользоваться фломастерами или маркерами.

Вопрос:

-Что могло ЕЩЁ  стать причиной  данной  реформы  Петра I?

3-е гости  стола работают на «скатертях»

и дополняют свои высказывания на вопрос. (Модератор – хозяин столика -  помогает).

5 шаг

Возвращение к своим столикам

Ведущий возвращает участников к своим столикам

После того, как все участники побывают за каждым столиком, группы возвращаются к тому столику, где были первоначально. Хозяева столов рассказывают о том, что наработали предыдущие группы. Все идеи обобщаются и систематизируются.

Теперь они готовят итоговое выступление по своему вопросу, используя «скатерть».

«Вернисаж скатертей»

Ведущий:

- Переходя от столика к столику, вы обменялись мнениями. А теперь предлагаем вам познакомить друг друга со своими идеями и мыслями по проблеме «Реформы Петра I: зачем и почему?»

 Уважаемые  хозяева столиков, приглашаю вас   на «Вернисаж скатертей».

От каждого столика выходят «хозяева столиков»  и выступают.

После выступления каждой группы (столика) – аплодисменты.

Рефлексия

Заключение учителя:- Что мы узнали в результате прошедшего обсуждения?- О Петре I, его реформам идут споры последние 300 лет. Известный историк С. М. Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах. Другие называли его деспотом, тираном.

 -Какое у вас лично сложилось мнение о Петре I, о том, какой он оставил след в истории и в вашей душе? Для вас лично Петр I кто, какой? (пишут на листочках в форме следа ноги; озвучивают).                        Итог урока, оценки.

Выступление учащихся по желанию

Итог

Итак, наше кафе завершает свою работу. Благодарю вас, ребята, за урок, за работу, взаимообогащение идеями. Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Эпоха Петра Великого" (с применением ЭОР)

  Данный урок – урок-обобщение изученного материала. По форме – урок-игра с применением ИКТ. Цель урока игры – повторение пройденного материала с применением игровых заданий и развитие навыков пользов...

Повторительно-обобщающий урок по теме " Преобразования Петра"

Урок позволит • обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы «Петровские преобразования»; • через характеристику исторического деятеля сформирует представление об исторической эпохе, в котор...

Поурочная разработка к уроку истории для 10 класса по теме "Петр I. Внешняя политика"

Поурочная разработка к уроку по теме "Петр 1. Внешняя политика" по модульной технологии с приложениями....

Урок истории по теме "Петр Первый. Россия на рубеже веков"

Введение ФГОС основного общего образования ставит перед учителем задачу не просто вооружить ученика фиксированным набо­ром знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в ...

Разработка урока истории "Государственные реформы Петра I" (8 класс)

Цель урока: раскрыть содержание модернизационных процессов в  области   государственных реформ  Петра I России.Задачи урока:Предметные:-создать условия для осмысления и систематиза...

Методическая разработка урока истории "Аграрная политика Петра Аркадьевича Столыпина"

Данный материал поможет учителю провести современный урок истории. В материале пояснительная записка  и презентация урока....


 

Комментарии

Мельник Виктория Олеговна

Буду признательна коллегам за отзывы и комментарии