Повторительно-обобщающий урок по теме " Преобразования Петра"
методическая разработка по истории (8 класс) по теме

Урок позволит • обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы «Петровские преобразования»; • через характеристику исторического деятеля сформирует представление об исторической эпохе, в которой он жил, осознать ее противоречивость; • учащиеся в ходе занятия развивают умение грамотно говорить, правильно формулировать свою мысль, давать оценку историческим фактам, применять ранее полученные знания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povtoritelno.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Повторительно-обобщающий урок по теме                         « Преобразования Петра»                                                     (урок-суд)

Цель урока:

• обобщить знания учащихся, полученные при изучении темы «Петровские преобразования»;

• через характеристику исторического деятеля продолжить работу по формированию представления  об исторической эпохе, в которой он жил, осознать ее противоречивость;

• развитие умения грамотно говорить, правильно формулировать свою мысль, давать оценку историческим фактам, применять ранее полученные знания

Оборудование:                                                                 проектор, интерактивная доска

Дидактический материал: 

Кроссворды,  карточки  чёрно-белые для составления экспертного заключения , презентация « Пётр I»

Музыкальное сопровождение:                                                                                     музыка из кинофильма   « Обыкновенное чудо»

Действующие лица:                                                                                         Судья                                                                                                                                                Прокурор                                                                                                                  Адвокат                                                                                                    Свидетели:  Демидов, Булавин, фрейлина, царевич Алексей Репортёр газеты

Ход урока:

                                                                                                       

1. Вступительное слово учителя (постановка целей, определение схемы урока)                                                                                                       2. Импровизированный суд над Петром с перекрёстным допросом свидетелей, прокурора, адвоката, также выполнение заданий на знание эпохи.                                                                                             3. Подведение итогов производится на карточках, где все участники вписали  положительные и отрицательные стороны правления в ходе занятия

I. На экране видеофильм под музыку главной темы в фильме                              « Обыкновенное чудо»                                                                                                  Учитель задаёт вопрос: « Итак , о чём пойдёт речь на уроке?» Предполагаемый ответ: « Мы будем говорить о Петре I»

Учитель: Сегодня, ребята, мы действительно  рассмотрим на уроке тему «Пётр I и его преобразования».  

Цель нашего урока – оценить личность Петра  (первого императора России), оценить  характер его правления, чтобы осмыслить ту эпоху, в которой он  оставил свой след. Интерес к этой исторической личности велик, споры не прекращаются до сегодняшнего дня. Как это можно объяснить? Может быть неординарностью личности Петра? Сегодня на уроке мы и попытаемся ответить на эти вопросы. Форма нашего урока необычная. Это урок-суд. На нем присутствуют прокурор, адвокат, свидетели, а также присяжные заседатели - это все вы ,ребята.  В  конце занятия   нам предстоит обобщить полученную информацию и дать  экспертное заключение  по личности Петра.

Судья    

Встать, суд идёт! Прошу садиться. Сегодня в суде слушается дело                             № 236 Романова Петра Алексеевича, 1672 года рождения.  

Внимание на экран.

На слайде  « Пётр Алексеевич Романов, сын царя Алексея Михайловича, русский император, требующий к себе уважение


Судья  

Пётр Алексеевич Романов обвиняется в жестоком обращении с подданными, в насильственном заимствовании западных технологий, в насаждении западной культуры, в игнорировании интересов русского народа. Слово предоставляется прокурору

Прокурор

Пётр пришёл к власти в 1689 году, сместив с трона Софью                        Алексеевну, которая , как вы знаете опиралась  на стрельцов .

Пригласив в страну иностранных офицеров,  Пётр начинает проводить активную внешнюю политику. Начинается война с Турцией, цель которой овладеть Азовом и морским побережьем Чёрного моря.  Поход 1695 года закончился неудачей. Виной тому был несвоевременный подвоз продовольствия и боеприпасов, отсутствия единого командования, армия не имела ни флота, ни военных баз. Начинать войну в этих условиях было преступлением.

В период с 1695 по 1696 г. со всей  России к Воронежу были согнаны тысячи мастеров для строительства суд.  В короткий срок корабли были построены.                                                                                                

И что? Чем царь отблагодарил строителей? Многие не вынесли нечеловеческих условий  труда. А стрельцы? Не мудрено, что они подняли восстание. Царь жестоко расправился с ними. Было казнено более 500 человек. Стрельцов вешали, колесовали, рубили им головы. Пётр лично объезжал места расправ и подолгу наблюдал  за ними. В свои 27 лет царь стал палачом.


 

Вы прекрасно знаете, что с 1700 по 1721 г. страна вела войну со Швецией, которая начиналась плачевно. Россия потерпела поражение под Нарвой.

Все тяготы войны легли на плечи простого русского человека. Его буквально задушили налогами: подушная подать, налог с бороды. Но особенно пострадали поволжские народы, которые занимались торговлей и промыслом. Именно здесь началось восстание под предводительством К.А.Булавина

Предполагаемые возражения ребят                                                                        1. России необходим был выход в Балтийское море                                                                         2. Вопрос о поражении под Нарвой спорный, т.к. выстояли Семёновский и Преображенский полки.

Прокурор  

Ваша честь, я просил бы вас заслушать показания Булавина

Судья  (приглашает свидетеля)

Булавин                                                                                                                                               

Сам я из казаков. Скажу вам прямо, в нашем восстании повинен Пётр.                     Мы, казаки, хлеб не сеем, разводим скот, да защищаем Родину от набегов. Жить стало невмоготу от поборов, от притеснений казацких старшин и царских чиновников. Дон и Поволжье переполнились беглыми крестьянами, которые бежали от непосильной работы и жестокости помещиков. Они надеялись найти здесь приют, еду и свободу. Я объединил казаков и надеялся добиться справедливости, но потерпел поражение.

Судья

 Слово предоставляется адвокату подсудимого

Адвокат

  Ваша честь, в защиту обвиняемого я хочу сказать следующее. Биографические факты, которые привёл уважаемый прокурор, к сожалению, имели место. Но если посмотреть на саму эпоху 17-18 века, то в личности Петра нет ничего удивительного, он человек своего времени. В это время не было милосердных монархов, все они были жестоки и коварны.

   Пётр смотрел в будущее. Проводя преобразования, он заботился не о себе, а о государстве. Кроме того, в отличие от многих вельмож, он знал немало профессий, наравне с мастеровыми работал на верфях, умел управлять кораблём, обладал огромным умом.

  При Петре Россия сделала поразительные успехи в горной и металлургической промышленности. Были открыты цифирные и навигационные школы, царь поощрял науки. В 1724 году был подписан указ об открытии Академии наук, а в 1719 г. открыт музей Кунсткамера.

   Ваша честь, я попросил бы вас заслушать свидетеля Демидова
Демидов

  Сам я тульский.  Мои отец и дед всю жизнь провели в кузнице. Сам я с детских лет познал тяжёлый труд кузнеца, оттачивая своё мастерство. Так бы моя жизнь и закончилась, если бы не правительство батюшки нашего Петра Алексеевича, который разрешил мне, простому человеку, осваивать месторождения железных руд на « Каменном поясе», строить мануфактуры, на которых работало местное население, а также беглые люди.

   Вот вы тут обвиняете Петра в жестокости, так ведь то голытьба, она бунтовала всегда, вон и при батюшке Петра, Алексее Михайловиче, бунт подняли вместе с вором Стенькой Разиным. Держать народ надо в ежовых рукавицах.

Предполагаемые возражения ребят                                                                                   Есть факты, что на заводах Демидова притесняли работных людей. Они работали в шахтах в колодках по колено в воде.

Прокурор. У меня есть ещё один свидетель. Это сын Петра от первого брака с Евдокией Лопухиной, царевич Алексей.

Судья 

(приглашает свидетеля)

Царевич Алексей

  Я сын императора. С детства я был лишён родительской любви. Жестокий отец лично присутствовал при моих пытках. Он не собирался передавать престол мне, как это делали наши отцы и деды

Судья  

А ваш сын? Он имел права на престол?

Алексей  

Нет, мой отец собирался передать престол своей дочери от второго брака Анне. Неслыханная вещь, женщина во главе страны, да ещё дочь прачки.

Предполагаемые возражения ребят                                                                                              Царевич Алексей участвовал в заговоре против отца, поэтому Пётр имел основания лишить его престола

Судья  

 Слово предоставляется свидетелю защиты

Фрейлина  

  Раньше девицы сидели дома, а при Петре появились собрания-балы или ассамблеи. Батюшка купил нам карету, сшили красивые платья. Вечером на балу мужчины играли в шахматы и шашки, но самое главное – это танцы.        Ах, это так прелестно, прелестно. А празднование нового года с 1 января, строительство парадиза Санкт-Петербурга. Жизнь очень изменилась: фейерверки, маскарады….


Учитель  

А сейчас ребята, прежде чем вы создадите своё экспертное заключение, мы проверим, хорошо ли вы знаете изучаемую эпоху.

Бочонок

1. Годы правления Петра Великого                                                                                          2. Как первоначально назывались Преображенский и Семёновский полки?                     3. Под каким флагом плавали русские корабли?                                                                               4. Что такое « Табель о рангах»?                                                                                                     5. В каком году основан город Санкт-Петербург                                                                    6. Как назывались солдаты петровской армии                                                                        7. Имя шведского короля, воевавшего с Россией                                                                            8. В каком году был подписан  Ништадский  мир?                                                                                9. За что давался бородовой знак?                                                                              10.Подушная подать – это…

Историческая задача на знание хронологии

К дате начала Северной войны прибавить дату сражения у мыса Гангут, далее дату подписания  Ништадского мирного договора сложить с датой Полтавской битвы. Всё сложить, разделить на 4.  Какое событие произошло в этом году? Удачи!   (Ответ: 1711г.- создание правительствующего Сената)

В конце занятия ребята составляют экспертное заключение. На заранее приготовленной бумаге, ватмане прикалываются  чёрные или белые полоски, в зависимости от отношения к  личности Петра.  На полосках пишется факт , подтверждающий позицию ребёнка.

Появляется репортёр.

 Уважаемая публика! Я представляю газету « Исторический вестник». Разрешите всех вас сфотографировать для нашей газеты , а также поместить ваше экспертное заключение в нашем издании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторительно-обобщающий урок по теме "Реформы Петра I"

Материал урока даёт возможность повторить  причины преобразований  и   реформы Петра I в системе органов государственного управления, в военном деле, в экономике, в культуры, даетс...

Повторительно-обобщающий урок по теме "Реформы Петра I"

Материал презентации  в игровой форме поможет учителю повторить реформы Петра I и сделать выводы о значении реформ для дальнейшего развития страны....

Конспект урока по истории для учащихся 8 класса коррекционной школы VIII вида на тему: "Преобразования Петра I" с методическим сопровождением

Конспект урока по теме: "Преобразования Петра I" составлен по учебнику "История России" для учащихся 8 класса, вошедшим в федеральный перечень. Конспект имеет методическое сопровождение, в котором изл...

Электронные ресурсы к уроку по темам «Преобразования в области культуры в эпоху Петра Первого»

В этом документе - подборка электронных ресурсов, для подготовки к урокам истории эпохи Петра Великого....

Повторительно-обобщающий урок по теме: "Эпоха Петра"

Игровые технологии на уроке.Урок содержит элемент игры на этапе закрепления пройденногго материала....

Технологическая карта урока истории России для 8-го класса по теме "Преобразования Петра Первого в культуре и быте. Итоги реформ."

Технологическая карта урока предназаначена для учителей истории и обществознания. Содержит приложения с материалами к уроку....