Главные вкладки

    Урок литературы на тему: Чудесный мир литературной сказки, созданный В.А. Жуковским. «Спящая царевна» (к УМК В.Я. Коровиной)
    план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

    Фиалковская Вероника Петровна

    Аннотация

    Целью проведения данного урока является формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие  навыков  самоконтроля.

    Данный урок способствует формированию личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД. Школьники развивают способность к самооценке,  определяют и формулируют цели на уроке с помощью учителя, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами, общаются с одноклассниками, структурируют   знания, учатся преобразовывать  информацию из одной формы в другую.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metod.razrabotka.docx31.33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Фиалковская Вероника Петровна,

    учитель русского языка и литературы

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 12

    муниципального образования г. Ноябрьск»

    veroni_8975@mail.ru

    89124202477

    Работа размещена на сайте: http://nsportal.ru/fialkovskaya-veronika-petrovna

    (Диплом победителя (2 место)  9 Всероссийского творческого конкурса «Талантоха»)

     

     

    Урок литературы на тему: Чудесный мир литературной сказки, созданный В.А. Жуковским.  «Спящая царевна»  (к УМК В.Я. Коровиной)

    Аннотация

    Целью проведения данного урока является формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие  навыков  самоконтроля.

    Данный урок способствует формированию личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД. Школьники развивают способность к самооценке,  определяют и формулируют цели на уроке с помощью учителя, планируют свои действия в соответствии с поставленными задачами, общаются с одноклассниками, структурируют   знания, учатся преобразовывать  информацию из одной формы в другую.

    Тип урока: ознакомительный  (изучение нового материала с опорой на уже изученный ранее)

    Цели:

    Деятельностные:

    - развивать умения конструирования индивидуальных знаний, работать в группах, представлять свои знания в группе и классе;

    - получить знания о литературной сказке, её отличии от народной;

    - уметь определять структурные элементы сказки;

    -  закрепить умения выразительного чтения;

    - способствовать формированию у обучающихся умений слушать других и высказывать своё мнение, создавать групповой проект;

    - обеспечить формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников, умения анализировать, систематизировать, делать общие выводы; развитие  навыков  самоконтроля.

    Содержательные: 

    -  отработать знание терминологии (народная сказка, литературная сказка, зачин, концовка и др. );

    -  развивать информационную компетентность учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать.

    Формировать УУД:

    Личностные УУД: способность к самооценке

    Регулятивные УУД: определение и формулирование цели на уроке с помощью учителя, планирование своего действия в соответствии с задачей.

    Коммуникативные УУД: общение и взаимодействие с одноклассниками.

    Познавательные УУД: структурирование знаний, преобразование информации из одной формы в другую.

    Оборудование: учебник, презентация к уроку, презентация с музыкальным сопровождением к стихотворению «Жаворонок» Жуковского, памятка по составлению тезисного плана, словарь устаревших слов,  вопросник по текста, проектные работы учеников

    эпиграф

    Его стихов пленительная сладость

                        Пройдёт веков завистливую даль…

    А.С. Пушкин

    Ход урока:

    Звучит музыка, ученик читает наизусть стихотворение В.А. Жуковского «Жаворонок», на проекторе показывается презентация к данному стихотворению.

    1.Вступительное слово учителя.

    Всем нам известны строки стихотворения Василия Андреевича Жуковского «Жаворонок». Жуковский известен нам как поэт,  переводчик, критик, руководитель литературного общества «Арзамас».  «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина…» Эти слова  великого критика Виссариона Григорьевича Белинского в полной мере раскрывают значимость Жуковского как личности в великой русской литературе.

    (По желанию учитель может предоставить ученикам сведения из биографии Жуковского)

    2.Чтение вступительной статьи учебника и составление тезисного плана.

    Ученики работают с учебной статьёй (стр. 70-71 учебника) и составляют её тезисный план.  

    2.1. Работа с теоретическим материалом.

    Ученикам предоставляется теоретический материал. 

    Тезис – кратко сформулированное положение, в котором заключена основная мысль текста. Тезис повествует о том, о чем пойдет речь в тексте.
    Составить тезисный план – значит выделить основные тезисы текста.  

    Правила составления тезисного плана текста:

    1. Не спеша прочитайте текст.  
    2. Мысленно ответьте на вопрос: «Что хотел сказать автор?». Затем определите не только основную мысль всего текста,
    3. Соотнесите эти последовательные мысли со структурными частями текста. но и те логические «ступени», которыми автор текста подвел читателя к итоговой идее.Если он записан (в печатном варианте), можете даже пометить каждую из них.
    4. Эти отдельные мысли – основа тезисов. Убедитесь, что все они отличаются между собой по содержанию и не повторяют друг друга.
    5. Затем каждую отдельную мысль мысленно переформулируйте своими словами. Ваша задача – сказать о ее основном содержании, избавляясь от неважных мелочей и деталей, не несущих основного содержания. Сократите художественные, «декоративные» элементы, оставив лишь значимые, без которых мысль потеряется.
    6. Таким образом, вы уже сделали львиную долю работы: вычленили и сформулировали тезисы. Если их можно сократить без потери смысла – сделайте это. Если они и так уже содержат только суть – переходите к оформлению плана.
    7. В отличие от других типов плана, тезисный план не требует создания специального заголовка для каждого пункта: ими и так являются сформулированные тезисы. Запишите их последовательно в том же порядке, в котором они расположены в авторском тексте, не нарушая его.

     2.2. Выразительное чтение учебной статьи классом (по цепочке).

     2.3. Собственно составление тезисного плана учебной статьи (всем классом совместно).

    3. Изучение нового материала с основой на ранее изученный.

    Редкое умение Жуковского – увидеть и оценить чужой талант.

    В 1815 году Жуковский посещает Лицей в Царском селе, где встречается с юным Пушкиным. После этой судьбоносной встречи в письме Вяземскому Жуковский  напишет: «Это надежда нашей словесности. Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастёт».

    26 марта 1815 года на квартире  у Жуковского Пушкин прочитал  последнюю песню поэмы «Руслан и Людмила».

    По окончании чтения Жуковский достал свой портрет с надписью «Победителю – ученику от побеждённого учителя…»    вручил его Пушкину.

    У Пушкина есть строки, обращённые к Жуковскому:

                       Его стихов пленительная сладость

                        Пройдёт веков завистливую даль…

    Эти строки являются эпиграфом к нашему уроку.

    ? Что такое эпиграф?

    (Короткий текст (обычно цитата откуда-нибудь, пословица, изречение и т. п.), помещаемый автором впереди своего произведения или его отдельной части, и придающий своеобразное освещение основной идее произведения.) 

    ?Как вы понимаете смысл эпиграфа?

    3.1. Анализ эпиграфа.

    Лето 1831 г. : Жуковский и Пушкин в Царском Селе. Состоялось шутливое соревнование между друзьями-поэтами.

    Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и сказку «Спящая царевна». Пушкин – «Сказку о царе Салтане», «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях».
    Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» была создана в 1833 г.
    «Спящая царевна» написана 26 августа —12 сентября 1831 г.

    3.2. Актуализация и систематизация опорных знаний.

    ? Ребята, давайте вспомним, что такое народная сказка?

    ? Что отражается в народных сказках?

    ? Какие виды народных сказок Вы знаете?

    (Народные сказки – произведения устного народного творчества, которые сохранили представления наших предков о взаимоотношениях человека и природы.

    В них отражены  нравственные принципы, определена четкая грань между добром и злом и проявляются выразительные черты национального характера, верований, быта.

    Народные сказки классифицируют как волшебные, бытовые и сказки о животных

    Сказки о животных занимают особое место, так как их возникновение   исследователи устного народного творчества связывают с языческими                 ритуалами.  )

    3.3. Подача нового материала.

    Литературная сказка возникла гораздо позже.

    Во второй половине XVIII века с развитием просветительских идей в европейской литературе появились авторские обработки фольклорных сказок, а в XIX традиционные сказочные сюжеты стали использовать Ш. Перро, братья Гримм, Г.Х. Андерсен, А. Гофман – писатели, которых весь мир признал классиками этого жанра.  

    Огромное место литературная сказка занимала и занимает и в нашей стране.

    3.4. Работа в тетрадях.

    Запись темы урока: Чудесный мир литературной сказки, созданный В.А. Жуковским.

    Сказки литературные – сказки, рожденные благодаря отдельному автору, а не народу.

    Давайте зафиксируем отличительные признаки литературной сказки.
    Отличие литературной сказки от народной.

    Литературные сказки писали многие русские, немецкие, французские и другие иностранные писатели.

    В основном писатели используют доступные народные сказочные сюжеты, мотивы или создают свои собственные оригинальные авторские сказки, заселяя новыми вымышленными персонажами, героями. 

    Общие  черты литературной сказки и народной:

    • сказочные зачины и концовки, формулы;
    • постоянные эпитеты;
    • сюжет волшебной сказки;
    • чудесные предметы;
    • число «три»;
    • положительные и отрицательные герои;
    •          победа добра над злом в финале.

    Отличительные  черты литературной сказки:

    • шутливый тон повествования (приглашение чародеек на пир);
    • авторское отношение к героям сказки (описание царевны, царского сына);
    • чисто литературные описания (описание пробудившегося царского дома);
    • «авторские» эпитеты («раскалительный огонь», «рдеющие ланиты», «чудо красоты» и др.);
    •          стихотворная форма.

    А сейчас прошу Вас обратиться к новому термину «бродячие сюжеты», с которым будет связано домашнее задание.

    Бродячие сюжеты -  устойчивые мотивы, переходящие из одной страны в другую, меняющие свой художественный облик в зависимости от обстоятельств, страны...

    «Спящая царевна» В.А. Жуковского

    «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина

    «Царевна-шиповник» братьев Грим

     «Спящая в лесу красавица» Шарля Перро

    4.Выразительное чтение сказки «Спящая царевна».

    Текст может читать учитель, возможно включение аудиозаписи.

    5.  Словарная работа по тексту сказки «Спящая царевна».

    Ученикам предлагается найти устаревшие слова и объяснить их значение, используя словарь устаревших слов.

    Работа со словарём.

    Пророк — предсказатель будущего, выполняющий волю богов.

    Оплошал — недоглядел, поступил оплошно, неразумно.

    Благонравна — благого, доброго, кроткого нрава.

    Дотоле — до сих пор, до этого времени.

    Сучить — вытягивать из кудели нить, скручивая прядь.

                     Хорунжий — в царской армии казачий

                                               офицерский   чин.

    Свита — сопровождающие, те, кто вьется вокруг главного лица.

    Сном пресекся разговор — разговор прервался из-за наступившего внезапно сна.

    Терновник — колючий кустарник, образующий труднопроходимые заросли.

    Ланиты — щеки.

    5. Беседа по содержанию сказки «Спящая царевна». 

    Разговор о сказочных героях.

    Вопросник по содержанию сказки.

    1.  Кто герои сказки?  Наделены ли они именами?

    2. Кто выступает в качестве предсказателя? В чём необычность этого персонажа?

    3. С помощью какой сказочной формулы описывается красота родившейся царевны?

    4. Почему на пир не пригласили двенадцатую колдунью?

    Как она отомстила?

    Какой  вы представляете себе ведьму?

    5. Почему можно сказать, что двенадцатая чародейка спасла царевну от смерти?

    6. Как царь Матвей пытается отвести беду от любимой дочери?

    7. Кем на самом деле была старушонка-пряха?

    8. Прочитайте описание дворца, объятого сном. Какие сказочные приёмы использованы в этом описании?

    9. Кто пробудил царевну от волшебного сна?

    10. Почему изменилось описание бора при появлении царского сына?

    (он спаситель)

    11. Опишите спящую царевну (с обращением к иллюстрациям в учебнике, на слайдах представленной к уроку презентации, к тексту сказки).

    12. Что разрушает силу сна?

    13. Каков финал сказки?

    14.  Что в сказке Жуковского напоминает русские народные сказки?

    (Русскую народную волшебную сказку напоминает сказочный сюжет, зачин, который начинается с повтора «жил-был...», концовка: «Свадьба, пир, и я там был...»
          В сказке Жуковского есть чародейки, старуха-колдунья, предсказание и колдовство, помощник, который рассказывает царскому сыну о спящей

                царевне.)

    15. Что отличает «Спящую царевну» от русских народных сказок?

    (Отличает эту сказку от народной ее форма. Сказка написана стихами, и известен ее автор.)

    6. Чтение учебной статьи «Из истории создания сказки «Спящая царевна». 

    Выразительное чтение статьи учениками класса.

    Размышления о прочитанном:

    1. Вы прочитали сказку «Спящая царевна». Что в ней особенно понравилось? А что запомнилось (пророчество рака, заколдованный сон, пробуждение)?

    7. Выводы, отметки за урок.

    При построении выводов обратить внимание пятиклассников на шутливый тон повествования, сходство различие литературной сказки и народной, элементы повествования, описания, рассуждения в художественном произведении и др.

    8.Домашнее задание.

    1. Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду (например, нарисовать картину спящего дворца со всеми его обитателями).
    2. Подготовить выразительное чтение наизусть фрагментов сказки «Спящая царевна» (встреча царевны со старушонкой, описание объятого сном замка).
    3. Индивидуальное задание (для учащихся с низким уровнем мотивации к обучению): подготовить  художественный пересказ сказки от начала до встречи царевны с ведьмой-пряхой.
    4. Индивидуальное задание (для учащихся с повышенной мотивацией к обучению): используя элементы повествования и описания, подготовить пересказ фрагмента сказки «Спасение царевны»;   ответить на вопрос: «Рассуждением о чём вы можете закончить пересказ?
    5. По желанию – составить проект на тему «Бродячие сюжеты».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературы по теме "Сказки. Сказка и ее художественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде»., 6 класс

    Цели урока: образовательные:выявить жанровые особенности волшебной сказки, значение образов Бабы Яги, Ивана-царевича в русском фольклоре, символическое значение яблока, композиционные и языковые особе...

    План-конспект урока литературы на тему «Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой»

    Конспект включает в себя план урока, беседу с учащимися по эпизодам, просмотр репродукций по данной теме, обобщающие вопросы....

    Конспект урока литературы в 11 классе (программа литературного образования для общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной) Тема. Поэма А. А. Блока «Двенадцать»

    Тема  урока «Поэма А. А. Блока «Двенадцать».При подготовке урока мною были поставлены следующие цели:- обучающая: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; максимально ...

    Открытый урок литературы в 5 классе "Путешествие в сказку "Царевна-лягушка"

    Т       тема: " Путешествие в сказку "Царевна-лягушка"         цели:- упражнять детей в составлении задач по картинкам, учить их правильно формулиров...

    нестандартный урок литературы в 5 классе по литературным сказкам

    Это разработка нестандартного урока литературы в 5 классе в форме встречи в клубе знатоков "Что? Где? Когда?" Урок разработан по программе под редакцией В.Я.Коровиной...

    Технологическая карта урока литературы по теме «Чудесный доктор» А.И. Куприна как рождественский рассказ». 6 класс

    Урок-иследование по рождественскому рассказу Куприна "Чудесный доктор" составлен в соответсвии с требованиями ФГОС. Деятельность учащихся направлена на формирование метапредметных, предметны...