Конспект урока литературы в 11 классе (программа литературного образования для общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной) Тема. Поэма А. А. Блока «Двенадцать»
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

Силиенко Надежда Фёдоровна

Тема  урока «Поэма А. А. Блока «Двенадцать».При подготовке урока мною были поставлены следующие цели:

- обучающая: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; максимально использовать возможности урока для развития основных видов речевой деятельности, таких как слушание (учителя и друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), чтение (громкое и выразительное); работа с художественным стилем;

- развивающая: развивать когнитивные процессы: внимание, память и мышление;

- воспитательная: пробудить интерес к русскому литературному языку, русской литературе; приобщить через поэму к культурному наследию русского народа.

4)Тип урока: изучение нового материала.

5)Данный урок имеет следующую структуру:

-организационный момент;

-целеполагание;

-подготовка к восприятию нового материала;

-восприятие нового материала (чтение поэмы);

-анализ поэмы;

-синтез;

-тест по произведениям Блока;

-задание на дом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_literatury_po_teme.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы  в 11 классе (программа  литературного образования для  общеобразовательных школ под редакцией В. Я. Коровиной)

Тема. Поэма А. А. Блока «Двенадцать»

Тип урока: объяснение нового материала.

Методические приёмы: беседа, аналитическое чтение поэмы.

                                                      Цели урока:

 1.Обучающая: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности; максимально использовать возможности урока для развития основных видов речевой деятельности, таких как слушание (учителя и друг друга), говорение (диалог, элементы монологической речи), чтение (громкое и выразительное); работа с художественным стилем.

2.Развивающая: развивать когнитивные процессы: внимание, память и мышление.

3.Воспитательная: пробудить интерес к русскому литературному языку, русской литературе; приобщить через поэму к культурному наследию русского народа. 

Оборудование урока: иллюстрации к поэме, различные издания «Двенадцати», тесты по произведениям Блока.

                                                     План урока:

1.Организационный момент (1 мин.)

2.Целеполагание (2 мин.)

3.Подготовка к восприятию нового материала (5 мин.)

4.Восприятие нового материала (чтение) (10 мин.)

5.Анализ (15 мин.)

6.Синтез (5мин.)

7. Тест по произведениям Блока (5 мин.)

8.Задание на дом (2 мин.)

                                                      Ход урока:

1.Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Тема нашего сегодняшнего урока: Поэма А. А. Блока «Двенадцать».

2.Целеполагание.

 Цель урока: показать полемический характер поэмы, её художественные особенности. То есть, сегодня мы с вами попробуем разобрать данное произведение и понять, о чём же оно.

 В конце урока вы напишете тест по произведениям А. А. Блока. Итак, всё ли понятно? Все готовы к уроку? Произведение всеми прочитано? Хорошо, тогда переходим к теме нашего урока. (На дом  учащимся было задано: прочитать статью учебника с.174-178; прочитать поэму Блока «Двенадцать»; попробовать отыскать в ней ассоциативно-символические образы и раскрыть их смысл; подготовиться к тесту по произведениям Блока).

3.Подготовка к восприятию нового материала.

 Слово учителя.

Написав поэму «Двенадцать», Блок воскликнул: «Сегодня я – гений!». «Двенадцать» - какие бы они ни были – это лучшее, что я написал. Потому что тогда я жил современностью», - утверждал поэт. Однако первое прочтение поэмы обычно вызывает даже недоумение, вызывает много вопросов.

- Почему поэма названа «Двенадцать»? Каков смысл названия? (слушаем ответы учащихся). Во-первых, поэма содержит двенадцать глав. Во-вторых, героями поэмы являются двенадцать красноармейцев. В-третьих, образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с двенадцатью апостолами. Возникает следующий вопрос. Почему Христос? Что значит этот образ в поэме? На тот вопрос попытаемся ответить в конце урока.

Вообще «Двенадцать»- парадоксальное произведение. Оно написано в январе 1918 года, то есть по горячим следам, через два месяца после Октябрьской революции. Осознать значение события современнику очень сложно – «большое видится на расстоянье». Поэма удивляла ещё современников Блока. По утверждению В. Маяковского, «одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие – славу ей». Но если поэма о революции, почему в поэме не изображены революционные действия, вожди революции? Почему в центре эпического повествования – погоня за «изменницей» Катькой и её убийство? (учащиеся делают некоторые записи в тетради).

4.Восприятие нового материала (организация чтения).

-Ребята, скажите, пожалуйста, а как вы поняли данное произведение? О чём оно?

Давайте вместе его ещё раз прочитаем, а после побеседуем и постараемся разобраться в его содержании (каждый из ребят по кругу громко и выразительно  читает главы поэмы).

5.Анализ (путь анализа – вслед за автором).

 Аналитическая беседа.  

Разберёмся сначала в вопросах жанра, стиля и композиции.

-Итак, к какому жанру, на ваш взгляд, относится данное произведение? (ответы учащихся).

«Двенадцать» - это эпическая поэма, как будто составленная из отдельных зарисовок, картинок с натуры, быстро сменяющих одна другую. Динамичность и хаотичность сюжета, выразительность эпизодов, из которых складывается поэма, передают неразбериху, которая царила и на улицах, и в умах.

Учитель:

- Есть ли в поэме лирические мотивы? Как проявляет себя автор?

Ученик:

- Лирическим мотивом в начале и в конце поэмы является пейзаж. Автор не является героем поэмы, его позиция проявляется косвенно: в том, что и как он изображает.

Композиция, отражающая стихию революции, определяет стилевое разнообразие поэмы. «Слушайте музыку революции», - призывал Блок. В поэме и звучит эта музыка.

Учитель:

- Как Блок передаёт «музыку революции»? Какие ритмы вы услышали?

Ученик:

- Прежде всего, «музыка» у Блока – метафора, выражение «духа», звучание стихии жизни. Музыка эта отражена в ритмическом, лексическом, жанровом разнообразии поэмы. Традиционные ямб и хорей сочетаются с разностопными размерами, иногда с нерифмованным стихом. В поэме звучат интонации марша:

                                         В очи бьется

                                         Красный флаг.

                                         Раздается

                                         Мерный шаг.

                                         Вот – проснется

                                         Лютый враг

                                                     (гл. 11)

Слышен городской романс. Он интересно обыгрывается: начало знакомое, а дальше – пошел разгул:

                                        Не слышно шуму городского,

                                        Над невской башней тишина,

                                        И больше нет городового –

                                        Гуляй, ребята, без вина!

Часто встречается частушечный мотив:

                                        Запирайте етажи

                                         Нынче будут грабежи!

                                         Отмыкайте погреба –

                                          Гуляет нынче голытьба!

Прямо процитирована революционная песня:

                                          Вперед, вперед,

                                          Рабочий народ!

Учитель:

- Что, кроме музыки, мы слышим?

Ученик:

- Кроме того, в поэме бросаются в глаза лозунги: «Вся власть Учредительному Собранию!», доносятся обрывки разговоров:

                                        …И у нас было собрание…

                                        …Вот в этом здании …

Вся эта разноголосица,  треск выстрелов («Трах-тарарах-тах-тах-тах-тах!») сливаются в единое целое.

Учитель:

- Каков лексический строй поэмы?

Ученик:

- Разнообразна лексика поэмы. Это и язык лозунгов и прокламаций, и разговорный язык с просторечиями: «Что, дружок, оторопел?»; и искажения слов: «етажи», «елекстрический»; и сниженная, «ругательная» лексика: «холера», «жрала», «подлец»; и высокий слог:

                                      Нежной поступью надвьюжной,

                                      Снежной россыпью жемчужной,

                                      В белом венчике из роз –

                                      Впереди – Исус Христос.

Учитель:

- Как рисует Блок образы героев поэмы?

Ученик:

- Герои обрисованы лаконично и выразительно. Это образное сравнение: «старушка, как курица, /кой-как перемотнулась через сугроб»; Речевая характеристика: «Предатели! Погибла Россия! / Должно быть, писатель - / Вития…»; хлёсткий эпитет и оксюморон: «А вон и долгополый - / Сторонкой за сугроб… / Что нынче не весёлый, / Товарищ поп?». Двенадцать героев составляют один отряд: «В зубах – цигарка, примят Картуз, / На спину б надо бубновый туз!» - коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет» (ромб нашивали на одежду каторжан). Среди них – Петька «бедный убийца», повеселевший при напоминании товарищей: «Над собой держи контроль!»

Подробнее показана Катька. Здесь и внешность: «зубки блещут жемчугом», «больно ножки хороши», «толстоморденькая», и образ жизни: «у ей керенки есть в чулке», «с офицерами блудила», и притягательное обаяние: «из-за удали бедовой / В огневых её очах, / Из-за родинки пунцовой / Возле правого плеча…».

Учитель:

- В чём особенности сюжета поэмы?

Ученик:

- Сюжет можно определить как двухслойный – внешний, житейский: зарисовки с петроградских улиц, и внутренний: побуждения, обоснование поступков «двенадцати». Один из центров поэмы – конец 6-й главы: мотив мести, убийства сливается с мотивом лозунгов революции:

                                        Что, Катька, рада? – Ни гу-гу…

                                        Лежи ты, падаль, на снегу!

                                        Революционный держите шаг!

                                        Неугомонный не дремлет враг!

Учитель:

- Проследите, где и как проявляется мотив ненависти?

Ученик:

 - Мотив ненависти наблюдается в семи главах поэмы. Ненависть проявляется и как святое чувство:

                                     Злоба, грустная злоба

                                     Кипит в груди…

                                     Чёрная злоба, святая злоба…

и как святотатство:

                                    Товарищ, винтовку держи, не трусь!

                                    Пальнём-ка пулей в Святую Русь –

                                   

                                    В кондовую,

                                    В избяную,

                                    В толстозадую!

                                    Эх, эх, без креста!

Учитель:

- Какие ещё мотивы вы увидели в поэме?

Ученик:

- Несколько раз встречается мотив бдительности: «Неугомонный не дремлет враг!» Всеобщая ненависть, готовность биться с врагом, подстёгивание бдительности, недоверчивости составляют революционное сознание отряда. В центре поэмы – вседозволенность кровавой расправы, обесценивание жизни, свобода «без креста». Второй центр поэмы – в 11-й главе:

                                …И идут без имени святого

                                    Все двенадцать – вдаль.

                                    Ко всему готовы,

                                    Ничего не жаль…

И дальше отряд идёт «державным шагом», интонация меняется, становится торжественной.

Учитель:

- Какие образы-символы вы заметили в поэме?

Ученик:

- В поэме присутствуют такие образы- символы, как ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы; символика цвета: «Чёрный вечер. / Белый снег», кровавый флаг; число «двенадцать», «пёс безродный», Христос.

Учитель:

- Возвращаемся к первому вопросу - какое значение имеет образ Христа в поэме? Одни воспринимают образ Христа как кощунство. Появление Христа, может быть, залог будущего света, символ лучшего, справедливости, любви, знак веры. Он «и от пули невредим», и он мертвый - «в белом венчике из роз». «Двенадцать» стреляют в него, пусть и «невидимого».

«Христос в поэме – антитеза «псу» как воплощению зла, центральному «знаку» старого мира, - самая светлая нота поэмы, традиционный образ добра и справедливости» (Л. Долгополов).

«Блок ввёл Христа не как образ церковной традиции, а народного, незамутнённого церковью и государством представления о бесхитростной божьей правде. Блок вовсе не «благословлял» революцию этим заимствованным атрибутом народной веры, а лишь утверждал историческую преемственность. Революция принимала в наследство этическую веру народа!» (А. Горелов).

«Когда я кончил, я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее видел Христа. И тогда же я записал у себя: «К сожалению, Христос». Что Христос идёт перед ними – несомненно. Дело не в том, достойны ли они его, а страшно то, что опять он с ними и другого пока нет, а надо другого?» - писал сам Блок.

Учитель:

- Что значит «надо другого»? О ком это? Почему Он нужен? (ответы учащихся).

Возможно, Христос в финале поэмы потому берёт в руки кровавый флаг и оказывается с теми, кому он не нужен, что Он не волен в самом себе, ибо не вправе оставить слабое и несовершенное творение – человека – наедине с тем миром злобы, который этим же человеком и создан… Ибо если Он с ними, то есть пусть ничтожная, но всё же надежда на то, что смута и тьма в душах людских уступят миру света, добра… Без Него такой надежды быть не может… Наверное, поэтому поэма начинается с чёрного цвета («Чёрный вечер…»), а заканчивается всё-таки белым: «В белом венчике из роз…».

6.Синтез.

-Ребята, а теперь послушайте, пожалуйста, как оценил поэму «Двенадцать» Пётр Струве.

«Но всё-таки «Двенадцать» - величайшее достижение Блока. В нём он мощно преодолел романтизм и лиризм в совершенно новой, своей форме сравнялся с Бальзаком и Достоевским. С Бальзаком – в объективном, достигающем гражданственности изображении мерзости и порока; с Достоевским, кроме того, - в духовном, пророческом видении, что в здешнем мире порок и мерзость смежны со святостью и чистотой в том смысле, что не внешняя человеческая стена, а только какая-то чудесная, незримая, внутренняя черта их разделяет – в живой человеческой душе, за которую, в земном, неизбывно борются Бог и Дьявол, Мадонна и Содом.

-Скажите, согласны ли вы с такой оценкой? (слушаем ответы учащихся).

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к её героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одном из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма «Двенадцать» - честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.

-Ну что, теперь произведение вам понятно? Хорошо, а теперь достаньте небольшие листочки, напишем небольшой тест по произведениям Блока. Вопросы теста на ваших столах.

По ходу урока учащиеся делают записи в своих тетрадях.

7.Тест по произведениям А. А. Блока.

Задание 1.

К какому направлению относится раннее творчество Блока?

а) футуризм;

б) акмеизм;

в) символизм;

Задание 2.

Найдите соответствие стихотворений А. Блока основным мотивам его лирики:

1) мотив мрачной разочарованности;                        а) «Фабрика»;

2) мотив назначения поэта и поэзии;                         б) «К Музе»;

3) мотив «страшного мира»;                                       в) «Осенняя воля»;                          

4) мотив Родины;                                                         г) «Я стар душою…»;

Задание 3.

К какому этапу творчества ( «трилогия вочеловечения» ) Блок отнёс цикл «Стихи о Прекрасной Даме»?

а) теза;

б) антитеза;

в) синтез;

Задание 4.

Из какого произведения Блока эти строки?

                          В синем сумраке белое платье              

                          За решёткой мелькает резной.

а) «Незнакомка»;

б) «В ресторане»;

в) «Соловьиный сад»;

Задание 5.

Цикл стихотворений «На поле Куликовом» является произведением:

а) на историческую тему;

б) о современности;

в) о неразрывной связи прошлого, настоящего и будущего;

Задание 6.

Какой мелодии не слышно в поэме Блока «Двенадцать»?

а) марш;

б) танго;

в) частушка;

г) романс;

Задание 7.

Какие приёмы использует Блок в следующих примерах?

1) «Весенний и тлетворный дух»;                                                     а) метафора;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

2) «И очи синие, бездонные / Цветут на дальнем берегу»;            б) анафора;  

3) «Доколе матери тужить? / Доколе коршуну кружить?»;           в) оксюморон.

Правильные ответы: 1)в; 2)1-б, 2-г, 3-а, 4-в; 3)а; 4)в; 5)в; 6)б; 7)1-в, 2-а, 3-б.

8.Задание на дом.

А теперь запишите задание на следующий урок.

Прочитать статью учебника о «новокрестьянской поэзии» (с. 181-193); выучить отрывок из поэмы Блока «Двенадцать» (12-ую главу поэмы).

Всё ли вам понятно? Есть какие-то вопросы?

Тогда на этом урок закончен. Всем спасибо.

 

                                 

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы по изучению поэмы А.А.Блока "Двенадцать" в 11 классе

Поэма  эта резко не походила ни на что, созданное поэтом прежде, и произвела на современников двойственное впечатление. Маяковский говорил: «Поэмой зачитывались и «красные», и «белые», т.е. и те,...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам: «Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Приняла ли русская интеллигенция революцию?».

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам:«Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Пр...

Конспект урока в классе-комплекте в коррекционной школе

8 класс - «Африка. Географическое положение»9 класс - «Белоруссия»...

конспект урока в классе-комплекте в коррекционной школе

Южная Америка - 7 классХарактеристика крупных рек по бассейнам - 8 класс...