Конспект урока в классе-комплекте в коррекционной школе
презентация к уроку по географии (8 класс)

 Тишкова Анна Сергеевна

8 класс - «Африка. Географическое положение»

9 класс - «Белоруссия»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок географии 8-9 класс

Учитель: Тишкова А.С.

8 класс

9 класс

Тема:

  Африка. Географическое положение.

Белоруссия

Цель: 

познакомить с физико-географическим положением материка

Сформировать общее представление о Белоруссии.

Задачи:

Образовательные: создать условия для развития системы умений работы с картой и текстом учебника; продолжать формирование понятия «материк».

Развивающиеразвивать пространственное мышление, внимание, память; умение работы с картой и другими источниками информации; развивать навык связного устного высказывания.

Коррекционные: коррекция образной памяти на основе упражнений в узнавании; коррекция пространственных представлений на основе упражнений в работе с картой; коррекция познавательной деятельности.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к материкам, умение работать в коллективе

Образовательные: сформировать у учащихся систему знаний об основных особенностях физико-географического положения, населения и его хозяйственной деятельности, достопримечательностях городов страны.

Развивающиеразвивать пространственное мышление, внимание, память; умение работы с картой и другими источниками информации; развивать навык связного устного высказывания.

Коррекционные: коррекция образной памяти на основе упражнений в узнавании; коррекция пространственных представлений на основе упражнений в анализе; коррекция логического мышления: коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в анализе и синтезе; развитие навыка связного устного высказывания.

Воспитательные: воспитывать любознательность, интерес к странам, умение работать в коллективе

Форма организации учебной деятельности

фронтальная, групповая, индивидуальная.

фронтальная, групповая, индивидуальная.

Оборудование

Ноутбук, презентация, карта полушарий, физическая карта Африки, контур Африки и пазлы (для слабых обучающихся), контурные карты (у обучающихся), лист-памятка, глобус, учебник Лифанова Т.М. «География материков и океанов»: 8 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Рабочие тетради по географии материков и океанов для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение»,2005.

Ноутбук, презентация, политическая карта Зарубежной Европы; карты приложения к учебникам; контур Белоруссии (для слабых обучающихся), контурные карты (у обучающихся), лист-памятка, глобус, учебник Лифанова Т.М. «География материков и океанов. Государства Евразии»: 9 класс для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; афоризмы великих людей Зарубежной Европы, пазлы "Собери страну". Рабочие тетради по географии материков и океанов – Государства Евразии - для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Москва «Просвещение»,2005

Тип урока

урок изучения нового материала

  • урок изучения нового материала

Методы

  • практический
  • наглядный
  • частично-поисковый

  • практический
  • наглядный
  • частично-поисковый

Ход урока

Стадии урока

8 класс

9 класс

 Орг. момент

Приветствие учащихся, выявление отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Задание: Сядет тот, в чьем имени есть буква “Л”, “Т”, “А”

- Ну что, готовы к работе? Тогда приступим.

Актуализация знаний

Самостоятельно отвечают на вопросы в карточках

Устно отвечают на вопросы учителя

  1. Сколько материков на Земле?
  2. Вспомните и напишите названия материков?
  3. Сколько всего океанов?
  4. Назовите самый большой материк?
  5. Вспомните и напишите названия океанов?
  6. Самый маленький материк?
  7. Назовите самый маленький океан?
  8. Назовите самый большой океан? 

Обмениваются для взаимопроверки

  1. Назвать прибалтийские республики и объяснить, почему их так называют (показать на карте).
  2. Назвать самое маленькое по площади и численности населения государство Балтии - Эстония (население 1,6 млн. чел. S- 2,6 тыс. кв. м).
  3. С какой областью России на западе граничит Литва? (Калининградской)
  4. Самая крупная река Латвии? (Даугава).
  5. Самая крупная река Литвы? (Неман).
  6. Какими полезными ископаемыми богата Эстония?
  7. Назвать, какой город является столицей Эстонии? (Таллинн )

Давайте вместе сделаем вывод, что общего, похожего в этих странах.

1. Все страны Балтии занимают приморское положение (расположены на берегу Балтийского моря).

2. Рельеф - равнинный.

3. Много озер и болот.

4. Климат умеренный, мягкий, влажный.

5. Все республики бедны полезными ископаемыми.

6. Во всех странах Балтии развито с/х, рыбный промысел.

Постановка темы и целей урока

- устная проверка самостоятельной работы

- кто из вас догадался, какая тема урока будет сегодня (Африка)

- Познакомится с географическим положением Африки. В каком полушарии расположен? Направление от экватора. С чем граничит. Очертания берегов. Какова береговая линия материка: извилистая, изрезанная или прямая.

- с этого момента мы покидаем с вами Прибалтику и берем курс на дружественное России государство - Белоруссию

- цель нашего урока - создать образ Белоруссии (тема на доске)

- ваша работа будет самостоятельной, каждый из вас будет выполнять карточки с заданиями соответствующие плану. Для этого вы перечитываете части параграфа, выполняете задание и отдаёте их  ответственному вашей группы (Анхимкова Настя), когда все карточки будут сданы ответственный поднимает руку и получает следующее задание, чтобы задания были выполнены быстрее отстающим можно помогать.

Выявление уже имеющихся знаний

Что вы знаете о материке Африка, что слышали, видели?

Запишите тему урока (запись на доске)

Выполняются самостоятельно задания

Изучение нового материала с одновременной проверкой

первичного

усвоения

Африка – первый изучаемый материк. Ученики впервые знакомятся с планом характеристики материка.

- Все материки мы будем изучать по плану:

- Для этого откройте учебник на с. 4. Найдите «План изучения географического положения материка», прочитайте его.

1. Географическое положение. В каких полушариях расположен? Направление от экватора. С чем граничит. Очертания берегов. Какова береговая линия материка: извилистая, изрезанная или прямая.

2. Природа материка: рельеф и полезные ископаемые, климат реки и озера.

3. Природные зоны материка. Растительный и животный мир материка. Как они зависят от географического положения.

4. Население.

5. Государства и их столицы.

Выполняются самостоятельно задания (задания прописаны на карточках)

Работа с картой рабочей тетради. Практическая работа (для «сильных» обучающихся): «Заполни контурную карту»

  1. Откройте политическую карту мира и найдите Белоруссию, запишите названия государств, с которыми проходит граница 
  2. Обозначьте государственную границу Белоруссии
  3. Сравните по площади Белоруссию со странами Балтии
  4. Укажите столицу Белоруссии
  5. Нанесите полезные ископаемые, которые добывают в Белоруссии
  6. Подпишите названия рек, протекающих на территории Белоруссии
  7. Подпишите названия крупных городов Белоруссии

Работа по карточкам (для средних уч-ся):

1. Работа с текстом учебника Прочитайте часть текста в параграфе и дополните продолжение «Климат Белоруссии - __________» (умеренный, мягкий, влажный)

2.Заполните схемы «Животный мир» и «Растительный мир», рассмотрев картинки параграфа

3.Прочитайте текст параграфа «Промышленность Белоруссии» и заполните схему «Промышленность Белоруссии» (Военная, Деревообрабатывающая, Химическая, Пищевая, Машиностроение, Лёгкая)

4.Какие города Белоруссии выделены в тексте параграфа  черным цветом, запишите их названия в схему «Города Белоруссии» (Минск, Гомель, Брест, Витебск)

 для «слабых» уч-ся)

1.Собрать пазлы "Контур Белоруссии»

2.раскрасить контур страны

Итак, начнем путешествие вдоль побережья Африки.

- Когда смотришь на карту Африки она напоминает перевёрнутый треугольник. Северная часть материка в два раза шире южной. Почти посередине ее пересекает экватор. Большая часть материка лежит между тропиками.

Маршрутным листом для нас будет служить памятка «План изучения географического положения материка».

1. В каком полушарии расположен?

- Определите в каком полушарии расположен материк.

- А теперь полностью дайте ответ на первый вопрос маршрутного листа-памятки.

(проговаривают ответ на первый вопрос памятки)

2. Направление от экватора.

- Где расположена Африка относительно экватора? (Почти посредине материк пересекает линия экватора, большая часть материка находится в северном полушарии. Большая часть материка лежит между тропиками.)

-А теперь полностью дайте ответ на второй вопрос маршрутного листа-памятки.

(проговаривают ответ на второй вопрос памятки)

- Но задача у нас не из легких! На быстроходном морском теплоходе Африку можно обогнуть за 20 дней! А нам предстоит это сделать за урок! От морского порта Александрии наш путь лежит по Средиземному морю  на запад к Гибралтарскому проливу!

Мы подплываем к Гибралтарскому проливу, на африканском побережье которого расположена крайняя северная точка Африки - Бен – Секка (Эль – Абъяд)


- заполнение схемы «Крайние точки Африки».


- Наш корабль выходит на просторы Атлантического океана и движется к экватору. Температура воздуха повышается, и становится жарко. Впереди показалась Земля! Что это? (Ищем по карте) Ответ - о- в Мадейра.


- Запишите географическое название в схему «Побережье Африки».


Примерно в 500 км от северо–западных берегов Африки расположены гористые острова Мадейра, принадлежавшие Португалии и представляющие из себя вершины подводных вулканов. 
КЗТ – мыс Альмади


 - заполнение схемы «Крайние точки Африки».


Продолжим путь! На горизонте показались очертания огромной горы! Это действующий вулкан - Тенерифе, расположенный на одном из Канарских островов 120 км от берегов государства Марокко. В древности Канарские острова казались человеку краем света. Геродот писал о них: «Мир кончается там, где нельзя больше ехать…»

- Запишите название островов в схему «Побережье Африки».


А для нас это не конец света, и мы плывем дальше! Проплываем по самому большому заливу Африки – Гвинейскому. Мы уже почти добрались до мыса Доброй Надежды! Его открыл в 1488 г Бартоломеу Диаш и дал ему название мыс Бурь. Здесь образуются большие волны на стыке двух океанов – Атлантического и Индийского. А позже мыс переименовали в мыс Доброй Надежды, в надежде скоро открыть Индию. А сейчас определите крайнюю южную точку Африки - мыс Игольный и продолжим плавание.

- заполнение схемы «Крайние точки Африки».

Плывем вдоль восточного побережья острова Мадагаскар, поворачиваем на запад и попадаем на остров Занзибар! Осталась последняя крайняя точка - восточная, достигнув которую вы должны определить ее название.
- Полуостров Сомали еще называют «Африканским рогом» и крайняя восточная точка – мыс Рас- Хафун – расположена на острие «рога» - полуострова Сомали. Наш маршрут подходит к концу. Впереди Красное море.

- заполнение схемы «Крайние точки Африки».

Наше путешествие подходит к концу. Осталось проплыть Суэцкий канал. Раньше здесь был сухопутный перешеек, через который позже прорыли канал. Длина канала – 160 км. Строился он в течение 10 лет. С какой целью его построили?

- Запишите название канала в схему «Побережье Африки».

Итак, наше путешествие завершилось.

3. С чем граничит? (Близко: Евразия, их разделяет Гибралтарский пролив и Суэцкий канал. Остальные материки удалены).

- А теперь полностью дайте ответ на третий вопрос маршрутного листа-памятки.

(проговаривают ответ на третий вопрос памятки)

4. Очертания берегов. Какова береговая линия материка: извилистая, изрезанная или прямая. (Береговая линия материка изрезана слабо. На западе в сушу материка вдается Гвинейский залив).

- А теперь полностью дайте ответ на четвертый вопрос маршрутного листа-памятки.

(проговаривают ответ на четвертый вопрос памятки)

Физминутка.

Физминутка.

Рефлексия

Первичное закрепление

Практическая работа (для «сильных» обучающихся): «Заполни контурную карту»

- Подпишите океаны, моря, заливы и проливы, омывающие берега Африки, острова и полуострова.

- Красным карандашом обозначьте линию экватора.

- Обозначьте крайние точки материка

Работа по карточкам, используя карту (для средних уч-ся):

1) Берега Африки омывают два океана __________________________________.

2) На востоке выступает самый крупный полуостров _______________________,

а на юго-востоке находится остров__________________________.

3) Какие моря находятся: между Африкой и Европой?_____________________

между Африкой и Азией? __________________________________.

4) Материк Африка большей частью расположен в __________________________

и __________________________________ полушариях Земли.

5)Африка отделена от _______________ Гибралтарским проливом и _____________________________ каналом.

6) заполнить схему  «Моря у берегов Африки»

7) заполнить схему  «Проливы у берегов Африки»

8) заполнить схему  «Заливы у берегов Африки»

- используя текст учебника на с.26, дополни предложения

для «слабых» уч-ся)

- раскрасить контур Африки

- собрать пазлы «Контур Африки»

(самостоятельно)

Беседа по каждому пункту плана, проверка самостоятельной работы.

Закрепление

Просмотр видеоролика

Просмотр видеоролика

Оценивание

Выставление оценок

Д/з

Параграф 14    (читать и отвечать на вопросы в конце параграфа)

Параграф  44   записать понятия «Пуща», «Заповедник»

МКОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения

Пудожского района Республики Карелия

186150, г. Пудож, ул. Пионерская, д.69 - б. Тел. 5-21-37/ Е-mail: zpmsspudozh@yandex.ru

8 класс

«Африка. Географическое положение»

9 класс

«Белоруссия»



Предварительный просмотр:

8 КЛАСС – задания-карточки

Изучение нового материала - памятка «План изучения географического положения материка».

заполнение схемы «Крайние точки Африки».

Запишите географическое название в схему «Побережье Африки».

«на 5» Практическая работа  «Заполни контурную карту»

- Подпишите океаны, моря, заливы и проливы, омывающие берега Африки, острова и полуострова.

- Красным карандашом обозначьте линию экватора.

- Обозначьте крайние точки материка

- нанеси на контурную карту условными знаками полезные ископаемые, которые добывают в Африке

«на 4» Работа по карточкам, используя карту и учебник:

- используя текст учебника параграфа 14, дополни предложения

1)Берега Африки омывают два океана _____________________________________________________________________________________.

2) На востоке выступает самый крупный полуостров _______________________________________,

а на юго-востоке находится остров_______________________________________________________.

3) Какие море находятся: между Африкой и Европой?_______________________________________

между Африкой и Азией? _______________________________________________________________.

4) Материк Африка большей частью расположен в __________________________ и _________________________________________ полушариях Земли.

5)Африка отделена от __________________________________________ Гибралтарским проливом и ____________________________________________________ каналом.

6) заполнить схему  

«Моря у берегов Африки»

7) заполнить схему

«Проливы у берегов Африки»

8) заполнить схему

«Заливы у берегов Африки»

«на 3» Для Кирилла

- раскрасить контур Африки

- собрать пазлы «Контур Африки»

1_html_m56ca818e.jpg

контурная карта «Африка»1_html_m56ca818e.jpg

выполнил - _____________________________________________________________________________

оценка – «______»

паззлы «Собери контур Африки»

0019-019-A-f-r-i-k-a.jpg

9 КЛАСС  (актуализация знаний)

Вопросы на повторение пройденного материала

  1. Назвать прибалтийские республики и объяснить, почему их так называют (показать на карте).
  2. Назвать самое маленькое по площади и численности населения государство Балтии  
  3. С какой областью России на западе граничит Литва?
  4. Самая крупная река Латвии?
  5. Самая крупная река Литвы?
  6. Какими полезными ископаемыми богата Эстония?
  7. Назвать, какой город является столицей Эстонии?

Ответы:

1. Все страны Балтии занимают приморское положение (расположены на берегу Балтийского моря).

2. Эстония (население 1,6 млн. чел. S- 2,6 тыс. кв. м).

3. Калининградской  

3. Много озер и болот.

4. Даугава

5. Неман

6. Все республики бедны полезными ископаемыми.

7. Таллинн

Изучение нового материала

Чтение  параграфа, выполняя после этого задания по плану:

  1. Страны-соседи (с кем граничит  изучаемое государство?)
  2. Чем омывается? С какой стороны света?
  3. Столица государства (главный город страны)
  4. Государственный язык (на каком языке разговаривают люди?)
  5. Рельеф (написать, если есть, названия гор)
  6. Полезные ископаемые
  7. Климат
  8. Главные реки, озера
  9. Промышленность (чем занимается население?)
  10. Крупные города страны (названия городов написать)

Работа с картой рабочей тетради. Практическая работа  «Заполни контурную карту»

  1. Откройте политическую карту мира и найдите Белоруссию, запишите названия государств, с которыми проходит граница 
  2. Обозначьте государственную границу Белоруссии
  3. Сравните по площади Белоруссию со странами Балтии
  4. Укажите столицу Белоруссии
  5. Нанесите полезные ископаемые, которые добывают в Белоруссии
  6. Подпишите названия рек, протекающих на территории Белоруссии
  7. Подпишите названия крупных городов Белоруссии

Работа с текстом учебника. Работа по карточкам  

  1. Прочитайте часть текста в параграфе и дополните продолжение «Климат Белоруссии - ________________________________________________________________________________»
  2. Заполните схемы «Животный мир» и «Растительный мир», рассмотрев картинки параграфа

Растительный мир Белоруссии

Животный мир Белоруссии

  1. Прочитайте текст параграфа «Промышленность Белоруссии» и заполните схему

«Промышленность Белоруссии»

  1. Какие города Белоруссии выделены в тексте параграфа  черным цветом, запишите их названия в схему

«Города Белоруссии»

 Для Вовы

  1. Собери пазлы "Контур Белоруссии»
  2. раскрасить контур страны

Map-Belarus_rus.png

Собери пазлы "Контур Белоруссии»jpg_6_45-.jpg

Map-Belarus_rus.png

Раскрась контур

«Белоруссия»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по географии в 8-9 класс Учитель географии А.С. Тишкова 25 марта 2016г

Слайд 2

Тема урока 8 класс Африка. Географическое положение. 9 класс Белоруссия

Слайд 3

Цель урока 8 класс Познакомиться с физико-географическим положением материка 9 класс Сформировать общее представление о Белоруссии.

Слайд 4

Задачи урока 8 класс - 9 класс Развитие любознательности, интереса к материкам , странам, умения работать в коллективе

Слайд 5

Ход урока Оргмомент Задание: Сядет тот, в чьем имени есть буква “Т”, “А”,“Л” - Ну что, готовы к работе? Тогда приступим.

Слайд 6

8 класс - самостоятельно выполняют задания Сколько материков на Земле и как они называются? Сколько частей света? Сколько всего океанов? Назовите самый большой материк? Самая крупная часть света? Самый маленький материк? Назовите самый маленький океан? Назовите самый большой океан?

Слайд 7

9 класс - самостоятельно выполняют задания Страны-соседи (с кем граничит изучаемое государство?) Чем омывается? С какой стороны света? Столица государства (главный город страны) Государственный язык (на каком языке разговаривают люди?) Рельеф (написать, если есть, названия гор) Полезные ископаемые Климат Главные реки, озера Промышленность (чем занимается население?) Крупные города страны (названия городов написать)

Слайд 8

8 класс

Слайд 9

8 класс

Слайд 10

9 класс

Слайд 11

9 класс

Слайд 12

Физкультминутка

Слайд 13

Использование разноуровневых карточек – 8 класс «3» «4» «5» - раскрасить контур Африки - собрать пазлы «Контур Африки» 1) Берега Африки омывают два океана _____________________ 2) На востоке выступает самый крупный полуостров ____________________, а на юго-востоке находится остров__________________. Материк Африка большей частью расположен в ____________и____________полушариях Земли. Африка отделена от _______ Гибралтарским проливом и _____________ каналом. Практическая работа «Заполни контурную карту»: - Подпишите океаны, моря, заливы и проливы, омывающие берега Африки, острова и полуострова. -Красным карандашом обозначьте линию экватора. - Обозначьте крайние точки материка

Слайд 14

Использование разноуровневых карточек – 9 класс «3» «4» «5» - раскрасить контур Белоруссии - собрать пазлы «Контур Белоруссии» 1. дополните продолжение «Климат Белоруссии - __________________________» 2. Заполните схемы «Животный мир» и «Растительный мир», рассмотрев картинки параграфа 3. Прочитайте текст параграфа «Промышленность Белоруссии» и заполните схему «Промышленность Белоруссии» 4. Какие города Белоруссии выделены в тексте параграфа черным цветом, запишите их названия в схему «Города Белоруссии» Практическая работа «Заполни контурную карту»: - Подпиши названия государств, с которыми проходит граница - Обозначьте государственную границу Белоруссии - Сравните по площади Белоруссию со странами Балтии - Укажите столицу Белоруссии - Нанесите полезные ископаемые, которые добывают в Белоруссии - Подпишите названия рек, протекающих на территории Белоруссии - Подпишите названия крупных городов Белоруссии

Слайд 15

Домашнее задание 8 класс Параграф 14 (читать и отвечать на вопросы в конце параграфа) 9 класс Параграф 44 записать в тетрадь понятия «Пуща», «Заповедник»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи, 2 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 2 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Составление рассказа по данному концу "Заморозки"....

Конспект урока развития речи, 3 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по развитию речи для 3 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Работа с закрытой картинкой "На дороге". В Приложении находятся фигурки и картинка к уроку....

Конспект урока русского языка, 4 класс коррекционной школы первого вида

Представлен конспект урока по русскому языку для 4 класса коррекционной школы для глухих детей по теме "Связь слов в предложении". В Приложении находятся члены предложения в виде фигурок и тесты....

Конспект урока истории в 8 классе коррекционной школы VIII вида "Бородинская битва"

Конспект комбинированного урока по программе 8 класса школ VIII вида. Является частью в изучении темы "Отечественная война 1812 года". Урок рассчитан на 2 часа учебного времени. На уроке используются ...

Конспект урока для 6 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида "Безударные гласные в корне слова".

В ходе урока у учащихся формировались общеучебные навыки, умение работать самостоятельно, внимательно слушать, применять полученные знания....

Конспект урока природоведения в 5 классе коррекционной школы VIII вида на тему:"Органы чувств". Презентация к уроку.

Конспект урока природоведения в 5 классе на тему:"Органы чувств"для обучающихся коррекционной школы VIII вида.На уроке применена ИКТ технология в виде презентации....

конспект урока в классе-комплекте в коррекционной школе

Южная Америка - 7 классХарактеристика крупных рек по бассейнам - 8 класс...