Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам: «Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Приняла ли русская интеллигенция революцию?».
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Куракина Ольга Васильевна

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам:

«Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Приняла ли русская интеллигенция революцию?».

Автор надеется, что данные уроки будут способствовать развитию личности учащихся, помогут формированию мировоззрения, научат их думать и свободно высказывать свое мнение. В этом и заключается актуальность данной работы. Новизна методической разработки, в том, что автор выстраивает свою систему проведения уроков по данной теме. Автор, опираясь на уже имеющуюся информацию по представленным темам, изучая текст поэмы, дает своё прочтение «Двенадцати», связывает изучение данной поэмы с публицистическими статьями Блока, Горького, Бунина. Автор считает, что в данный момент, когда совсем недавно отмечалась 100-летняя годовщина Великой Октябрьской Социалистической революции, работа может представить интерес для коллег.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx81.27 КБ

Предварительный просмотр:

  • Упрек или защита революции слышится в поэме А.Блока «Двенадцать?», «Интеллигенция и народ никогда не поймут

друг друга».

Пояснительная записка

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам:

«Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Приняла ли русская интеллигенция революцию?».

Автор надеется, что данные уроки будут способствовать развитию личности учащихся, помогут формированию мировоззрения, научат их думать и свободно высказывать свое мнение. В этом и заключается актуальность данной работы.

Новизна методической разработки, в том, что автор выстраивает свою систему проведения уроков по данной теме. Автор, опираясь на уже имеющуюся информацию по представленным темам, изучая текст поэмы, дает своё прочтение «Двенадцати», связывает изучение данной поэмы с публицистическими статьями Блока, Горького, Бунина. Автор считает, что в данный момент, когда совсем недавно отмечалась 100-летняя годовщина Великой Октябрьской Социалистической революции, работа может представить интерес для коллег.

  • ходе работы над методической разработкой автор использовал различные передовые технологии в преподавании литературы, а именно: технологию проблемного обучения, технологию развития критического мышления, здоровьесберегающую технологию и.т.д. Использовал в своей работе разнообразные приемы и методы, в частности: групповая работа, диспут, исследовательская работа.

Методическая цель разработки: развивать умение и навыки постижения художественного произведения, учитывая политические и мировоззренческие взгляды писателей, интерпретировать художественные тексты с точки зрения современности.

Ожидаемые результаты работы: Личностные, общий уровень развития учащихся, метопредметные, развитие устной и письменной речи (написание сочинения по литературе, русскому языку, истории).

Время проведения – 4 урока по 40 минут.

Теоретическая часть

Главная задача данных уроков – развивать способность к критическому, самостоятельному мышлению, способность определить проблему, находить поиски её решения, давать оценку своей деятельности. Поэтому конспекты уроков созданы на основе технологии проблемного обучения. Основные методы: прблемно – поисковый, метод концептуального анализа, метод организации и проведения диспута, а также репродуктивный. Используются различные формы организации деятельности учащихся:

1)работа в малых группах;

2)работа экспертной группы;

3)коллективная работа;

4)индивидуальная работа;

5)работа консультантов.

6)дискуссия.

Большое внимание уделено подготовке домашнего задания. Ученики должны быть готовы к диспуту, а значит, понимать сущность общественных отношений изображаемой эпохи; её общественной психологии, подумать над проблемными вопросами, актуальными и в современных условиях.

Задача учителя активизировать внимание учащихся, создать психологические предпосылки восприятия основных нравственных, политических проблем, которые будут предметом диспута.

Полемические сочинения – логическое завершение диспута, здесь происходит осмысление сказанного и прочувствованного.

Здоровьесбережение соблюдается в рациональном распределении времени на уроках. Таким образом, можно считать, что данная методическая разработка позволяет реализовать важный на современном этапе преподавания литературы принцип социализации личности.

Технологическая карта урока русской литературы Тип уроков: групповое исследование. (УМК Зинин С. А., Чалмаев В. А.)

Тема: «Упрек или защита революции слышится в поэме А. Блока «Двенадцать»?

Цель деятельностная  формировать способность учащихся к новому способу действия, развивать умение проводить исследование художественного текста, вести дискуссию, доказывать свою мысль, воспитывать культурного читателя, способного видеть и осмысливать глубинные пласты художественного текста, прививать интерес к изучению истории и литературы родной страны.

Цель образовательная: в ходе дискуссии на основе анализа текста поэмы Блока «Двенадцать» открыть для себя новые знания, а именно: отношение А. Блока к революции, объяснить, на чем оно основано, а также определить роль образа Иисуса Христа в финале поэмы.

Личностные результаты: способность к внимательному, вдумчивому прочтению художественного текста повышенной сложности. Повышение духовного уровня в процессе общения с шедевром русской литературы.

Метапредметные результаты: умение думать, совершая при этом различные мыслительные операции.

Предметные результаты: углубленное изучение творчества А. Блока, его восприятие революции.

Получают возможность научиться быть внимательным к деталям художественного произведения, развивать в себе умение, изучая новое, сравнивать и сопоставлять с ранее изученным.

УУД личностные: определить свою внутреннюю позицию, дать нравственно - этическую оценку происходящим в поэме общественным явлениям.

УУД регулятивные: определить задачи решения проблемы, спланировать свою деятельность, прогнозировать результат своей деятельности, рецензировать ответ оппонента, корректировать свой.

УУД познавательные: умение отобрать нужный материал для исследования, классифицировать его, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

УУД коммуникативные: умение коллективно вырабатывать общую точку зрения, способность к толерантности, брать на себя ответственность за других, за полученный результат, способность в корректной форме формулировать вопрос.

Урок рассчитан на 2 часа.

Этапы урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1-й урок

1. Столкновение с

Мотивировать работу

Предлагают поиски решения

проблемой 15мин.

учащихся, сформулировать

проблемы.

проблему исследования

2. Подготовка

Проводит необходимый

Учащиеся распределяются на

исследования

инструктаж, проигрывает

группы по количеству

10мин.

возможные варианты хода

обозначенных предметов

исследования.

исследования.

3. Исследование

Вывести учащихся к

Работают над текстом,

художественного

обобщениям, которые

руководствуясь планом

текста. 15мин.

впоследствии могут стать

данным учителем

основой для понимания

идейного содержания

произведения

2-й урок

4. Выдвижение

Координирует работу групп.

Исследуют рабочую версию.

рабочей версии

исследования.

15мин.

5. Выдвижение

Выдвигает ошибочную версию,

Через рассмотренные

итоговой версии

её опровержение также несет

художественные особенности

исследования.

положительный результат.

произведения выйти на его

15мин.

идейное содержание

6. Подведение

1.Оценить результаты

Оценивают результаты своей

итогов

исследования, процесс их

работы, рецензируют работу

исследования

получения.

оппонентов, определяют

(рефлексия). 10мин.

2. Выявить причины типичных

перспективу полученных

и индивидуальных затруднений

знаний

учащихся.

3. Показать перспективу

использования полученного

знания

Формы организации деятельности учащихся:

  1. Работа в малых группах.
  2. Работа экспертной группы.
  3. Коллективная работа.
  4. Индивидуальная работа.

  1. Работа консультантов.

Основные методы работы:

  1. Проблемно – поисковый.

  1. Метод концептуального анализа.

Приемы работы:

  1. Обозначь проблему.
  2. Найди двойственность проблемы (определи оппозицию).
  3. Сформулируй тему урока.
  4. Подбери эпиграф.
  5. Поиск ключевых слов.

  1. Рефлексия.

Конспект урока

Ход урока.

Первый этап урока. Изучение поэмы А. Блока «Двенадцать». Столкновение с проблемой.

Эпиграф. В. Маяковский: «Одни прочли в этой поэме сатиру на революцию, другие  славу ей».

Деятельность учителя. Дает детям задание сформулировать проблему.

Деятельность учащихся. Предлагают различные формулировки проблемных вопросов. Например, упрек или защита революции звучит в поэме А. Блока «Двенадцать»?

Второй этап. Подготовка исследования.

Деятельность учителя. Координирует работу групп. Дает им задание.

Деятельность учащихся. Делятся на группы. Каждая группа получает свое задание и алгоритм его выполнения. Отбор глав, эпизодов, анализ которых будет необходим для ответов на вопросы.

Третий этап. Исследование художественного текста. Выдвижение рабочих версий.

Деятельность учителя. Организует работу в группах.

Деятельность учащихся.

Первая группа получает задание раскрыть образ «двенадцати» как сатиру на революцию.

План работы

Сатирический образ «двенадцати»

  1. Дать характеристику внешнему виду «двенадцати».
  2. Определить отношение к свободе.
  3. Отношение «двенадцати» к убийству Катьки.
  4. Отношение «двенадцати» к религии.
  5. Отношение к «старому миру».

  1. Отношение к Христу.

Вывод: «двенадцать» дискредитируют революцию. Автор дает их портрет. Посмотрим на них:

В зубах цыгарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Производят, прямо скажем, неприятное впечатление. Страшно то, что революция дала им оружие, т.е. наделила их беспредельной властью, наделила их полномочием уничтожать всех, кого они сочтут своими врагами.

Революцьонный  держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

«Двенадцать» - непримиримые враги «Святой Руси», не уважают историю своей страны, прерывают связь поколений.

Товарищ, винтовку держи не трусь!

Пальнем-ка пулей в Святую Русь –

  • кондовую,

  • избяную,

  • толстозадую.

Свобода для них «без креста». К убийству Катьки они относятся просто, не стоит она их сожаления:

Лежи ты, падаль, на снегу.

Отказываются от веры в Бога. В новом для них мире он не нужен, ведь Бог сдерживает звериные инстинкты человека, а «двенадцати» для установления своей власти нужна «свобода без креста». В финале поэмы они преследуют Христа.

Какой же новый мир они могут построить?

Рабочая версия первой группы: мы считаем, что «двенадцать» - это злая сатира на революцию.

Вторая группа получает задание раскрыть образ «двенадцати» как гимн революции.

План работы

Трагический образ «двенадцати»

  1. Показать внутренний раскол «двенадцати».
  2. «Двенадцать» как борцы за идею.
  3. Отношение к убийству Катьки.
  4. Отношение к свободе «без креста».

  1. Христос как союзник «двенадцати»

Вывод:

Конечно, «двенадцать» - это гимн революции. Да, в первых главах они выглядят непривлекательно. Но все-таки в поэме они бойцы за справедливость, дети гнева. Их души кипят возмездием:

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди…

Черная злоба, святая злоба…

Многовековое рабство в своей стране, унижение служит оправданием их ненависти к «Святой Руси», поэтому они так безжалостны к ней.

Герои революции не лишены человечности, и убийство Катьки не прошло для Петьки бесследно:

Лишь у бедного убийцы не видать совсем лица.

«Скука скучная, смертная» преследует их, как тоска по цели, по высокому нравственному идеалу.

И в Бога они верят, поэтому так часто неосознанно к нему обращаются:

Мировой пожар в крови –

Господи, благослови!

или

Упокой, господи, душу рабы твоея…

Христос в финале поэмы возглавляет их шествие, для него они новые апостолы, несущие веру в справедливость, в братство.

Поэтому в конце 11 главы автор называет их:

Вперед, вперед,

Рабочий народ.

Рабочая версия второй группы: мы считаем, что «двенадцать» - это гимн революции.

Третья группа получает задание найти символы поэмы и обозначить их роль в раскрытии предложенных рабочих версий.

План работы

  1. Какой главный символ революции?
  2. Определить символическое значение образа «двенадцати».
  3. Определить символическое значение старого мира.

  1. Раскрыть символический образ Христа.

Вывод:

Ветер, вьюга – главные символы революции, её боится старый мир: буржуй, поэт – вития, барыня в каракуле, поп. Не боятся только «двенадцать», только им «ничего не жаль», только они «ко всему готовы». Это бесстрашие перед стихией, слияние со злым, разрушительным, но справедливым ветром революции делает их в глазах Блока апостолами нового мира. Авторское отношение к старому миру выражается в символе

– «пес безродный, паршивый, холодный, …стоит поджавши хвост». Сами «двенадцать» - это тоже символ новой веры. Через пургу, вьюгу они идут «вперед, рабочий народ».

Четвертая группа. Исследует «музыку революции».

План работы

  1. Частушки как проявление низкой культуры народа.
  2. Народные песни (раскрывают трагический образ «двенадцати»).
  3. Городской романс.

  1. «Революцьонный марш».

Вывод:

В поэме звучит многообразие песенных жанров - один из самых популярных частушки:

Уж я темячко

Почешу, почешу…

Уж я семячко

Полущу, полущу...

Уж я ножичком

Полосну, полосну!..

  • этой частушке звучит разбойничий мотив, «двенадцать» жестоки, быстры на расправу. Но в другой частушке:

Как пошли наши ребята

  • красной гвардии служить -

  • красной гвардии служить –

Буйну голову сложить!

Постоянный эпитет «буйну» голову напоминает нам о их готовности пожертвовать жизнью во имя революции. Здесь уже звучит трагический мотив жертвенности героев революции.

  • наконец, самый главный в поэме мотив – это революционный марш. Именно он дисциплинирует, организует «двенадцать», обуздывает их страсти:

Революционный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

В девятой главе мотив городского романса, его отнесем к старому миру:

Не слышно шуму городского,

Над невской башней тишина,

И больше нет городового –

Гуляй, ребята, без вина!

Пятый этап. Работа экспертов. Выдвижение итоговой гипотезы исследования.

Работа экспертов. Заслушав выводы исследователей, эксперты пришли к выводу, что в поэме явно слышно авторское отношение к её героям. Он на стороне «двенадцати».

Сделаем вывод: поэма Блока «Двенадцать» - это гимн революции. Вот как автор сам

комментирует появление образа Христа в конце поэмы: « Что Христос идет перед ними

– несомненно. Дело не в том, достойны ли они Его, а страшно то, что опять Он с ними, и другого пока нет; а надо Другого - ?».

«Если бы России существовало действительное духовенство, а не только сословие нравственно тупых людей духовного звания, оно давно бы «учло» то обстоятельство, что «христос с красногвардейцами», «если вглядеться в столбы метели на этом пути, то увидишь «Исуса Христа» (10 марта 1918г. Дневник)

Старый мир (пес безродный)------Двенадцать--------- Иисус Христос

Результатом исследований групп стала приведенная ниже схема, которая показывает наш сегодняшний день. Святая Русь вновь объединилась, преодолев разногласия между людьми.

Святая Русь

Двенадцать        мир»

Иисус Христос

Шестой этап. Подведение итогов исследования (рефлексия).

Вопросы для самоанализа.

  1. Довольны ли вы результатом своей деятельности?
  2. Интересно вам было исследовать этот материал?

  1. Как вы считаете, где могут быть использованы полученные сегодня навыки исследовательской работы?

Домашнее задание. Выразить свою позицию к «двенадцати» в сочинении  миниатюре. Прочитать статьи А.Блок «Интеллигенция и революция», «Дневники и письма Блока» (1918-1921годы), М. Горький «Несвоевременные письма», И. Бунин «Окаянные дни». В

Технологическая карта урока русской литературы

Тип уроков: диспут.

Класс: 11 (УМК Зинин С. А., Чалмаев В. А.)

Тема:        «Интеллигенция и народ никогда не поймут друг друга».

Цель деятельностная  формировать способность учащихся к новому способу действия, развивать умение проводить исследование художественного текста, вести дискуссию, доказывать свою мысль, воспитывать культурного читателя, способного видеть и осмысливать глубинные пласты художественного текста, прививать интерес к изучению истории и литературы родной страны.

Цель образовательная: в ходе дискуссии на основе анализа текста поэмы Блока

«Двенадцать», дневников и писем Блока, публицистических статей Горького и Бунина открыть для себя новые знания, а именно: определить роль интеллигенции в социально

– политическом, культурном развитии нации, её взаимоотношение с народом.

Личностные результаты: развитие коммуникативных компетенций, повышение интеллектуального и духовного уровня.

Метапредметные результаты: понимать, что произведения литературы неразрывно связаны с историей страны, что они являются результатом мировоззренческих взглядов художников слова.

Предметные результаты: продолжают овладевать навыками исследовательской работы, анализа эпизода, определяя их роль в контексте произведения, учатся ставить проблемные вопросы.

Получают возможность научиться быть внимательным к деталям художественного произведения, развивать в себе умение, изучая новое, сравнивать и сопоставлять с ранее изученным.

УУД личностные: определить свою внутреннюю позицию, дать нравственно - этическую оценку происходящим в поэме общественным явлениям.

УУД регулятивные: определить задачи решения проблемы, спланировать свою деятельность, прогнозировать результат своей деятельности, рецензировать ответ оппонента, корректировать свой.

УУД познавательные: умение отобрать нужный материал для исследования, классифицировать его, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

УУД коммуникативные: умение коллективно вырабатывать общую точку зрения, способность к толерантности, брать на себя ответственность за других, за полученный результат, способность в корректной форме формулировать вопрос.

Урок рассчитан на 2 часа.

Этапы урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1-й урок

1.  Актуализация

Вступительное слово.

Устанавливают связь между

имеющихся

Объявление тем. Постановка

предшествующими уроками

знаний. 5мин.

учебной задачи.

и новой темой.

2. Подготовка

Дает план анализа эпизода.

Делятся на группы.

исследования. 5мин.

Проводит необходимый

Распределяют между собой

инструктаж.

задания.

2.  Исследование

Координирует работу групп.

Работают над текстом,

анализа эпизода.

руководствуясь планом,

15мин.

данным учителем.

4. Результат

Вывести учащихся к

Оценивают результаты

исследования.15мин.

обобщениям, которые

своей работы, рецензируют

впоследствии могут стать

работу других групп,

основой для понимания

определяют перспективу

проблемных вопросов.

полученных знаний.

2-й урок

5.Открытие нового

Мотивация учебной

Реализация возможности

знания. 5мин.

деятельности. Дать

выразить своё мнение,

современную интерпретацию

учитывая исторический

эпизода, характеристику его

опыт.

героев.

6.Выявление места и

Зафиксировать противоречие

Поиски решения

причины затруднений.

между авторской оценкой и

проблемного вопроса.

5мин.

оценкой учащихся.

7.Изучение нового

Проверка домашнего задания.

Реализация подготовки

материала.20мин.

домашнего задания.

Выступление учащихся с

сообщениями по данной

теме.

8.Подведение итогов

Заключительное слово

Анализ своей работы.

урока. 10мин.

учителя по данной теме.

Ход уроков.

Тип урока – урок дискуссия.

  1. этап. Актуализация имеющихся знаний учащихся. 10мин. (Анализ 9главы)

Интеллигенция и народ никогда не поймут друг друга.

Поэма Блока это гимн революции. Автор на стороне двенадцати, поэтому во главе отряда идет Христос, который освящает их путь.

  • точки зрения современности раскол между старым и новым миром преодолен, поэтому в конце урока появилась схема, в которой Христос стал объединяющим символом России новой.

Но решены ли все социальные противоречия в современном мире? Нет. Как исторически складываются отношения интеллигенции и народа.

Решить эти вопросы поможет нам вновь поэма «Двенадцать», а также дневники и письма Блока, публицистические статьи М. Горького, И. Бунина и.т.д.

2 этап. Анализ эпизода 9 главы.

Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

  • рядом жмется шерстью жёсткой Поджавший хвост паршивый пес.

Стоит буржуй, как пес голодный,

Стоит безмолвный, как вопрос.

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Буржуй – как пес голодный, как вопрос

Старый мир – как пес безродный.

Деятельность учащихся. 15мин.

Дается план анализа.

1.Дать название эпизоду.

2.Какое событие лежит в центре эпизода.

3.Назвать основных участников эпизода и коротко пояснить:

-кто они?

-каково их место в системе персонажей.

4.Раскрыть особенности начала эпизода и соотнести с финалом.

5.Сформулировать вопрос – проблему, находящуюся в центре внимания:

-автора

-персонажей.

6.Выявить и охарактеризовать противоречия, лежащие в основе эпизода.

7.Охарактеризовать героев – участников эпизода:

-их отношение к событию;

-к вопросу (проблеме);

-друг к другу;

-сделать разбор авторских пояснений к жестам, позам героев;

-выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую, читательскую).

3этап. Результат исследования учащихся. 15 мин.

Эпизод можно назвать «Буржуй на перекрестке».

Название символическое, «буржуй» находится в состоянии неопределенности, он стоит перед историческим выбором, не знает в какую сторону ему идти. Стать союзником красногвардейцев, сотрудничать с ними или, по идеологическим соображениям, быть их противником, а может быть, вообще отсидеться и быть вне политики.

Проблемный вопрос этого эпизода: «С кем ты, буржуй? Каков твой выбор?».

Сам «буржуй» содержит в себе противоречие, оттого он и застыл как вопрос.

Авторское отношение к главному герою эпизода явно отрицательное, судя по его описанию: «в воротник упрятал нос», его сравнение с псом голодным.

Отношение буржуя к революции неопределенное, скорее враждебное. В эпизоде есть ещё один персонаж – это старый мир. Он не отпускает буржуя. Авторское отношение к старому миру явно негативное, он его наделяет эпитетами «паршивый», «безродный». Стоит «поджавши хвост» - значит, испугался революции, красногвардейцев.

  1. урок.

Открытие нового знания.

Мотивация учебной деятельности. 5мин.

Дайте свою интерпретацию эпизода с точки зрения современности, уйдя от авторской оценки происходящих в России событий.

Деятельность учащихся. Монологическая речь.

Образ буржуя – человека приобретает трагический характер, потому что старый мир разрушен, а в новом его воспринимают врагом. Если вернуться к началу поэмы там тоже звучит этот мотив драматичности:

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер –

На всем божьем свете!

То есть ваша оценка «буржуя» (главного героя эпизода) расходится с оценкой автора. Почему?

Выявление места и причин затруднения. Создание проблемной ситуации. 5мин.

Противоречие во взгляде на главного героя.

Уточним, кто же в понимании Блока «буржуй». Запись в дневнике от 13 июля 1917г. «Буржуем называется всякий, кто накопил, какие бы ни было ценности, хотя бы и духовные. Накопление духовных ценностей предполагает предшествующее ему накопление материальных».

Изучение нового материала. Решение проблемной ситуации. 20мин

Выступления учащихся.

Таким образом, буржуй и интеллигенция для народа все едино.

Да и сам Блок, значит, воспринимается народом как буржуй, чуждый классовым интересам элемент.

Учитель. А сам Блок не является тем «буржуем?». Почему народ так враждебно относится к интеллигенции? Разрешим полемический вопрос нашей основной темы «Интеллигенция и народ никогда не поймут друг друга».

И. Бунин: «Есть два тина в народе. В одном преобладает Русь, в другом – Меря. Но и в том и в другом есть страшная переменчивость настроений, обликов, шаткость, как говорили в старину. Народ сам сказал про себя: из нас, как из древа, - дубина, и икона,-

  • зависимости от обстоятельств, от того, кто это дерево обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачёв».

Учитель. Итак, чтобы решить основной вопрос нашей темы, вы должны использовать знания, полученные в процессе подготовки домашнего задания. Читая дневники и письма Блока, датированные 1917-1921годами, статью «Интеллигенция и революция», «Несвоевременные письма» Горького (1918г), «Окаянные дни» Бунина определите основные темы нашего разговора.

Деятельность учащихся. Выступления. Определяют темы для разрешения проблемной ситуации:

-революция и интеллигенция.

-народ и революция.

Запись Блока. 14 января 1918года. «Происходит совершенно необыкновенная вещь: «интеллигенты», люди, проповедовавшие революцию, оказались её предателями. Трусы, натравители, прихлебатели буржуазной сволочи.

  • На деле вся их революция была кукишем в кармане царскому правительству».

Блок в статье «Интеллигенция и революция»: «Что же вы думали? Что революция – идиллия?... что народ - паинька. …что так «бескровно» и так «безболезненно» и разрешится вековая распря между «черной» и «белой» костью, между «необразованными», между интеллигенцией и народом?».

Вывод учащихся. Интеллигенция  это интеллектуальная и духовная элита нации, она всегда находилась в оппозиции к власти. Она требовала свободы. Она «обрабатывала» (Бунин) народ, используя его в своих интересах. Но, по мнению Блока, стоило свершиться революции, как она тут же открещивается от неё.

Стоит буржуй на перекрестке

И в воротник упрятал нос.

Блок оправдывает народ, считает, что он имеет право на «возмездие».

Из статьи «Интеллигенция и революция»: «Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа. Почему валят столетние парки – Потому что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему – мошной, а дураку – образованностью».

Сообщение учащегося (противоположная точка зрения) по статье М. Горького. Кстати, сам М. Горький активно участвовал в подготовке революции. Его известный роман «Мать», «Песня о Буревестнике». «Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы:

-Пусть сильнее грянет буря!».

И вот когда грянула «буря» М. Горький пишет статью «Несвоевременные мысли».

«Граждане! Культура в опасности». « Если революция не способна тотчас же развить

  • стране напряженное культурное строительство… тогда революция бесплодна, не имеет смысла, а мы – народ, неспособный к жизни».

«… Что же нового дает революция, как изменяет звериный русский быт, много ли света вносит она во тьму народной жизни?».

И. Бунин ещё более резко высказывался в «Окаянных днях». «Блок слышит Россию и революцию, как ветер. О, словоблуды! Реки крови, море слез, а им все нипочем. Блок открыто присоединился к большевикам. Напечатал статью «Интеллигенция и революция». Песенка-то вообще не хитрая, а Блок человек глупый».

Вывод (противоположный предыдущему): М. Горький считает, что революция разбудила звериные инстинкты народа. Он болезненно реагирует на непонимание между народом и интеллигенцией. Он считает, что «русская интеллигенция… должна взять на себя великий труд духовного врачевания народа».

Подведение итогов урока. 10мин.

Какие выводы для себя должны вы сделать по теме «Интеллигенция и народ никогда не поймут друг друга»

1.Интеллигенция, как самая образованная часть народа, должна нести ответственность за свои действия.

2.Быть осторожной, «обрабатывая» народ, влияя на его сознание. Не использовать его в качестве инструмента для своих политических целей, не манипулировать им.

3.Народ должен уважительно, бережно относиться к интеллигенции. Д. С. Лихачев: «Нация, которая не ценит интеллигентности, обречена на гибель. История русской интеллигенции есть история русской мысли».

Домашнее задание. Написать полемическое сочинение по темам (на выбор) «Только революция может разрешить социальное неравенство людей». «Интеллигенция и народ никогда не поймут друг друга».

Апробация разработки.

При разработке данных уроков были учтены следующие особенности: возраст детей, их способность к самостоятельной познавательной деятельности и готовность к её осуществлению, средний по уровню успеваемости контингент обучающихся класса, достаточное для проведения занятий время.

Хорошим результатом данных уроков стало овладение элементами коммуникативной компетенции:

-знание способов взаимодействия с окружающими;

-практическое овладение диалогической и монологической речью;

-владение нормами речевого этикета в ситуации учебного общения;

-владение навыками работы в группе, в коллективе;

-способность к осуществлению учебного сотрудничества;

-умение критично, но не категорично оценивать мысли и действия других людей.

Таким образом, ученики и на последующих уроках проявляют коммуникативную компетентность.

  • точки зрения математико-статистического метода трудно оценить результативность данной методической разработки. Однако модно привести результаты ЕГЭ выпускников 2017года, средний балл – 72,3%.

Список литературы

  1. Блок А. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания современников. М.: «Правда»

1989. 592с.

  1. Бунин И. А. «Окаянные дни». М.: Современник 1991. 255с.
  2. Горький М. «Несвоевременные мысли» Рассказы. М.: Современник 1991. 128с.
  3. Егорова Н.В., Золотарева И. В. Поурочные разработки по русской литературе

11класс. М.: ВАКО 2004. 384с.

  1. Енишерлова В. П.«Я лучшей доли не искал». (Судьба Александра Блока в письмах, дневниках, воспоминаниях). М.:. «Правда» 1988. 560с.

  1. Зинин С.А., Чалмаев В.А. «Литература 11класс» М.: ООО «Русское слово» 2016. 432с.

  1. Крыщук Н, П.. «Открой мои книги…» (Разговор о Блоке). Л.: «Детская литература». 1979.223с.

  1. Кудряшев Н. И. « Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. Пособие для учителя». М.: Просвещение. 1981. 190с.

  1. Лихачев Д. С. «Заметки и наблюдения». Л.: Сов. Писатель. 1989. 608с.

Приложение.

Ожидаемые результаты от внедрения диспута на уроке литературы.

  • преодоление учеником пассивной позиции в учебном процессе и открытие себя как носителя активного преобразующего начала;

  • формирования устойчивого интереса учащихся к чтению русской классики, к литературе как учебному предмету;

  • глубокое понимание художественных произведений русской литературы;

  • формирование умения давать интерпретацию произведения на основе личностного восприятия и осмысления;

  • формирование умения связывать материал литературной классики со временем написания и с современностью;

  • формирование умения давать доказательную и убедительную оценку художественного произведения;

  • развитие умения логично излагать свои мысли и аргументировано доказывать свою точку зрения;

  • развитие коммуникативных навыков учащихся, а именно: умения спокойно выслушивать доводы оппонента и умения достойно опровергать их.

Критериально -оценочный инструментарий

Активность учащихся показывает интерес к данному произведению и к самому уроку. В протоколе отмечается каждое выступление учащихся (+), затем результаты заносятся в карту наблюдений:

2 балла – очень активен (постоянно включен в обсуждение) – оценка «5»;

1балл – активен (от 1 до 5 выступлений) – оценка «4»;

0 баллов – не активен, ни одного выступления.

Знание и умение интерпретировать художественное произведение можно отследить с помощью следующих параметров.

Наличие фактических ошибок в высказывании показывает уровень знания текста и понимания его. В протоколе фиксируются фактические ошибки (+), а затем заносятся в карту наблюдений:

2 балла – хорошо знает и понимает текст (не допустил ошибок);

1балл – в целом знает текст, но допустил 1-3 фактические ошибки;

0 баллов – знает текст поверхностно, допустил более 3 фактических ошибок.

Выражение собственной позиции выявляет формирование умения давать интерпретацию произведения на основе личностного восприятия и осмысления. Отследить данный параметр сложно, поэтому в первую очередь следует руководствоваться фиксацией высказываний с использованием оборотов «Я считаю»,

«По моему мнению», «Мне кажется» и т. п. В протоколе отмечаем эти высказывания тоже (+). Заносим в карту, переведя в баллы:

2 балла – ярко (ясно, четко) выражена (4 и более отметок +);

  1. балл – выражена недостаточно четко (1-3отметки);

0 баллов – не выражена в выступлениях (нет ни одной отметки).

Следующий параметр показывает умение связывать литературный материал с современной жизнью. Наблюдатели фиксируют подобные высказывания в протоколе (+), а затем переносят в карту:

2 балла – часто связывает (2 и более высказываний);

1 балл – иногда связывает (1 высказывание);

0 баллов – не связывает (ни одного высказывания).

Оценивание коммуникативных навыков

Протокол коммуникативных навыков ведет второй наблюдатель.

Логичность речи оценивается путем фиксации нарушения логики в высказывании:

  1. балла – успешно владеет (1-2 нарушения);

1 балл – в основном владеет (3-4 нарушения);

0 баллов – не владеет (5 и более нарушений).

Аргументированность речи оценивается фиксацией каждого аргументированного высказывания:

2 балла – речь всегда аргументированна (5 и более высказываний);

1 балл – часто аргументированна (3-4 высказывания);

0 баллов – (иногда аргументированна).

Умение слушать оценивают, фиксируя каждое перебивание товарища, каждое выкрикивание.

2 балла – владеет успешно (ни одного нарушения);

1 балл – в основном владеет (1-2 нарушения);

0 баллов – не владеет (2 и более нарушений).

Умение опровергать оппонента оценивают, фиксируя каждое опровержение другого тезиса, высказывания:

2 балла – владеет успешно (3 и более опровержений);

1 балл – в основном владеет (1-2 опровержения);

0 баллов – не владеет (ни одного опровержения).

Перевод баллов в конкретную оценку считается нецелесообразным (оценивается, таким образом, только активность), потому что невозможно оценить тех, кто не выступал. Если ученик не делал публичного выступления, это не значит, что он не работал. У такого ученика все равно происходит внутренняя работа, и иногда делаются глубокие выводы, но в силу своих психологических особенностей он не может высказать своего мнения. Такие уроки как раз помогают старшеклассникам сломать психологические барьеры, помогают раскрыться и дают возможность воспринимать друг друга по-новому.

Оценка за сочинение, проведенное после уроков-диспутов, является итоговой по данной теме.

В ходе внедрения подобных уроков появились определенные формы подготовки:

  • подробный конспект урока-диспута;

  • вопросы к уроку-диспуту, каждый из которых подразумевает различные точки зрения;

  • вопросы и приблизительные позиции оппонентов.

Карта наблюдений выбранных параметров

Активность

Знание и интерпретация художественного произведения Коммуникативные умения и навыки П-И состав.

Ценностно-ориентировоч-ная Деятельностно-коммуникативная составляющая

Фамилия, имя

ученика

Наличие

фактических

ошибок

Выражение

собственной

позиции

Связь

с современ-

ностью

Логичность

речи

Аргументи-

рованность

речи

Умение

слушать

Умение

опровергать

Рефлексия:

Размышление, рождение нового знания; постановка учеником новых целей обучения.

  • получил ли я удовлетворение после дискуссии;

  • могу ли я правильно, логично изложить свою и понять чужую мысль;
  • насколько интересна мне культура проведения дискуссии;
  • смог ли я воспользоваться приемами доказательности;

  • какие я приобрел новые знания;
  • смог ли я понять точку зрения другого;
  • интересен ли мне живой обмен мнениями.