Методическая разработка. Конспект урока литературы в 5 классе. «Сфера добра» в рассказе К.Паустовского «Заячьи лапы»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Урок обобщения и систематизации знаний

Ключевые слова: экологическая культура, взаимосвязь нравственных и экологических проблем; «сфера добра».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Конспект урока

«Сфера добра» в рассказе К.Паустовского «Заячьи лапы»

Цель урока:

  • воспитание экологической культуры у детей школьного возраста через формирование осознанного экологически нравственного отношения к окружающему миру; пробуждение у детей чувства сопереживания, сострадания, доброты и милосердия;
  • обеспечение целостного восприятия текста, обогащение чувственного опыта ребенка путем анализа характеров героев, мотивов их поведения.

Ключевые слова: экологическая культура, взаимосвязь нравственных и экологических проблем; «сфера добра».

Тип урока: урок обобщения  и систематизации знаний

Методы работы: эвристический метод, частично-поисковый,  метод выразительного чтения, метод самостоятельной работы

Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, групповая, индивидуальная

  1. Организационный момент.

Сядьте удобно. Улыбнитесь друг  другу. Хороший настрой принесёт нам успех на

  • уроке.  К уроку  готовы?   Тогда  за  работу.  Я желаю вам всем удачи.
  • Сядьте удобно. Улыбнитесь друг  другу. Хороший настрой принесёт нам успех на
  • уроке.  К уроку  готовы?   Тогда  за  работу.  Я желаю вам всем удачи
  1. На экране эпиграф к уроку
  2. В течение урока вы  будете  оценивать свою деятельность по следующим критериям.        
  3. Оценочный лист.  Прописаны  все  виды работ.                                                                                                                                  
  4. зелёный – справился  без  затруднений                                                                                                  
  5. жёлтый -  затруднялся                                                                                                                      
  6. красный   не   справился

«Человек должен жить в сфере добра,

эта сфера добра создастся им самим.

Она создаётся из его добрых дел,

добрых чувств, памяти на добро».

Д.С.Лихачев

 -Как вы понимаете это высказывание?

- Кто для вас является добрым человеком?-

-Как вы понимаете слова «сфера добра»? ………Сегодня мы разберемся в этом.

Доброта: любовь, забота, сострадание, соучастие, милосердие, помощь,   отзывчивость

-Где мы можем проверить правильность нашего ответа? Давайте заглянем в «Толковый словарь»   и проверим.  «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям и животным» 

- Что значит слово «сострадание»? (Сострадание - особое качество души человека, готовность без раздумий оказать помощь ближнему)

- заглянем в «Толковый словарь» Ожегова  и проверим, правильно ли вы сказали.

О «Сфере добра » мы поговорим с вами, обсуждая рассказ К.Г.Паустовского «Заячьи лапы».

- Что удивило вас, что заставило задуматься, когда вы прочитали рассказ «Заячьи лапы»? Поделитесь своими чувствами (С чувством досады мы читали о безразличии, бездушии ветеринара- человека , который отказался лечить зайца, горечь и боль у нас вызвали страдания животного, тревогу и страх мы пережили, когда читали о пожаре, радостью наполнилась душа за спасенного человека и зайца – спасителя)

III.   Самостоятельная работа

Перед вами на столах листочек с  вопросами трех уровней: блок А –  вопросы на знание материала, на оценку «3», блок Б – вопросы на размышление с неоднозначным ответом, на оценку «4», блок В – творческая работа, на оценку «5».

Блок А

  1. Кто автор этого рассказа____________________________________________
  2. О ком этот рассказ__________________________________________________
  3. Что случилось с зайцем ______________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Кто принял участие в спасении зайца __________________________________

________________________________________________________________________

  1. Кто отказался лечить зайца __________________________________________

Блок Б

  1. Опишите лесной пожар ______________________________________________

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

  1. Каковы главные мысли рассказа__________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Блок В

  1. Продолжите рассказ Вани (творческое задание)

«Однажды дедушка принес с охоты маленького зайца. У него были пожженные лапы. Зайчик плакал и часто моргал красными глазами. Он стонал. Мне было очень жалко зайчика. Дедушка велел мне отнести зайчика к ветеринару, чтобы он вылечил его….» Придумайте свое окончание рассаза._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV.  Выборочное чтение.

- Найдите в тексте предложения, в которых автор сообщает о зайце, главном персонаже рассказа. (1ряд –абзац      , 2 ряд-      , 3ряд-        )

1. Ваня принес маленького теплого зайца.

2. Заяц плакал и часто моргал красными от слез глазами.

3. Это заяц особенный: его дед прислал, велел лечить.

4. Лапы у него пожженные.

5. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.

6. Пожженный он, дедушкин заяц.

7. На лесном пожаре лапы себе пожег, бегать не может. Вот-вот, гляди, умрет.

8. Заяц стонал.

9. Заяц посмотрел на листья, уткнулся в них головой и затих.

10. Заяц молчал.

11. Заяц повел рваным ухом и закрыл глаза.

V.  Словесное рисование.

– Каким вы представляете себе зайца? Опишите его.

Учащиеся, используя предложения, записанные на доске, составляют короткий рассказ о зайце. (Он маленький, завернут в засаленную куртку. Лапы у зайчика пожженные, а ухо – рваное. Глаза у него красные, а из них катятся слезы. Зайчик часто моргает. Когда особенно больно, он дрожит.)

VI. Работа с карточками (по группам). Работа над образами героев

- Назовите героев рассказа

Бабка Аксинья

Аптекарь

Ваня

Дед Ларион

Доктор Карл Петрович

Ветеринар

- Ребята, перед вами на столах лежат картинки с героями рассказа и карточки, на которых написаны качества, характеризующие наших героев. Вы должны совместить карточки «качества» с карточками с именами персонажей. 

Ветеринар (злой, невоспитанный, нервный, равнодушный, жестокий)

Бабка Анисья(любопытная, жалостливая, душевная, добрая)

Карл Петрович-  (образованный, интеллигентный, строгий,но добрый)

Ванька ( беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный) .

дед Ларион ( отзывчивый, робкий, добрый)

аптекарь (нервный, сердитый, строгий, раздражённый, добрый)

А теперь посмотрим, кто из них положительный герой, а кто вызывает осуждение?

  -  Каким человеком был ветеринар? (Грубиян, только кричит, его речь свидетельствует о равнодушии к людям и животным). Слайд 6

-   Как относится к нему автор? Ветеринар - злой, невоспитанный, равнодушный, жестокий, грубый

-   Кто и как помогал в спасении больного зайца?

(Бабка Анисья -  добрая и душевная старушка, любопытная, жалостливая, об этом говорит её речь.) слайд 7

- Каким является Ваня и дед Ларион? Подберите из списка эпитеты (Ваня  - беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, упорный . Ваня умеет сострадать. Он не просто жалел зайца, а сделал все, чтобы спасти его. Отношение Вани к больному зверьку похоже на отношение к другу, к человеку.

 Дед Ларион  - отзывчивый, робкий, добрый

- Как автор относится к людям, о которых он рассказывает?  Все  ли герои прошли проверку на доброту и сострадание? 

VII. Эвристическая беседа

- В рассказе есть еще одно действующее  лицо – это сама природа. Природа в рассказе передаёт настроение действующих лиц, их чувства. Осуждает поступки людей.

-Где мы это видим? (На слова Карла Петровича гром ворчит.)

- Найдите в тексте слова и выражения, которые свидетельствуют о том, что в то лето было очень жарко. («Горячая песчаная дорога», «пахло гарью», «неслыханная жара», «жаркий ураган»)

- Какое же грозное явление природы послужило началом истории? (Лесной пожар.)

- Согласны ли вы с мнением, что лесной пожар – это стихийное бедствие? Подтвердите свои слова текстом.

(“Ветер перешел в ураган. Огонь гнало по земле с неслыханной скоростью. По словам деда, даже поезд не мог бы уйти от такого огня... Смерть настигала деда, хватала его за плечи...”)

- Какие качества героев рассказа проявились при пожаре?

(Доброта одних и равнодушие других)

- Природа не всегда бывает спокойной, мирной, располагающей к любованию ею. В этом рассказе природа - страшное стихийное бедствие, которое трудно остановить.

- К чему приводит лесной пожар?

Лесной пожар уничтожает растения, портит почву, угрожает жизни животных и даже людей. Вот почему очень важно осторожно обращаться в лесу с огнем.

- Скажите, пожалуйста, последовательно ли расположены события в рассказе? За что же благодарен дед Ларион зайцу? Давайте просмотрим видео и  выясним, почему писатель нарушил последовательность событий в рассказе. (просмотр видео)

 (Автор хотел, чтобы читатели представили себя на месте рассказчика, который сам до последнего момента не понимает причины такой необычной заботы деда о больном зайце. Автор заставляет читателя испытать чувства недоумения, удивления, затем понимания и откровения).

- Что понял рассказчик, заметив рваное ухо зайца?

( До пожара дед Ларион хотел застрелить именно этого зайца с рваным ухом, который потом вывел его из огня. Человек хотел нанести зло природе, но природа не помнит зла, она готова прийти на помощь человеку, если только её не уничтожать. Рассказчик вслед за дедом ощутил ответственность за те поступки, которые человек совершает по отношению к природе, ответственность за всё живое на Земле, понял, что спасение и жизнь человека зависит от того, как мы сейчас будем относиться к природе).

  1. Творческое задание

Создать синквейн по темам «Человек», «Природа», «Сфера добра».

Примеры синквейнов, созданных учащимися 5-х классов.

Человек.

Ответственный, отзывчивый.

Помогает, заботится, сострадает.

Человек должен беречь природу.

Часть природы.

Природа.

Щедрая, сильная.

Спасает, радует, не помнит зла.

Берегите природу!

Наша планета.

Сфера добра.

Личная, общественная.

Защищает, спасает, помогает.

Создавайте добро!

Наш мир.        

IX.  Итог урока:

- Ребята, жизнь нам преподносит уроки, которые учат нас правильно вести себя в обществе, принимать решения, но и, читая произведения, вы тоже получаете уроки, которые пригодятся вам в вашей жизни.

Какие же главные уроки преподает это произведение? Рассказ «Заячьи лапы» заставляет каждого всерьез задуматься об ответственности человека перед матерью-природой и перед самим собой, потому что, только существуя в гармонии с окружающим миром, человек может быть счастлив.

Всегда идите дорогою добра  и помните : «СФЕРУ ДОБРА » мы создаем сами!

  1. Домашнее задание 

Подобрать или нарисовать иллюстрации-ассоциации с темой рассказа, с нравственными и экологическими проблемами, поднятыми в рассказе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка к уроку литературы. 7 класс.

План-конспект залючительного урока по литературе в системе уроков изучения повести Н.Гоголя "Тарас Бульба" в 7 классе....

Методическая разработка к уроку литературы. 8 класс.

План-конспект первого урока в системе уроков изучения творчества М.Лермонтова. Литература в 8 классе....

Методическая разработка Конспект урока литературы "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус"

Конспект урока по поэзии М.Б. Лермонтова предполагает обучение анализу лирического текста на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова "Парус"....

Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».

знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам: «Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Приняла ли русская интеллигенция революцию?».

Методическая разработка конспектов уроков литературы предназначена для проведения уроков по следующим темам:«Упрек или защита революции слышится в поэме Блока «Двенадцать», «Пр...

Методическая разработка конспекта урока литературы в 9 классе «Система образов «Слова о полку Игореве». Особенности языка и жанра произведения».

laquo;Слово...», казалось бы, досконально изучено, ему посвящены сотни статей и исследований, однако учёные продолжают ставить новые вопросы, ещё подлежащие разработке и требующие дополнительны...