Методическая разработка конспекта урока литературы в 9 классе А. С. Пушкин. Роман Евгений Онегин
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Юлия Владимировна Бахарева

Тема: А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания. Жанр произведения. «Онегинская строфа». Сюжет.

Цель: систематизация и углубление знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

Задачи: систематизировать и углубить изученный материал по биографии и творчеству А.С.Пушкина; познакомиться с историей создания, жанром произведения; дать определение «онегинская строфа»; определить основные сюжетные линии романа; вырабатывать умение воздействовать словом на слушателей, развивать умение владеть речью; воспитывать эмоциональную восприимчивость.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Курасовская основная общеобразовательная школа»

 Курского района Курской области

Методическая разработка урока

по предмету «Литература»

9 класс

ТЕМА

«А. С. Пушкин.

Роман в стихах «Евгений Онегин».

История создания. Жанр произведения.

«Онегинская строфа». Сюжет»

Выполнила

Бахарева Ю. В.

учитель русского языка и литературы

                                                       д.1е Курасово 2024г.

Урок по предмету «Литература» (9 класс)

Тема: А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания. Жанр произведения. «Онегинская строфа». Сюжет.

Цель: систематизация и углубление знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина.

Задачи: систематизировать и углубить изученный материал по биографии и творчеству А.С.Пушкина; познакомиться с историей создания, жанром произведения; дать определение «онегинская строфа»; определить основные сюжетные линии романа; вырабатывать умение воздействовать словом на слушателей, развивать умение владеть речью; воспитывать эмоциональную восприимчивость.

Оборудование: «декорации»: цилиндр, перо, чернильница, шаль, листок с датами (6 июня 1799, 1811-1817, 1837, 225), проектор, фрагменты текста романа «Евгений Онегин».

Подготовка к уроку: выступление экскурсовода, чтение фрагментов романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», театральная постановка, подготовка костюмов (шаль, цилиндр…)

Ход урока

  1. Орг. момент. Добрый день. Я рада вас видеть. Начнём урок.
  2. Актуализация знаний. Перед вами на столе предметы (они вам знакомы) – дайте им определение: что это, кому предмет мог принадлежать, в какую эпоху применялся…
  • Цилиндр (это мужской головной убор 19 века) 
  • Перо (это принадлежность для письма, тоже из 19 века)
  • Чернильница (это письменный атрибут, ёмкость для чернил, применялась в 18-19 веках)
  • Листок с датами Пушкина: 6 июня 1799г., 1811-1817, 1825, 10 февраля 1837, 225 (отвечает 1 чел.: я думаю, что это даты, имеющие отношение к жизни А. С. Пушкина: дата рождения и смерти, годы учёбы в Царскосельском лицее (период становления и признания Пушкина как поэта), год восстания декабристов (поэт не участвовал, но не скрывал своего расположения к их идеям; 225 – дата, связанная с 225летним юбилеем со дня рождения поэта)

Учитель: Да, эти предметы применялись в 19 веке и могли бы принадлежать поэту А. С. Пушкину. И сегодня нам предстоит встреча с гением: я приглашаю вас на экскурсию в имение А. С. Пушкина под названием  Болдино (демонстрирует ЭКРАН). Вы можете приобрести билеты в онлайн-режиме, у вас есть возможность воспользоваться Пушкинской картой, но нас ждёт ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ.

     А в роли экскурсовода себя попробует фамилия, имя ученика (выходит к доске, комментирует демонстрацию слайдов; учитель  управляет показом).

  1. Виртуальная экскурсия

 1 остановка. Добрый день, уважаемые экскурсанты. Мы с вами находимся у дома А. С. Пушкина в имении Болдино Нижегородской губернии, единственного дома, оставшегося в целости после революций и войн и доставшегося поэту в наследство от отца.

   Основная экспозиция, посвящённая теме «Пушкин в Болдино», разместилась в стенах барского особняка с мезонином.

   Осенью 1830 года Александр Сергеевич приехал сюда уладить дела по принятию наследства перед женитьбой на Наталье Николаевне Гончаровой и вынужден был задержаться на 3 месяца в связи с разразившейся в губернии холерой.

    Период этот – три   осенних месяца – был назван Болдинской осенью. За это время  Пушкин написал одни из самых известных своих произведений: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Повести Белкина» («Станционный смотритель», «Выстрел», «Гробовщик», «Метель», «Барышня-крестьянка»), закончен «Евгений Онегин», созданы многие стихотворения – всего порядка 60 произведений…

  1. остановка. В комнатах, обставленных подлинной мебелью пушкинского времени, собраны не только предметы быта XIX века, но и личные вещи Пушкиных. На стенах висят фамильные портреты. А я предлагаю пройти в рабочий кабинет поэта и послушать рассказ аудиогида. Пожалуйста.
  2. остановка. Комментарий АУДИОГИДа
  3. остановка. В этой же комнате на столе и кресле у окна находятся рукописи произведения «Евгений Онегин».

Хронология работы над произведением такова: первые главы – в южной ссылке, последние – с пометами «Болдино». Также поэт подсчитал, сколько времени ушло на создание произведения: 7 лет 4 месяца 17 дней.

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.

Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?

Поэт снова будет возвращаться к своему детищу – позже напишет Письмо Онегина к Татьяне, крамольную 10ю главу (в ней он описывал политические события 19 века, среди них – восстание декабристов) – её он вскоре сожжёт, оставив запись об этом на рукописи повести «Метель».

  1. остановка. Завершим нашу небольшую экскурсию у памятника А. Пушкину, созданному московским скульптором Сергеем Меркуровым к 100-летию со дня смерти поэта.

- Сафия, как ты себя ощущала в роли экскурсовода? (это очень ответственная профессия: нужно многое знать, уметь отвечать на вопросы экскурсантов, увлекательно рассказывать, грамотно владеть речью…).

Согласитесь, это умения, которые необходимы в любой профессии.

ВЫВОД: Какое впечатление произвела на вас экскурсия?  (содержательная: очень красивые места, захотелось побывать там, подольше прогуляться по имению поэта; узнали историю создания «Е.О»..)

4. Работа с текстом (Учитель демонстрирует рукопись романа в стихах «Евгений Онегин»).

-Я держу копию рукописи поэта. Что можно сказать о человеке, его характере, работе по манере письма? (почерк размашистый, торопливый; человек нетерпелив, писал быстро, словно боялся не успеть; на полях рисунки – воображение опережало мысль, слово…)

-А давайте полистаем само произведение: на что обращаете внимание? (большое произведение, стихотворная форма, наверное, много героев, событий, действие развивается в течение долгого времени).

-Всё это признаки большого, крупного литературного  жанра – РОМАНА(слайд).

-А то, что он в стихах, делает его совсем особенным – единственным в русской литературе. Да и стихи – особенные: перед нами строфы по 14 строк с разными видами рифмовки: такая структура текста позволяет воспринимать произведение как единое целое, и в то же время каждую строфу – её назвали онегинской – как отдельное произведение. Эта строфа состоит из трех четверостиший и заключительного двустишия. В первом четверостишии перекрестная рифмовка (абаб), во втором - смежная (аабб), в третьем - кольцевая (абба), последние два стиха рифмуются друг с другом. Такими строфами написан весь роман(слайд)

- Каков же сюжет? Давайте представим содержание романа, обратившись к его фрагментам – их вы читали к уроку.

1 фрагмент читает учитель.

- Что узнаём из первых строк? (имя главного героя; он едет в деревню без особенного желания)

- Какое чувство героя описывает автор?(работа с текстом) Пушкин словно ставит диагноз не только Онегину, а определяя едва ли не русскую национальную черту – тоска, уныние…

- Что стало причиной хандры?(работа с текстом)

- Какое воспитание получил Онегин? (работа с текстом)

- Как свет принял Онегина? (работа с текстом)

- Почему автор называет героя повесой? Работа со словарём.

- Жизнь Онегина в деревне – какова? – (работа с текстом)

- Почему О. – инородное тело среди деревенских помещиков?(работа с текстом)

- С кем сблизился в деревне Онегин? (чтение учеником отрывка наизусть)

-Каковы черты вашего характера, Ленский? (работа с текстом)

-Какие слова характеризуют вас и ваши отношения с Онегиным? (работа с текстом)

- С какими персонажами связаны герои романа Онегин и Ленский?

- Почему не Ольга главная героиня? (работа с текстом)

- Каковы черты Татьяны? (работа с текстом)

- В центре произведения сюжетная линия, связанная с Онегиным иТатьяной – давайте послушаем их.

Герои выходят на сцену. ЧТЕНИЕ ПИСЬМА ТАТЬЯНЫ К ОНЕГИНУ

ЧТЕНИЕ ПИСЬМА ОНЕГИНА К ТАТЬЯНЕ

(чтение под музыку)

- Татьяна, какие чувства вы испытываете к Онегину (я влюблена, я боюсь своих чувств, они пугают меня, но они очень сильны, сильнее правил, традиций 19 века. Забыв о приличиях, мучаясь, я пишу письмо своему избраннику)

- А вы, Онегин? (я, наверное, не оценил, не понял глубины чувств Татьяны; избалованный светом, не разглядел настоящее, искреннее чувство и впоследствии очень пожалел об этом)

- Между этими письмами – судьба героев: смерть на дуэли Ленского, замужество главной героини, поиски себя Онегиным…Более 4 лет длится действие…

Вывод: Так о чём роман? (О любви, о жизненных ошибках, о времени, об истории, о воспитании, о человеческих судьбах)

Это темы, которые являются вечными в литературе русской, зарубежной – мировой. Поэтому роман, легко пережив столетия, будет актуален в веках.

5. РЕФЛЕКСИЯ.

-Какие слова были ключевыми в течение урока? (роман в стихах жанр, онегинская строфа, Онегин, Татьяна). Это тема урока.

6. Домашнее задание:

- чтение 1-3 глав романа

- речевое облако о главных героях  (каждое выбранное слово мотивировать, раскрыть, используя примеры из текста).

7. Выставление отметок. Самооценка. Оценка учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией

Урок литературы в  8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...

Методическая разработка Конспект урока литературы "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус"

Конспект урока по поэзии М.Б. Лермонтова предполагает обучение анализу лирического текста на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова "Парус"....

Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».

знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...

Методическая разработка. Конспект урока литературы в 5 классе. «Сфера добра» в рассказе К.Паустовского «Заячьи лапы»

Урок обобщения и систематизации знанийКлючевые слова: экологическая культура, взаимосвязь нравственных и экологических проблем; «сфера добра»....

Методическая разработка конспекта урока литературы в 9 классе «Система образов «Слова о полку Игореве». Особенности языка и жанра произведения».

laquo;Слово...», казалось бы, досконально изучено, ему посвящены сотни статей и исследований, однако учёные продолжают ставить новые вопросы, ещё подлежащие разработке и требующие дополнительны...

Методическая разработка конспекта урока литературы в 9 классе А. С. Пушкин. Роман Евгений Онегин

Тема: А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания. Жанр произведения. «Онегинская строфа». Сюжет. Цель: систематизация и углубление знаний о жизни и творчес...