Методическая разработка конспекта урока литературы в 9 классе А. С. Пушкин. Роман Евгений Онегин
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Тема: А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания. Жанр произведения. «Онегинская строфа». Сюжет.
Цель: систематизация и углубление знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
Задачи: систематизировать и углубить изученный материал по биографии и творчеству А.С.Пушкина; познакомиться с историей создания, жанром произведения; дать определение «онегинская строфа»; определить основные сюжетные линии романа; вырабатывать умение воздействовать словом на слушателей, развивать умение владеть речью; воспитывать эмоциональную восприимчивость.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Курасовская основная общеобразовательная школа»
Курского района Курской области
Методическая разработка урока
по предмету «Литература»
9 класс
ТЕМА
«А. С. Пушкин.
Роман в стихах «Евгений Онегин».
История создания. Жанр произведения.
«Онегинская строфа». Сюжет»
Выполнила
Бахарева Ю. В.
учитель русского языка и литературы
д.1е Курасово 2024г.
Урок по предмету «Литература» (9 класс)
Тема: А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания. Жанр произведения. «Онегинская строфа». Сюжет.
Цель: систематизация и углубление знаний о жизни и творчестве А.С.Пушкина.
Задачи: систематизировать и углубить изученный материал по биографии и творчеству А.С.Пушкина; познакомиться с историей создания, жанром произведения; дать определение «онегинская строфа»; определить основные сюжетные линии романа; вырабатывать умение воздействовать словом на слушателей, развивать умение владеть речью; воспитывать эмоциональную восприимчивость.
Оборудование: «декорации»: цилиндр, перо, чернильница, шаль, листок с датами (6 июня 1799, 1811-1817, 1837, 225), проектор, фрагменты текста романа «Евгений Онегин».
Подготовка к уроку: выступление экскурсовода, чтение фрагментов романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», театральная постановка, подготовка костюмов (шаль, цилиндр…)
Ход урока
- Орг. момент. Добрый день. Я рада вас видеть. Начнём урок.
- Актуализация знаний. Перед вами на столе предметы (они вам знакомы) – дайте им определение: что это, кому предмет мог принадлежать, в какую эпоху применялся…
- Цилиндр (это мужской головной убор 19 века)
- Перо (это принадлежность для письма, тоже из 19 века)
- Чернильница (это письменный атрибут, ёмкость для чернил, применялась в 18-19 веках)
- Листок с датами Пушкина: 6 июня 1799г., 1811-1817, 1825, 10 февраля 1837, 225 (отвечает 1 чел.: я думаю, что это даты, имеющие отношение к жизни А. С. Пушкина: дата рождения и смерти, годы учёбы в Царскосельском лицее (период становления и признания Пушкина как поэта), год восстания декабристов (поэт не участвовал, но не скрывал своего расположения к их идеям; 225 – дата, связанная с 225летним юбилеем со дня рождения поэта)
Учитель: Да, эти предметы применялись в 19 веке и могли бы принадлежать поэту А. С. Пушкину. И сегодня нам предстоит встреча с гением: я приглашаю вас на экскурсию в имение А. С. Пушкина под названием Болдино (демонстрирует ЭКРАН). Вы можете приобрести билеты в онлайн-режиме, у вас есть возможность воспользоваться Пушкинской картой, но нас ждёт ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ.
А в роли экскурсовода себя попробует фамилия, имя ученика (выходит к доске, комментирует демонстрацию слайдов; учитель управляет показом).
- Виртуальная экскурсия
1 остановка. Добрый день, уважаемые экскурсанты. Мы с вами находимся у дома А. С. Пушкина в имении Болдино Нижегородской губернии, единственного дома, оставшегося в целости после революций и войн и доставшегося поэту в наследство от отца.
Основная экспозиция, посвящённая теме «Пушкин в Болдино», разместилась в стенах барского особняка с мезонином.
Осенью 1830 года Александр Сергеевич приехал сюда уладить дела по принятию наследства перед женитьбой на Наталье Николаевне Гончаровой и вынужден был задержаться на 3 месяца в связи с разразившейся в губернии холерой.
Период этот – три осенних месяца – был назван Болдинской осенью. За это время Пушкин написал одни из самых известных своих произведений: «Сказка о попе и работнике его Балде», «Повести Белкина» («Станционный смотритель», «Выстрел», «Гробовщик», «Метель», «Барышня-крестьянка»), закончен «Евгений Онегин», созданы многие стихотворения – всего порядка 60 произведений…
- остановка. В комнатах, обставленных подлинной мебелью пушкинского времени, собраны не только предметы быта XIX века, но и личные вещи Пушкиных. На стенах висят фамильные портреты. А я предлагаю пройти в рабочий кабинет поэта и послушать рассказ аудиогида. Пожалуйста.
- остановка. Комментарий АУДИОГИДа
- остановка. В этой же комнате на столе и кресле у окна находятся рукописи произведения «Евгений Онегин».
Хронология работы над произведением такова: первые главы – в южной ссылке, последние – с пометами «Болдино». Также поэт подсчитал, сколько времени ушло на создание произведения: 7 лет 4 месяца 17 дней.
Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний.
Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня?
Поэт снова будет возвращаться к своему детищу – позже напишет Письмо Онегина к Татьяне, крамольную 10ю главу (в ней он описывал политические события 19 века, среди них – восстание декабристов) – её он вскоре сожжёт, оставив запись об этом на рукописи повести «Метель».
- остановка. Завершим нашу небольшую экскурсию у памятника А. Пушкину, созданному московским скульптором Сергеем Меркуровым к 100-летию со дня смерти поэта.
- Сафия, как ты себя ощущала в роли экскурсовода? (это очень ответственная профессия: нужно многое знать, уметь отвечать на вопросы экскурсантов, увлекательно рассказывать, грамотно владеть речью…).
Согласитесь, это умения, которые необходимы в любой профессии.
ВЫВОД: Какое впечатление произвела на вас экскурсия? (содержательная: очень красивые места, захотелось побывать там, подольше прогуляться по имению поэта; узнали историю создания «Е.О»..)
4. Работа с текстом (Учитель демонстрирует рукопись романа в стихах «Евгений Онегин»).
-Я держу копию рукописи поэта. Что можно сказать о человеке, его характере, работе по манере письма? (почерк размашистый, торопливый; человек нетерпелив, писал быстро, словно боялся не успеть; на полях рисунки – воображение опережало мысль, слово…)
-А давайте полистаем само произведение: на что обращаете внимание? (большое произведение, стихотворная форма, наверное, много героев, событий, действие развивается в течение долгого времени).
-Всё это признаки большого, крупного литературного жанра – РОМАНА(слайд).
-А то, что он в стихах, делает его совсем особенным – единственным в русской литературе. Да и стихи – особенные: перед нами строфы по 14 строк с разными видами рифмовки: такая структура текста позволяет воспринимать произведение как единое целое, и в то же время каждую строфу – её назвали онегинской – как отдельное произведение. Эта строфа состоит из трех четверостиший и заключительного двустишия. В первом четверостишии перекрестная рифмовка (абаб), во втором - смежная (аабб), в третьем - кольцевая (абба), последние два стиха рифмуются друг с другом. Такими строфами написан весь роман(слайд)
- Каков же сюжет? Давайте представим содержание романа, обратившись к его фрагментам – их вы читали к уроку.
1 фрагмент читает учитель.
- Что узнаём из первых строк? (имя главного героя; он едет в деревню без особенного желания)
- Какое чувство героя описывает автор?(работа с текстом) Пушкин словно ставит диагноз не только Онегину, а определяя едва ли не русскую национальную черту – тоска, уныние…
- Что стало причиной хандры?(работа с текстом)
- Какое воспитание получил Онегин? (работа с текстом)
- Как свет принял Онегина? (работа с текстом)
- Почему автор называет героя повесой? Работа со словарём.
- Жизнь Онегина в деревне – какова? – (работа с текстом)
- Почему О. – инородное тело среди деревенских помещиков?(работа с текстом)
- С кем сблизился в деревне Онегин? (чтение учеником отрывка наизусть)
-Каковы черты вашего характера, Ленский? (работа с текстом)
-Какие слова характеризуют вас и ваши отношения с Онегиным? (работа с текстом)
- С какими персонажами связаны герои романа Онегин и Ленский?
- Почему не Ольга главная героиня? (работа с текстом)
- Каковы черты Татьяны? (работа с текстом)
- В центре произведения сюжетная линия, связанная с Онегиным иТатьяной – давайте послушаем их.
Герои выходят на сцену. ЧТЕНИЕ ПИСЬМА ТАТЬЯНЫ К ОНЕГИНУ
ЧТЕНИЕ ПИСЬМА ОНЕГИНА К ТАТЬЯНЕ
(чтение под музыку)
- Татьяна, какие чувства вы испытываете к Онегину (я влюблена, я боюсь своих чувств, они пугают меня, но они очень сильны, сильнее правил, традиций 19 века. Забыв о приличиях, мучаясь, я пишу письмо своему избраннику)
- А вы, Онегин? (я, наверное, не оценил, не понял глубины чувств Татьяны; избалованный светом, не разглядел настоящее, искреннее чувство и впоследствии очень пожалел об этом)
- Между этими письмами – судьба героев: смерть на дуэли Ленского, замужество главной героини, поиски себя Онегиным…Более 4 лет длится действие…
Вывод: Так о чём роман? (О любви, о жизненных ошибках, о времени, об истории, о воспитании, о человеческих судьбах)
Это темы, которые являются вечными в литературе русской, зарубежной – мировой. Поэтому роман, легко пережив столетия, будет актуален в веках.
5. РЕФЛЕКСИЯ.
-Какие слова были ключевыми в течение урока? (роман в стихах жанр, онегинская строфа, Онегин, Татьяна). Это тема урока.
6. Домашнее задание:
- чтение 1-3 глав романа
- речевое облако о главных героях (каждое выбранное слово мотивировать, раскрыть, используя примеры из текста).
7. Выставление отметок. Самооценка. Оценка учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические разработки: КТД, уроки литературы "Пейзаж и его функции в романе", "САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА В КУРСЕ ЛИТЕРАТУРЫ И МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ - ОСНОВНОЙ МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА", программа УНТ
Вашему вниманию предлагаются методические разработки урока и коллективного творческого дела, проводимые в ГБОУ СПО "Старицкий колледж" и за его пределами;а также в...

Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией
Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества...

Методическая разработка Конспект урока литературы "Стихотворение М.Ю. Лермонтова "Парус"
Конспект урока по поэзии М.Б. Лермонтова предполагает обучение анализу лирического текста на примере стихотворения М.Ю.Лермонтова "Парус"....
Методическая разработка: конспект урока литературы в 5 классе по теме: «Древнерусская литература. «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания».
знакомство обучающихся с древнерусской литературой, ее самобытностью и патриотической направленностью на примере летописного сказания «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича»...
Методическая разработка. Конспект урока литературы в 5 классе. «Сфера добра» в рассказе К.Паустовского «Заячьи лапы»
Урок обобщения и систематизации знанийКлючевые слова: экологическая культура, взаимосвязь нравственных и экологических проблем; «сфера добра»....

Методическая разработка конспекта урока литературы в 9 классе «Система образов «Слова о полку Игореве». Особенности языка и жанра произведения».
laquo;Слово...», казалось бы, досконально изучено, ему посвящены сотни статей и исследований, однако учёные продолжают ставить новые вопросы, ещё подлежащие разработке и требующие дополнительны...

Методическая разработка конспекта урока литературы в 9 классе А. С. Пушкин. Роман Евгений Онегин
Тема: А. С. Пушкин. Роман в стихах «Евгений Онегин». История создания. Жанр произведения. «Онегинская строфа». Сюжет. Цель: систематизация и углубление знаний о жизни и творчес...

