Главные вкладки

    Конспект урока литературы в классе "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" с презентацией
    презентация к уроку по литературе (8 класс) на тему

    Мойсеева Елена Иннокентьевна


    Урок литературы в  8 классе по теме "Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина "Капитанская дочка"" преследует следующую цель:понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества личности Пугачёва, понять, зачем Пушкину нужен в романе Пугачёв. Урок сопровождается презентацией.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_literatury_v_8_klasse.docx24.85 КБ
    Файл obraz_pugachyova_moy_urok.pptx1.16 МБ

    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 8 классе

    Тема: Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

    Цели урока: понять авторскую позицию по отношению к Пугачёву, рассмотреть качества личности Пугачёва, понять, зачем Пушкину нужен в романе Пугачёв.

    Ход урока:

    1 слайд -

    1. Оргмомент

    1. Мотивация:

    - Ребята, вам нравится узнавать что-то новое? Почему?

    - А если узнавание сопряжено с трудностями?

    - Узнавать тайны нравится всем. Литература как раз содержит в себе столько тайн, что человек ищущий будет находить их в каждом слове. Но тайны надо уметь видеть и уметь их раскрывать. Это доступно только человеку пытливому, любознательному и целеустремлённому.

    А сегодня мы начнём раскрывать следующую тайну романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Начнём с того, что вспомним вопрос, который задала мне Оля Приймак два урока назад.

    1. Работа по теме урока:

    2 слайд - Главным героем романа является Пётр Гринёв. Тогда почему роман называется «Капитанская дочка»?

    Отличный вопрос, вопрос, достойный пытливого ума. Я сказала, что мы обязательно разберёмся с этим вопросом. Оля на прошлом уроке сама же и дала на него ответ. Но я опять отвечаю, что права ли Оля в своих предположениях, мы разберёмся обязательно.

    А сейчас у меня к вам такой вопрос:

    3 слайд - Великий поэт 20 века Марина Цветаева так прочитала роман Пушкина: «Если бы меня спросили: «Как называется та вещь, где Савельич, и поручик Гринёв, и царица Екатерина Вторая?», - я бы сразу ответила: «Вожатый». В моей «Капитанской дочке» не было капитанской дочки, до того не было, что и сейчас я произношу это название механически, как бы в одно слово, без всякого капитана и без всякой дочки. Говорю: «Капитанская дочка», а думаю: «Пугачёв»…

    - Кто выходит на первый план в прочтении М.Цветаевой? Почему? Чем так важен этот герой?

    -  И ещё. Вам из учебника известно, что прежде чем приступить к написанию романа, Пушкин изучил множество архивных документов, связанных с Пугачёвским восстанием, разговаривал с ещё живыми свидетелями того события и вследствие этого написал «Историю Пугачёвского бунта».

    4 слайд -  Зачем ему  надо было писать роман, одним из героев которого становится снова Емельян Пугачёв?

    «История Пугачёвского бунта»

    «Капитанская дочка»

    1. Исторический труд, научный, исследовательского характера
    2. Главное показать восстание, сам бунт, а не Пугачёва.
    1. Художественное произведение, обязателен художественный вымысел.
    2. Главное не восстание, а сам Пугачёв.

    После клика мышки на слайде изменения

    - Значит для Пушкина тоже важен Пугачёв?

    - Так как назовём наш урок?

    5 слайд – тема урока «Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

    6 слайд – Давайте обозначим центральные вопросы.

    Рассмотреть образ Пугачёва. Понять, чем так важен Пугачёв Пушкину и Цветаевой. Как рассказчик относится к Пугачёву и почему?

    - Так с чего же нам начать?

    - Какие эпизоды, по-вашему, являются важными для раскрытия образа Пугачёва?  - составление кластера.    

    (Если будет нужно, то напомнить план, по которому характеризовали Гринёва и Швабрина)

    - Когда же впервые на страницах романа  перед нами появляется Пугачёв?

    (Глава «Вожатый» - обратить внимание на глаза, как Пугачёва называет рассказчик и какие черты отмечает в характере – всё записать). – 7 слайд

    - Зачем автору нужно было показать, что заячий тулуп мал вожатому, т.е. Пугачёву? (Показать мощь и силу характера Пугачёва, заячий тулуп ему мал, как и  жизнь). Когда сам Пугачёв говорит об этом? (гл.11.«Мятежная слобода» - с. 188) – Добавьте в перечень качеств те, которые раскрылись перед нами в этих словах.

    - Почему так легко была взята Белогорская крепость повстанцами?

    - Как меняется Пугачёв в главе «Приступ»? Как его здесь называет рассказчик? Почему? Каким здесь предстаёт перед нами Пугачёв?

    - Зачем автор приводит Гринёва на военный совет к Пугачёву? (гл. «Незваный гость») Как по-новому открывается перед нами Пугачёв? Что он оценил в Гринёве? В чём смысл любимой бурлацкой песни Пугачёва? Как по ней можно предугадать судьбу Пугачёва?                            Дописать качества, внимание на глаза.

    8 слайд – иллюстрация - Следующая встреча у Пугачёва с Гринёвым происходит в главе «Мятежная слобода». Эта встреча очень важна в раскрытии образа Пугачёва и взаимоотношений Пугачёва и Гринёва. Даю вам две минуты для составления 2-3 самых важных и глубоких вопросов, помогающих понять Пугачёва и его отношения к Гринёву и наоборот.

    (Как Пугачёв отнёсся к любовному чувству Гринёва? А как генерал?  

    Что хотел показать нам автор?)

    - Как вы думаете, почему это восстание потерпело поражение, ведь на сторону Пугачёва переходили не только казаки, но и солдаты?

    Ответы на вопросы

    - Давайте обратимся к калмыцкой сказке, рассказанной Пугачёвым (чтение) – 9 слайдКакой смысл вкладывает в эту сказку  Пугачёв и как отозвался на неё Гринёв? Какова реакция Пугачёва на ответ Гринёва?

    - У Пугачёва много соратников, много окружающих людей его круга, но почему искренним и откровенным он может быть только с Гринёвым?

    - Что объединяет самозванца, «мужицкого царя», врага дворян Пугачёва и дворянина, офицера Гринёва?

    - Какой замысел Пушкина здесь кроется? (Примирение противоречий, единство нации, сближение мужиков  и дворян возможно через человечность и уважение к человеческой личности).

    4. Индивидуальное заданине:

    - Кирилл прочитал научно-популярную книгу о Пугачёвском восстании, правда не Пушкина, а более современного автора. Каким Пугачёв предстаёт в этом описании?

    Слово Кириллу.

    - В чём разница?

    5.Творческое задание

    - А вы, ребята, как отнеслись к пушкинскому Пугачёву? Чтобы выразить свой отношение,  давайте напишем синквейн: 10 слайд

    Чтение синквейнов.

    6. Итог урока

    - Подведите итог нашему уроку

    - Ответили ли мы на центральные вопросы урока? (переход к слайду 6)

    7. 11 слайд - Домашнее задание:

    • Как сложилась бы жизнь Петра Гринёва, если бы не было в его судьбе «благих и сильных потрясений», т.е. пугачёвского восстания? Напишите такую биографию Гринёва.
    • Попробуйте завершить рассказ о жизни героя, используя детали его биографии из послесловия.

    - Какой единственный вопрос остался у нас без ответа? Переход к слайду 2

    Значит на следующем уроке мы будем говорить о Маше Мироновой. Ваша задача найти в тексте страницы, посвящённые ей, и обдумать их.

    8. 12 слайд – Рефлексия: Оцените  свой вклад в урок, в достижение целей урока.

    Карточки с оценочно-полемической лексикой:

    Я захвачен тайной души…

    Хочется разгадать его сомнения и колебания…

    Муки совести, терзающие его…

    Не может скрыть…

    На мой взгляд…

    Полагаю…

    Несомненно…

    Может показаться…

    Если приглядеться к Пушкинскому Пугачёву…

    Широта натуры…

    Память на добро…

    Способность совершать благородные поступки…

    Центральный образ романа, хотя и не главный…

    Человек исключительный

    Уверенность в несокрушимой правоте…

    Тема народного бунта…

    Автор стремится к объективности

    Одиночество… трагизм… романтизм… демонизм…


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Двадцать третье ноября Классная работа

    Слайд 2

    Главным героем романа является Пётр Гринёв. Тогда почему роман называется «Капитанская дочка»?

    Слайд 3

    Если бы меня спросили: «Как называется та вещь, где Савельич, и поручик Гринёв, и царица Екатерина Вторая?», - я бы сразу ответила: «Вожатый». В моей «Капитанской дочке» не было капитанской дочки, до того не было, что и сейчас я произношу это название механически, как бы в одно слово, без всякого капитана и без всякой дочки. Говорю: «Капитанская дочка», а думаю: «Пугачёв»… М.И.Цветаева

    Слайд 4

    «История Пугачёвского бунта» «Капитанская дочка» ИЛИ Научный исторический труд Художественное произведение, роман

    Слайд 5

    Образ Пугачёва в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Подъеланская средняя общеобразовательная школа»

    Слайд 6

    Рассмотреть образ Пугачёва. Понять , чем так важен Пугачёв Пушкину и Цветаевой . Как рассказчик относится к Пугачёву и почему? Задачи урока

    Слайд 7

    Дорожный, мужичок, вожатый, бродяга «Вожатый» Хладнокровие, сметливость, тонкость чутья

    Слайд 9

    Однажды орёл спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего живёшь ты на белом свете триста лет, а я всего-навсе только тридцать три года? – Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьёшь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орёл подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орёл да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орёл клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что Бог даст!

    Слайд 10

    Одно существительное – тема. Два определения к существительному в первой строчке. Три глагола. Фраза-предложение, передающая отношение к т еме синквейна . Синоним к существительному в первой строчке. Синквейн

    Слайд 11

    Подведём итог

    Слайд 12

    Как сложилась бы жизнь Петра Гринёва, если бы не было в его судьбе «благих и сильных потрясений», т.е. пугачёвского восстания? Напишите такую биографию Гринёва. Попробуйте завершить рассказ о жизни героя, используя детали его биографии из послесловия. Домашнее задание

    Слайд 13

    Оцените свой вклад в урок, в достижение целей урока . Полезен ли для вас данный урок? Если да, то чем? Рефлексия

    Слайд 14

    Спасибо за сотрудничество!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературы "Проблема счастья в романе Л.Н.Толстого "Война и мир"

    В методической разработке предусмотрен отбор литературного материала, помогающего раскрытию данной темы, предлагается логическое его построение и характер беседы с учащимися....

    Конспект урока литературы «Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

    Конспект урока литературы в 7 классе «Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Тема урока: Творческая история повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» Тип урока: Урок изучени...

    Презентация интегрированного урока литературы и истории по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

    Презентация содержит цели и задачи интегрированного урока, иллюстративный материал...

    Конспект урока литературы "Подготовка к написанию сочинения по роману А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

    Конспект урока по литературе 8 класс. "Подготовка к написанию сочинения на литературную тему"...

    Конспект урока литературы в 8 классе. Тема: Емельян Пугачёв: народный заступник или злодей?

    Конспект урока литературы в 8 классе. Тема: Емельян Пугачёв: народный заступник или злодей? На уроке подчёркивается важность решения вопроса, которым обозначена тема урока, для понимания концепции ...