Главные вкладки

    конспект урока литературы"Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"
    план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

    конспект урока литературы с использованием ИКТ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_literatury.docx31.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока литературы "Тема любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

    Цели: .Образовательные (познавательные)  :                                                              1.рассмотреть  развитие любовной линии в романе  и показать отношение автора  к понятиям красоты, любви, верности                                                                                                 

    Развивающие :                                                                                                           2.развивать речь ,память ,умение  анализировать, делать выводы                                Воспитательные:                                                                                                     3.продолжить воспитание в духе  высоких нравственных качеств :верности, преданности, настойчивости, милосердия, готовности   к самопожертвованию   во имя любви к ближнему                                                                                               Оборудование:  компьютер                                                                                                            Ход урока:                                                                                                                  1.Орг.момент                                                                                                               2.Сообщение темы и целей урока.(слайд №1,2)

    3.Вводное слово учителя,

    Есть книги, к которым невольно возвращаешься… И даже не важно, понравилось тебе произведение или нет, только что перевернул последнюю страницу или много лет назад. Главное, что в ней есть что-то особенное. Одна из таких книг - бессмертный роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

    В России нет, пожалуй, ни одного человека, который с 1966 года, когда это произведение впервые увидело свет спустя 26 лет после смерти своего создателя, не прочел бы это творение. Первому из читателей своего вечного романа, пришедшему на могилу автора, Булгаков завещал половину гонорара. И одному из московских журналистов вдова писателя, Елена Сергеевна, прямо на кладбище вручила пухлый конверт с деньгами…

    Не останетесь без гонорара и вы, за активную работу на уроке, на которую я надеюсь, вы получите хорошие оценки.

                   Сегодня речь пойдет о любви, о Мастере и той, которая вдохновляла его, помогала творить и в итоге сделала его Мастером. Ее имя Маргарита. Глава 19, названная ее именем, начинается словами: «За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». (слайд №3)

    Чтобы убедиться, что любовь Мастера и Маргариты – явление исключительное, перечислите любовные пары, известные по произведениям русской классики.

    Учащиеся перечисляют:

    Евгений Онегин и Татьяна;

    Ленский и Ольга;

    Болконский и Ростова;

    Безухов и Ростова;

    Раскольников и С. Мармеладова и т.д.

    Учитель: Давайте вспомним первую встречу Мастери и Маргариты   (слайд  №4)                                                                                                                                  4.Чтение по ролям отрывка из главы№13                                                                       .Автор: Она шла по Тверской и несла в руках отвратительные тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет… И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!
    Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам…
    И вообразите, внезапно заговорила она.

    Маргарита: Нравятся ли вам мои цветы?

    Мастер: Нет.

    Маргарита: Вы вообще не любите цветов?

    Мастер: Нет, я люблю цветы, только не такие.

    Маргарита: А какие?

    Мастер: Я розы люблю.

    Автор: Тут я пожалел о том, что сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках Учитель: А теперь давайте  посмотрим  как эта сцена показана в фильме режиссера В.Бортко                                                                                                   Просмотр фрагмента из к/ф  «Мастер и Маргарита»                                                     (.Задача: определить роль цветовой гаммы в данном эпизоде…)

    Учитель: Какую цветовую гамму использовал автор?                                              Герой произведения сам говорит о том, что желтый – нехороший    цвет. Но словно под гипнозом, он следует за желтым знаком.

    - Что вносит в описание такая цветовая гамма?

    Ученики: Цветовая гамма вносит в описание зарождения любви тревогу, предчувствие трагизма, которое углубляется удивительной булгаковской метафорой: “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!(слайд №5)”                                                                                                            )

    Учитель: Что поразило мастера в Маргарите?

     Ученик:  (….не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах)

    Учитель: Что рассказал мастер о своей любви Ивану Бездомному? (зачитайте)

     Ученики :                                                                                                                    Глава 13

    1) " …. я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину".

    2)" …. любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож".

    3)" …. Она - то, впрочем, утверждала впоследствии, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно…"

    4)" Да, любовь поразила нас мгновенно".

    5)" Мы разговаривали так, как будто расстались вчера, как будто знали друг друга много лет".

    Задание. Что понял Иван из рассказа мастера? (зачитать из 13 главы)

    1. … что "мастер и незнакомка полюбили друг друга так крепко, что стали совершенно неразлучны".
    2. … "что столкнула их на углу Тверской и переулка сама судьба и что созданы они друг для друга навек".

    .Учитель: Кто же такая эта Маргарита? Что мы узнаем из ее предыстории?  (слайд №6)                        

                       Маргарита Николаевна красива, умна. Ей 30 лет.
    Замужем, но бездетна. Муж крупный специалист, молод, красив, честен. У нее прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла купить все, что ей нравятся. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она окружена интересными людьми.
    - Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!.. - восклицает автор. Попытайтесь ответить на этот вопрос.

    Ученики: Она испытывала потребность любить. Была одинока.

    Учитель: А муж?

    Ученики: Маргарита Николаевна не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что он у нее есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу.                                                                                           Обращаемся к тексту

    Учитель: Ребята, вспомните стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Путь». Перед вами распечатки со стихотворением . Прочитайте его.

                      Выразительное чтение наизусть стихотворения подготовленным учеником

                                             Путь к любви.

                         Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх, - даже презрение. Да, все чувства... исключая одного: благодарности. 
       Благодарность - долг; всякий честной человек плотит свои долги... но любовь - не деньги.

    Учитель: О чем это стихотворение?

    По-видимому, так же сложилась судьба Маргариты Николаевны.
    Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока.
    Она призналась Мастеру, что с желтыми цветами в руках она вышла, чтоб он наконец ее нашел и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее была пуста”.
    Булгаков рассказывает о Маргарите так, словно знает о ней все и любит, как Пушкин свою Татьяну.
    Историю Мастера и Маргариты Булгаков писал “кровью сердца”.

    Кто же послужил прототипом Маргариты Николаевны?                                Сообщение учащегося о Елене Сергеевне Шиловской, которая прежде чем стать супругой Булгакова была женой крупного военачальника…(слайд№7)

    Учитель: Значит, чтобы так описать любовь, Булгакову суждено было все это пережить самому.

                      Как изменилась жизнь Маргариты, когда в нее вошел Мастер?

    Ученики: Она приходила в подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку (чего никогда не делала раньше) и готовила завтрак. Она без конца перечитывала роман Мастера, подгоняла его, сулила славу. Она вдохновляла автора и по сути являлась соавтором создаваемого романа.

    Учитель: Одиночество кончилось. Она стала подругой Мастера. Итак, возлюбленная по Булгакову – это подруга. Но только ли подруга? Вспомните, на что идет Маргарита ради спасения Мастера?(слайд №8)

    Ученики: Становится ведьмой, продав душу дьяволу

    Учитель: Значит, возлюбленная, по мнению Булгакова, это и ведьма.

    Какие детали указывают на это?

    Маргарита слегка косит, что свойственно юным ведьмам.

    А теперь посмотрим на Маргариту в роли ведьмы.

    .Просмотр отрывка из к /ф  «Погром в квартире    Латунского»

    Учитель: Как ведет себя Маргарита в этом эпизоде?

    Ученики: В ней просыпается ярость, она мстит(слайд №9).

    Учитель: Итак, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером. И при этом, она становится милосердной при виде испуганного ребенка.  Я не могу не сказать об отношении православной церкви к этому произведению. Оно отрицательно, потому что Маргарита продала душу дьяволу. Но мы, читатели, видим в Маргарите качества православного человека, она не растеряла их. Какие это качества? (Милосердие, любовь) Вопрос. Какие черты характера проявились в Маргарите при этом?

    (бесстрашие, смелость)                                                                                                                     Учитель                 На какие еще жертвы пошла Маргарита, чтобы увидеться с мастером?

    (она стала хозяйкой бала у Воланда) - учащиеся рассказывают об этом эпизоде. (слайд №10) гл. «Великий бал у сатаны»)

     Также  по Булгакову возлюбленная – это королева, ибо каждая женщина – королева, когда ее любят. Королевой  Маргарита была для Мастера, и королевой утверждает ее Воланд на своем балу, увидев в ней породу.Посмотрим на Маргариту в роли королевы.   )                                                     Главная задача Маргариты всех одарить вниманием и любовью.   «Если кто-нибудь не понравился…нужно полюбить его, полюбить, королева».Эти слова Коровьева перекликаются со словами Иешуа : «Все люди добры». Снова становится очевидной главная мысль романа о милосердии и всепрощении. Ведь гости Маргариты- великие грешники, и с каждой минутой самочувствие Маргариты ухудшается. Но она по-королевски сильна и по-королевски горда. На эти страдания Маргарита обрекает себя ради встречи с Мастером, но после бала Воланд словно забывает о награде. .                                                        Учитель  Ради чего Маргарита обнажённая, с тяжёлой цепью на шее терпит все мучения в течение нескольких часов? (Ради того, чтобы быть вместе с любимым).

    Учитель: Тем не менее, Маргарита бесцельно тратит дар Воланда, единственное заветное желание, прощая Фриду.

    “Только бы выбраться отсюда. – думает Маргарита – А там дойду до реки и утоплюсь”.

    Когда же наконец Воланд спрашивает ее, что хотела бы она сказать на прощанье, она надменно отвечает:

    • Я … очень повеселилась на балу, так что если бы он продолжался еще, я охотно бы подставила мое колено, чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц.

    И наконец, когда ей предлагают награду, то она просит не за Мастера, а за Фриду , и это тоже по-королевски: сдерживать слово, если имел неосторожность подать кому-либо надежду. -                                                                     Кто эта женщина, Фрида, и в чём ее злодеяние?

    Почему героина просит за Фриду, а не за Мастера? (Потому что она исключительной доброты человек).

    «Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок». И всеведующий дьявол был потрясен. Он дьявол, он все знает, даже то, что рукописи не горят. Но он не знает мира любви и мира милосердия. Фрида была прощена.

    Итак, Воланд не ошибся в выборе королевы. Она доказала право на этот титул красотой, изысканной любезностью, выдержкой, гордостью, милостью к падшим.

    В этой сцене реализуется одна из главных мыслей романа: страдания очищают человека, и всякий, в ком проснулось раскаяние, заслуживает прощения.

    И когда, наконец, князь тьмы готов выполнить ее сокровенное желание, она не просит, а приказывает как королева:

    • Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду вернули моего любовника!
    • Так кто же сильнее в любви из 2-х возлюбленных?

    Учащиеся называют Маргариту, приводят доказательства.

     Итак, образ Маргариты складывается из трех составляющих. Это подруга, ведьма и королева одновременно.

    Такой ее видел Булгаков. А я предлагаю вам посмотреть на Маргариту в живописи.

     Индивидуальное задание. Рассказать о том, как представлен образ Маргариты в живописи.

    А вот как ученица нашего класса видит этот образ

     Творческое задание. Портрет Маргариты.

     Какие работы вам понравились?

     Учитель    Как вы думаете, какую любовь можно назвать роковой, настоящей?

    (Полный отказ от всех благ, жертвенность, сохранение великодушия...)

     - Откуда же Булгаков взял это описание любви? Ведь трудно такое выдумать, если сам не прочувствовал. (Прототипом Маргариты стала Елена Сергеевна Шиловская, а прототипом Мастера - сам автор, да и вся история любви была словно списана с натуры-.)

    - Что воплощает в романе Маргарита? (Абсолютную любовь, идеал, стоящий выше всего, - даже выше христианского идеала спасения души.)

    Настоящая любовь всегда жертвенна. Недаром о ней создано столько легенд, недаром о ней столько пишут поэты. Настоящей любви покорны все преграды. Силою любви отбивают у болезни любимых, спасают от смерти

    .

    Учитель:Безусловно, в русской литературе и до Булгакова существовали страницы самоотверженной верной любви. Но булгаковская пара познала все: леденящий душу страх и психиатрическую больницу, восторг полета, шабош ведьм, бал великих грешников. Согласитесь, таких героев еще не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: “За мной, мой читатель! И я покажу тебе … любовь!”  

     Слово учителя. Итак, Мастер и Маргарита вместе. Им дарован покой, а не тьма. А как же Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна? Мрачные стороны романа все больше вторгались в жизнь. Булгаков начал слепнуть. Он находился в таком состоянии, что любая одежда причиняла ему боль. Лежал на кровати с какой-то набедренной повязкой, похожий на распятого героя своего романа. И будто сбывалось главное, предсказанное богом и дьяволом. Он не заслужил света, он заслужил покой. Света не "было в прямом смысле. Он был слеп. (Просмотр видео  «Тема любви в романе М.Булакова «Мастер и Маргарита»)

    Шел 39 год XX века. 49 год жизни Булгакова. Тяжело больной, Михаил Афанасьевич работает над романом. Елена Сергеевна записывает. - Он мне ненавистен, этот роман - ответил Мастер. Я много испытал из-за него. «Я умоляю тебя - жалобно проговорила Маргарита, - не говори так. За что же ты меня терзаешь? Ведь ты знаешь, что я всю жизнь вложила в эту свою работу»                      . Он заслужил покой, закончив роман. Но роман не был напечатан, и не было покоя ей. Елена Сергеевна проживет еще 30 лет; и сделает всё, что обещала мужу, и увидит роман напечатанным, и будет гладить обложки журнала «Москва» с романом своего Мастера.(слайд №11)

    Часто, делясь воспоминаниями о жизни, прожитой с Булгаковым, Елена Сергеевна говорила: «Если многие считают, что у меня была трагическая жизнь, я отвечу - нет: это была самая светлая жизнь, какую может выбрать себе самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было». (Воспоминания о Михаиле Булгакове. М. «Советский писатель». 1988. с.390)

    Так что же есть любовь по Булгакову?(слайд №12)

    Учащиеся перечисляют:

    - дружба;
    - сотрудничество;
    - сопереживание;
    - верность;
    - самоотверженность;
    -  борьба;
    - самопожертвование;
    - счастье.

    Показав такую любовь, автор допускает, что она невозможна на земле. Поэтому Булгаков поселяет героев в Вечном доме, где красота и покой, мелочи не опутают быт, мелкие страстишки не отравят душу, а пошлость не убьет любовь.

    (Тесты).                                                                                                                         5.Подведение итогов                                                                                                             А я хочу продолжить слова Булгакова цитатой из повести Куприна «Поединок». « Такая любовь, для которой совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения вовсе не труд, а одна радость».

    Наш урок подошел к концу, желаю вам такой любви, которая бы приносила только радость!                                                                                                        Выставление оценок  

    Домашнее задание.

    Написать сочинение-рассуждение, ответить на вопрос « Возможна ли такая «настоящая», верная, вечная любовь в наше время?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    : «…кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви…» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Через текст художественного произведения проследить, как зарождается чувство любви у героев,как оно развивается и крепнет, как борются герои засвою любовь,  как претерпевают невзгоды на пути...

    "Тема творчества и любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

         Любовь и творчество – вот что может противостоять существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии....

    презентация к уроку "Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"

    презентация к уроку литературы "Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"...

    Статья "Желто-черная гамма в раскрытии темы любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

    ЖЕЛТО-ЧЕРНАЯ ГАММА ЦВЕТОВ В РАСКРЫТИИ ТЕМЫ ЛЮБВИ В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Любовь… Что может быть сильнее этого чувства? По мнению великого Данте, автора «Божественной комедии», именн...

    Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 11 класс

    Конспект урока, затрагивающий тему любви Мастера и Маргариты. Анализ отдельных глав. Мини- сочинение на заданные темы....