Главные вкладки

    разработка урока по литературе. Тема любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

    Ревякина Юлия Александровна

    Урок по литературе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_debyut.doc91 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    "Майминская средняя общеобразовательная школа№2"

    Приготовил:

     учитель русского языка

    и литературы Ревякина Ю.А.

    2013, с.Майма

    Тема: тема любви в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Тип урока: комбинированный

    Цель и задачи урока: Создание условий для изучения романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» через: 1. Рассмотрение концепции любви через концептуальный анализ;  2. Развитие навыков анализа на основе романа М.А.Булгакова; 3. Воспитание у обучающихся правильного формирования термина «любовь».

    Оборудование:

    1.Иллюстрации  главных персонажей романа Булгакова «Мастера и Маргарита».

    2.Аудио запись песни И.Николаева «Мастер и Маргарита»

    3.Толковые словари.

    Используемая литература:

    1.Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита: Собачье сердце: Повесть/ Вступ. ст. и коммент.   Б. Соколова/ М.А.Булгаков. – М.: Мир книги, Литература, 2006. – 480с.

         2. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского слова им. В.В. Виноградова/ C.И. Ожегов – М., 2007.

    1. Пищальникова, В.А. Проблема смысла художественного текста/      В.А. Пищальникова. – Барнаул: издательство Алтайского государственного университета, 1996.

    Ход и структура урока

    1. Организационный момент

    Запись эпиграфа в тетради, представленного на доске.

    Ты – женщина, ты книга между книг,

    Ты – свернутый, запечатленный свиток….

                                          В.Я. Брюсов

    1. Актуализация знаний

    1.Слово учителя.

    Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - одно из загадочнейших явлений русской литературы ΧΧ века.  Сегодня на уроке мы рассмотрим одну из самых важных тем произведения – тему любви. Речь будет идти о Мастере и о той, которая пленила сердце и душу писателя, помогала ему творить. Ее имя Маргарита.

    Мы рассмотрим 13 и 19 главы романа. Выбор этих глав не случаен. Цифра 13 навевает магическую силу, а любовь – это магия. А 19 глава названа именно в честь Маргариты, и нам предстоит посмотреть, как отражается в этих главах понятие «любви» и что же оно значит для главных героев, Мастера и Маргариты.

    2. Работа с книгой.

    (Чтение учителем отрывка)

    Концептуальный анализ отрывка из главы 13(с. 137)

                «  Я отчетливо помню, как прозвучал ее голос, низкий довольно-таки, но со срывами, и, как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулке и отразилось от желтой грязной стены. Я быстро перешел на ее сторону и, подходя к ней, ответил:

     − Нет.

    Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно, понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину! Вот так штука, а? Вы, конечно, скажете, сумасшедший?»

    3.Работа с текстом.

    - Давайте теперь с помощью концептуального анализа выявим основные понятия, которые раскрывают смысл термина «любовь» (выявление концептов).

    Обучающиеся уже знакомы с концептуальным анализом и  легко справляются с заданием.

    Получаем следующие языковые выражения:

    «Прозвучал голос», «как это ни глупо, показалось, что эхо ударило в переулке», «я всю жизнь любил именно эту женщину», «скажете, сумасшедший».

            4. Составление схемы:

            Ученики выполняют работу вместе с учителем  у доски.

            Получается следующая схема:

    3 Выявление места и причины затруднения.

     Работа со словарем.

    Чтобы обучающимся стало более понятно значение данных слов, мы обращаемся к толковому словарю и находим термины:

    Голос – совокупность звуков, возникающих в результате колебания голосовых связок (МАС т.1 с.327).

              Показаться – появиться, стать доступным взору (МАС т.3 с.244).

             Эхо – отражение звука от предметов, отзвук (МАС т.3 с.244).

             Жизнь – 1. Совокупность явлений, происходящих в организмах, особая форма существования материи.  2.  Время такого существования от его возникновения до конца, а также в какой-нибудь его период.                     3. Физиологическое существование человека, всего живого. 4. Деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях. 5. Оживление, проявление деятельности, энергии (МАС т.1 с.484).

              Сумасшедший – страдающий психическим расстройством (МАС т.4 с.305).

            4.Реализация построенного проекта.

      Самостоятельная работа обучающихся.

            Ученики самостоятельно выполняют концептуальный анализ  главы 19.

            Концептуальный анализ отрывка из главы 19 (с. 201)

      «Маргарита сразу узнала его, простонала, всплеснула руками и подбежала к нему. Она целовала его в лоб, в губы, прижималась к колючей щеке, и долго сдерживаемые слезы теперь бежали ручьями по ее лицу. Она произносила только одно слово, бессмысленно повторяя его:

     − Ты… ты, ты…

    Мастер отстранил ее от себя и глухо сказал:

    − Не плачь, Марго, не терзай меня. Я тяжко болен. − Он ухватился за подоконник рукою, как бы собираясь вскочить на него и бежать, оскалил зубы, всматриваясь в сидящих, и закричал: − Мне страшно, Марго! У меня опять начались галлюцинации.

     Рыдания душили Маргариту, она шептала, давясь словами:

    − Нет, нет, нет, не бойся ничего! Я с тобою! Я с тобою!»

                Рассмотрим следующие языковые выражения, которые раскрывают сущность концепта «любовь»:

    «Она целовала его в лоб»,  «прижималась к колючей щеке», «сдерживаемые слезы теперь бежали ручьями по ее лицу», «я тяжко болен», «мне страшно»,

    «опять начались галлюцинации».

    Целовать – прикасаться губами к кому-нибудь в знак любви, дружбы, преданности или благоговения. (ТСРЯ, с. 873).

    Прижаться – тесно прислониться. (ТСРЯ, с.590).

    Слеза – прозрачная, солоноватая жидкость, выделяемая слезными железами. (ТСРЯ, с. 729).

    Болезнь – расстройство здоровья, нарушение деятельности организма. (ТСРЯ, с. 55).

    Страх – 1.Очень сильный испуг, сильная боязнь. 2.События, предметы, вызывающие чувство боязни, ужаса. (ТСРЯ, с. 772).

    Галлюцинация – обман чувств, ложное восприятие вследствие психического расстройства. (ТСРЯ, с. 125).

    5. Включение в систему знаний и повторений.

    В результате нашего исследования мы выявили содержание концепта «любовь» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита».

    Так что же есть любовь по Булгакову?

    Учащиеся перечисляют.

     Концепция любви по Булгакову

    - жизнь;

     - страх потерять любимого;

     - сопереживание;

     - верность;

     - самоотверженность;

     -  борьба;

     - самопожертвование;

     - счастье.

    6. Итог урока.

    Концепт «любовь» репрезентируется как чувство глубокой привязанности к Маргарите, несущее в себе страдание и муку. «Любовь» –  это мука, болезнь, жизнь, эхо в судьбе автора. Поэтому, выявленный личностный смысл – это и личное понимание любви автором, и очередное подтверждение того, что только любовь может снова и снова спасать человека. Автор показывает и грустные стороны  – разрыв отношений, и то, что любовь приходит в жизнь человека по собственному распорядку. Она «поражает мгновенно»  и «навсегда».

    7. Рефлексия.

    - Ребята, на доске записана  фраза «Любовь – это…….» продолжите ее и запишите в своих тетрадях.

    Показав такую любовь, автор говорит о том, что она не может существовать на земле. Поэтому Булгаков переносит героев в другой мир, где дом – это чистый, красивый уголок жизни и в нем нет места для страстей и пошлости.

     Звучит музыка «Мастер и Маргарита» И. Николаева.

    8. Домашнее задание.

    Написать сочинение-рассуждение на тему: «Что дает нам любовь?»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Тема творчества и любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

         Любовь и творчество – вот что может противостоять существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии....

    презентация к уроку "Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"

    презентация к уроку литературы "Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"...

    Статья "Желто-черная гамма в раскрытии темы любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

    ЖЕЛТО-ЧЕРНАЯ ГАММА ЦВЕТОВ В РАСКРЫТИИ ТЕМЫ ЛЮБВИ В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Любовь… Что может быть сильнее этого чувства? По мнению великого Данте, автора «Божественной комедии», именн...

    Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 11 класс

    Конспект урока, затрагивающий тему любви Мастера и Маргариты. Анализ отдельных глав. Мини- сочинение на заданные темы....