Главные вкладки

    : «…кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви…» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
    методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

    Через текст художественного произведения проследить,

     как зарождается чувство любви у героев,

    как оно развивается и крепнет, как борются герои за

    свою любовь,  как претерпевают невзгоды на пути  ее спасения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kto_skazal_tebe.docx28.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    [Введите текст]

    Открытый урок

    Тема урока: «…кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви…»

    (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Учитель: Ковальчук Елена Константиновна

                                                                                                                      Цель урока:

    Через текст художественного произведения проследить,

     как зарождается чувство любви у героев,

    как оно развивается и крепнет, как борются герои за

    свою любовь,  как претерпевают невзгоды на пути  ее спасения.

    1.Звучит муз. Заставка (1 куплет)

    «Любовь -огромная страна»    

    2.  Чтение строк.  

    Все начинается с любви.

      Твердят: вначале было слово      

     А я провозглашаю снова:

    Все начинается с любви

    3.Любовь- вечная тема русской литера                        

        Кто не обращался к ней в своем творчестве?

    -Назовите писателей ,известных вам?

    А.С Пушкин,М.Ю Лермонтов,И.С Тургенев ,А.С Есенин,

    Каждый по- разному представляет себе это чувство.

    .Не стал исключением и Булгаков.

    Его понимание любви отражено в формулировке темы нашего урока.

    Давайте прислушаемся к голосу Булгакова и отправимся в след за ним по следам его героев:

    Мастера и Маргариты и проследим историю их взаимоотношений .

    Любые отношения друг с другом начинаются с встречи (не стала исключением она и для наших героев)

    -чтение наизусть (встреча Мастера и Маргариты)

    -Назовите ключевые моменты

    -На что обратили  особое внимание (имейте в виде, что мы говорим о любви),

    Тревожные желтые цветы, предвещающие разлуку и трагизм, который чаще всего сопровождается настоящая любовь

    Безмолвие (из него всегда вырастает предощущение любви)

    «Мы шли по переулку безмолвно»

    «любовь поразила нас мгновенно, как поражает молния или финский нож»-

    Любовь выскочила как из-под   Земли как выскакивает убийца»,-

    И поразила нас сразу обоих»

    «-Я вдруг понял, что всю жизнь любил именно эту женщину-«мы разговаривали так, как будто знали друг друга много лет»

    -Что особенно поразило Мастера ? (одиночество). Как объясните?

    «Моя трагедия в том, что я живу с тем, кого не люблю…» (Маргарита  Азазелло позже говорит то же самое)

    Он угадал ее, а она его. В маленькой квартирке на Арбате поселилось счастье.

    -Что оно значит в вашем понимании? -Кто его  устроитель?

    (любовь, свобода, творчество)

    -полюбили так крепко, что стали неразлучны.

    -в подвальчике слышится смех

    -он работал, она перечитывала написанное

    -надевала фартук, зажигала керосинку, готовила завтрак

    (хотя в доме мужа никогда не прикасалась к примусу)

    -она сулила славу, подгоняла его

    -говорила, что в романе ее жизнь.

    -Она входила в калитку один раз, в биении сердца до этого он испытывал не менее десяти.

    -она приходила каждый день, а ждать я начинал с утра.», « нараспев повторяла отдельные фразы, говоря, что в нем ее жизнь»

    (ожидание выражалось в том, что он переставлял на столе предметы)

       Маргарита-хозяйка, любимая женщина, друг-единомышленница, живущая заботами того, кого любит.

    Печаль твоя, другим неясная

    Мне сразу сделалась близка

    И поняла я, что ужасная и душная

    В душе моей тоска

    Готова на любые жертвы я,

    Любую боль готова я снести

    Чтобы тебя к себе вернуть, единственный,

    Чтобы любовь нашу спасти…

    -Что стоило Маргарите  возвратить Мастера?

    - Как через речь Булгаков выражает чувства своей героини?

    (когда счастлива, говорит громко и нараспев)

    (когда неприятности, то фразы коротки, отрывисты.)

    -перебирает имущество  Мастера: испорченную огнем тетрадь, фотографию, книжку сберкассы, и при виде их обретает веру, которая и порождает мысль о дьяволе

    -Что это значит?

    «Я верую, шептала Маргарита, я верую»

    Готовность к самопожертвованию.(обоснуйте свой вывод.)19глава с.486 «Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет.ст.491 (19 глава)

    - Чем проникнуты эти строки? (печаль, грусть?) Как объясните?

    В дом постучалась беда.

    Мастеру плохо, у него наступила стадия психического заболевания (роман не мог быть напечатан). Плохо Мастеру- плохо и его возлюбленной.

    -похудела, побледнела, перестала смеяться, просила простить за то, что советовала мне напечатать отрывок.

    Боже мой, как ты болен. За что это? За что? Но я тебя спасу.

    Глаза, вспухшие от дыму и плача.

    «бедная моя, бедная, со мной будет не хорошо, я не хочу, что бы ты погибла со мной».

    - Я погибаю вместе с тобой.

        Сопоставьте состояние Маргариты с исчезновением мастера с состоянием,  когда в душе появляется надежда на встречу с ним.

    - в мучениях прожила Маргарита всю зиму и дожила до весны.

    -почему я живу как сова, под стеной одна? Почему я выключена из жизни?

    - она совсем запечалилась и понурилась (ст490 глава 19)

    -забуду, если исчезнет память.

    …лезу я в какую-то странную историю, но, клянусь, только из-за того, что вы поманили меня словами о нем. У меня кружится голова.

    … я погибаю из-за любви!»- и стукнув себя в грудь, Маргарита взглянула на солнце.

    (Малейшая надежда на встречу- вера укрепляется, решимость, смелость, готовность отдать свою душу даже дьяволу).

        Надежда на то, что ей удастся добиться возвращения своего счастья, сделало Маргариту бесстрашной (глава 22 ст.516), готова к самопожертвованию.

    «скажите одно, он жив? Не мучьте, боже!»(ст 495)

    «Еау» (в этом восклицании великая решимость, готовность пожертвовать).

    «не знаю, на что иду, но иду на все из-за него, потому что ни на что в мире надежды у меня больше нет. Я погибаю из-за любви»(ст.496)

    «под сердцем было холодно, надежда на счастье кружила голову»

        Как автор передает великое напряжение в ожидании Мастера и возвращении ее к жизни?

    «временами ей казалось, что часы сломались и стрелки не движутся»( слышимый ей вальс «сыплющейся в переулке», «сильнее грянул», «обезумевший вальс»).

        С кем по силе любви сопоставили бы вы образ Маргариты (Маргарита Грехтен) Гете «Фауст».

    -С кем из героев романа? (Левий Матвей, хотя тот фанатичен, и поэтому узок;

    Любовь же Маргариты,  как жизнь, всеобъемлюща и, как жизнь, жива.

    Противопоставлена своим бесстрашием воину и полководцу Пилату, по силе преданности собаки Бато).  Воланд о ней: «Тот кто любит, должен разделять участь того, кого любит»).

    -А что значит для вас полет Маргариты, и как он характеризует ее поступки (выросшие крылья, на которых  она ,совершенно окрыленная надеждой мчится к мастеру)

    Как объясните месть? (она мстит по-женски, наказывает обидчиков мастера, что еще раз подчеркивает силу ее любви).

        Это было выше ее сил, она, как могла, «сдерживала и уговаривала себя», страдая при этом.

       Что явилось для Маргариты особой мукой? Самые страшные страдания обрушились на Маргариту на балу (бал, ужин- испытания, из всех испытанийона выходит с честью )    Маргарита, вероятно, единственная из тех ста двадцати двух Маргарит, о которых говорил Коровьев: «Знает, что такое любовь».

       Больное колено, боль в руке и ноге. Всю ночь тряслась ногою, потом, «заплакав от боли  в руке и ноге, повалилась прямо на пол». «Ноги подгибались ,каждую минуту она боялась заплакать. Наихудшее страдание ее причиняло правое колено, которое целовали: оно распухло, кожа на нем посинела».  глава 23.

       Но вот и встреча за разлукой наступила.

       Все страдания и беды позади.

      Достойно выдержала я испытания.

    -Встреча героев (чтение эпизода встречи  по ролям)

    Впечатления от прочитанного:

       «Маргарита сразу узнала его, простонала… всплеснула руками и побежала к нему».

      Что значит шепот и слезы Маргариты? (это проявление великой любви). Не случайно в перевод с греческого «Маргарита»- жемчужина. Женщина- жемчужина, которая несет в жизнь мир, отдавая любовь и возрождая творчество.

        На что обратили особое  внимание?

    а) ей все время хочется оберегать и опекать Мастера (материнская любовь).

    «тебе слишком много пришлось думать, теперь я буду думать за тебя».

    «хочу, что бы лампа загорелась и стало все как было»

    Плачущая Маргарита вселяет в душу Мастера надежду.

    «Они опустошили твою душу,»- эти слова, произнесенные со страшной силой утверждения, пробуждают Мастера.

    « Я никогда не допущу малодушия и не вернусь к этому вопросу»  (вспомните: он все время прогонял Маргариту, боясь за нее).

      «Ну вот ты снова прежний, ты смеешься»

    б) Стремление вернуть Мастеру покой и сохранить его как творца.

       «Вот она, рукопись! Вот она!  (закричала и задрожала она, волнуясь до слез).

       «Маргарита тихо плакала от пережитого потрясения и счастья. Тетрадь, исковерканная огнем, лежала перед нею. Она ласково гладила его рукопись, как гладят любимую кошку, до самого рассвета могла шелестеть листами тетради, разглядывать их, и целовать, и перечитывать слова, боясь, что все это может исчезнуть .

    в) единение (

    «у обоих ныл левый висок»

    «у обоих большие изменения в психике»

    Убедил ли вас Булгаков?

    Из чего же состоит понятие «настоящая любовь? Только ли в книгах?-

    а)верная

    б)преданная

    в)стремление жить интересами того, кого любишь

    г)та, которая проходит через все испытания

    д) поддержка и опора

    е) взаимная

       Так вот такая любовь как и настоящее искусство, и талант- дар, высшее проявление человеческого духа, поэтому она и бессмертна.

       А наши герои его заслужили!

       Пожелаем им счастья в вечном доме, подаренном им награду, где они смогут насладиться своим счастьем. Пусть всегда в их доме горят свечи, при которых Мастер будет писать свои бессмертные творения и пусть свет, исходящий от них, зажигает любовь в сердцах тех, кто ее еще не испытал и пусть звучит в их доме музыка верной, настоящей, вечной любви.

    Д\Р : Сочинение- рассуждение на тему:

    «…кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви…»

     

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Вечные истины в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

    Добро и зло ... Понятия вечные и неразделимые. Где есть добро, там есть и зло ......

    "Тема творчества и любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

         Любовь и творчество – вот что может противостоять существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии....

    презентация к уроку "Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"

    презентация к уроку литературы "Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"...

    Статья "Желто-черная гамма в раскрытии темы любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

    ЖЕЛТО-ЧЕРНАЯ ГАММА ЦВЕТОВ В РАСКРЫТИИ ТЕМЫ ЛЮБВИ В РОМАНЕ М. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА» Любовь… Что может быть сильнее этого чувства? По мнению великого Данте, автора «Божественной комедии», именн...