Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» 11 класс
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Лукомская Наталья Александровна

Конспект урока, затрагивающий тему любви Мастера и Маргариты. Анализ отдельных глав. Мини- сочинение на заданные темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_bulgakovu.docx21.2 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Тема любви в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

Цели:

Обучающие

1 .Продолжить работу над анализом текста.

2.Продолжить работу над деталями художественного произведения.

3. Уяснить главные ценности, о которых говорит писатель

4. Показать неразрывность любви и творчества в жизни писателя и его романе.

Развивающие

1. Развивать монологическую речь учащихся, умение логически излагать свои мысли.

2. Развивать читательскую активность учащихся, создавая на уроке эмоциональные и мотивационные ситуации.

Воспитательные

1.Воспитание любви к ближнему, добра, милосердия, ответственности за свои поступки.

2.Продолжить формирование умений: а) общаться в коллективе; б)

осуществлять самооценку и самоконтроль.

Тип урока: урок-беседа.

Методические приёмы: работа с текстом, беседа по вопросам.

Оборудование: портреты М.А. Булгакова, Е.С. Булгаковой; мультимедийная

презентация; фрагмент фильма «Мастер и Маргарита», аудиозапись, выставка книг.

Эпиграф к уроку:

За мной, читатель! Кто сказал

тебе, что нет на свете настоящей,

верной, вечной любви? Да отрежут

лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной,

и я покажу тебе такую любовь!

М.А.Булгаков.

Ход урока

I. Слово учителя

Здравствуйте! Садитесь. Я очень рада вас видеть, и надеюсь, что тема, затронутая М.А. Булгаковым в романе «Мастер и Маргарита», будет нами раскрыта.

За мной, читатель! Кто сказал

тебе, что нет на свете настоящей,

верной, вечной любви? Да отрежут

лгуну его гнусный язык!

За мной, мой читатель, и только за мной,

и я покажу тебе такую любовь!

- Из какого произведения эти слова?

Да, действительно, они из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита», одной из ведущих тем которого является тема любви между главными героями: Мастером и Маргаритой.

Сейчас вы увидите фрагмент из фильма - эпизод первой встречи Мастера и Маргариты.

- Попытайтесь охарактеризовать разговор героев, опираясь на текст романа и просмотренный эпизод.

(Кадр из фильма)

- О чём этот разговор? (Мнения учащихся)

- Можно ли по этому разговору догадаться о силе вспыхнувшего чувства, о том, что Маргарита продаст душу дьяволу ради любимого? (Мнения учащихся)

- И, тем не менее, в главе есть такие строки, которые говорят о роковой любви, предопределённой самой судьбой. Найдите их и прочитайте. (гл.13, с. 133 «Любовь выскочила перед нами.. ..Так поражает финский нож!»)

-Проследим, как развивалось это роковое чувство? Обратимся к рассказу Мастера.

(гл.13 «Она приходила.....я шёл ей открывать» «...в первые дни своей

связи... созданы друг для друга навек»)

- В этом описании много важных деталей. На какие же детали обращает наше внимание писатель?

( эмоциональное состояние; туфли с чёрными замшевыми накладками-бантами, стянутыми стальными пряжками).

-О чём говорит эта деталь? Только ли о том, что он запомнил эти туфли? Или ещё о чём-то? (Туфли дорогие.) (Влюблённый замечает и помнит всё, что связано с любимой женщиной.

- Найдите ещё детали, которые говорят о благосостоянии Маргариты.

(Чёрный шёлк).

- А может она на последние деньги купила туфли, шёлковое платье? -Где и как у Булгакова об этом сказано?

(гл.19. Многие женщины всё что угодно отдали бы за то, чтобы променять

свою жизнь на жизнь М.Н. ...Маргарита Николаевна никогда не

нуждалась....)

- -А есть ли детали, говорящие о нищете жилища Мастера (две комнаты в подвале особнячка, красная потёртая мебель, закопченный потолок, печка). -Детали контрастные: дама в дорогих туфлях спускается в бедный подвал.

ФРАГМЕНТ ВИДЕО

- Для чего Булгаков использует контрастные детали в этом эпизоде? (Для любви быт не помеха)

Вывод: Трудно, наверное, поспорить с тем, что для настоящей любви быт - не помеха. Быт в любви - не главное. Ей даже нравилось готовить, вытирать пыль. Ведь все более чем прозаично: фартук, керосинка, испачканные пальцы. Ведь почти нищета. О возможности быть счастливым с любимым человеком в любых условиях, даже самых неблагоприятных, говорит большая литература. Ведь истинная ценность любви неизмеримо выше бытовой стороны нашей жизни.

- Что же объединяло влюблённых, кроме их чувства?

- Были ли у них общие интересы?

(Да. Он лихорадочно работал над романом, и эта работа поглотила и её.)

- Обратимся к тексту. Прочитайте. (Гл.13. Запустив в волосы....в этом романе - её жизнь.)

Она была Музой, критиком, единственным читателем и соавтором.

Вывод: Итак, мы убедились, что в этом романе тема любви тесно переплетается с темой творчества, о которой вы будете говорить отдельно.

Вернёмся к нашим влюблённым.

Роман был написан в августе, но его не печатали, а лишь критиковали. А затем уличили Мастера в том, что он не похож на них, не так мыслит, не так чувствует. «Настали безрадостные осенние дни...»

- С какими событиями в жизни Мастера и Маргариты связано это время года?

- Найдите и зачитайте детали, характеризующие это время года.

(Осень, дни безрадостные, стал бояться темноты, заболел.). - Что стало с их отношениями? (гл.13 Маргарита стала все чаще уходить домой. Она хотела объясниться с мужем. «Это было в половине октября, в сумерки... «Через четверть часа после того, как она покинула меня, ко мне в окно постучали...)

Учитель: А когда в половине января, ночью, он вернулся в том же самом пальто, но с оборванными пуговицами, в его квартире уже обитал Алоизий Могарыч, провокатор и доносчик, и Мастеру ничего не оставалось, как идти в клинику для душевнобольных.

Вывод: Мы видим, что эволюция любви "Мастера и Маргариты тесно связана со сменой времён года.

- Работая с текстом, мы постоянно обращаемся к художественным деталям.

У Булгакова прием детализации - излюбленный. Каковы же истоки приверженности к деталям? И нет ли здесь литературной традиции?

(Это гоголевская традиция, которую Булгаков считал эталоном литературы. Мне кажется, что эпизод, в котором Мастер сжигает свой роман, напоминает реальную историю о том, как Гоголь сжёг 2 том «Мёртвых душ»).

- А как Маргарита боролась за свою любовь, за право быть рядом с любимым? (Она согласилась продать душу дьяволу)

- Чем отличается героиня, продавшая душу дьяволу, от ведьмы в традиционном изображении? Докажите текстом, (гл. 21 « Скользнув к третьему этажу....- мальчик спал»).

Учитель: Я не могу не сказать об отношении православной церкви к этому произведению. Оно отрицательно, потому что Маргарита продала душу дьяволу. Но мы, читатели, видим в Маргарите качества православного человека, она не растеряла их. Какие это качества? (Милосердие, любовь)

Обратимся к главе «Бал у сатаны». Ради чего Маргарита обнажённая, с тяжёлой цепью на шее терпит все мучения в течение нескольких часов? (Ради того, чтобы быть вместе с любимым).

Учитель: Тем не менее, Маргарита бесцельно тратит дар Воланда, единственное заветное желание, прощая Фриду.

- Кто эта женщина, Фрида, и в чём ее злодеяние?

- Почему героина просит за Фриду, а не за Мастера? (Потому что она исключительной доброты человек).

«Я хочу, чтобы Фриде перестали подавать тот платок». И всеведующий дьявол был потрясен. Он дьявол, он все знает, даже то, что рукописи не горят. Но он не знает мира любви и мира милосердия. Фрида была прощена.

Учитель: И Воланд оценил её порыв. (Читаю фрагмент : «Это не в счёт...»)

И они вновь были вместе.

Учитель: Я думаю, можно уже подвести итог нашему разговору.

- Как вы думаете, какую любовь можно назвать роковой, настоящей?

(Полный отказ от всех благ, жертвенность, сохранение великодушия...)

- А равноправны ли мужчина и женщина в этой любви?

- Откуда же Булгаков взял это описание любви? Ведь трудно такое выдумать, если сам не прочувствовал. (Прототипом Маргариты стала Елена Сергеевна Шиловская, а прототипом Мастера - сам автор, да и вся история любви была словно списана с натуры-.)

- Что воплощает в романе Маргарита? (Абсолютную любовь, идеал, стоящий выше всего, - даже выше христианского идеала спасения души.)

Настоящая любовь всегда жертвенна. Недаром о ней создано столько легенд, недаром о ней столько пишут поэты. Настоящей любви покорны все преграды. Силою любви отбивают у болезни любимых, спасают от смерти

Пусть велика земля, но даже и она

Имеет свой предел,

Но в мире этом есть одно,

Чему конца не будет никогда

И это бесконечное - любовь!

- Как вы считаете, возможна ли в наши дни такая любовь?

(Мнения учащихся)

Слово учителя. Итак, Мастер и Маргарита вместе. Им дарован покой, а не тьма. А как же Михаил Афанасьевич и Елена Сергеевна? Мрачные стороны романа все больше вторгались в жизнь. Булгаков начал слепнуть. Он находился в таком состоянии, что любая одежда причиняла ему боль. Лежал на кровати с какой-то набедренной повязкой, похожий на распятого героя своего романа. И будто сбывалось главное, предсказанное богом и дьяволом. Он не заслужил света, он заслужил покой. Света не "было в прямом смысле. Он был слеп.

Шел 39 год XX века. 49 год жизни Булгакова. Тяжело больной, Михаил Афанасьевич работает над романом. Елена Сергеевна записывает. - Он мне ненавистен, этот роман - ответил Мастер. Я много испытал из-за него. «Я умоляю тебя - жалобно проговорила Маргарита, - не говори так. За что же ты меня терзаешь? Ведь ты знаешь, что я всю жизнь вложила в эту свою работу».

А в дневнике Елена Сергеевна для себя писала: «Я люблю роман бесконечно».

Последнее, что слышал угасающий Мастер, это клятву жены:

« Я даю тебе честное слово, что я перепишу роман, что я подам его, тебя будут печатать». А он ответил: «Чтобы знали, чтобы знали». Рядом была она, его милая, добрая, верная подруга, на руках ее и скончался Михаил Афанасьевич Булгаков. Это случилось 10 марта 1940 года. Последнее, что услышал угасающий Мастер, была клятва жены: «Я даю тебе честное слово, что я подам его, тебя будут печатать». Едва понятно Мастер ответил: «Чтобы знали... Чтобы знали...»

Он заслужил покой, закончив роман. Но роман не был напечатан, и не было покоя ей. Елена Сергеевна проживет еще 30 лет; и сделает всё, что обещала мужу, и увидит роман напечатанным, и будет гладить обложки журнала «Москва» с романом своего Мастера.

Часто, делясь воспоминаниями о жизни, прожитой с Булгаковым, Елена Сергеевна говорила: «Если многие считают, что у меня была трагическая жизнь, я отвечу - нет: это была самая светлая жизнь, какую может выбрать себе самая счастливая. Счастливее женщины, какой я тогда была, не было». (Воспоминания о Михаиле Булгакове. М. «Советский писатель». 1988. с.390)

- Счастье, познанное Еленой Сергеевной и Михаилом Афанасьевичем, имеет отношение и к Липецкому краю. Нам, липчанам, особенно приятно, что существует тонкая и сложная взаимосвязь между романом М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» и городом нашей области Лебедянью.

(Слово Елене Сергеевне – Беляевой. Сообщение подготовленного ученика)

Не имея прямых аналогий, незримо и тайно проступает на страницах романа Лебедянь.

Связующая солнечная нить вводит в одну поэтическую орбиту огромный солнечный город и маленькую тихую Лебедянь. Эта же невидимая нить протянулась из Лебедяни в Москву, подчёркивая какую-то мистическую, за гранью реальности связь двух любящих сердец.

- И еще немного о наших краях, их отношении к великой русской литературе. (Дмитрий Пожидаев)

Обращение к выставке книг

Мы много говорили о любви Мастера и Маргариты. Про реальную любовь более подробно вы сможете узнать из книги «Воспоминания о Михаиле Булгакове, в которой опубликованы дневники Елены Сергеевны Булгаковой. Дневники принадлежат той, которая была верной женой гения, его Музой, а для всего мира - блистательной Маргаритой.

О жизни М.А.Булгакова вы сможете узнать из книги Виктора Петелина «Жизнь Булгакова».

Домашнее задание: наброски к сочинению

Красивое завершение – аудиозапись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «…кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви…» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Через текст художественного произведения проследить, как зарождается чувство любви у героев,как оно развивается и крепнет, как борются герои засвою любовь,  как претерпевают невзгоды на пути...

"Тема творчества и любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

     Любовь и творчество – вот что может противостоять существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии....

презентация к уроку "Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"

презентация к уроку литературы "Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....