Главные вкладки

    Урок литературы на тему "Тема любви в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита»"
    план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме

    Комлачева Юлия Андреевна

    Урок литературы в 11 классе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок литературы в 11 классе.

    Комлачева Ю.А., учитель МБОУ СОШ №11г. Брянска

    Тема любви в романе М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита»

    Цель: рассмотреть концепцию любви М.А. Булгакова.

    Задачи :

    1) выяснить авторскую позицию по отношению к героям произведения;

    2) помочь понять разноплановость повествования;

    3) продолжить формирование умения анализировать текст, аргументированно доказывать собственное мнение;

    4) развивать речь, критическое мышление, кругозор учащихся;

    5) воспитывать трепетное отношение к женщине, к любви,

    воспитывать художественный вкус.

    Оборудование:  презентация учителя, компьютер, проектор, учебники, тетради, текст романа М.А.Булгакова “Мастер и Маргарита”, раздаточный материал, иллюстрации учеников, репродукции картин.

                                                       Ход урока.

    Вводное слово учителя,

    Есть книги, к которым невольно возвращаешься… И даже не важно, понравилось тебе произведение или нет, только что перевернул последнюю страницу или много лет назад. Главное, что в ней есть что-то особенное. Одна из таких книг - бессмертный роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».

    В России нет, пожалуй, ни одного человека, который с 1966 года, когда это произведение впервые увидело свет спустя 26 лет после смерти своего создателя, не прочел бы это творение. Первому из читателей своего вечного романа, пришедшему на могилу автора, Булгаков завещал половину гонорара. И одному из московских журналистов вдова писателя, Елена Сергеевна, прямо на кладбище вручила пухлый конверт с деньгами…

    Не останетесь без гонорара и вы, за активную работу на уроке, на которую я надеюсь, вы получите хорошие оценки.

    Сообщение темы и целей урока.

                   Сегодня речь пойдет о любви, о Мастере и той, которая вдохновляла его, помогала творить и в итоге сделала его Мастером. Ее имя Маргарита. Глава 19, названная ее именем, начинается словами: «За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!».

    Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке?

    Чтобы убедиться, что любовь Мастера и Маргариты – явление исключительное, перечислите любовные пары, известные по произведениям русской классики.

    Учащиеся перечисляют:

    Евгений Онегин и Татьяна;

    Ленский и Ольга;

    Болконский и Ростова;

    Безухов и Ростова;

    Раскольников и С. Мармеладова и т.д.

    Учитель: Достаточно, сейчас мы прервем этот перечень и вернемся к данному разговору лишь в конце урока, чтобы сравнить перечисленных героев по силе чувств и выражению любви и сделать вывод, а пока вспомните, как Маргарита вошла в жизнь Мастера.

    Инсценированное чтение сокращенного фрагмента (глава 13).

    Учитель: Ваши одноклассники помогут вам в этом. Задача: определить роль цветовой гаммы в данном эпизоде.

    Автор: Она шла по Тверской и несла в руках отвратительные тревожные желтые цветы. Черт их знает, как их зовут, но они первые почему-то появляются в Москве. И эти цветы очень отчетливо выделялись на черном ее весеннем пальто. Она несла желтые цветы! Нехороший цвет… И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!
    Повинуясь этому желтому знаку, я тоже свернул в переулок и пошел по ее следам…
    И вообразите, внезапно заговорила она.

    Маргарита: Нравятся ли вам мои цветы?

    Мастер: Нет.

    Маргарита: Вы вообще не любите цветов?

    Мастер: Нет, я люблю цветы, только не такие.

    Маргарита: А какие?

    Мастер: Я розы люблю.

    Автор: Тут я пожалел о том, что сказал, потому что она виновато улыбнулась и бросила свои цветы в канаву. Растерявшись немного, я все-таки поднял их и подал ей, но она, усмехнувшись, оттолкнула цветы, и я понес их в руках…

    Учитель: Какую цветовую гамму использовал автор? Кто из писателей  большое внимание уделял цвету?

     Учитель: Действительно, Булгаков использует традиции предшественников.

      Герой произведения сам говорит о том, что желтый – нехороший    цвет. Но словно под гипнозом, он следует за желтым знаком.

    - Что вносит в описание такая цветовая гамма?

    Ученики: Цветовая гамма вносит в описание зарождения любви тревогу, предчувствие трагизма, которое углубляется удивительной булгаковской метафорой: “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”

    Учитель: Кто же такая эта Маргарита? Что мы узнаем из ее предыстории?

                       Маргарита Николаевна красива, умна. Ей 30 лет.
    Замужем, но бездетна. Муж крупный специалист, молод, красив, честен. У нее прекрасный особняк в готическом стиле в одном из садов близ Арбата. Она могла купить все, что ей нравятся. Никогда не прикасалась к примусу и держала прислугу. Она окружена интересными людьми.
    - Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!.. - восклицает автор. Попытайтесь ответить на этот вопрос.

    Ученики: Она испытывала потребность любить. Была одинока.

    Учитель: А муж?

    Ученики: Маргарита Николаевна не испытывала к мужу ответного чувства, хотя все время помнила, что он у нее есть и, несомненно, уважительно относилась к супругу.

                                           Обращаемся к тексту

    Учитель: Ребята, вспомните стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Путь». Перед вами распечатки со стихотворением . Прочитайте его.

                       Выразительное чтение наизусть стихотворения подготовленным учеником

                                             Путь к любви.

                         Все чувства могут привести к любви, к страсти, все: ненависть, сожаление, равнодушие, благоговение, дружба, страх, - даже презрение. Да, все чувства... исключая одного: благодарности. 
       Благодарность - долг; всякий честной человек плотит свои долги... но любовь - не деньги.

    Учитель: О чем это стихотворение?

    По-видимому, так же сложилась судьба Маргариты Николаевны.
    Внешне благополучная, богатая, молодая, красивая, она на самом деле несчастна и одинока.
    Она призналась Мастеру, что с желтыми цветами в руках она вышла, чтоб он наконец ее нашел и что, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее была пуста”.
    Булгаков рассказывает о Маргарите так, словно знает о ней все и любит, как Пушкин свою Татьяну.
    Историю Мастера и Маргариты Булгаков писал “кровью сердца”.

    Кто же послужил прототипом Маргариты Николаевны?

    Сообщение учащегося о Елене Сергеевне Шиловской, которая прежде чем стать супругой Булгакова была женой крупного военачальника…

    Учитель: Значит, чтобы так описать любовь, Булгакову суждено было все это пережить самому.

                      Как изменилась жизнь Маргариты, когда в нее вошел Мастер?

    Ученики: Она приходила в подвальчик, надевала фартук, зажигала керосинку (чего никогда не делала раньше) и готовила завтрак. Она без конца перечитывала роман Мастера, подгоняла его, сулила славу. Она вдохновляла автора и по сути являлась соавтором создаваемого романа.

    Учитель: Одиночество кончилось. Она стала подругой Мастера. Итак, возлюбленная по Булгакову – это подруга. Но только ли подруга? Вспомните, на что идет Маргарита ради спасения Мастера?

    Ученики: Становится ведьмой, продав душу дьяволу

    Учитель: Значит, возлюбленная, по мнению Булгакова, это и ведьма.

    Какие детали указывают на это?

    Маргарита слегка косит, что свойственно юным ведьмам.

    А теперь посмотрим на Маргариту в роли ведьмы.

    Художественный пересказ отрывка «Погром в квартире    Латунского»

    Учитель: Как ведет себя Маргарита в этом эпизоде?

    Ученики: В ней просыпается ярость, она мстит.

    Учитель: Итак, настоящей ведьмой Маргарита стала ради встречи с Мастером. И при этом, она становится милосердной при виде испуганного ребенка. Также  по Булгакову возлюбленная – это королева, ибо каждая женщина – королева, когда ее любят. Королевой  Маргарита была для Мастера, и королевой утверждает ее Воланд на своем балу, увидев в ней породу.Посмотрим на Маргариту в роли королевы. Такой ее увидел режиссер В.В.Бортко.

                Просмотр видеофрагмента «Маргарита на балу у Воланда»

    Учитель: В этих эпизодах мы увидели Анну Ковальчук в роли Маргариты.

     Главная задача Маргариты всех одарить вниманием и любовью.   «Если кто-нибудь не понравился…нужно полюбить его, полюбить, королева».Эти слова Коровьева перекликаются со словами Иешуа : «Все люди добры». Снова становится очевидной главная мысль романа о милосердии и всепрощении. Ведь гости Маргариты- великие грешники, и с каждой минутой самочувствие Маргариты ухудшается. Но она по-королевски сильна и по-королевски горда. На эти страдания Маргарита обрекает себя ради встречи с Мастером, но после бала Воланд словно забывает о награде.

    «Только бы выбраться отсюда,- думает Маргарита, - а там дойду до реки и утоплюсь». Когда же наконец Воланд спрашивает ее, что хотела бы она сказать на прощание, она надменно отвечает : «Я очень повеселилась на балу, так что если бы он продолжался еще, я охотно бы подставила мое колено , чтобы к нему прикладывались тысячи висельников и убийц». И наконец, когда ей предлагают награду, то она просит не за Мастера, а         за Фриду. И это тоже по-королевски, сдерживать слово, если имел неосторожность подать кому-либо надежду.

    Итак, Воланд не ошибся в выборе королевы. Она доказала право на этот титул. В сцене бала реализуется одна из главных мыслей романа :страдание очищают человека, и всякий, в ком проснулось раскаянье, заслуживает прощения.И когда, наконец, князь тьмы готов выполнить ее сокровенное желание, она нем просит , а приказывает , как королева. «Я хочу , чтобы мне сейчас же, сию секунду вернули моего любовника!» Так кто же сильнее в любви из двух возлюбленных?

     Итак, образ Маргариты складывается из трех составляющих. Это подруга, ведьма и королева одновременно.

    Такой ее видел Булгаков. А я предлагаю вам посмотреть на Маргариту в живописи.

     Индивидуальное задание. Рассказать о том, как представлен образ Маргариты в живописи.

    А вот как ученица нашего класса видит этот образ

     Творческое задание. Портрет Маргариты.

     Какие работы вам понравились?

    Вернемся к нашему уроку. Вы перечислили любовные пары из русской классической литературы. Есть ли среди них возлюбленные, имеющие аналогию с Маргаритой?

    Ученики : Ярославна – в ней есть что-то от ведьмы, она заклинает силы природы; Маша Миронова- в ней смелость, решительность и самоотверженность; Сонечка Мармеладова – последовала за возлюбленным нам каторгу и спасла его душу.

    Учитель: Безусловно, в русской литературе и до Булгакова существовали страницы самоотверженной верной любви , но булгаковская пара познала все леденящий душу страх и психиатрическую больницу, восторг полета, шабаш ведьм, бал великих грешников. Согласитесь, таких героев еще не знала русская литература. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: «За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!»

    Подведение итогов.

    А я хочу продолжить слова Булгакова цитатой из повести Куприна «Поединок». « Такая любовь, для которой совершить подвиг, отдать жизнь, пойти на мучения вовсе не труд, а одна радость».

    Наш урок подошел к концу, желаю вам такой любви, которая бы приносила только радость!

    Как вы думаете, мы выполнили задачу, которую ставили в начале урока?

    Домашнее задание.

    Написать сочинение-рассуждение, ответить на вопрос « Возможна ли такая «настоящая», верная, вечная любовь в наше время?»

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    : «…кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви…» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

    Через текст художественного произведения проследить, как зарождается чувство любви у героев,как оно развивается и крепнет, как борются герои засвою любовь,  как претерпевают невзгоды на пути...

    "Свидание с Мастером" (урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита")

    Урок – обобщение по творчеству М. Булгакова  проводится в форме игры.  Класс заранее делится на 3 команды. За правильные ответы выставляются баллы (для удобства можно приготовить жетоны). Иг...

    "Тема творчества и любви в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

         Любовь и творчество – вот что может противостоять существующему злу. С любовью и творчеством связаны и понятия добра, прощения, понимания, ответственности, истины, гармонии....

    Урок литературы,11 класс ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

    Конспект урока с презентацией. В ходе подготовки к уроку учащимися был разработан и проведен социологический опрос. Итогом урока стали творческие проекты....

    презентация к уроку "Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"

    презентация к уроку литературы "Тема любви в романе М.А.Булгакова"Мастер и Маргарита"...