Урок литературы,11 класс ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ М.А.БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Конспект урока с презентацией. В ходе подготовки к уроку учащимися был разработан и проведен социологический опрос. Итогом урока стали творческие проекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_i_margarita.rar927.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы, 11 класс.

ЛЮБОВЬ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»

Цели:

обучающие - проследить, как развивается сюжетная линия Мастер -Маргарита; уяснить нравственные уроки М.А. Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель; раскрыть красоту, доброту, искренность чувств булгаковских героев; проследить связь сюжетной линии Мастер - Маргарита с фактами биографии писателя.

развивающие - совершенствовать навык анализа текста, развивать умение подтверждать свои ответы текстом произведения, т.е. цитатами.

воспитывающие - воспитывать доброе, чуткое отношение к окружающим людям, стремление к истинным ценностям: свободе личности, милосердию, честности, вере, любви.

1. Звучит текст:

Я пришел к мудрецу и спросил у него:

«Что такое любовь?»

он сказал: «Ничего».

Но я знаю, написано множество книг.

«Вечность»,- пишут одни,

А другие, что миг.

То огнем опалит,

То растает как снег.

Что ж такое любовь?

Хотелось бы у вас спросить о... любви. Просто почему-то в моей голове по отношению к ней стоит гигантский знак вопроса. Я и раньше знал, что то, что вокруг меня - не есть любовь, а что-то... что-то... что-то не то. Помогите мне найти ответ на этот вопрос.

Как мы сформулируем проблему, поднятую автором данного письма?

Какие задачи мы поставим перед собой?

Как и где мы будем искать ответ на этот вопрос?

В романе представлено три мира. Назовите их?

Для поиска ответа на поставленный вопрос я тоже предлагаю вам путешествие во времени.

Времен меняются, приходят новые поколения, у которых, казалось бы, все не такое, как у прежних; вкусы, интересы, жизненные цели. Но труднорешимые личные вопросы психологии человека – материал неподатливый, меняющийся медленно. Поэтому нынешних подростков, как и их родителей в своё время, волнует все то же: как обратить на себя внимание того, кто тебе нравится? Как отличить увлечение  от настоящей любви? И, конечно, главное: что такое любовь?

Вот и попробуем найти ответ, обратившись к трем поколениям: поколение начала 20 века, представленное Михаилом Булгаковым, поколение конца 20 века – ваши родители, педагоги, и новое поколение – поколение века 21. И не только будем искать этот ответ, но и подумаем, как его оформить так, чтоб он был понятен представителям любого поколения.

Работа с текстом романа:

Тема любви, творчества для русской литературы традиционна. Назовите произведения, в которых раскрывается тема любви? ( «Гроза» Н. Островского, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова, «Евгений Онегин» А. Пушкина, «Гранатовый браслет» И. Куприна…)

Но мы изучаем необычный роман: показана любовь женщины необыкновенной, женщины-ведьмы.

- Найдите, какими словами начинается 2 часть книги, глава 19, которая называется «Маргарита»

«За мной читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»

Выведем  формулу любви по Булгакову, такой любви, которую испытал и сам писатель. Мы уже отмечали, что роман содержит факты биографии писателя

Многое в произведении является нереальным, фантастическим. Скажите, а история любви - вымысел автора? (Связь с биографией Булгакова – история любви Михаила Афанасьевича и Елены Сергеевны.) Всё необычно в романе: герои, сюжет, любовь. И необычна эта любовь с самого начала

(просмотр эпизода из х/ф В. Бортко «Мастер и Маргарита» -

«Встреча 2 одиноких людей»).

       - Были ли счастливы Мастер и Маргарита до встречи друг с другом?

Нет. Маргарита - «невиданное одиночество в глазах»

-        Как жила Маргарита до Мастера?

У нее все было: дом, деньги, она не нуждалась ни в чем. Стр. 223 - зачитать.

-        Раз у нее все было, чего же ей не хватало?

Любви, понимания и т. п. Ее муж - очень крупный специалист, провести параллель с Берлиозом, Римским и т.д.

-        Только ли возлюбленной стала Маргарита для Мастера? Она стала для него ангелом - хранителем, вдохновителем

-         Каковы самые счастливые минуты встречи Мастера и Маргариты?

глава 13 стр. 149 - зачитать.

-        В чем же заключается счастье? Ведь все более чем прозаично: фартук,
керосинка, испачканные пальцы. Почти нищета.

Булгаков говорит о возможности быть счастливым с любимым человеком в любых условиях, даже самых неблагоприятных.

Булгаков с благодарностью говорил Елене Сергеевне: «Против меня был целый мир - и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно. В жизни, как и в романе, радость, счастье не в богатстве.

-        Счастье - не в богатстве. Какие страницы романа убеждают нас в
этом?

Анализ эпизода с фотокарточкой

Каково же  назначение образа Маргариты. Послушаем стихотворение, написанное учеником 11 класса.

В том, в чём никто не может быть уверен,

В той жизни, чей сюжет похож на сон,

Где сатаной на прочность мир проверен,

Безумно влюблены Она и Он.

Она, что за любовь на всё согласна,

Чьё сердце для него всегда открыто.

Она умна, красива и опасна,

Она - великий символ - Маргарита.

Он - Мастер, он аскет, почти монах.

Он облачён в больничное тряпьё.

Он тот, что со слезами на глазах

Ушёл, чтоб было лучше для неё.

Она готова с ним несчастной жить.

Он - без неё, чтоб счастлива была.

Какие есть… Не нам с тобой судить,

Что за любовь фортуна им дала.

Ведь что такое в сущности любовь?..

Когда для дорогого человека,

Какая бы ни встретилась помеха,

Не пожалеешь свою душу, плоть и кровь!

 - Символом чего является героиня?

(Символом вечной жертвенной любви, дарующей веру и надежду…)

 - Чем жертвует Маргарита ради любви? (в каком эпизоде мы это можем найти?)

(Всем, даже своей душой, так как продает ее дьяволу.)

Да, любовь способна на многое. Что совершает любовь женщины в романе?

 (Спасает Мастера, роман о Понтии Пилате, где поставлены острые вопросы, актуальные всегда.)

Скажите, а такая любовь – выдумка автора или возможна на нашей грешной земле?

Как об этом говорят люди, представляющие поколение конца 20 века?

(Выступление девочек с анализом анкет)

Совпадает ли их точка зрения с Булгаковской?

Теперь обратимся к молодому поколению, представителям 21 века.

(Выступление мальчиков с анализом анкет)

Так что же есть настоящая любовь? Прошу оформить ваш ответ в той форме, какая вам покажется ярче, интереснее, доступнее.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Выступление учащихся.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Письменно ответить на вопрос: В чём сила и слабость Мастера?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Их воскресила любовь?» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Разработка урока литературы в 11 классе   (2 часа)...

ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ: «ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ ГЕРОЕВ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"»

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова, на котором учащиеся имеют возможность провести глубокий анализ художественного текста, исследовать историю любви главных героев, уяснить нравствен...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....

конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"

конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" .  План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...