Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»
план-конспект занятия по литературе (11 класс)

Житникова Надежда Викторовна

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx33.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе

М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Цель:  выявить тайнопись автора в романе «Мастер и Маргарита»

Задачи: 

1)   изучить мотив Апокалипсиса в произведении;

2) осуществить поиск булгаковских адаптаций апокалипсического мотива в произведении;

3) обозначить образы всадников в контексте романа, сопоставив булгаковских героев с всадниками Апокалипсиса из «Откровения» Иоанна Богослова;

Мотив Апокалипсиса в романе

Некоторыми исследователями романа «Мастер и Маргарита», такими, как Урманбаев Е.Б., Макаров Д. В., отмечается апокалипсический мотив в произведении. Прежде чем рассуждать на данную тему, необходимо дать определение Апокалипсису и уже впоследствии его мотиву в романе «Мастер и Маргарита».

Что такое Апокалипсис? Кто ответит на вопрос?

Понятие «Апокалипсис» трактуется достаточно широко.         1)Апокалипсис – вместе со словом Армагеддон употребляется в значении конца света или катастрофы планетарного масштаба;

2) Апокалипсис –  название по первому слову последней книги Нового Завета в Библии «Откровение Иоанна Богослова», описание катаклизмов и чудес, предшествующих.  Второму пришествию Иисуса Христа на землю.

Мотив (от лат. moveo – двигаю) - повторяющийся компонент фольклорного или литературного произведения, обладающий повышенной значимостью. Особую популярность понятие «мотив» обрело в литературоведении ХХ века, при этом его содержание значительно расширилось. Так, современные литературоведы иногда отождествляют мотив с темой произведения. Часто под мотивами понимают ключевые, опорные слова-символы, несущие в тексте особую смысловую нагрузку. Такие «вехи» может интуитивно ощутить в произведении чуткий читатель, и они часто становятся предметом исследования учёного-филолога.

В романе «Мастер и Маргарита» особая роль отведена религиозным мотивам. Удивительная структура произведения отличается трёхплановостью: действие романа разворачивается в Москве тридцатых годов ХХ века, в Ершалаиме и в фантастическом мире Воланда и его свиты. В ершалаимских главах М.А. Булгаков уходит от канонического изображения сюжетов Евангелий. Особое видение религиозных мотивов автором можно объяснить словами его героя Воланда, обращёнными к Берлиозу: « - Помилуйте,- снисходительно усмехнувшись, отозвался профессор,- уж кто-кто, а вы-то должны знать, что ровно ничего из того, что написано в Евангелиях, не происходило на самом деле никогда, и если мы начнём ссылаться на евангелия как на исторический источник...».

Эти слова, данные уже в третьей главе романа, настраивают читателя на несколько отличное от канонического восприятие и отношение к религиозным мотивам произведения. Произведение отличается мистичностью и символичностью, Булгаков по-своему интерпретирует библейские сюжеты, призывая читателя размышлять над идеями, положенными в основу романа.

Не стоит отождествлять эпизоды «Мастера и Маргариты» с эпизодами Евангелия. Роман Булгакова – это художественное произведение, в ткань которого причудливо вплетены религиозные мотивы. Одним из таких мотивов, присутствующих в романе, является мотив Апокалипсиса.

Булгаков рос в религиозной семье. Отец писателя был  профессором Киевской Духовной Академии, оставившим ряд монографий по сравнительному богословию, оба деда являлись священниками. Автор «Мастера и Маргариты» был хорошо знаком с духовной литературой: Новый Завет, Ветхий Завет, Евангелие, Апокалипсис и другие произведения были тщательно изучены  М.А. Булгаковым. Ещё одним свидетельством знания писателем текста Апокалипсиса является его произведение «Белая гвардия» - в первой его части присутствует эпиграф: «И судимы были мертвые по написанному в книгах сообразно с делами своими…». Он взят из Откровения Иоанна Богослова, иначе – Апокалипсиса. Оперируя данными фактами, мы можем  сделать вывод о возможности присутствия апокалипсического мотива в «Мастере и Маргарите».

Аналогию между текстом Апокалипсиса и романом «Мастер и Маргарита» можно наглядно проследить в заключительных главах произведения Булгакова.

 В 19 главе «Откровения» подводится итог суду над Вавилоном. Булгаков, видимо, проводит параллель между Вавилоном и Москвой. Этот факт подтверждает мысль о развитии истории по спирали. Михаил Афанасьевич намекает на вневременной характер романа множественными символами (символика «вечных» солнца и луны; связи между персонажами, относящимися к разным планам).

 Например, образ изломанного солнца словно говорит о невозможности существования мира, находящегося под этим самым солнцем («...в окнах, повёрнутых на запад, в верхних этажах громад зажигалось изломанное ослепительное солнце» - глава 29 «Судьба Мастера и Маргариты определена»). Расколотое, изломанное солнце у Булгакова – символ неверия. Не случайно изломанное солнце видит перед смертью атеист Берлиоз. Можно провести сравнение с текстом «Откровения» Иоанна Богослова: Откр.8:12. «Четвёртый Ангел вострубил, и поражена была третья часть солнца...».  

Ещё одним выражением апокалипсического мотива является огонь. Горят Торгсин, нехорошая квартира, дом Грибоедова, подвал Мастера.  С одной стороны, это очистительный огонь, приносящий покой Мастеру и Маргарите и стирающий с лица земли следы деяний Воланда и его свиты. Однако, с другой стороны, результат неутешителен – новый Вавилон объят огнём. При проведении аналогии с текстом Апокалипсиса поистине страшное звучание принимают слова Азазелло: «Тогда огонь!.. Огонь, с которого всё началось и которым мы всё заканчиваем». С помощью огненной символики Булгаков указывает на возможную гибель человечества за пороки и неверие.

Существуют и другие символы, на которые стоит обратить внимание при прослеживании аналогии «Мастера и Маргариты» с текстом «Откровения». Долгожданное воссоединение Мастера и Маргариты можно соотнести с бракосочетанием Агнца. Присутствие в романе такого персонажа, как Абадонна, свидетельствует об обращении Михаила Афанасьевича к Апокалипсису Иоанна Богослова, поскольку имя Абадонны восходит к упомянутому в Откровении ангелу бездны по имени Аваддон: Откр. 9.11. «Царём над собою она имела ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон...». Свист Бегемота и Коровьева в контексте произведения воспринимается как аналог трубного гласа, возвещающего о Страшном Суде. Словно намёком на Страшный Суд звучат слова Воланда: «...сегодня такая ночь, когда сводятся счёты».

Булгаков словно оставляет мир в ожидании Страшного Суда, предварительно разоблачив людские пороки в процессе раскрытия сюжета романа. Таким образом, можно говорить о предупредительном и пророческом характере апокалипсического мотива в романе «Мастер и Маргарита».

 Иносказательный образ всадников в романе

Особое внимание в нашем уроке уделено образу четырёх всадников Апокалипсиса. Эта тема начала вырисовываться после обнаружения апокалипсического мотива в романе и концентрации на сравнении булгаковских героев с всадниками, упомянутыми Иоанном Богословом  в «Откровении». Данному предмету посвящено дальнейшее наше внимание.

  Аллегоричность - иносказательность, переносность, фигуральность. Иносказательный характер аллегорий проявляется в их двуплановости: изображается нечто, что не совпадает полностью с подлинным содержанием произведения, но изображаемое есть способ обнаружения этого содержания, поскольку в нем сосуществуют оба смысловых пласта - глубинный и поверхностный.

Несомненно, булгаковские всадники, упомянутые в главе 31 «На Воробьёвых горах», а именно:  Воланд,  Коровьев - Фагот, Бегемот, Азазелло отличаются от всадников Апокалипсиса, описанных Иоанном Богословом в «Откровении».  Но в этом и заключается характерная особенность гения Булгакова – в собственном видении канонических сюжетов, авторской трансформации давно известных образов. На страницах «Мастера и Маргариты» не найдёшь чего-либо избитого, привычного и узнаваемого. Словно разгадывая сложный ребус, читатель обнаруживает аллегории, скрывающиеся за идеями М.А. Булгакова.  Отдельные черты определённых персонажей, проявляющиеся в необычном сюжете романа,  позволяют судить о тонком иносказании и удивительных смыслах, изображенных автором в произведении. Так, черты всадников Апокалипсиса, нашедшие отражение в образах Воланда и его свиты, позволяют по-новому взглянуть на роман Михаила Афанасьевича. Эта особенность мистического творения Булгакова позволяет отнести его к разряду гениальных произведений, ибо живо будет творение писателя, пока читатель не открыл до конца тайну его.

Сопоставление булгаковских героев с всадниками Апокалипсиса

Образы героев романа М.А. Булгакова достаточно неоднозначны. Интерпретаций и догадок, кого же Булгаков хотел изобразить, описывая того или иного персонажа, достаточно много. Автор романа, приступая к написанию произведения, изучил немало литературы по религии и демонологии. Среди прочитанных им книг был и Апокалипсис Иоанна Богослова.

Каждый образ, созданный Михаилом Афанасьевичем, имеет свой прототип. Свита Воланда состоит из демонов, прообразы которых можно встретить на страницах Ветхого Завета, в книге М. А. Орлова «История сношений человека с дьяволом», в повести А. К. Толстого «Упырь» и в  произведении Ф. М. Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Однако не стоит забывать о многозначности образов в романе, поэтому ставить знак равенства между тем или иным героем романа и его предположительным прототипом не стоит. Писатель крайне тщательно работал над образами героев в процессе создания романа, дополняя и домысливая их. Можно сказать, что каждый герой «Мастера и Маргариты» - это некий симбиоз,  неповторимое сочетание качеств, заимствованных автором из какого-либо произведения, а также приписанных герою лично Булгаковым. Процесс внесения изменений в образы героев можно отследить, читая ранние редакции романа. Например, просматривая ранние редакции, читатель узнает, что для Воланда Михаил Афанасьевич пробовал имена Азазелло и Велиар.

Такая неоднозначность, возникающая при трактовке образов, позволяет каждому увидеть в героях романа нечто особенное. В этом и кроется секрет притягательности произведения Булгакова – практически невозможно дважды прочитать роман «Мастер и Маргарита», не открыв для себя нечто новое.

В данной исследовательской работе  проводится попытка сопоставить те или иные качества, присущие героям  романа, с характерными особенностями Всадников, описанных Иоанном Богословом в его Откровении. Таким образом, работа представляет собой каплю в море попыток трактовки образов, символов и подтекстов бессмертного романа Булгакова.

Черты всадника на белом коне, нашедшие отражение в образе Воланда

Первым всадником, предвещающим Апокалипсис, является всадник на белом коне. Именно с Воландом, как с предводителем тёмных сил и непосредственной их частью, читатель знакомится в первую очередь. Обратимся к Откровению: «И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить (Откр. 6:1-2)». Именно закономерность в последовательности появлений всадников послужит толчком к сопоставлению булгаковских героев и всадников Апокалипсиса.

Если проводить некую аллегорию, можно сделать вывод, что Воланд пришёл на землю, чтобы испытать людей на греховность, завоевать их души. Всадник на белом коне олицетворяет лжеправедность, неверный путь, искушение. Именно Воланд представляет собой всё вышеперечисленное. Это наглядно видно в главе 12 романа «Мастер и Маргарита» «Чёрная магия и её разоблачение». Также сравнение образа всадника и булгаковского героя  имеет место при анализе глав, где Воланд выступает в роли рассказчика, повествующего о Евангелийских событиях. Дьявол, рассказывающий библейские истории – фигура, как минимум, противоречивая.

Неоднозначность возникает и при попытке трактовки образа всадника-Завоевателя на белом коне. Белый – цвет чистоты и невинности, именно на белом коне появляется Христос в конце Откровения. В главе «Откровение о всаднике на белом коне» (19:11-13) повествуется о Христе, сидящем на белом коне и имя ему Верный и Истинный. Но стоит только углубиться в Откровение, и картина тут же сложится воедино. Обратимся к методу обобщения и синтеза. Если белый конь в Откровении – это чистота, истина, то мы можем провести знак равенства между Божьим началом, Божьим Словом и белым конём. Однако всадник–Завоеватель, упомянутый в Откр. 6:1-2, фигура явно отрицательная, он является предвестником мировой гибели. Некая неоднозначность вновь проясняется, стоит только заглянуть  в роман «Мастер и Маргарита». Кто несёт Евангелие в романе? Как ни удивительно, но это Воланд. Слово Божие, прямое существование Иисуса несёт именно Сатана. Вспомним слова Воланда, обращённые к Берлиозу и Бездомному: «Имейте в виду, что Иисус существовал». Вот она – параллель с Откровением Иоанна Богослова. Воланд – дьявол, предвестник Апокалипсиса, лукавый искуситель... Однако на белом коне он восседает не потому, что он несет  у Булгакова евангельские истины, а лишь потому, что,  по сути своей он «лжец и отец лжи». И на коне белом он сидит лишь для того, чтобы смущать еще более  мятущиеся души и сбивать с пути истинного, пути праведного. Вся  сущность «князя тьмы» в этом - запутать, обмануть,  прикинуться   бездействующим (ведь зла реального в романе он не совершает), показать свое могущество, проникнуть в людские души – все это  делается  им лишь только для того, чтобы как можно больше людей перешли, если не на его сторону, то на сторону сомневающихся во всемогуществе Христа (чего только стоит исступленный шёпот Маргариты «всесилен, всесилен.....»- вспомните,  про кого она так  говорит?....). 

В этом и  заключается парадоксальная глубина  мысли Михаила Афанасьевича. Воланд – кто ж он, наконец? Он «часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».    

Черты всадника на рыжем коне, нашедшие отражение в образе Коровьева

Одним из самых необычных, с точки зрения трактовки, персонажей является Фагот - Коровьев, первый помощник и слуга «князя тьмы». Во многих поступках этого героя можно найти нечто комичное, гротескное, показное. Но этот приём лишь отвлекает читателя от истинной сущности мрачного рыцаря, коим и предстаёт Коровьев в главе 32 «Прощение и вечный приют». Если беспристрастно оценить действия Фагота – Коровьева, то можно проследить некую закономерность: являясь исполнителем воли мессира, Коровьев творит множество злодеяний. Основное предназначение этого героя – сеять хаос, раздор и брань.

Вспомним же деяния этого персонажа. Коровьев подкладывает деньги Босому, выживает из «нехорошей» квартиры Стёпу Лиходеева, вышвыривает дядю Берлиоза, организует кружок хорового пения в филиале зрелищной комиссии в Ваганьковском переулке, бесчинствует в Торгсине и доме Грибоедова вместе с Бегемотом. Стоит также отметить, что именно Коровьев принимает активнейшее участие в представлении, которое даёт Воланд в театре «Варьете». После появления  худого до безобразия, в жокейском картузике с перышками-усами и в треснувшем пенсне персонажа на улицах Москвы,  большинство из тех, кто повстречался с ним, затем оказываются в клинике Стравинского, куда их отвозят  десятками (как в случае с  коллективом зрелищной комиссии).

Но  есть в появлениях Фагота на страницах романа странная закономерность - либо жертвы его не вызывают никакого сочувствия у читателя, либо, наоборот, как  в  ситуации в Торгсине,  его действия  вызывают одобрение у людей, присутствующих при этом. Он творит невиданное доселе зло, вносит такой хаос и раздор, какого до сих пор  не знала Москва, но  жертвы его в своих пороках (столь умело выявляемых Фаготом) настолько омерзительны и неприглядны, что постигающая их беда зачастую, как это ни парадоксально, выглядит заслуженной карой во имя торжества добра.

Теперь перейдём к сопоставлению героя романа и всадника Апокалипсиса. Обратимся  к тексту Откровения: «И когда он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч (Откр. 6:3-4)».  Второго всадника именуют Войной или Бранью. В произведении Булгакова, как упоминалось ранее, именно Коровьев сеет брань, сбивает людей с истинного пути.

Таким образом, Михаил Афанасьевич Булгаков скрыл за маской иронии, сатиры и гротеска истинное зло, предвестника Апокалипсиса, всадника на рыжем коне, ближайшего помощника дьявола – Фагота- Коровьева.

Черты всадника на вороном коне, нашедшие отражение в образе кота Бегемота

Третьим всадником Апокалипсиса является всадник на вороном коне, который олицетворяет голод: «И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей. И слышал я голос посреди четырех животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий, и три хиникса ячменя за динарий; елея же и вина не повреждай (Откр. 6:5-6)».

С первого взгляда трудно провести параллель между любимым шутом Сатаны и всадником на вороном коне. Однако связь станет достаточно очевидна, стоит лишь углубиться в изучение истории создания романа М.А. Булгаковым. Как известно, писатель крайне трепетно относился к созданию своих персонажей, многие из них имеют своих прототипов. Самые разные черты находят отражение в образах героев романа «Мастер и Маргарита». Это можно сказать и о коте Бегемоте.

 Имя «Бегемот» найдено Булгаковым в Ветхозаветной апокрифической книге Еноха. В ветхозаветных преданиях Бегемотом называют зверя, считавшегося королем млекопитающих. Его размеры столь велики, что он способен выпить целую реку и проглотить тысячу городов. Тут стоит вспомнить размеры Бегемота, на которых так часто делал акцент Булгаков: «...кот, громадный, как боров». Бегемот также упоминается в книге М. А. Орлова «История сношений человека с дьяволом» (1904 г). В заметках и черновиках Михаила Афанасьевича также есть выписки из данной книги. В произведении описывается история французской игуменьи, одержимой семью дьяволами, пятым из которых был Бегемот.

Известно, что автор «Мастера и Маргариты» достаточно глубоко изучал демонологию. Так вот, по демонологической традиции, Бегемота именуют демоном желаний желудка. Следовательно, можно провести аналогию между всадником, что именуют Голодом, и котом-оборотнем Бегемотом. Чтобы окончательно убедиться в возможности данного сопоставления, стоит вспомнить постоянное обжорство кота Бегемота и акт чревоугодия в Торгсине, как самое яркое его проявление.

Вот так аллегорично Булгаков показал последствия пришествия Голода на землю. Михаил Афанасьевич, как всегда с блестяще тонким юмором и иронией, описал страшные на деле действия, скрыв за образом «лучшего шута, который существовал когда-либо в мире» одного из предвестников беды.

Черты всадника на бледном коне, нашедшие отражение в образе Азазелло

Последним из свиты Воланда в романе «Мастер и Маргарита» появляется Азазелло. Следует вновь обратить внимание на последовательность появлений Воланда и членов его свиты в произведении: «Гость [Воланд] пребывал в спальне уже не один, а в компании. Во втором кресле сидел тот самый тип, что померещился в передней. Теперь он был уже ясно виден: усы-пёрышки, стеклышко пенсне поблескивает, а другого стеклышка нет [Коровьев]. Но оказались в спальне вещи и похуже: на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно – жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой [Бегемот]... И тут случилось четвертое, и последнее, явление в квартире... Прямо из зеркала трюмо вышел маленький, но необычайно широкоплечий, в котелке на голове и с торчащим изо рта клыком, безобразящим и без того невиданно мерзкую физиономию. И при этом еще огненно-рыжий [Азазелло]» (Глава 7 «Нехорошая квартира»).

Случайно ли именно такое появление героев? Будем говорить о неслучайности данного порядка появления героев, вследствие чего тот или иной персонаж произведения Булгакова сравнивается с определённым всадником из Откровения Иоанна Богослова. Ведь, как известно, в Откровении последовательность появления всадников Апокалипсиса играет важную роль. Последним всадником Апокалипсиса является всадник на бледном коне, имя ему Смерть: «И когда Он снял четвёртую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя «смерть»; и ад следовал за ним; и дана ему власть над четвертою частью земли — умерщвлять мечом и голодом, и мором и зверями земными (Откр. 6:7-8)». Именно между всадником Смерть и Азазелло проводится некая параллель.

Параллель эта, пожалуй, самая очевидная. Несмотря на то, что князем тьмы является именно Воланд, в романе Сатана не убивает. Для этого у него есть верный слуга, своеобразное орудие убийства, безжалостный и беспощадный Азазелло. Так о своей роли говорит сам герой: «...подстрелить кого-нибудь, или какой-нибудь еще пустяк в этом роде, это моя прямая специальность...».

Азазелло умерщвляет барона Майгеля на балу у Сатаны, предлагает Маргарите убить критика Латунского, приносит смерть Мастеру и Маргарите. Убивать – это страшная работа Азазелло, в которой ему нет равных.  Так говорит об Азазелло Коровьев: «...я никому не рекомендую встретиться с ним, даже если у него и не будет никакого револьвера в руках!»

На протяжении всего романа Азазелло выполняет волю дьявола, принося смерть. Именно поэтому можно проследить аналогию между четвёртым всадником Апокалипсиса и «демоном безводной пустыни, демоном-убийцей

 Заключение

Писателей во все времена привлекал загадочный мистический мир. Мастера слова воплощали свои идеи в прекрасные произведения, стараясь постигнуть тайны бытия. Именно таковым и является бессмертный роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита».  

Одно из самых загадочных произведений ХХ века содержит в себе множество глубинных смыслов, аллегорий, подтекстов. Именно поэтому роман столь привлекателен для читателя. Несомненно, приобщившись к труду Булгакова, невозможно остаться равнодушным. Его творение будоражит, вдохновляет.

Над вопросами, поставленными Михаилом Афанасьевичем в его произведении, и по сей день размышляют читатели всех возрастов. Заниматься исследовательской работой по роману «Мастер и Маргарита» было очень интересно, поскольку это возможность не только прикоснуться к творчеству такого гения, как Булгаков, но и поразмышлять самостоятельно, найти новые пути, по-своему открыть для себя роман. Учитывая многогранность произведения, в процессе исследования автором данной работы было прочитано большое количество литературы, мистической и религиозной, что помогло более тонко прочувствовать мироощущение М.А. Булгакова.

После проделанной работы необходимо сделать выводы, подвести черту  некоторым размышлениям. Тут мы вновь обращаемся к главе 31 романа «Мастер и Маргарита» «На Воробьевых горах». Данная глава подтолкнула автора к написанию исследовательской работы, анализ некоторых фрагментов именно 31 главы и послужит материалом для заключения.

В главе «На Воробьевых горах» мы встречаемся с Воландом и его свитой, которые предстают в обличии всадников. Апокалипсический мотив принимает здесь наиболее яркое выражение. Четыре всадника покидают «город с монастырскими пряничными башнями, с разбитым вдребезги солнцем в стекле». Город, объятый огнём, но им не уничтоженный. Обиталище самых ужасных грешников, отважных влюблённых, безумных философов. Всё циклично в этой жизни. Те же люди, те же пороки, то же изломанное солнце, та же вечная луна. Сколько раз мир этот оказывался на грани конца! Но в романе Михаила Афанасьевича Булгакова Москва прошла проверку Воланда. Однако не стоит забывать: Апокалипсис грядёт, если ничего не изменится. Обнажая тёмную сторону человеческих душ, писатель желает пробудить в читателях светлое начало.

Возможно, именно поэтому Михаил Афанасьевич называет своих персонажей всадниками лишь в конце произведения. Несомненно, четыре всадника – явная отсылка к Апокалипсису Иоанна Богослова и его всадникам. Быть может, отсутствие Геллы среди членов свиты здесь вовсе не случайно, автор романа не желал нарушать традиционный семиотический евангельский код. Лишь подводя итог своему произведению,  Булгаков показывает читателю, чем грозит безнравственное поведение людей. Апокалипсис, Страшный Суд неизбежны, если не произойдут изменения в человеческих душах. Намёком на это и послужил аллегорический образ всадников Апокалипсиса, исследованию которого посвящена данная работа.

В заключение хочется отметить, что каждый поклонник творчества Михаила Афанасьевича Булгакова, по сути, исследователь. Ведь его произведения не оставляют равнодушными, побуждают найти ответы на вечные вопросы, манят своими тайнами. Это – отличительная черта поистине великих книг. Познавая произведения Булгакова, мы познаём себя, прикасаемся к чему-то монументальному, вневременному, истинному.

Домашнее задание: написать сочинение – эссе: «Какова роль аллегорий и символов в романе «Мастер и Маргарита»?»

Список источников и литературы

  1. Журнал «Аналитика культурологии» / Макаров Д. В.  - Выпуск № 13, 2009.
  2. «История сношений человека с дьяволом» /М.А.Орлов. – М.: АСТ, 2000. – 248 с.
  3. «Мастер и Маргарита: Роман. Рассказы» /М.А.Булгаков. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. - 672 с. (Серия «Русская классика. XX век»)
  4. «Перечитывая Булгакова» /В.А.Бернштейн (опубликовано в журнале «Чайка», №7, Балтимор, 2006)
  5. Современная иллюстрированная энциклопедия «Литература и язык» /А.П.Горкин. – М.:Росмэн, 2006. – 1680 с.
  6. «Тайны всемирного потопа и апокалипсиса» /Р.К. Баландин. – М.: Вече, 2006. – 368с. (Библейские тайны)
  7. «Толковая Библия под ред. Лопухина» /под ред. А.П. Лопухина. –М.: СПб: Приложение к журналу «Странник», 1904-1913. – 2122 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гордая женщина. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"Тип урока: комбинированный. Форма урока: сообщения учащихся, ан

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная цель - дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего ром...

Урок литературы по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Данный материал представляет собой разработку урока (2 часа) в системе уроков по изучению романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита". урок проводится с применением презентации. Задания расчитаны ...

Урок-презентация по роману М.Булгакова Мастер и Маргарита

•Цель урока: рассказать о значении романа, его судьбе; показать особенности жанра и композиции романа.• Методические приемы: лекция с элементами беседы. Ход урока.1.Организационный момент.2...

Роль образа Воланда в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Презентация к уроку по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Тема истины, добра, зла, справедливости в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Презентация на тему: Тема истины, добра, зла, справедливости в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»...

Эволюция образа Москвы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

В статье представлено исследование эволюции образа Москвы в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» и в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита», осмысление причин сходства и различия в трактовк...