Урок литературы по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"
план-конспект урока по литературе (11 класс) по теме
Данный материал представляет собой разработку урока (2 часа) в системе уроков по изучению романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита". урок проводится с применением презентации. Задания расчитаны на разный уровень подготовленности учащихся.
Содержание:
Анализируем сатирические эпизоды, «разоблачаем» негодяев (Степа Лиходеев, Варенуха, Босой, Соков, Аннушка, АлоизийМогарыч…) Приемы сатиры. Анализируем главу «Черная магия, и ее разоблачение». Символический смысл микротемы обнажения, разоблачения. Почему позиция Воланда пассивная?Сопоставление толпы московской и толпы ершалаимской – мысли Воланда о неизменности человеческих стяжаний, искушений, пороков.
Анализируем главы 5, 28. «Литераторы». Находим иронию и сарказм автора. Анализируем 1 гл. как завязку основных мотивов романа. Отрицание Христа - истоки разгула сатанинских сил. Триединство реальности, фантастики, мистики. Образ Берлиоза – догматика, воинствующего атеиста. Символика микротемы отрезанной (оторванной) головы в романе. Что означает выражение «Каждому будет дано по его вере», и как оно связано с персонажами романа. Образ Воланда, литературная традиция в изображении дьявола как силы искушающей и карающей. Свита Воланда. Смысл эпиграфа к роману. Символика света и тьмы.
Изучаем содержание 1, 7, 9, 10, 14, 18, 21, 24, 27, и др. глав романа с позиции авторского отношения к изображаемым порокам общества и ведущей идеологии; проанализировать ключевые эпизоды саморазоблачения обывателей; познакомиться с целями «прибытия» нечистой силы в Москву 30-х годов; ответить на проблемный вопрос: «Зачем автору понадобилось соединять сатиру, обличающую пороки современной жизни с фантастикой и даже мистикой?»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.33 КБ |
![]() | 2.7 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по литературе(2 часа)
11 класс
Тема: «Московские главы». Сатирическое изображение современности. Литераторы. Дьяволиада.
Тип урока: изучение нового материала.
Содержание.
Анализируем сатирические эпизоды, «разоблачаем» негодяев (Степа Лиходеев, Варенуха, Босой, Соков, Аннушка, Алоизий Могарыч…) Приемы сатиры. Анализируем главу «Черная магия, и ее разоблачение». Символический смысл микротемы обнажения, разоблачения. Почему позиция Воланда пассивная? Сопоставление толпы московской и толпы ершалаимской – мысли Воланда о неизменности человеческих стяжаний, искушений, пороков.
Анализируем главы 5, 28. «Литераторы». Находим иронию и сарказм автора. Анализируем 1 гл. как завязку основных мотивов романа. Отрицание Христа - истоки разгула сатанинских сил. Триединство реальности, фантастики, мистики. Образ Берлиоза – догматика, воинствующего атеиста. Символика микротемы отрезанной (оторванной) головы в романе. Что означает выражение «Каждому будет дано по его вере», и как оно связано с персонажами романа. Образ Воланда, литературная традиция в изображении дьявола как силы искушающей и карающей. Свита Воланда. Смысл эпиграфа к роману. Символика света и тьмы.
Цели.
Изучить содержание 1, 7, 9, 10, 14, 18, 21, 24, 27, и др. глав романа с позиции авторского отношения к изображаемым порокам общества и ведущей идеологии; проанализировать ключевые эпизоды саморазоблачения обывателей; познакомиться с целями «прибытия» нечистой силы в Москву 30-х годов; ответить на проблемный вопрос: «Зачем автору понадобилось соединять сатиру, обличающую пороки современной жизни с фантастикой и даже мистикой?»
.
Цели 1 уровень (базовый) | результаты | Цели 2 уровень (средний) | результаты | Цели 3 уровень (продвинутый) | результаты |
1. Знать содержание московских глав романа, мотивы поведения героев, основные приемы сатиры автора; | Участие в обсуждении страниц романа, умение анализировать сатирические эпизоды; умение давать нравственную характеристику сатирическим образам в романе, исходя из мотивов их поведения; | 2. Охарактеризовать литературный мир романа (гл.5, 28) и отношение автора к нему;
| Представление о назначении сатиры Булгакова, умение самостоятельно находить примеры сатиры в романе, самостоятельно их анализировать, давать нравственную оценку образу жизни лжелитераторов. | 3. Используя дополнительные источники информации, охарактеризовать представителей фантастического мира, раскрыть символический смысл отдельных тем, мотивов, образов. Раскрыть проблему искушения и наказания в романе. Объяснить пассивную позицию Воланда. Дать толкование символического мотива «отрезанной» головы. | Умение самостоятельно находить примеры изображения фантастического и мнимого миров романа и анализировать их с точки зрения авторского замысла; знание разных обличий помощников Воланда во времени и пространстве романа, а также их функций; умение раскрывать своё понимание эпиграфа; представление о вездесущном характере образа Воланда, его связи с литературными предшественниками. |
учитель | ученик | методы | формы | Использование Интернет-технологий |
1.Организационный этап. 2. Подготовка к изучению нового материала. | ||||
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Словесный: краткое вступительное слово учителя. Словесный метод беседы с презентационной поддержкой , элементами рассказа и выразительным чтением. Наглядный метод. | Фронтальная, индивидуальная. . | Каковы исторические реалии российской действительности 20 -30 г.г. ХХ века? Как они отражаются в романе. www.davno.ru Какое значение для понимании реалий изображаемых событий имеет сон Никанора Ивановича Босого? Альтернативный вариант: рассказ учителя с элементами беседы. |
Организация начала работы, формулирование темы. Беседа по вопросам: -Каковы исторические реалии российской действительности 20 -30 г.г. ХХ века? Как они отражаются в романе. -Какое значение для понимании реалий изображаемых событий имеет сон Никанора Ивановича обобщает и комментирует ответы учащихся, расставляет акценты, подводя к конечной цели беседы: «Сатирическое изображение Москвы 20-30 г.г. Булгаковым в романе». Проверяет индивидуальное домашнее задание. | Подготовка к учебной деятельности. Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение, демонстрируя историко-литературные знания. Делают выступления по индивидуальному домашнему заданию, демонстрируют фотоматериал о Москве Булгакова, делают сравнительный анализ сайтов. | |||
2. Проверка домашнего задания | ||||
Проверяет выполнение домашнего задания в ходе беседы на тему: «Что становится объектом сатиры у Булгакова?» Комментирует выступления учащихся, акцентирует внимание на важных моментах. | Устные высказывания учащихся, фиксирование основных моментов в рабочих тетрадях. Работают с Интернет -ресурсами по уточнению термина «сатира» | Устный опрос учащихся в соотвествии с характером домашнего задания с элементами беседы. |
Фронтальная | Уточните в литературоведческом словаре понятие сатиры и приёмов сатирического изображения. http://ru.wikipedia Альтернативный вариант: сообщение учителя или подготовленного ученика. |
5. Целеполагание. Изучение нового материала. | ||||
Постановка учебной задачи: «Охарактеризуйте музыкальные ассоциации сатирического звучания российской действительности 20-30 г.г. ХХ века. Объясните, какая из музыкальных тем в большей степени отражает Москву Булгакова?» Формулирует проблемный вопрос как цель урока: «Зачем автору понадобилось соединять сатиру, обличающую пороки современной жизни с фантастикой и даже мистикой?» Организует текстуальный анализ ключевых сцен и эпизодов по вопросам: С какой целью Воланд посещает Москву? Что предпринимает он с целью ревизии людских душ? В чём особенность поведения Воланда в московских главах романа? Анализ 1, 12 и 18 глав романа. | Слушают музыкальные фрагменты, высказывают свои ответы на вопрос познавательной задачи. Записывают в тетрадь в проблемный вопрос. Проводят текстуальный анализ ключевых сцен и эпизодов для решения поставленной задачи: «Какова роль Воланда и его свиты в московских главах романа»? Выясняют, что позиция Воланда пассивная. | Методы стимулирования учебной деятельности и активизации познавательного интереса. Проблемный метод, практический метод: устный анализ избранных глав романа. | Фронтальная. | Презентация к уроку. |
6. Задание на дом | ||||
Объясняет характер домашнего задания: подготовка выступлений (возможно презентационным сопровождением) | Записывают домашнее задание, задают вопросы, связанные с его выполнением. | Опережающее домашнее задание, связанное с изучением нового материала. | Дифференцированное домашнее задание. | Каковы традиционные изображения дьявола в литературе? http://ru.wikipedia В чём особенность художественной функции образа Воланда ? http://www.dombulgakova http://www.bulgakov.ru/v/voland/ Охарактеризуйте свиту Воланда, пользуясь материалами энциклопедии. Альтернативный вариант: работа со справочной литературой. |
1. Организационный этап. 2. Проверка домашнего задания | ||||
Организует проверку домашнего задания. Задаёт вопросы, обобщает и комментирует ответы учащихся, расставляет акценты, подводя к ответу на поставленную задачу. | Устные выступления учащихся, выдвижение предположений и гипотез по теме урока: Художественная функция образа Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» («… так кто ж ты, наконец?»). . | Устный опрос учащихся в соотвествии с дифференцированным домашним заданием | Фронтальная, коллективное обсуждение проблематики романа. | Возможна демонстрация презентации, подготовленной учащимися как формы отчетности по домашнему заданию. |
3. Изучение нового материала. | ||||
Организует работу на уроке вокруг следующих вопросов: «Но всё-таки, что же было дальше-то в Москве после того, как в субботний вечер на закате Воланд покинул столицу, исчезнув вместе со своей свитой с Воробьёвых гор?» (Анализ эпилога.) Как меняется жизнь героев романа после общения с нечистой силой? | Анализируют эпилог романа. | Практический метод: работа с текстом эпилога романа с целью ответов на вопросы к уроку. | Фронтальная. | |
4. Обобщение по теме урока | ||||
Обобщает материал, прозвучавший выступлениях учащихся, в ходе беседы подводит их к основным выводам и ответам на загадки романа: Какова роль московских глав романа в понимании философского и обывательского представления о вечном противостоянии Добра и Зла.
| Самостоятельная (с консультационной поддержкой учителя) индивидуальная работа учащихся с Интернет-ресурсами. | Проблемный анализ московских глав романа в свете общей философско-этической проблематики произведения. | Дифференцированная. | Какова роль московских глав романа в понимании философского и обывательского представления о вечном противостоянии Добра и Зла. Рассмотрите иллюстрации разных художников к московским главам романа. Что их объединяет? Как, по-вашему, можно объяснить авторский замысел в этих работах? http://www.bulgakov.ru Альтернативный вариант: эвристическая беседа презентационной поддержкой. |
4. Подведение итогов урока. | ||||
Выдвигает новые вопросы, открытый финал урока, смысл которого заключается в том, что нет однозначных ответов на загадки романа. | Формируется познавательный интерес к дальнейшим урокам. | Методы стимулирования учебной деятельности. | Фронтальная | Презентация |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каковы исторические реалии российской действительности 20 -30 г.г. ХХ века? Как они отражаются в романе. Какое значение для понимании реалий изображаемых событий имеет сон Никанора Ивановича Босого?
Уточните в литературоведческом словаре понятие сатиры и приёмов сатирического изображения. Что становится объектом сатиры у Булгакова?
Музыкальные ассоциации сатирического звучания российской действительности 20-30 г.г. ХХ века. прослушать
Зачем автору понадобилось соединять сатиру, обличающую пороки современной жизни с фантастикой и даже мистикой?
С какой целью Воланд посещает Москву? Что предпринимает он с целью ревизии людских душ? В чём особенность поведения Воланда в московских главах романа? Анализ 1, 12 и 18 глав романа.
В чём особенность художественной функции образа Воланда ? Каковы традиционные изображения дьявола в литературе? Художественная функция образа Воланда в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» («… так кто ж ты, наконец?»).
Охарактеризуйте свиту Воланда, пользуясь материалами энциклопедии. «Распоряжений никаких не будет – вы исполнили всё, что могли, и более в вшах услугах я пока не нуждаюсь. Можете отдыхать». Что «исполнила» свита Воланда за 4 дня пребывания в Москве? ( Стёпа Лиходеев (гл.7.), Варенуха (гл. 10, 14), Никанор Иванович Босой (гл. 9), Поплавский, буфетчик Соков (гл.18), Аннушка (гл.24, 27), история с костюмом и песней «Славное море, священный Байкал» (гл. 17, 27).
«Но всё-таки, что же было дальше-то в Москве после того, как в субботний вечер на закате Воланд покинул столицу, исчезнув вместе со своей свитой с Воробьёвых гор?» (Анализ эпилога.) Как меняется жизнь героев романа после общения с нечистой силой? Какова роль московских глав романа в понимании философского и обывательского представления о вечном противостоянии Добра и Зла?
Рассмотрите иллюстрации разных художников к московским главам романа. Что их объединяет? Как, по-вашему, можно объяснить авторский замысел в этих работах?
Мир сотворён, но ещё недосказан, Создан маршрут: через тернии к звёздам. Зло и добро в роковом поединке переплелись… Человек – посрединке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы по роману М.А.Шолохова "Они сражались за Родину"
Данная разработка поможет при проведении урока по раману М.Шолохова. Предлагаемые вопросы помогут выявить художественные особенности произведения, раскрыть характеры героев....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/05/picture-17059-1509892835.jpg)
Интегрированный урок литературы по роману А.Н.Толстого "Пётр Первый" и истории в 11 кл.
Тема урока: "Личность Петра и петровская эпоха". Урок обобщения рассчитан на 2 часа. В начале урока ставятся проблемные вопросы: 1. Почему личность Петра привлекает внимание, и спор...
Презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского 10 класс
Презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/13/picture-41367.jpg)
Урок литературы по роману Л.Н.толстого "Война и мир"
Методическое обоснование и ход урока "Люди как реки..." Путь исканий главных героев романа Л.Н.Толстого "Война и мир". 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/03/picture-95929-1357238336.jpg)
Конспект урока литературы. Тема: «Роман Т.Толстой «Кысь» и конец русского постмодернизма".
В представленном материале автор ставит задачу познакомить учащихся с понятием "постмодернизм" в современной русской литературе и определить место романа Т.Толстой в данном пространс...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/24/picture-26305-1561383820.jpg)
Презентация к уроку литературы по роману в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин"
Презентация предназначена для учащихся 9-классов. Эту презентацию можно использовать на уроках литературы и во внеурочное время....
конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"
конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" . План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...