Урок литературы по роману М.А.Шолохова "Они сражались за Родину"
методическая разработка (литература, 7 класс) на тему

Данная разработка поможет при проведении урока по раману М.Шолохова. Предлагаемые вопросы помогут выявить художественные особенности произведения, раскрыть характеры героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_oni_srazhalis_za_rodinu.doc123 КБ

Предварительный просмотр:

Литература . 7 класс.

(Программа Т.Ф.Курдюмовой)

РОМАН М.А.ШОЛОХОВА  

«ОНИ СРАЖАЛИСЬ ЗА РОДИНУ»

Цели урока:

- познакомить учеников с фрагментами неоконченного романа Шолохова;

- определить смысл названия романа;

- продолжить обучение навыкам анализа художественного текста путем выявления  художественного мастерства М.А.Шолохова при изображении простого русского солдата, сражающегося на войне;

- формировать гражданские чувства через раскрытие нравственно-психологических истоков героизма и патриотизма воинов;

- вызвать интерес к произведениям о героическом прошлом нашей страны;

- подготовить обучающихся к написанию рассказа - очерка о герое Шолохова Николае Стрельцове.

Цели для учащихся на доске:

- познакомиться с фрагментами неоконченного романа Шолохова;

- определить смысл названия романа;

- выявить  художественного мастерства М.А.Шолохова при изображении простого русского солдата, сражающегося на войне;

- раскрыть нравственно-психологические истоки героизма и патриотизма воинов;

- подготовиться  к написанию рассказа - очерка .

Учитель: Вчера мы отмечали 62-ю годовщину Великой Победы. К этому дню наша страна шла 1418 дней и ночей.  В  течение этого времени было совершено неисчислимое множество героических подвигом. Да, наверное, уже  каждый день пребывания на фронте можно считать  подвигом.

Сегодня мы с вами будем говорить о произведении М.А.Шолохова о войне. Шолохов -  наш с вами земляк, замечательный русский писатель. Список наград М.А.Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской но и в мировой культуре. М.А.Шолохов  академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии (1965). Он автор «Донских рассказов», рассказов «Нахаленок» , «Судьба человека» и других, романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину». М.А.Шолохов своим творчеством откликнулся на все самые драматические события ХХ века, которые происходили в нашей стране. Да и не могло быть иначе, так как сам писатель – плоть от плоти  народной – был на просто их свидетелем, но и активным участником. Желание « показать наш народ, истоки его героизма» подвигли писателя на создание крупного эпического произведения о Великой Отечественной войне. К сожалению,  этот последний   его  роман  остался незавершенным. Но и написанные главы романа помогают нам постичь суровую правду войны, величие духа её участников. С его фрагментами мы сегодня и познакомимся.

Ученик рассказывает о работе М.Шолохова в годы войны.

Ученица читает стихотворение В.Чугунова (1911 - 1943)  - поэта, по гибшего в бою на Курской дуге.

После боя

Хорошо, товарищ, после боя,                                        И в затихшем орудийном гуле, Выдыхая дым пороховой,                                              Что в ушах моих ещё звенит, Посмотреть на небо голубое -                                       Вся страна в почётном карауле     Облака плывут над головой.                                          Над убитым воином стоит.

Учитель: В рассказе Е.Носова «Шопен, соната номер два» есть такой эпизод: к памятнику погибшим вышла женщина, за ней побежал мальчик лет шести. «Постояв в сдавлен ной темноте перед притихшим народом, она... вдруг подхватила мальчика, подняла под мышки и, повернув его к обелиску, выкрикнула в полуплаче:

- Смотри, Витька? И запомни! Вот она какая, война.

Мальчонка, ничего не понимая, замерев, испуганно глядел на гранёное остриё обелиска.» Чтобы Витька, а вместе с ним и миллионы мальчишек представили, что такое война, чтобы любой солдат, вставший на защиту Родины и своих соотечественников, не был забыт, и написа ны книги о войне. Одна из них - роман М. А. Шолохова «Они сражались за Родину», над кото рым автор начал работать в 1943 году и к которому вновь и вновь обращался вплоть до 1969 года.

Писатель так говорил о своём замысле: «Сейчас пишу роман "Они сражались за Родину". В нём мне хочется показать наших людей, наш народ, истоки его героизма...».

- Зная содержание произведения, попытайтесь определить тему произведения. Что  показывает автор для раскрытия темы романа? (Основные положения высказываний учащиеся записывают в тетради. В книге изображена судьба народа в годы военных испытаний. Раскрывая тему, писатель показывает простого русского человека, сражающегося на войне, ри сует путь его на войне, выявляет истоки его героизма.)

- Как это содержание нашло отражение в названии романа? Ребята отмечают, что каждое слово в названии приобретает особый смысл, несёт важную смысловую нагрузку. ОНИ - это и есть те солдаты, которые спасли своё Отечество; СРАЖА ЛИСЬ - прошли свой путь на этой войне; РОДИНА, любовь к ней - то, что питало их силы и помогало выстоять в годину испытаний.

- Давайте посмотрим, какими же показаны ОНИ, т.е. простые русские люди, герои про изведения.

- Шолохов писал: «Символический русский Иван - это вот что: человек, одетый в серую шинель, который, не задумываясь, отдавал последний кусок хлеба и фронтовые 30 г сахару оси ротевшему в грозные дни войны ребёнку, человек, который своим телом самоотверженно при крывал товарища, спасая его от неминуемой гибели, человек, который, стиснув зубы, переносил и перенесёт все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины».

А в какие художест венные образы трансформируется этот символический русский Иван в романе?

Ученики называют главных героев: Стрельцова, Лопахина, Звягинцева.

Учитель в центре доски записывают схему:

- Чем запомнились вам эти герои? Что вам дорого в них? Краткие черты этих героев вы можете выделить?  

- Какие качества объединяют этих людей? (Любовь к Родине, ненависть к врагу, мужество, героизм, выносливость, взаимовыручка, чувство юмора и т.д.)

- Докажите, что мы имеем дело с густо населённым романом. Учащиеся отмечают, что кроме главных, есть ещё много второстепенных и эпизодических героев. Учитель просит назвать их, и на доске появляются имена второстепенных персонажей и эпизодических действующих лиц. Называя героя, ученики коротко напоминают эпизод, где мы встречаемся с ним. На схеме появляются 2-й и 3-й крути с именами второстепенных и эпизоди ческих героев (Бронебойщик Борзых, ефрейтор Кочетыгов, лейтенант Голощеков, сержант Любченко, капитан Сумсков )

А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ПРОСЛЕДИМ, КАКИМ  ШОЛОХОВ РИСУЕТ  ПУТЬ ГЕРОЕВ РОМАНА НА ВОЙНЕ?  КАК ПОКАЗЫВАЕТ КАРТИНЫ ГЕРОИЧЕСКИХ СРАЖЕНИЙ?

Ученик  читает стихотворение А.Артёмова (1912-1941), погибшего в боях на фронте:

Знамя

Уже остывает нагретый разрывами камень,

Уже затихает гремящий с утра ураган.

Последний бросок. Из последних окопов штыками

Бойцы выбивают и гонят с вершины врага.

Как мёртвые змеи, опутали сопку траншеи,

Бетонные гнёзда пологий усыпали скат,

И, вытянув к небу холодные длинные шеи,

Разбитые пушки угрюмо глядят на закат.

И встал командир на земле, отвоёванной нами,

Изрытой снарядами и опалённой огнём,

И крикнул ребятам: «Товарищи, нужно бы знамя!,.»

Поднялся, шатаясь, с земли пулемётчик. На нём

Висели клочки гимнастёрки, пропитанной потом,

Обрызганной кровью. Он вынул спокойно платок,

Прижал его к ране, прожжённой свинцом пулемёта,

И вспыхнул на сопке невиданно яркий цветок.

Мы крепко к штыку привязали багровое знамя,

Оно заиграло, забилось на сильном ветру.

Обвёл пулемётчик друзей голубыми глазами

И тихо промолвил: «Я, может быть, нынче умру,

Но буду гордиться, уже ослабевший, усталый,

До вздоха последнего тем, что в бою не сробел,

Что кровь моя знаменем мужества стала,

Что умереть за Отчизну достойно сумел...»

Над тёмной землёй и над каменной цепью дозорной,

Над хилым кустарником, скошенным градом свинца,

Горело звездой между скал высоты Заозёрной

Священное знамя, залитое кровью бойца.

- Ребята, дайте , пожалуйста,  толкование слова «сражались» в контексте названия романа и объясните ассоциации, вызываемые этим словом.

- Когда и где сражались герои романа?

- Что предшествует событиям, изображённым в военных главах романа? (Было пять дней боёв за хутор Сухой Ильмень, после которых от полка осталось 117 человек.)

- Что ждет героев впереди? (Тех, кто из этих боёв выйдут живыми, ещё ждёт Ста линградская битва.)

- Какой временной промежуток занимают описанные в романе военные со бытия? (Книга по времени охватывает несколько недель лета 1942 года, но подробно описано 4 дня.)

 Учащиеся , получившие индивидуальные задания на дом рассказывают о том, какие события происходят в четыре описанные дня войны.

- Давайте посмотрим, какими предложениями Шолохов описывает боевую обстановку. (Короткими предложениями, скупыми словами. )

- Бойцы, привыкшие к войне, как к тяжелой работе, действуют по-деловому. Однако и в такой обстановке находится место шутке (прочитаем первый диалог)

- Найдите описание минут ожидания боя. Что оно дает нам для понимания  внутреннего состояния бойцов?

- Как Шолохову удается показать напряжение, охватившее героев романа. Найдите описание поведения Николая Стрельцова перед боем.

-  Есть ли в этом произведении о войне мирные картины природы? Найдите их.

- Что они подчеркивают? ( Мирные картины природы подчеркивают неестественность, античеловечность войны. Взгляд Николая поднимается к небу – и время будто замедляется, растягивается.)

- Найдите, пожалуйста  на стр. 379 абзац «И снова, отсеченная от танков огнем…». Здесь писатель изображает вражеский танк с помощью олицетворения, но этот прием не одушевляет фашистскую машину, а делает ее похожей на чудовище. . Почему?

- Обратите внимание , каких согласных звуков много в этом описании. Что они подчеркивают?  (Это т прием аллитерации на «р», «С», «ш». «Ж», «Щ» усиливает впечатление чужеродности танка).

- Какое желание движет тяжело раненным Стрельцовым?  (Стрельцовым движет одно могучее желание « жить и биться до последнего». Эти, казалось бы, противоположные желания у него неразделимы. ) Докажите свою мысль текстом.

- Такие же чувства испытывает другой герой Шолохова Лопахин: «Нет, черт возьми, не для него эта тихая жизнь!.. Буду просить, чтобы оставили меня в действующей части».

- Что заставляет Стрельцова самовольно покинуть госпиталь? ( Стремление защищать свою Родину, сражаться в общем строю: «Полк был в очень тяжелом положении, вас оставалось немного… как я мог не прийти? Драться рядом с товарищами ведь можно и глухому».  )

- В этом эпизоде есть важная деталь, выдающая чувства, охватившие Лопахина. Как вы думаете, что это за деталь. («…большая светлая слеза» Лопахина, упавшая на самокрутку, выдает его чувства – «гордость за человека, любовь и восхищение». Но солдат должен скрывать сентиментальные чувства: Лопахин не поднимая головы, сворачивает новую папироску из обрывка почерневшей на сгибах газеты)

- Есть ли в этом отрывке из романа другие  примеры героизма советских солдат? Расскажите о них.

- Какова эстетическая позиция автора, которая определяет главное в изо бражении русских солдат?

(Рисуя русских солдат, автор всеми средствами передаёт восхищение красотой и силой героев, сохранивших на войне «душу живую». Шолохов любит своих героев и хочет, чтоб и мы их тоже полюбили, поэтому нет среди них таких, которые вызывали бы неприязненное чувство. Говоря словами А.Хватова, «Шолохов не соблазнился элементарным приёмом контраста, когда мужество одного подчёркивается малодушием другого. Его увлекла иная задача - раскрыть душу народа, опалённую ненавистью к врагу, таящую неиссякаемые нравственные силы. И каждый из них несёт в себе частицу народной души, мудрой и мужественной, нежной и непримиримой».*)

- У Бориса Ручьева  есть такие строчки:

Всю- неоглядную – Россию

Наследуем как отчий дом,

Мы, люди русские, простые,

Своим вскормленные трудом…

Россия-отчий дом-Родина… Знакомое и казалось бы понятное слово  - Родина. И все же каждый из нас вкладывает в это понятие что-то свое.

- В исполнении Плешаковой Юли послушайте стихотворение Д. Кедрина (1907-1945) , в котором он говорит о соей Родине.

- За свою Родину  сражаются герои романа М.А.Шолохова. Бутолин Олег  на дом получал индивидуальное задание. Он должен был ответить на вопрос: что значит для героев романа «Они сражались за Родину» Родина.

- Можем ли мы сделать вывод: каковы же нравственные, психологические истоки героизма шолоховских персонажей?

- Роман «Они сражались за Родину» был экранизирован Сергеем Бондарчуком. Консультантом фильма был сам Шолохов . Вы смотрели фильм, группа ребят получила задание составить отзыв о фильме. Давайте их послушаем.

-Ребята, нужно ли изучать произведения о войне, которая давно закончилась? Что нам дает прочтение таких книг?

У М.Матусовского есть замечательные стихи:

 Полем вдоль берега крутого, мимо хат

В серой шинели рядового шел солдат.

Шел солдат, слуга Отчизны,

Шел солдат во имя жизни.

Землю спасая,

Мир защищая.

Шел вперед солдат.

Шел он ночами грозовыми в дождь и град.

Песню с друзьями фронтовыми пел солдат.

Пел солдат , глотая слезы,

Пел про русские березы,

Про кари очи,

Про дом свой отчий

Пел в пути солдат.

Дома вам нужно рассказать о таком русском солдате – герое романа  М.Шолохова «Они сражались за Родину» Николае Стрельцове.

Д/з: написать сочинение - очерк о герое М. Шолохова Николае Стрельцове.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы по роману А.Н.Толстого "Пётр Первый" и истории в 11 кл.

Тема урока: "Личность Петра и петровская эпоха".   Урок обобщения  рассчитан на 2 часа. В начале урока ставятся проблемные вопросы:  1. Почему личность Петра привлекает внимание, и спор...

Презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского 10 класс

Презентация к уроку литературы по роману Ф.М.Достоевского...

Урок литературы по роману Л.Н.толстого "Война и мир"

Методическое обоснование и ход урока "Люди как реки..." Путь исканий главных героев романа Л.Н.Толстого "Война и мир". 10 класс...

Конспект урока литературы. Тема: «Роман Т.Толстой «Кысь» и конец русского постмодернизма".

В представленном материале автор ставит задачу   познакомить учащихся с понятием  "постмодернизм" в современной русской литературе и определить место романа Т.Толстой в данном пространс...

Презентация к уроку литературы по роману в стихах А.С.Пушкина "Евгений Онегин"

Презентация предназначена для учащихся 9-классов. Эту презентацию можно использовать на уроках литературы и во внеурочное время....

Презентация к вводному уроку литературы по роману "Герой нашего времени"

Предлагаемая презентация может быть использована на первом уроке по изучению романа М. Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" в 9 классе или при обобщающем повторении. На слайдах представлен материал по...

конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"

конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" .  План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...