конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" .  План урока построен в соответствии ФГОС, в работе на уроке используется презентация "Экскурсия по булгаковским местам", раздаточный материал в виде карточек,  достаточно много проблемных вопросов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл план урока литературы19.76 КБ

Предварительный просмотр:

План –конспект урока.

Тема: Добро и зло в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Цели: понять замысел романа; обобщение и систематизация знаний; умение формулировать проблемы, искать пути их решения; задумываться над художественным значением произведения;

Тип урока: обобщение и систематизация знаний учащихся.

1. Образовательные:

определить функции Князя Тьмы в романе; понять, за что наказывает людей Воланд.

способствовать созданию у учащихся положительной мотивации к изучению данного романа

умение видеть тему, проблему, конфликт произведения;

воспитывать чувство справедливости, понимания, сострадания, любви и заботы.

2. Развивающие:
развивать навыки работы в группе, коммуникативность и толерантность обучающихся;

умение участвовать в дискуссии, высказывать аргументированно свою точку зрения;

умение выразительно читать и анализировать текст;

умение анализировать просмотренный аудиоматериал (эпизод художественного фильма «Мастер и Маргарита»);

развивать навыки сравнительного и логического мышления

3. Воспитательные:

развивать интерес к русской литературе XX века, к творчеству М.А.Булгакова;

формировать способность к самовыражению;

воспитывать толерантность обучающихся

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Добрый день! Сегодня, ребята, мы с вами завершаем изучение одного из самых интересных и загадочных романов XX века - романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».

- Понравился ли вам этот роман? Или показался очень сложным?

Кто призывает нас к смиренью и любви?

А кто нас искушает, исполняя все мечты?

Вдруг зазвенит клинков торжественный набат!

Но верю, нас рассудит лишь одно

Сойдутся вновь….(добро и зло)

3 Работа с эпиграфом: «Почему, зачем, откуда зло?

Если есть Бог, то как может быть зло…?»

М.Ю.Лермонтов

Выделите ключевые слова. О чем сегодня мы с вами будем говорить?

- Как вы понимаете этот эпиграф?

- Как можно сформулировать цель нашего урока?

( противостояние добра и зла в романе)

Этот роман, написанный много лет назад, является одним из читаемых булгаковских произведений. Почему же так востребован Булгаков? Не потому ли, что общество страдает от тех же пороков, что и герои романа?

Тема добра и зла у Булгакова одна из ключевых, но прежде чем размышлять на эту тему, я бы хотела пригласить вас на экскурсию, где мы соприкоснёмся со временем, историей и местом создания романа.

  1. Презентация. « Экскурсия по булгаковским местам»
  1. Дом-музей Булгакова в Киеве.
  2. Булгаковский дом в Москве.
  3. На Патриарших.
  4. Квартира №50 на Садовой 10

Вы просмотрели презентацию, может вас, что-то удивило? ( квартира № 50 выглядит так, как будто там только что закончился бал у Сатаны. Поступки людей и сегодня ставят нас в тупик. Кто же провоцирует людей, искушает, а, может быть и заставляет делать нехорошие поступки , сеять зло? (дьявол, сатана, темные силы, зло в душе человека)

  1. Мотивация.

Булгаков показывает, что зло в мире не от дьявола, а от человека, забывшего Бога, смешавшего понятия добра и зла, истины и лжи. Поступками людей на протяжении всей истории двигают одни и те же примитивные пружины. И неважно , где и когда это происходит. Воланд говорит: « Горожане сильно изменились, внешне, я говорю, как и сам город, впрочем…гораздо более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?»

  1. Актуализация знаний.

В произведении кто является темной силой? (Воланд)

- Кто такой Воланд? Как он появляется в романе?

Воланд символизирует тёмные силы в мире. В разных эпизодах романа его называют то «сатаной», то «дьяволом». В начале романа он появляется на Патриарших прудах и вступает в дискуссию председателя Массолита Берлиоза и поэта Ивана Бездомного. Они принимают его то за иностранца, то за шпиона, то за душевнобольного.

- Кто входит в свиту Воланда?

(Примерный ответ. В свиту Воланда входят: Коровьев-Фагот, Азазелло, кот Бегемот, служанка Гелла.)

- С какой целью Воланд и его свита прибыли в Москву?

(Примерный ответ. Воланд хочет посмотреть, изменились ли люди с времен I века н.э. Не напрасна ли была жертва Иисуса Христа?)

- Над чем потешается, издевается нечистая сила? ( над многочисленными людскими слабостями и пороками)

- Совпадает ли образ Воланда с традиционным образом Дьявола?

(Нет, не совпадает. Воланд похож на иностранца, очень образован, умен.)

С какой целью М.А. Булгаков вводит образы Воланда и его свиты в свой роман?

(Примерный ответ. Образы Воланда и его свиты неоднозначны. С одной стороны – это нечистая сила, которая символизирует зло. Но с другой стороны – они наказывают людей только за плохие поступки, а Мастеру и Маргарите помогают. Они как бы вершат справедливый суд на земле.)

Итак, Воланд прибывает в Москву. Смогли бы нарисовать его словесный портрет? (несколько обличий)

(карточки с описание героев + описание Воланда в разных обличиях)

- почему Воланд у Булгакова изображён столь привлекательно?

- Добро он несёт или зло?

Дьявол – злой ангел, пытающийся обольстить людей и внушить им ложные мысли и злые

- В чём смысл шоу, затеянного Воландом и свитой в варьете?

- наконец, кто виноват (нечистая ли ?), что клиника Стравинского (фактически психиатрическая больница) так быстро заполняется управдомами, бухгалтерами, деятелями искусства?

Ответ однозначен: общество давно прогнило. Оно живёт по безнравственным, аморальным законам: воровство, подлог, беззастенчивое враньё, доносительство. Это ненормально, и Воланд правит бал, ибо это его родная стихия. Вот и летят бумажным дождём фальшивые «десятки», за которыми (забыв о представлении) алчно ползают советские граждане. И не в шикарных французских нарядах выходят дамочки на улицу, а голыми, ещё раз подтверждая неутешительный вывод Воланда: « Ну что ж, люди как люди… Всё также любят деньги»..желания, губитель человеческих душ.

Кого искушает Воланд? (москвичей, Маргариту, Никанора Ивановича Босого, буфетчика Сокова, дядю Берлиоза)

Кого погубил Воланд? Кого наказал?

  1. Обобщение знаний.

За какие пороки были наказаны герои? Соотнесите героя и качество, за которое он был наказан. (карточки)

Лиходеев С. Карьеризм

Берлиоз алчность

Прохор Петрович неверие, догматизм

Варенуха пьянство

Римский взяточничество

Соков бюрократизм

Босой хамство

Проверка.

Но Воланд избавляет Пилата от мук совести, возвращает Мастеру его роман и дает ему вечный покой, помогает Маргарите найти Мастера.

Вывод: у Булгакова Воланд олицетворяет судьбу, карающую Берлиоз, Сокова и др. , переступающих нормы христианской морали. Это первый дьявол в литературе, наказывающий за несоблюдение заповедей Христа.

Воланд подводит итоги: « Ну что же, они люди как люди… Любят деньги, но ведь это всегда было… Обыкновенные люди…в общем, напоминают прежних, квартирный вопрос только испортил их..»

Можно сказать, что Воланд – вечно существующее зло, которое необходимо для существования добра. (возврат к эпиграфу)

Мастер не заслужил света, он заслужил покой. Покой – это наказание или награда?

Покой, обещанный Мастеру, выглядит привлекательнее после всего, что он перенёс. Но характер его неясен.

- Какие образы и моменты романа мы можем отметить, когда явно видно проявление доброты к людям?

Распределите героев на две группы: проявление добра и зла.

Маргарита - все ей кажутся хорошими, даже Азазелло и этим она похожа на Иешуа и Мастера

Иешуа – «добрый человек»

Мастер – прощает своего героя – Понтия Пилата и дарит ему свободу.

Образы проявления зла- москвичи , Понтий Пилат.

Как вы думаете, в чем отличие злых москвичей от злого Понтия Пилата?

Москвичи вызвают отвращение, Пилат – сочувствие. Он одинок, у него нет близкого человека в мире, кроме Банги, любимой собаки. Он ожесточился, т.к. за всю жизнь видел зло, жестокость – сердце его очерствело.

  1. Рефлексия.
  1. Воланд способен наказать или исправить людей от порока?
  2. Всегда ли человек, совершая добрые поступки, добивается положительного результата?
  3. Чего опасается Воланд?
  4. Кто или что способно открыть человеку истину?
  5. Почему Мастер не смог одержать победу над нечистой силой?

Вывод: добро и зло – понятия вечные и неделимые, и пока живы дух и сознание человека, они будут бороться друг с другом. Булгаков хотел показать нам, что грань между добром и злом действительно мала. Нам необходимо увидеть среди завуалированного под добро зло. Разоблачить это зло.

  1. Домашнее задание.

Подготовиться к тесту по роману «Мастер и Маргарита»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе в 11 классе «Роль библейских глав в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Урок ставит своей целью показать, как самостоятельное в определённом смысле произведение, посвящённое ершалаимской истории, самым тесным образом переплетено с главами, рассказывающими о современности....

Конспект урока литературы. Тема: «Роман Т.Толстой «Кысь» и конец русского постмодернизма".

В представленном материале автор ставит задачу   познакомить учащихся с понятием  "постмодернизм" в современной русской литературе и определить место романа Т.Толстой в данном пространс...

Урок литературы по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита"

Данный материал представляет собой разработку урока (2 часа) в системе уроков по изучению романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита". урок проводится с применением презентации. Задания расчитаны ...

План-конспект урока литературы по роману И. С. Тургенева "Отцы и дети"

Урок с применением технологии критического мышления...

Конспект урока литературы по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Урок с применением кейс-технологии. Это первый урок в системе уроков по роману "Преступление и наказание".Кейс № 1 (2 часа) Исследовательский кейс (Case-study method).   Учебные си...

Конспект урока литературы по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"

Разработка первого урока в системе уроков по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"...

Конспект урока литературы по роману Евгения Замятина "Мы"

Урок литературы разработан согласно ФГОС. Использованы современные технологии....