Конспект УЗ по литературе: "Изображение "трех миров" в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" через замысел автора и систему художественных образов"
план-конспект занятия по литературе (11 класс) по теме
Можно использовать при изучении романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Дисциплина: Литература
Тема: Изображение «трех миров» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» через замысел автора и систему художественных образов
Тип занятия - Урок-эпилог
Цель занятия:
Методическая - показать возможности активизации мыслительной деятельности студентов через организацию их самостоятельной работы на занятии (работа в мини-группах) и использование материалов, наработанных ими во внеурочное время
- обучающая — показать замысел писателя посредством системы образов и композиционные особенности произведения
- развивающая — формировать навыки исследовательской деятельности, развивать креативность мышления посредством творческих заданий
- воспитывающая — воспитывать у студентов понимание, что честь, долг, любовь — основные человеческие ценности
Оборудование: справочные материалы, текст романа «Мастер и Маргарита», мини-плакаты, индивидуальные задания каждой группы, доска, рукописные газеты, раздаточный материал в виде карточек и таблиц
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский (при анализе художественного текста)
Уровни усвоения знаний, учебной информации:
- восприятие, осознание, фиксация информации
- творческое применение знаний при анализе текста
Содержание учебного материала - практическая направленность и дифференциация контрольных заданий (тестов) оценивается по трём уровням сложности.
Горожане сильно изменились – внешне, я говорю,
как и сам город, впрочем. Но меня, конечно,
не столько интересуют автобусы, телефоны –
сколько более важный вопрос: изменились ли эти горожане внутренне?
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
Ход учебного занятия
1. Слово преподавателя:
На предыдущих занятиях мы познакомились с жизнью, творчеством Михаила Афанасьевича Булгакова, сложной судьбой его замечательных произведений. А также узнали историю создания самого популярного его романа «Мастер и Маргарита».
Сегодня мы с вами продолжим разговор о романе «Мастер и Маргарита».
Тема нашего сегодняшнего занятия - «Изображение «трех миров» в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» через замысел автора и систему художественных образов».
Роман «Мастер и Маргарита» - главное произведение М. Булгакова, любимое дитя его фантазии, его писательский подвиг. Он писал его с 1928 по 1940 год, до самой смерти, сделал 8 редакций, и существует проблема, какую же редакцию считать окончательной. Это «закатный» роман, заплачено за него жизнью автора.
М.А.Булгакову помогла сказать последним романом все основное в его жизни жена Елена Сергеевна, известная всему миру как Маргарита. Она стала ангелом-хранителем мужа, ни разу не усомнилась в нем, безусловной верой поддерживала его талант. Она вспоминала: «Михаил Афанасьевич мне сказал однажды: «Против меня был целый мир – и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно».
Умирающему мужу она поклялась напечатать роман. Пробовала это сделать шесть или семь раз – безуспешно. Но сила ее верности преодолела все препятствия. В 1967-1968 годах журнал «Москва» напечатал роман «Мастер и Маргарита». А в 80-90-е годы были открыты архивы Булгакова, написаны практически первые интересные исследования. Имя Мастера известно теперь всему миру.
… Из письма сестры Е.С. Булгаковой Ольги Бокшанской матери незадолго до смерти Булгакова…
Люся [Е.С.Булгакова. - Е.Н.] страшно изменилась. В глазах её такой трепет, такая грусть, она всё время находится в напряженном желании бороться за его жизнь. Она любит его так сильно… Это не похоже на обычное понятие любви.
…10 марта. 16.39. Миша умер…
(Последняя запись в дневнике Елены Сергеевны Булгаковой):
Я помню тот день. В булгаковский дом
Проникла печаль. Елена
Осталась одна. Мороз за окном,
В квартире - лишь запах тлена.
И не было сил, и не было слёз
Оплакать свою потерю.
И, глядя на гроб, Елена всерьёз
Шептала: «Нет, я не верю!».
Ведь только вчера, казалось, она
Упрямо врачам твердила:
«Его не отдам!». И ночи без сна,
Как ангел, над ним парила.
Больного терзал то холод, то жар.
Но он разомкнуть смог веки:
«Знай, ты заменила весь земной шар
Ты всё для меня!». Навеки…
Теперь его нет на этой земле.
Елена одна. Впервые.
Царит полумрак. Но здесь, на столе -
Все рукописи. Живые!
«О, будут тебя печатать!» - И вновь
Тетради его раскрыты.
«Окончен роман. Но вечна любовь
В душе твоей Маргариты!»
И завтра опять наступит рассвет!
И снова борьбу начну я!..
Не смоет вода с рук памятный след
Прощального поцелуя.
Я помню тот день, как будто тогда
Была в той святой квартире.
Пусть эта любовь сияет всегда
В жестоком подлунном мире.
2. Актуализация знаний:
- Определите жанр романа
(Можно назвать его и бытовым (воспроизведены картины московского быта двадцатых-тридцатых годов), и фантастическим, и философским, и сатирическим, и автобиографическим, и любовно-лирическим, и сатирическим. Роман многожанров и многопланов. Все тесно переплетено, как в жизни).
Необычна и композиция романа.
- Как бы вы определили композицию романа?
(Это «роман в романе». Судьба самого Булгакова отражается в судьбе Мастера, судьба Мастера – в судьбе его героя Иешуа. Ряд отражений создает впечатление перспективы, уходящей в глубь исторического времени, в вечность).
Обращение к эпиграфу…
- Цель занятия - понять замысел писателя посредством системы образов и композиционные особенности произведения. Проанализировать сходства и контраст «трех миров» как основные идейно-художественные принципы повествования. И первый вопрос:
- Какое время охватывают события романа?
Действие романа длится всего 4 дня (начинается в среду и в ночь на воскресенье заканчивается, в праздник Пасхи.) Но за этот короткий промежуток времени писатель охватывает события, которые происходят в трёх временных рамках.
1). Москва 30-х годов (Земной мир).
2) «Библейский мир».
3) Вечность (потусторонний мир).
Время и пространство то сжимаются, то расширяются, то сходятся в одной точке, то пересекаются, то теряют границы, то есть они и конкретны, и условны.
3. Работа в малых группах и защита проектов:
(Студенты распределены на три группы. Каждая группа подготовила сообщения по «трем мирам» в романе – использование исследовательских, творческих работ, наработанных учащимися во внеурочное время.
В каждой группе назначен координатор, который отслеживает работу каждого студента и оценивает)
Итак, литературоведы находят в романе 3 основных мира:
- Современный московский
- Вечный потусторонний
- Древний ершалаимский
Перед нами ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:
- Для чего Булгаков использует такой прием, как воссоздание портрета каждого героя
(Иешуа Га-Ноцри, Мастер, Понтий Пилат, Воланд, Маргарита)?
- Какова система прототипов, если рассматривать их эволюции во взаимодействии с другими персонажами. Какова их роль в романе?
(Студенты работают с поставленными перед ними вопросами, заполняют таблицы)
Первый мир – Московский (1 группа)
Второй мир – Вечный потусторонний (2 группа)
Третий мир – Древний ершалаимский (3 группа)
Обсуждение:
(Ребята рассказывают о представителях каждого мира, представленного в романе, защищают проекты, комментируют)
4. Обобщение и выводы по теме:
Центральная проблема романа «Мастер и Маргарита» - это проблема взаимодействия Света и Тьмы, Добра и Зла.
- Почему в мире существует Зло, почему оно часто торжествует над Добром?
- Как победить Тьму и возможно ли это вообще?
- Что есть Свет для человека и что есть Тьма для него?
Эти вопросы волнуют каждого из нас, а для Булгакова они приобрели особую остроту оттого, что вся его жизнь была искалечена, смята торжествовавшей в его время и в его стране тьмой.
Страницы романа М.Булгакова помогают нам выяснить главную идею романа – Человеческую судьбу определяет непрерывный поиск истины. Именно человек ответственен за все добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей.
- Так какими же средствами писатель пользуется, чтобы донести все это до читателя? (путем раскрытия художественных образов)
(Студенты делают выводы с опорой на таблички, координаторы выставляют оценки и сдают групповые листы-задания).
- Давайте еще раз обратимся к эпиграфу занятия:
….
- Ответ на этот вопрос найдем в тексте романа «Мастер и Маргарита» в главе «Черная магия и ее разоблачение»
[… Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь, это всегда было… Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, - из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну легкомысленны… Ну, что ж… И мелосердие иногда стучится в их сердца… Обыкновенные люди… В общем, напоминают прежних…].
Так Воланд сам и ответил на свой вопрос.
- А вы как думаете?
- Какие впечатления у вас остались о романе, о чем вы рассуждали, думали?
-Зачем все таки Булгакову потребовалось изображать в своем романе «три мира», и можно ли провести параллель между ними?
-Ну и, наконец, является ли сатана представителем Зла в романе? Или же он выступает Справедливым Наблюдателем?...
(Студентка читает стихотворение…)
Изучая московские хмурые лица,
На вопрос сатаны я искала ответ.
Изменилась, бесспорно, родная столица,
Ну а внутренне люди - пожалуй, что нет.
И всё так же мы жадны до денежных знаков,
И всё так же нас мучит квартирный вопрос.
И я слышу порой, как смеётся Булгаков
Над Россией своей, задыхаясь от слёз.
5. Задание на дом:
- Написать мини-сочинение «Добро и зло в романе»
- Ответить на вопросы теста (письменно в тетради)
- Выставление оценок
Использованная литература:
1. Литература /Под ред. Обернихиной Г.А. Учебник. – М.: «Академия», 2009.
2. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в. Учебник. Ч. 1,2. 10 кл. - М.: «Просвещение», 2006.
3. Роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
КООРДИНАТОР: ________________________________________
№ | Ф.И.О. студента | Работа с текстом | Работа с таблицей | Оформление рукописных газет | Выводы | Итог |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 |
Ф. И. О. | |
Группа _______ | |
Вопросы | Ответы |
1. В чем своеобразие композиции романа? | А) кольцевая композиция Б) роман в романе В) хронологический порядок развития событий |
2. Почему Иешуа представлен в романе как бродяга? | А) соответствие библейскому сюжету Б) противопоставление библейскому образу В) автор старается подчеркнуть внутреннюю свободу героя |
3. Почему для Иешуа самый страшный грех - трусость? | А) трусость – порок, заставляющий жить по законам, диктуемым сверху Б) трусость ведёт к предательству В) трусость – сознательный выбор колеблющегося человека |
4. Какой из "миров" романа наиболее населен? | А) московский Б) потусторонний В) библейский |
5. Чей это портрет: "…человек лет 27-ми, одет в старенький голубой хитон, руки связаны, синяк под левым газом, у рта ссадина.» | А) Крысобой Б) Понтий Пилат В) Иешуа |
6. Как наказан Пилат? | А) сожжен Б) обречён на бессмертие В) повешен |
7. Какой промежуток времени охватывают события романа? | А) 4 дня Б) 4 месяца В) 4 года |
8. Кто является повествователем истории о Понтии Пилате и Иешуа? | А) Бездомный, Б) Берлиоз, В) Воланд |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/06/picture-545534-1417894666.jpg)
План-конспект открытого урока "Работа над художественным образом в классе игры на синтезаторе"
План-конспект открытого урока, посвященного работе над художественным образом в рамках занятий по классу синтезатор. В мою рабочую программу входит "композиция" как предмет по выбору, а также "аранжир...
Конспект мастер-класса по теме «Создание художественного образа в детских фортепианных миниатюрах»
Мастер-класс проводился по предмету общее фортепиано для учащихся 7-11 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/25/picture-657502-1440509997.jpg)
конспект урока "Роман А.С. Пушкина в стихах "Евгений Онегин". Творческая лаборатория. Система образов. Онегинская строфа"
конспект урока литературы...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/23/picture-672707-1443016596.jpg)
Конспект оркрытого урока «Раскрытие художественного образа Элегии Рахманинова»
Конспект открытого урока "Раскрытие художественного образа Элегии Рахманинова", целью которого является создание условий для творческого применения специальных знаний, умений. навыков в процессе работ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/27/picture-799695-1467049536.jpg)
План-конспект открытого занятия "Составление сценария на заданную тему. Тема, идея и режиссерский замысел"
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «СОСТАВЛЕНИЕ СЦЕНАРИЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ. ТЕМА, ИДЕЯ И РЕЖИССЕРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/07/picture-791524-1473250297.jpg)
План-конспект урока «Художественный образ,стиль,язык» 9 класс
План-конспект урока «Художественный образ,стиль,язык» 9 класс...