План-конспект открытого занятия "Составление сценария на заданную тему. Тема, идея и режиссерский замысел"
план-конспект

Штрапова Алена Владимировна

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «СОСТАВЛЕНИЕ СЦЕНАРИЯ НА ЗАДАННУЮ ТЕМУ. ТЕМА, ИДЕЯ И РЕЖИССЕРСКИЙ ЗАМЫСЕЛ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект открытого занятия27.31 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

дом детского творчества станицы Калининской


Cоставление сценария на заданную тему.  

Тема, идея и режиссерский замысел.

Тема: Что такое сценарий?

Цель: Овладеть методикой написания сценария на заданную тему.

Задачи:

  1. Знакомство с понятием сценарий и особенностями его составления.

  1. Развивать у детей интерес к изучению документального и художественного материала.

  1. Сплочение детского коллектива, работа в группах.

Материалы и оборудование:

- карточки с надписями;

- литературное произведение;

- документальный материал.

План проведения занятия:

1.  Введение

2.  Основная часть

3.  Практическая часть

4.  Заключительная часть. Анализ занятия.

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

           Немаловажную роль в успешном проведении любого мероприятия, особенно для детей, имеет сценарий. От того, насколько интересно, ярко и содержательно построен сценарий мероприятия (концерта, встречи с известным человеком, вечера встреч выпускников, конкурса, фестиваля, КВНа и даже спектакля) зависит успех и оригинальность всего мероприятия.

           На первый взгляд, что такое сценарий и как делать праздники, известно всем. Некоторые думают, что достаточно "насобирать" выигрышные куски из разных готовых сценариев, последовательно скомпоновать их - и сценарий готов. Однако при чтении такого сценария целостности не наблюдается. Что же делать, чтобы не допускать - такие ошибки? Для начала - познакомиться с определением понятия «сценарий» и методикой написания сценариев, а затем попытаться овладеть ею.

  1. ЧТО ТАКОЕ СЦЕНАРИЙ?

СЦЕНАРИЙ (итал. scenario, от лат. scaena -- сцена). Сценарий - подробное литературное описание действия, предназначенного для постановки на сценической площадке, на основе которого создаются театрализованное представление, праздник, массовое зрелище, игровая или какая-либо иная программа. Он имеет как общие черты, сходные с драматургическими произведениями театра, кино, радио, телевидения, так и особенные, присущие формам культурно-досуговых программ. К общим относятся: действие; цепь событий, связанных сюжетом; наличие действующих лиц и конфликта как борьбы между действующими лицами или осмысление какой-либо конфликтной ситуации, соединяющей в определенной последовательности составные части (эпизоды и блоки) в единое целое.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СЦЕНАРИЕМ

        Тема и идея составляют идейно-тематический план замысла культурно-досуговой программы. Работу над сценарием следует начинать с определения темы и идеи.

Тема - это круг явлений, отобранных и освещенных автором.

Идея - это основной вывод, мысль, оценка изображаемых событий.

        Тема обычно задана с самого начала, а к идее, как общему главному выводу, сценаристу и режиссеру следует еще постепенно подвести участников и зрителей программы. Нужно пробудить активное восприятие действия, заставить каждого как бы стать участником события и самому осмыслить идею. Тогда задача осознания идеи подчинена развитию действия.

        Одна из специфических особенностей сценария культурно-досуговой программы состоит в его документальной основе. Поэтому для выбора сюжета нужно найти основное событие, ибо дальнейшие поиски яркого интересного сюжета будут определяться основным событием.

        Следующим шагом является продумывание композиции сценария, то есть реализация конфликта, сюжета в сценическом действии.

Композиция - организация действия и соответствующее расположение материала.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СЦЕНАРИЯ

Экспозиция - ввод в действие, короткий рассказ о событиях, предшествовавших возникновению конфликта. Экспозиция обычно перерастает в завязку или непосредственное начало действия. Экспозиция и завязка должны быть предельно четкими, лаконичными.

 Завязка - начало конфликта.

Кульминация - наивысшая точка развития конфликта.

Развязка - разрешение конфликта.

Основное действие - строгая логичность построения и развитие темы.

          Каждый эпизод должен быть обусловлен, связан смысловыми «мостиками» с предыдущим и последующим. Классическую структуру программы составляют следующие элементы:

Пролог - композиционный прием, показ или демонстрация идей автора, его отношения к событию. Пролог не связан с основным действием, а в экспозиции сюжетное действие берет свое начало.

Завязка - начало драматургического конфликта, находит свое развитие в последующих структурных элементах композиционного построения сценария, определяет начало основного действия. Поиск оригинального сюжетного решения завязки - драматургическая проблема. Оригинальное решение завязки во многом определяет последующий ход всей программы.

Сюжетный ход - художественный прием, делает драматургическое произведение неповторимым и оригинальным по композиционному построению.

           В зависимости от сценарной обработки содержательного материала предполагаются и различаются уровни сценарной записи:

Сценарный план - набросок композиционного построения сценария с разработанной темой, идеей, педагогическими задачами, характеристиками аудитории.

Литературный сценарий - подробная литературная разработка идейно-тематического замысла с полным текстом, описанием действующих лиц, музыкальным оформлением, использованием технических служб.

Режиссерский сценарий - развернутый план литературного сценария с точным указанием сценической площадки, конкретным использованием технических служб, расписанной светозвуковой партитурой, с указанием времени, мизансцен, исполнителей, литературных текстов и организационных моментов.

Сценарии создаются двумя способами: собирательным и избирательным. При собирательном способе, автор создает обобщенный образ на реальной основе. Сценарист создает воображаемый образ, несущий в себе обобщение - характер современного положительного героя. Избирательная типизация позволяет на примере рассказа об одном человеке предложить образ жизни многих людей. Но в любом случае сценаристу необходимо найти способ пробудить у зрителя активное восприятие действия. К элементам активизаций относятся: прямое обращение к аудитории, коллективное исполнение песен, осуществление различных гражданских ритуалов, вынос знамен, вопросы из аудитории и т.д. Одним из способов импровизации является внесение в сценарий элемента игры, в которую при умелом подходе организаторов программы включаются и дети, и взрослые.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Этапы работы над сценарием ( карточки ):

-выбор темы;

-подбор и обработка материала;

-поиск сценарного хода;

-написание сценария;

-четкая формулировка заданий-вопросов.

Работа детей заключается в обработке литературного произведения по выбору.

Задача:  Составить сценарий на заданную тему. Используя карточки подсказки и документальный материал.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Создание сценария - это сложный, многоступенчатый, творческий процесс, включающий периоды накопления информационно-содержательного материала, формирование замысла, написание драматургического произведения. Автору сценария необходимо так соединить все его компоненты, чтобы в итоге получилось целостное драматургическое произведение. Мероприятие, организованное и проведенное по сценарию, производит впечатление ясного и завершенного целого. Каждая культурно-досуговая программа содержит в себе элемент конструкции, построения, обусловливая тем самым композиционную организацию сценарного материала.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Черкашенинов Л.Ф. Вопросы подготовки режиссеров массовых праздников и концертно-зрелищных программ в институтах искусств и культуры. - Барнаул, 2002 г

  1. Андрейчук Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста массовых праздников. Барнаул, 2005 г.

  1. Статья Александр Астремский, киносценарист, руководитель Сценарной студии «ASTORIES» 2009

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание  дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование  техники выполнения  передачи  мяча ...

План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense"

План-конспект урока открытия нового знания по теме "The Future Continuous Tense" с сопроводительной презентацией (по ФГОС второго поколения). Опробован на 5 классе гимназии с углубленным изучением анг...

Конспект НОД, подготовительная к школе группа, тема: "Страны и континенты. Австралия" план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Образовательные цели: уточнение, активизация и актуализация словаря по теме "Страны и континенты. Австралия";  совершенствование грамматического строя речи Развивающие цели: развит...

План - конспект индивидуального открытого занятия с ребёнком с ОВЗ по теме: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Рекомендуется для воспитателей ДОУ, психологов, логопедов, учителей-дефектологов...

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»

План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...

Конспект открытого урока по литературе в 8-ом классе по теме "Тема и идея, сюжет и композиция поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Цель:     определение темы и идеи поэмы;углубление представления учащихся о личности М.Ю. Лермонтова, нашедшей выражение в его поэме, выявление структурных особенностей произведени...