План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Семако Наталья Васильевна

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования интерактивной доски. К уроку подготовлена презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_6kl._1.doc91.5 КБ
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse_1.pptx235.52 КБ

Предварительный просмотр:

                        Урок русского языка в 6 классе

       Тема урока: Буквы о и а в корне -кос- - -кас-.

Цели урока: ознакомление с правописанием слов с корнями –кос- - -кас-,

                      ознакомление с лексическим значением слов с корнем –кос- - -кас-,  

                      развитие орфографической зоркости учащихся,

                      развитие речи учащихся.

                                    Ход урока.

  1. Оргмомент.
  2. Повторение изученного.

Без шу..  з..лёных и з..лёных шапок

Кусты сб..жались на сырой мысок.

Как отпечатки лё..ких птич..их лапок,

Тень веточек л..жится на песок.

-Назвать в словах пропущенные буквы, объяснить условия выбора вставленных    орфограмм.

-В словах зелёных, сбежались, ложится назовите корень.

-Подберите к ним однокоренные слова.

-Какие слова называются однокоренными?

-Что такое корень?

-Какие слова в тексте употреблены в переносном значении?

-В каком слове гласную в корне нельзя проверить? Почему?

Корни с чередованием нельзя проверять ударением!

-Синтаксический разбор  1-го предложения (самостоятельно)

Без шуб зелёных и зелёных шапок кусты сбежались на сырой мысок.

             

        -повествовательное

        -невосклицательное

        -распространённое

        -однородные дополнения

3.Работа над новым материалом.

    1) работа с таблицей

                                                 

коснуться                         касаться

прикоснуться                  прикасаться

прикосновение                касание

-Прочитайте слова 1-го столбика. Какая гласная пишется в корнях?

-Прочитайте слова 2-го столбика. Какая гласная пишется в корне?                                    ---Какой суффикс в этих словах?

-Попробуйте определить, когда в безударном положении в корне –кос- - -кас-            пишется а, о?

-Можно ли эти слова проверять ударением? Почему?

   2) работа с правилом по учебнику стр. 46.

-Прочитайте правило. От чего зависит выбор буквы в корне –кос- - -кас-?

   3) сравнение с корнем –лаг- - -лож-.

                     Нет-а-

                    Есть-а-

                        О

                        А

ос-                    прикоснуться

  -кас                        прикасаться

ож-                   положить

  -лаг                        излагать

 

4) значение слов с корнем –кос- - -кас-.

1.Дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь.

Игрок коснулся клюшкой мяча.

2.Затронуть в разговоре, в письме какую-либо тему.

Лектор лишь коснулся этой проблемы, но решить её не смог.

3.Иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь, быть причастным.

Соблюдение правил дорожного движения касается всех.

- Относятся ли слова кость, косой, коса к орфограмме № 26?

5) Итак, тема урока: « Буквы о и а в корне –кос- - -кас-. Запишите тему урока в тетрадь.

-Какие учебные задачи мы должны поставить перед собой? 

   -научиться правильно писать слова с корнем –кос- -кас-,

   -учиться находить слова с этим корнем и отличать их от слов , которые к данной        орфограмме не относятся.

6) Работа в тетради. Выполнение упр. 109, 110.

       Касается, прикасайтесь, касанием, коснулось, соприкоснулись, прикоснулась.

       Прикоснулась – разбор по составу.

       Лодки – фонетический разбор.

4.Упражнение-размышление : «Есть ли корень -кос- - -кас-?»

         1                                            2                                                             3

лёгкое прик..сновение            к..снуться воды                                   меня не к..сается

ск..сить траву                          к...сой бросился наутёк                      к..ситься на соседа

к..солапый мишка                   новая к..силка                                      к..снулся  вопроса к..саетсявсех                            начертить к..сательную                      прик..саться к ране

к..стяной гребешок                 заплести к..сички                                большая к..сть

5.Итог урока. Рефлексия.

 -Какие корни с чередованием мы изучили?

 -Вспомним ещё раз, от чего зависит выбор гласной буквы в этих корнях.

                        От согласной

                      От суффикса

                          Есть   ст, щ   ?

                Есть суффикс   -а- ?

             Да

            Нет

              Да

             Нет

Пиши:   -раст-

Пиши:    -рос-

Пиши:     -лаг-

Пиши:       -лож-

               -ращ-

                 -кас-

                   -кос-

 -Когда в корне –кос- - -кас- пишется а, когда о?

 -Какие лексические значения имеют слова с корнем –кос- - -кас-?

6. Домашнее задание. § 21, упр. 111.

                                                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Буквы О , А в корне -кос- - - кас -

Слайд 2

Цели урока: ознакомление с правописанием слов с корнями – кос- - - кас - с лексическим значением слов с корнем –кос- - - кас - формирование орфографической зоркости учащихся , развитие речи учащихся .

Слайд 3

Без шу .. з .. лёных и з .. лёных шапок Кусты сб ..жались на сырой мысок. Как отпечатки лё .. ких птич ..их лапок , Тень веточек л .. жится на песок . Вставь букву !

Слайд 4

к о снуться к а с а ться прик о снуться прик а с а ться прик о сновение к а с а ние Сравни !

Слайд 5

нет – а- есть –а- О А - к о с- прик о снуться - к а с - прик а с а ться - л о ж- пол о жить - л а г- изл а г а ть

Слайд 6

Игрок к о снулся клюшкой мяча. 1 . Дотрагиваться до чего-нибудь или кого-нибудь .

Слайд 7

2.Затронуть в разговоре, в письме какую-либо тему. Лектор лишь к о снулся этой проблемы, но решить её не смог.

Слайд 8

Иметь отношение к чему-нибудь или кому-нибудь, быть причастным. Соблюдение правил дорожного движения к а с а ется всех.

Слайд 9

Есть ли корень -кос- - - кас -? лёгкое прик .. сновение ск .. сить траву к.. солапый мишка к.. сается всех к.. стяной гребешок к.. снуться воды к...сой бросился наутёк новая к..силка начертить к.. сательную заплести к.. сички

Слайд 10

От согласной От суффикса Есть ст , щ ? Есть суффикс -а- ? Да Нет Да Нет Пиши: - р а ст - Пиши: -р о с- Пиши: - л а г- Пиши: -л о ж- - р а щ - - к а с - -к о с- Запомни !

Слайд 11

Домашнее задание. § 21, упр. 111.

Слайд 12

Подготовила Семако Наталья Васильевна МБОУ « Красногорская СОШ №1» п.г.т. Красная Гора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока русского языка 8 класс "Интонация, логическое ударение"

Разработка урока русского языка для аттестации на соответствие занимаемой должности...

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Презентация к уроку русского языка в 6 классе "Обобщение по теме: Корни с чередованием"

Данная презентация к уроку в 6 классе "Обобщение по теме: Корни с чередованием" позволяет обучающимся систематизировать знания о корнях с чередованием. Формирует орфографическую грамотность учащихся, ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы О-А в корнях с чередованием -гор-гар-"

Презентация содержит конспект урока по изучению данной темы, представленный в нетрадиционной форме.....

Презентация к уроку русского языка 5 класс "Правописание о-а в корне -раст-, -рос-"

Презентация к уроку русского языка 5 класс "Правописание о-а в корне -раст-, -рос-"...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе. Безударные гласные в корне слова

Тема урока: Правописание безударных гласных в корнях словУрок открытия «нового» знанияЦели урока: - деятельностные: создать условия  для усвоения учебного материала,  развив...