Конспект оркрытого урока «Раскрытие художественного образа Элегии Рахманинова»
план-конспект урока (7 класс) на тему

Ковальчук Татьяна Викторовна

Конспект открытого урока "Раскрытие художественного образа Элегии Рахманинова", целью которого является создание условий для творческого применения специальных знаний, умений. навыков в процессе работы над данным произведением (с использованием электронно-образовательных ресурсов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rahmaninov_elegiya.docx45.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

Усть - Кутского муниципального образования

Конспект открытого урока

По дисциплине: специальный инструмент «Фортепиано»

7 класс

 «Раскрытие художественного образа Элегии Рахманинова»

с использованием электронных образовательных ресурсов

подготовила преподаватель фортепиано

Ковальчук Татьяна Викторовна

Усть –Кут  2015

Тема учебного занятия: «Раскрытие  художественного образа Элегии Рахманинова»

.Тип урока комбинированный

Вид урока: интегрированный

Методы и приемы: поправочных остановок, направляющих указаний, ассоциаций, дирижирования.

Цель урока:

Создать условия для творческого применения специальных знаний, умений, навыков в процессе работы над раскрытием художественного образа Элегии Рахманинова.

Задачи урока:

Образовательная задача: закрепление знаний, умений и навыков в процессе работы над раскрытием художественного образа Элегии.

Развивающая задача: развитие навыков перспективного слухового мышления, ассоциативного воображения, творческих способностей, исполнительских навыков.

Воспитывающая задача: воспитание эстетического вкуса на лучших образцах произведений  искусства при помощи ЭОР.  

Оборудование:

  • Фортепиано
  • Стул
  • Подставка под ноги
  • Ноутбук

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Таблица 1

Этап урока

Название используемых

ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Время

(мин)

1

Организационный этап урока

Презентация Power Point (слайд 1-2)

Организация внимания учащегося, взаимное приветствие, проверка готовности к уроку, сообщение темы и постановка задач.

Приветствие, восприятие темы и поставленной проблемы.

.

1  мин.

2

Повторение и актуализация опорных знаний

 

Презентация Power Point (слайд 3-9)

№№ 1-7

Объяснение методики работы с тестом «Элегия Рахманинова» Контроль за выполнением заданий теста.

 

Проверка домашнего задания, оценивание.

 Восприятие и выполнение итогового теста по теме «Элегия Рахманинова» с целью повторения общих сведений об элегии, расширения кругозора, развития ассоциативного мышления.

Зачитывает эссе «Отзыв об Элегии Рахманинова»

10

мин

3

Практическая часть

Работа над динамикой

Работа над педалью

2часть

Работа над полифоничностью изложения музыкального материала

Работа над кульминацией всего произведения

Организация работы по анализу произведения.

Инструктаж по подготовке пианистического аппарата к работе над Элегией, контроль за выполнением заданий.

Эмоциональный настрой на фрагментарное проигрывание.

Анализ мелодии (направление, интервальный состав,мотивы: «скорбь воспоминаний», «протест»),  попутные подсказки, поправочные остановки.

Организация работы по анализу мелодии (особенности изложения, выявление главной кульминации), комментированный показ.

Работа с текстом Элегии, выполнение анализа формы, размера, тональности, темпа.

Исполнение гаммы ми – бемоль минор, длинных арпеджио, игра октавами.

Исполнение 1 части Элегии.

Работа над мелодией, раскрытие художественного образа

Исполнение 2 части Элегии, раскрытие художественного образа.

17

мин

3

Презентация Power Point (слайд14)

№ 8

Установка на восприятие

Организация работы по анализу 3 части (последний пассаж- взрыв протеста оставляет за собой последнее слово), направляющие указания.

Восприятие 2 части Элегии в исполнении трио

Работа над 3 частью Элегии,

4

Подведение итогов

 

Презентация Power Point «Рахманинов Элегия»

Подводит итоги, задает вопросы.

Установка на восприятие.

Отвечает на вопросы, систематизирует сведения.

Восприятие презентации, обобщение знаний.

8

мин

5

Оценивание

Оценивает результаты работы учащейся на уроке. Выставляет оценку за урок.

Анализирует результаты своей работы на уроке.

2

мин

6

Домашнее задание

.Информирование о домашнем задании, методике его выполнения

Осмысление связи домашнего задания с изучаемым материалом урока,

2

мин

Таблица 2

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

1.Элегия 

Электронная библиотека

активный

Текст

http://dic.academic.ru/

2

Жюль  Массне

Электронный справочник

 Текст , иллюстрация

http://www.belcanto.ru/massne.html 

3

Элегия Массне

Каталог классической музыки

аудиофрагмент

http://classic-online.ru/

4

 Апполонарий Васнецов

Электронный справочник

Текст, иллюстрация

  http://vasnec.ru/other.php

5

Мазервелл Роберт Элегия

Интернет -магазин

Иллюстрация

http://macrosvit.com.ua/elegiya-dlya-ispanskoy-respubliki-108/25140/

6

Элегия А. С. Пушкин

Электронный справочник

Текст

http://www.rvb.ru/pushkin/01text/01versus/0423_36/1830/0536.htm

7

Ветриано Ждек

Элегия

Интернет -магазин

Иллюстрация

http://awww.artwall.ru/catalog/820/page_4

8

Рахманинов элегия в исполнении трио

Каталог классической музыки

аудиофрагмент

http://plus-music.org/рахманинов+элегия+трио

Конспект урока:

1.Организационный момент:

-Здравствуй, Яна. Приготовь, пожалуйста, ноты, дневник. Присаживайся.

-Тема нашего урока звучит так:

Слайд1-2

«Раскрытие  художественного образа Элегии Рахманинова »

-Задачи урока:

Образовательная задача: закрепление знаний, умений и навыков в процессе работы над раскрытием художественного образа Элегии.

Развивающая задача: развитие навыков перспективного слухового мышления, ассоциативного воображения, творческих способностей, исполнительских навыков.

Воспитывающая задача: воспитание эстетического вкуса на лучших образцах произведений  искусства при помощи ЭОР.  

2. Повторение и актуализация новых знаний:

Презентация Power Point

Слайд 3

-Что такое элегия?

-1) (Жалоба) камерное  музыкальное произведение задумчивого печального характера.

-2) Лирическое произведение с печальным настроением.

-Оба ответа правильные, ведь элегии писали не только композиторы, но и поэты, а также художники.

Слайд 4

-Авторы элегий?

        1) Жюль Массне написал, наверно, самую знаменитую элегию в истории музыкального искусства.

Элегия — произведение французского композитора Жюля Массне, один из наиболее известных образцов музыкального жанра элегии.«Нежная грусть, изящная меланхолия, оттененная звуковыми 'вуалями', и ко всему этому — легкий привкус салонности», — так комментирует «Элегию» Массне в исполнении Монтсеррат Кабалье один из российских искусствоведов.

Слайд 5

 2) Аполлинарий Васнецов.

 Природа давала художнику впечатления, которые он мог воплотить в сложные романтико-символические образы. Такова картина «Элегия», написанная в 1893 году и навеянная воспоминаниями о Крыме. Состояние вечерней сумрачной природы навевает особое ощущение грусти и одиночества. Это было живописным выражением модных тогда настроений «конца века», в которых звучали разочарование, тоска и обреченность.

Слайд 6

 3)Александр Пушкин.

 Хорошо известна в литературе элегия Пушкина. Знаменитая Болдинская осень 1830, сыгравшая в творчестве Александра Пушкина очень важную роль, подарила миру огромное количество литературных произведений. К их числу относится и стихотворение «Элегия», написанное в философском ключе. В нем автор подводит итоги период беззаботной юности и прощается с ней на пороге вступления в новую жизнь.

Слайд 7

-В какой фортепианный альбом входит Элегия Рахманинова?

-В 1892 году 19 –летний Рахманинов создает 5 сольных фортепианных пьес под названием «Пьесы- фантазии».

Слайд 8

-Кому посвящена Элегия Рахманинова?

-Антону Степановичу Аренскому - преподавателю свободной композиции у С. С. Рахманинова.

Слайд 9-13

-С какими картинами русских и зарубежных художников ассоциируется у тебя образ Элегии Рахманинова?

Ответы учащейся.

- Тебе на дом было дано задание: написать эссе «Отзыв об Элегии Рахманинова»

Учащаяся зачитывает эссе:

Сергей Васильевич Рахманинов – мой любимый композитор. Это не удивительно, ведь его музыка настолько невероятная, будоражащая кровь, что невозможно описать словами  весь спектр эмоций. Увлеклась я его творчеством сравнительно недавно – около двух лет назад, когда мне подбирали программу. И уже тогда мне запала в душу «Элегия». К, сожалению, тогда она мне была не по силам, поэтому я  стала усерднее заниматься, чтобы ее сыграть когда – ни будь. И вот я добилась своего!

«Элегия» каждый раз рисует в моем воображении новые образы, вызывает новые эмоции. Поэтому что-то конкретное представить для себя не могу. Такая печальная, слезная мелодия затронет, кажется мне, чувства любого. И, я уверена. сколько бы раз я не исполняла это произведение, оно мне не надоест никогда.

3.Практическая часть:

- Давай проанализируем Элегию (анализ формы, размера, тональности, темпа).

Элегия состоит из 3 частей.

Тональность ми бемоль минор.

Размер 4/4 подчеркивает широту и величавость мелодии.

         Темп – moderato - подчёркивает размеренность, мелодическую широту, помогает понять и раскрыть музыкальный  образ  в этом произведении.

piu vivo - более подвижно

con affetto – с чувством

-Настроимся на исполнение Элегии (Гамма ми –бемоль минор - октавами, длинные арпеджио)

  • .-Сыграй 1 часть Элегии.
  • -Давай поработаем над мелодией, ведь у Рахманинова именно мелодия является носителем художественного образа.

(Анализ) Со страстной, но мужественно – сдержанной скорбью основной голос повествует нам о безвозвратности чего - то дорогого, заветного. Не случайно эта печальная повесть органично включает в себя глубоко русский распевный оборот. Поначалу кажется, будто бы никто не может противостоять скорбным воспоминаниям. Но в последнем такте основной темы элегии печально нисходящей плавно извилистой мелодической линии вдруг противопоставляется характерный восклицательный оборот. Этот невольно вырвавшийся возглас- внутренний протест, страстная непримиримость к происшедшему. На всем остальном протяжении элегии этот протест интенсивно растет. Нот стой же силой возрастает  и неизменно противопоставляется ему скорбь воспоминаний, достигающих яркости вновь преживаемых событий.

(играем мелодию, работаем над выразительностью, легато, фразировкой, анализируем интервалы, динамику).

. -Работа над 2 частью.

Воспоминания окутываются дымкой светлой мечтательности. Но вскоре самому мощному порыву протестующих чувств преграждает путь страшный катастрофический взрыв. В наступающей зловещей тишине слышится уже не протест, а жалобная мольба, последнее упование.

Работа над тембровой  окраской звука. Послушаем 2 часть в исполнении инструментального трио (виолончель, скрипка, фортепиано). Попытаемся передать тембральную о краску каждой партии. Пусть в партии левой руки звучит виолончель, в правой -скрипка.

Слайд 14

Работа над главной кульминацией.

Работа над речетативом.

    -Работа над 3 частью

Но все таки хватает сил вернуться к благородно - мужественному тону повествования, в котором брезжут даже проблески какой- то неясной надежды. И Элегию заканчивает возобновляющийся с новой силой порыв протеста, оставляющего за собой «последнее слово».

Работа над последним пассажем.

4.Подведение итогов:

Итак, в результате нашей работы мы можем сделать следующие выводы: музыкальный образ Элегии Рахманинова:

 Страстная непримиримость большого человеческого чувства с самой трагически- неразрешимой ситуацией.

Можно раскрыть при помощи интеграции искусств грамотной фразировки, динамики, педали, штрихов,

 

Презентация Power Point   - просмотр. Мы попытались к Элегии Рахманинова создать видеоряд. Конечно, ваши ассоциации могут не совпадать с предложенными, но все- таки просмотрите и оцените. Желаем приятного просмотра!

5. Оценивание:

Яна, ты хорошо поработала дома и на уроке, подумала над образом произведения, почитала о композиторе, истории создания Элегии, написала эссе.  поработала над «трудными местами». Сегодня за урок я тебе ставлю хорошую твёрдую пятёрку!

6. Домашнее задание:

1.        Найти Элегии в разных областях искусства, попытаться раскрыть их художественный образ.

2.        Поработаешь над выразительным исполнением мотивов  «скорбь воспоминаний», «протеста».

3.        Найти нужный тембр исполнения мелодии во 2 части.

4. Послушать Элегию в исполнении автора с дирижированием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Борисов Б. Г. Конструктивные и интонационные особенности музыкальных произведений и их роль в раскрытии художественного образа.

Выявление в работе с учениками особенностей музыкального текста и раскрытие художественного замысла композитора. На примере программных пьес из учебного репертуара учеников класса баяна.Готово-в...

Работа над раскрытием художественного образа в произведении малой формы - пьесе С.Прокофьева "Прогулка"

Активация процессов аналитико - синтетической деятельности учащегося на создание художественного образа....

Для урока.Черты художественного образа

В помощь для оучающегося,  втом числе для дистанционного образования...

План – конспект открытого урока по «Художественному творчеству» В группе №9 художественного развития «Цветик-Семицветик» на тему: «Волшебный декупаж»

Тема урока: «Волшебный декупаж» (выполнение декоративной посуды в технике «декупаж») Группа: №9 (8–9 лет) Цель: формирование представлений обучающихся о те...

Конструктивные и интонационные особенности музыкального произведения и его роль в раскрытии художественного образа.

Выявление в работе с учениками особенностей музыкального текста и раскрытие художественного замысла композитора. На примере программной пьесы из учебного репертуара учеников класса баяна.Ритмо-интонац...

ПЛАН-КОНСПЕКТ урока. Тема: Художественный образ багульника в литературе и изобразительном искусстве на примере рассказа Ю.Я. Яковлева « Багульник».

Интегрированный урок обобщения и систематизации знаний.(Литература/Изо).По программе Б.А.Ланина.6 класс....

Конспекти интегрированного урока «Средства художественной выразительности русской и английской поэзии» в 4 классе

Бинарный урок учителя Литературного чтения и учителя английского языка (внеклассная работа) в 4 классе....