Конструктивные и интонационные особенности музыкального произведения и его роль в раскрытии художественного образа.
статья по музыке на тему

Борисов Борис Георгиевич

Выявление в работе с учениками особенностей музыкального текста и раскрытие художественного замысла композитора. На примере программной пьесы из учебного репертуара учеников класса баяна.

Ритмо-интонация. Ритмоинтонационная фигура. Мотив. Мелодическая линия. Колорит. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл borisov_b.docx14.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Борисов Б.Г. 

Конструктивные и интонационные особенности музыкального произведения и его роль в раскрытии художественного образа.

        Композиторы, создавая свои произведения, должны найти средства, которыми они реализуют свой замысел.

        Работая с учениками, мы должны выявить эти особенности текста и помочь им в раскрытии художественного замысла композиторов. Особенно это важно в произведениях, имеющих названия, и, следовательно, имеющих ту или иную программу.

        Я попытаюсь это показать на пьесе "Одуванчик" шведского композитора Т.Лундквиста.

                                Т. Лундквист "Одуванчик".

        Шведский композитор Торбьен Лундквист (Torbjorn Iwan Lundquist) (1920-2000), автор симфонических, хоровых, камерных сочинений, также написал 11 сочинений для аккордеона, которые обогатили репертуар исполнителей современных полноценными произведениями. Среди них 10-частный цикл "Ботаническая игра". В отличие от напряженных психологизмов музыки Золотарева, произведения Лундквиста отличаются уравновешенностью и интеллектуальной ясностью.

        Из этого цикла мы рассмотрим пьесу "Одуванчик".

        Конструктивно автор нашел остроумное решение: он построил  форму пьесы сообразно строению растения. Первый раздел как бы изображает корень, в левой руке на выборной клавиатуре в первой октаве даны два мотива. Они достаточно небольшие (такты 5-8).

        В правой руке дана двухтактная остинатная фигура аккордами, она будет сопровождать всю пьесу до конца, как бы символизируя среду обитания.

        Играть надо очень легко, чтобы создавалось ощущение дышащей среды.

        Этому ощущению способствует размер 6/8 (ритмическая фигура четверть и восьмая).

        У автора выставлена соответствующая регистровка. Аккорды нужно играть с легким подчеркиванием (такты 1-12 до-мажор, такты 13-22-продолжение).

        Мелодические линии становятся более развитыми, более продолжительными.

        Аккомпанирующая остинатная фигура такая же, а затем имеются небольшие гармонические изменения, что придает более красочный колорит.

Еще раз хочу обратить внимание ученика на размер 6/8: правильное исполнение в этом размере придает большую легкость и воздушность в фактуре (в жесткой среде одуванчик не будет расти).

        Второй раздел - как бы стебель. Мелодические линии перешли в правую руку. Автор проставляет более насыщенный регистр, становится более интенсивной динамика.

        Еще раз хочу обратить внимание, что мелодические линии стали более развитые.

        Аккомпанемент переходит в левую руку (такты 25-32, тональность соль-минор).

        Третий раздел ассоциируется с головкой одуванчика (такты 32-41, тональность ля-мажор). Тональность ля-мажор отождествляется с желтым цветом.

        В правой руке в основном преобладает нота ми, перемежаясь с небольшими мотивчиками. Всё перемещается в верхний регистр. Аккомпанемент в левой руке излагается аккордами в широком расположении. Для удобства исполнения нужно использовать дополнительный ряд на выборной клавиатуре, тогда будут раскрыты мышцы и не будет лишнего напряжения.

        К концу пьесы постепенно затухает динамика и замедляется темп.

        Произведения Лундквиста безусловно могут расширить представление о современной музыке, её языке и средствах выразительности.

        В заключении хочу сказать, что разбор музыкального произведения с учетом конструктивных особенностей может помочь в достижении художественного результата.

        Кто не согласен с предлагаемыми решениями раскрытия особенностей музыкального произведения, пусть ищет свои пути. В этой работе я ограничил себя более или менее узким спектром вопросов, но мне кажется, что это может представлять определенный интерес. Хотя я и не навязываю свою точку зрения, как абсолютную.

Декабрь 2017г., Санкт-Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Борисов Б. Г. Конструктивные и интонационные особенности музыкальных произведений и их роль в раскрытии художественного образа.

Выявление в работе с учениками особенностей музыкального текста и раскрытие художественного замысла композитора. На примере программных пьес из учебного репертуара учеников класса баяна.Готово-в...

Работа над раскрытием художественного образа в произведении малой формы - пьесе С.Прокофьева "Прогулка"

Активация процессов аналитико - синтетической деятельности учащегося на создание художественного образа....

Литературно-критическая статья «Контраст как основной художественный прием рассказа Н. А. Тэффи «Фея Карабос» и его роль в раскрытии основной идеи произведения».

Статья рассматривает прием контраста, на основе которого построено небольшое по объему произведение Н. А. Теффи из цикла рассказов "О любви". В работе раскрывается постижение образов персонажей, обозн...

Конспект оркрытого урока «Раскрытие художественного образа Элегии Рахманинова»

Конспект открытого урока "Раскрытие художественного образа Элегии Рахманинова", целью которого является создание условий для творческого применения специальных знаний, умений. навыков в процессе работ...

Открытый урок "Особенности в развитии технических навыков в работе над музыкально - художественным образом в произведении"

В каждом музыкальном произведении есть свои скрытые художественные образы, которые исполнитель должен прочитать в нотном тексте. На примере произведения Гаврилова "Колобок", мы попытались развить и со...

Методический доклад на тему "Работа над раскрытием художественного образа в произведениях"

Развитие у учеников художественного образа при игре музыкальных произведений....