«Их воскресила любовь?» (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Гаврилова Елена Борисовна

    

  Разработка урока литературы в 11 классе   (2 часа)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл el.bor_bulgakov.odt9.7 КБ

Предварительный просмотр:


                              Разработка урока литературы в 11 классе (2 часа)

                                Тема урока: «Их воскресила любовь?»

                       (по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Цели урока:

Воспитывающая — уяснить нравственные уроки М.А. Булгакова, главные ценности, о которых говорит писатель.

Развивающая — развитие интеллектуальных способностей учащихся при анализе текста и сопоставлении с текстами других авторов.

Обучающая — проверить знание содержания романа, умение делать индивидуальные сообщения-экспромты.

Методические приемы: работа с текстом, лекция с элементами беседы, тест.

Тип урока: частично-поисковый.

Оформление материалов к уроку:

- запись цитат на доске;

- раздаточный материал с вопросами;

- рисунки Н. Рушевой.

Использование ЭОР: М.А. Булгаков http://www.bulgakov.ru/biography/

Ход урока:

I. Работа с текстом романа.

  • Слово учителя: Сегодня мы попытаемся посмотреть на роман Булгакова несколько неожиданно. Вы уже знакомы с авторским мировоззрением, его концепцией мира, его системой нравственных ценностей. А теперь мы попробуем заставить Булгакова вступить в разговор с другими писателями-классиками. И разговор этот будет, конечно, о любви, красоте и добре.
  • Работа по группам:

Раздаются карточки с разными заданиями каждой группе. Можно создать группы по принципу: сильные и слабые или в одной группе только сильные, в другой слабые учащиеся. Задания, тогда, естественно, разные по сложности.

      I группа. История жизни Маргариты. Найти слова-образы, которые докажут, что Маргарита несчастлива с мужем.

     II группа. Почему Маргарита вышла на улицу с желтыми цветами? А какие еще цветы есть в романе? Какую роль они играют?

     III группа. Какие художественные средства использует Булгаков в рассказе Мастера Ивану Бездомному о появлении любви?

     IV группа. Нож как символ. Проследите, в каких эпизодах еще встречается нож.

     V группа. Символика смены времен года в романе. Когда и как меняется природа?

  • Беседа с элементами сообщений-экспромтов.

Вспомним пьесу Островского «Гроза».

- Почему Катерина боится грозы?

- Любовь к Борису — это грех?

- Символом чего является гроза в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»?

     

Учащиеся рассуждают, отвечая на поставленные вопросы.

Вместе делаем вывод: есть нечто общее в жизненных обстоятельствах Катерины и Маргариты. Гроза в обоих произведениях играет важную роль. Диалог Булгакова и Островского состоялся.

 А теперь обратимся к Достоевскому.

- Красота спасет мир? Какая красота имеется в виду?

- Назовите черты внешности Сони.

- За что ее любят каторжники?

- Что означает слово «кроткая»?

- Применимо ли оно к Маргарите?

- Что принесла любовь Сони Раскольникову?

- «Их воскресила любовь». Применима ли эта формулировка к любви Мастера и Маргариты?

После индивидуальных сообщений-экспромтов делается вывод: и с Достоевским диалог удался.

  • Проверка групповых заданий. Самооценка учащихся. Проведение итогов работы каждой группы и выставление оценок всем учащимся. (Оценки выставляют сами ребята. Учитель лишь корректирует их,  если это необходимо).

  • Анализ сцены бала у Воланда (глава 23) и сцены прощения Фриды (глава 24).

Составление характеристики Маргариты в тетрадях.

Итоговый вопрос: «Маргарита спасет Мастера?» Класс делится на две группы, после короткого обсуждения один ученик из каждой группы сжато высказывает точку зрения всех.

  • Тест по роману «Мастер и Маргарита»

1. В каких сценах романа присутствует запах розового масла? Что он символизирует?

2. Опишите наряд Маргариты на балу.

3. Почему Мастер сжег  роман?

4. Почему Воланд позволил Маргарите просить дважды?

5. С какими героями романа связаны сатирические страницы?

6. Почему Маргарита была несчастлива?

7. Для чего в романе две сцены бала? (бал в «Грибоедове» и бал у Сатаны) Как называется такой литературный прием?

8. У кого были «скошенные от вранья» глаза?

9. В чем сила характера Маргариты?

10. Какова композиция «Мастера и Маргариты?»

Домашнее задание: Подготовиться к уроку по теме: "Сатирические страницы в романе "Мастер и Маргарита".

                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Своя игра"Заключительный урок по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"

«Своя игра» по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» строится по принципу телевизионного проекта: категории вопросов, «стоимость» (или номера). Каждый из номеров является гиперссылкой непосредственн...

Иллюстрации Сергея Тюнина к роману М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита"

Задание по карточке: Объясните метафору художника. Использую на уроках как индивидуальные задания для творчески одарённых детей....

Гордая женщина. Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита"Тип урока: комбинированный. Форма урока: сообщения учащихся, ан

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Главная цель - дать представление о масштабности образа героини, показать роль Маргариты для понимания всего ром...

"Свидание с Мастером" (урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита")

Урок – обобщение по творчеству М. Булгакова  проводится в форме игры.  Класс заранее делится на 3 команды. За правильные ответы выставляются баллы (для удобства можно приготовить жетоны). Иг...

«Свидание с мастером» (Литературная игра по роману М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Литературная игра, в которую включены вопросы и задания, связанные непосредственно со знанием и умением ориентироваться в тексте романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....

конспект урока литературы по роману М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" добро и зло в романе "Мастер и Маргарита"

конспект урока по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита" по теме Добро и зло в романе М.А. Булгакова " Мастер и Маргарита" .  План урока построен в соответствии ФГОС, в раб...