Главные вкладки

    ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ: «ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ ГЕРОЕВ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"»
    план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

    Ишмуратова Эльмира Нузетовна

    Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова, на котором учащиеся имеют возможность провести глубокий анализ художественного текста, исследовать историю любви главных героев, уяснить нравственные уроки великого автора.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_bulgakovu_11_klass.doc109.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ

    УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

    УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ: «ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ ГЕРОЕВ

    РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА «МАСТЕР И МАРГАРИТА»»

                                                                                                    

                                                                                                                                                               

                                         

    УЧИТЕЛЬ МБОУ ШКОЛА № 15:

     Э.Н. ИШМУРАТОВА                                                      

    ТЕМА. Трагическая любовь героев романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».                              

    Цель:    ознакомить учащихся с булгаковской концепцией любви; всесторонне обсудить                        

                  тему, проведя глубокий анализ художественного текста и творчески осмыслив                    

                  произведение; проследить историю любви главных героев романа, показать, как                    

                  их высокая любовь вступает в конфликт с окружающей пошлостью; развивать                          

                  творческое мышление учащихся, умение анализировать, делать выводы;                                  

                  уяснить нравственные уроки М.А. Булгакова, главные ценности, о которых                              

                  говорит писатель.                                                                                                                                  

    ОБОРУДОВАНИЕ: портрет М.А. Булгакова, текст романа «Мастер и Маргарита»,                                  

                  иллюстрации к роману, аудиозапись «Адажио» Альбиони (в современной                                  

                  обработке).                                                                                                        

    Тип урока: урок – исследование.                                                                                                                      

    ХОД УРОКА                                                                                                                                                        

    I. Организационный этап                                                                                                         

    II. Актуализация опорных знаний                                                                     

    Решение проблемного вопроса                                                                                                                    

    Как и зачем автор соединил библейское предание, историю двух влюбленных и московские сатирико-бытовые сцены?                                                                                                        

    III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности                                                

    Учитель. М.А. Булгаков назвал «Мастер и Маргариту» романом, но уникальность этого «последнего, закатного» произведения писателя до сих пор вызывает у литературоведов споры. Его определяют как роман-миф, философский роман, роман-мистерия.                                                                                                                                                      

    Глава 19, названная ее именем, начинается словами: «За мной, мой читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык. За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!». Сегодня на уроке речь пойдет о любви и о той, которая вдохновляла Мастера, помогала творить. Имя ее – Маргарита.                                                                                                                                                

    IV. Работа над темой урока                                                                                                                                                                                            

    1. Рассказ учащихся (юношей) об истории Мастера (д/з).                                                                          

        Вопросы к классу.                                                                                                                                        

        1) О чем рассказал ночной гость Ивану?                                                                                                    

        2) Что говорится в главе 13 по поводу встречи Ивана с Воландом на Патриарших                                

        прудах?                                                                                                                                                                            

        3) Чем был занят в повседневной жизни ночной посетитель? О чем он писал? О ком                          

        Думал?                                                                                                                                                                

        4) Как произошла его встреча на Тверской с той, которая несла «отвратительные,                              

        Тревожные желтые цветы»?                                                                                                                            

    Инсценированное чтение сокращенного фрагмента (глава 13).                                                                        

    2. Рассказ учащихся (девушек) об истории Маргариты (д/з).                                                                          

        Вопросы к классу.                                                                                                                                        

        1) Была ли счастлива Маргарита Николаевна?                                                                                            

        2) Что примечательного было во внешности Маргариты?                                                                          

        3) Что она могла бы рассказать о своей встрече с человеком, которому не понравились                      

         цветы?                                                                                                                                                                  

        4) Как изменилась жизнь обоих – мужчины и женщины, - когда «любовь выскочила                            

        перед ними, как из-под земли выскакивает убийца в переулке…»?                                                          

        5) Что говорит Мастер о счастье ожидания своей возлюбленной? Как изменилась его                    

        жизнь?                                                                                                                                                              

         6) Как изменилась жизнь самой Маргариты?                                                                                                  

         7) Что происходило в подвальчике на Арбате?                                                                                            

         8) Что случилось потом? Что могло сломить Мастера? Почему встреча с «добрыми                              

         людьми» так изменила его жизнь?                                                                                                                        

         9) Почему Мастер сжег свой роман?                                                                                                            

        10) Как отнеслась к этому Маргарита?                                                                                                        

        11) Почему Маргарита Николаевна оставила Мастера? О чем ей понадобилось                                  

         Поговорить с мужем?                                                                                                                                    

        12) Что случилось с Мастером в тот вечер, когда ушла любимая?                                                            

    3. Чтение стихотворения А. Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне».                                                                                                            

    Под звуки «Адажио» Альбиони ученик и ученица попеременно читают отрывки из стихотворения.

                                                                                                                                                                                      - Как больно, милая, как странно,

    Сроднясь в земле, сплетясь ветвями,-

    Как больно, милая, как странно

    Раздваиваться под пилой.

    Не зарастет на сердце рана,

    Прольется чистыми слезами,

    Не зарастет на сердце рана -

    Прольется пламенной смолой.

    - Пока жива, с тобой я буду -

    Душа и кровь нераздвоимы,-

    Пока жива, с тобой я буду -

    Любовь и смерть всегда вдвоем.

    Ты понесешь с собой повсюду -

    Ты понесешь с собой, любимый,-

    Ты понесешь с собой повсюду

    Родную землю, милый дом.

    - Но если мне укрыться нечем

    От жалости неисцелимой,

    Но если мне укрыться нечем

    От холода и темноты?

    - За расставаньем будет встреча,

    Не забывай меня, любимый,

    За расставаньем будет встреча,

    Вернемся оба - я и ты.

    - Но если я безвестно кану -

    Короткий свет луча дневного,-

    Но если я безвестно кану

    За звездный пояс, в млечный дым?

    - Я за тебя молиться стану,

    Чтоб не забыл пути земного,

    Я за тебя молиться стану,

    Чтоб ты вернулся невредим.

    Трясясь в прокуренном вагоне,

    Он стал бездомным и смиренным,

    Трясясь в прокуренном вагоне,

    Он полуплакал, полуспал,

    Когда состав на скользком склоне

    Вдруг изогнулся страшным креном,

    Когда состав на скользком склоне

    От рельс колеса оторвал.

    Нечеловеческая сила,

    В одной давильне всех калеча,

    Нечеловеческая сила

    Земное сбросила с земли.

    И никого не защитила

    Вдали обещанная встреча,

    И никого не защитила

    Рука, зовущая вдали.

    С любимыми не расставайтесь!

    С любимыми не расставайтесь!

    С любимыми не расставайтесь!

    Всей кровью прорастайте в них,-

    И каждый раз навек прощайтесь!

    И каждый раз навек прощайтесь!

    И каждый раз навек прощайтесь!

    Когда уходите на миг!                                                                          

    О чем это стихотворение?                                                      

    Каким вы представляете героя «Баллады…»?                                          

    4. Создание и решение проблемной ситуации (в группах)                        

    Задание для 1-й группы. Проанализируйте эпизод «Погром в квартире Латунского». Как раскрывается в этом эпизоде характер героини?                                                                    

    Задание для 2-й группы. Проанализируйте эпизод «Маргарита на балу у Воланда». Каково место эпизода в развитии сюжета?                    

    Какие изобразительно-выразительные средства мспользует автор, чтобы передать атмосферу бала?                                                

    Задание для 3-й группы. Почему Воланд вмешивается в судьбу главных героев романа? Как он с ними поступает?                                

    5. Мини – дискуссия                                                        

    - «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине?!» - восклицает автор. Попытайтесь и вы ответить на этот вопрос.                                

    - Любовь-жертва, любовь-взаимопонимание, любовь-страсть. Какую любовь рисует автор?                                                        

    - Как вы думаете, можно ли считать Маргариту идеалом женщины?                  

    Как в главах о любви М.А. Булгаков использует прием противопоставления?                                                            

    6. Коллективная работа сопоставительного характера с заполнением Диаграммы Венна (запись на доске и в тетрадях).                              

    Комментарий. Почему Булгаков отказал Мастеру в свете, а дал покой?                                                                    

             Любовь Мастера и Маргариты. Какая она?                                    

                                                                 

                      Он                                                                                                                                      Она                                            

    Отчаивается,                                                                                             Успокаивает Мастера;                                                                                        разочаровывается;                                                                                     готова мстить                              отказывается от борьбы                                                                           обидчикам;                                                                                     за роман; не борется                                                                                 становится ведьмой,                                      за любовь, не подаёт,                                                                               чтобы вернуть Мастера                                                                                                                                о себе вестей                                                                                                                            

                                                                               Они                                                                                                            

                                                    любят друг друга;                                                                                            

                                                    любят роман,                                                                                                

                                                    переживают о его судьбе                                                                                    

                                                                                         

    V. Подведение итогов урока. Рефлексия                                                                                                        

    1. «Микрофон»                                                                                                                                                       

    Так что же есть любовь по Булгакову? Продолжите предложение: «Любовь – это…»                              

    Каков смысл финал романа?                                                                                                                                 2. Обобщающее слово учителя

    — Главные герои романа — Мастер и Маргарита — живут в атмосфере какой-то пустоты и серости, из которой оба ищут выход. Этим выходом для Мастера стало творчество, а затем для них обоих выходом стала любовь. Согласитесь, таких героев не знала русская литература. Роман Булгакова рождает чувство торжества справедливости и веру в то, что всегда будут люди, стоящие выше низости, пошлости и безнравственности, люди, несущие добро и истину в наш мир. Такие люди превыше всего ставят любовь, обладающую огромной и прекрасной силой. И фантазия автора не разрушает мысли о реальности и силе любви. Значит, автор не преувеличивал, когда обещал: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? За мной, мой читатель, и я покажу тебе такую любовь!»                                        

    3. – Вспомните стихи о любви. Какие стихи, по вашему мнению, подошли бы к нашей теме? (Например, стихотворения И. Анненского «Два паруса лодки одной», А. Пушкин «На холмах Грузии», сонет № 130 В. Шекспира).

    VI. Домашнее Задание

    Написать сочинение-рассуждение (миниатюру) на темы: «Что дает нам любовь?»;                            

    «Если бы Воланд сегодня посетил наш город…»;                                                                            

    «Представьте, что вы – одна из сил света (тьмы, мира людей). Подготовьте рассказ о себе»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"

    Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много            Значений у слова…            (Сколько ...

    Литература 9 класс. Урок-исследование по творчеству И.А. Крылова "Редчайший дар баснописца"

    Литература 9 класс. Внеклассное чтение: анализ стихотворного текста.Тема урока: «Редчайший дар баснописца» по творчеству И.А. КрыловаТип урока: Урок общеметодологической направленности &nd...

    Физика 11 класс. Урок-исследование. Лабораторная работа №2 "Измерение показателя преломления стекла"

    Урок-исследование. Лабораторная работа №2 "Измерение показателя преломления стекла" проводится через исследовательскую работу. Класс делится на четыре группы и проводит исследование различными способа...

    Урок литературы (8 класс) Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» «ГРИНЁВ И ШВАБРИН»

    (Проблема долга, чести и человеческого достоинства»)ЦЕЛЬ УРОКА:  Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»  (Гринёв и Швабрин), выявить  черты сходства и...

    Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)

    Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...

    Методическая концепция учителя русского языка и литературы в проектировании урока-исследования (По повести А. С. Пушкина "Капитанская дочка")

    Ни для кого из нас не секрет, что работа над школьным итоговым сочинением по литературе – один из сложнейших видов деятельности учащихся. Оно предполагает не только контроль знаний ученика со ст...

    Методическая разработка урока литературы. 9 класс (Урок-исследование с элементами учебной дискуссии). Тема: "Мир сентиментализма. Любовь, зачем ты мучаешь меня..."

    В рамках реализации ФГОС мы сталкиваемся с новым подходом к организации учебного процесса. Особое внимание хочется обратить на урок-исследование, так как школьное образование стоит перед нео...