Литература 9 класс. Урок-исследование по творчеству И.А. Крылова "Редчайший дар баснописца"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Литература 9 класс. Внеклассное чтение: анализ стихотворного текста.

Тема урока: «Редчайший дар баснописца» по творчеству И.А. Крылова

Тип урока: Урок общеметодологической направленности – урок- исследование.приложение содержит:

1. конспект урок
2. технологическую карту
3. викторину по произведениям И.А. Крылова
4. работа по подготовке к части С1 на ОГЭ
5. крылатые слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

«услужливый дурак опаснее врага»,

«у сильного всегда бессильный виноват»,

«лесть гнусна, вредна, но в сердце льстец всегда отыщет уголок»,

«а Васька слушает, да ест»,

«а ларчик просто открывался»,

«ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»,

«рыльце у тебя в пуху»,

«ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона»

«избави, Бог, и нас от этаких судей»



Предварительный просмотр:

Викторина по басням Крылова

Часть 1 . Напишите ответ на вопрос. Можно использовать цитату из текста.

 1. В какой басне Крылова героиня тоже хотела попасть в большие забияки?("Слон и Моська”).

2. Кто лето красное пропел? (Стрекоза)

3. В чем была вина ягненка перед волком (Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать)

4. На что хотел променять петух жемчужное зерно? (На ячменное)

5. Что случилось с лягушкой, которая хотела «сравняться с волом»?

(С натуги лопнула - и околела).

6. Что вытащил журавль из пасти волка, спасая ему жизнь.(Кость)

7. Кто хвалился тем, что хочет море сжечь? (Синица)

8. Кому осел посоветовал познакомиться с петухом и с какой целью?(Соловью)

9. Назовите предмет, который по людским слухам мог восстановить зрение мартышке. (Очки)

10. Что стало причиной ссоры собачей дружбы Полкана и Барбоса? (Кость)

11. Кто обычно становится кривлякой в баснях Крылова? (Мартышка)

12. В этой басне лев сражался с насекомым, который одержал победу? О ком идет речь? (Комар)

13. Назовите место, в котором главный герой басни «не приметил слона». (Кунсткамера)

14. Увидя, что мужик, трудяся над дугами,

Их прибыльно сбывает с рук

Медведь задумал жить такими же трудами.

Какого главного уменья не хватило медведю, чтоб жить такими же трудами (Терпенья)

Часть 2.Каждая басня заканчивается моралью. И мы завершаем нашу викторину «Басенной моралью». К какой басне относится цитируемая мораль? Закончите строки и укажите название басни.

1.За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха?

(За то, что хвалит он Кукушку.  «Кукушка и петух»)

2.Как счастье многие находят лишь тем, что хорошо ….

(на задних лапках ходят! «Две собаки»)

3.Избави бог и нас от этаких судей. «Осел и соловей»

4.Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль……. (на себя, кума, оборотиться. «Зеркало и обезьяна»)

5. Слона то я и не…..(приметил   «Любопытный.»)

6. А Васька слушает…( да ест. «Кот и повар.»)

7.Когда в товарищах согласья нет….  (на лад их дело не пойдет. «Лебедь, Рак да Щука»)

8.Ай, Моська! знать, она сильна.. (что лает на Слона!«Слон и Моська»)

9.А потому обычай мой: С волками иначе не делать мировой..

(как снявши шкуру с них долой.  «Волк на псарне»)

10. Ты все пела? Это- дело….( так поди же –попляши! «Стрекоза и Муравей»)  



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

«Редчайший дар баснописца»

Отрохова Ольга Анатольевна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №257 Пушкинского района

 Санкт-Петербурга

Литература 9 класс. Внеклассное чтение: анализ стихотворного текста.

Тема урока: «Редчайший дар баснописца» по творчеству И.А. Крылова

Тип урока: Урок общеметодологической направленности – урок- исследование.

Деятельностная цель: формирование способности обучающихся проводить групповую исследовательскую деятельность на основе изученных понятий и алгоритмов,вовлечение учащихся в постановку цели на уроке, мотивация к её достижению; выделение, обсуждение и моделирование единицы содержания.

Образовательная цель: формирование теоретических знаний о басне и их практическое применение в процессе анализа текста.

Воспитательная цель: формировать положительные духовно-нравственные качества личности в процессе изучения текста и анализа иносказаний, используемых в баснях;  формировать эстетические представления учащихся в процессе выявления лексических значений слов невежа и невежда; воспитание у школьников уверенности в себе, стремления к самосовершенствованию.

Формирование УУД: Личностные действия: самоопределение  при выборе вида исследовательской группы, самопознание нравственно­этической ценности поучительного смысла басни, самооценка достигнутой цели.

Регулятивные действия: целеполагание этапа исследования, планирование своего участия в  коллективной работе,  прогнозирование результатов деятельности, контроль и самоконтроль, коррекция алгоритмов, оценка своих действий.

Познавательные действия:

Заинтересовать учеников басней как жанром; научить их понимать аллегорический и поучительный смысл басен; закрепить навык анализа стихотворного текста; делать логические выводы в ходе исследования; выявлять проблемный вопрос, искать пути решения.

Коммуникативные действия: планирование  сотрудничества, постановка вопросов для решения проблемы, управление поведением партнера, развитие умения с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями исследования.

Словарная работа: басня, аллегория, мораль, басенный стих.

Оборудование: выставка книг, иллюстрации к басням, высказывания о Крылове и его баснях: А.С. Пушкин: "Крылов - истинно народный поэт”.

Н.В. Гоголь: "Его притчи достояние народное, составляют книгу мудрости самого народа

Н.В. Гоголь: "Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль так ощутительной и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нем воедино”;

П. Вяземский: "Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово”;

В.Г. Белинский: " в его баснях, как в чистом  зеркале, отражается русский практический ум”,

Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

Со школьной парты с ними мы сживались,

В те дни букварь постигшие едва.

И в памяти навеки оставались

                                        Крылатые крыловские слова       М.Исаковский.

Ход урока

  1. Организационный момент

- тема урока: «РЕДЧАЙШИЙ ДАР БАСНОПИСЦА» - проанализируем тему, составим план действий по ее изучению-   кто это БАСНОПИСЕЦ? С именем какого писателя ассоциируется у вас это понятие?

-что означает слово «редчайший»? слово «дар»? ( Обсуждение )

- да, все верно, сегодня наш урок посвящен великому баснописцу И.А. Крылову. Что вы знаете о нем?(Ребята высказываются о великом баснописце)

- чтобы доказать уникальность таланта И. А. Крылова, своеобразие его басен, как вы думаете, что надо исследовать? ( составление плана исследования на доске)

Анализ басен И. Крылова, выявление языковых особенностей

Сопоставление басен разных авторов,  сходства и различия

Изучение биографии И.А. Крылова, разработка презентации

Отзывы критиков о творчестве И.А. Крылова

Почему у И. Крылова – «редчайший дар»?

Что такое басня?

И. Крылов и его басни

Особенности творчества И. Крылова

  1. Слово учителя

Когда-то он был молодым. Но в истории литературы все знают "дедушку Крылова”. Когда произносят это имя, сразу перед глазами возникает тучный старик с седыми волосами. На его глазах сменилось несколько поколений писателей, поэты допушкинской поры знали и любили басни Крылова. Он бывал в доме у Дельвига, когда там собирались литераторы пушкинского круга, и всегда басни Крылова оставались злободневными и остроумными.

Знают Крылова и сейчас. Он так популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле.

И.А. Крылов был сторонником просвещения и хотел доказать той части дворян, которые выступали против развития науки (а таких было немало даже при дворе), их неправоту. Басня была сильным оружием в этом споре.

Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова- лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, "что такое хорошо и что такое плохо”. Язык басен легкий, простой, запоминаются они хорошо, особенно начало или конец, в которых чаще всего бывает выражена основная мысль. И несут люди по жизни то, что узнали из таких, казалось бы, простеньких крыловских басен. Все знают, например, что "услужливый дурак опаснее врага”, что "у сильного всегда бессильный виноват”, что "лесть гнусна, вредна”, но "в сердце льстец всегда отыщет уголок”.

Жизнь Крылова не баловала. Семья Крыловых жила бедно. У них не было ни имений, ни крестьян, ни даже постоянного места жительства. У будущего баснописца не было возможности учиться, но мать составила план образования сына, следила за его занятиями. Он очень любил читать, размышлять о прочитанном. Его самостоятельные занятия принесли необыкновенные результаты: когда он стал взрослым, его считали одним из самых образованных и просвещенных людей своего времени. Его писательская деятельность началась с 11 лет. В 1806 году появились первые басни - "Дуб и трость”, "Разборчивая невеста”, "Старик и трое молодых”. Первые из своих замечательных басен Крылов читает в доме Оленина, президента Академии художеств. В 1809 году вышла книга "Басни Ивана Крылова”. Но известным всей России сделали Крылова басни, написанные в 1812 году, по поводу Отечественной войны. С тех пор слава стала расти. Басни Крылова расходились огромными по тому времени тиражами. В первом сборнике их было два десятка, в последнем – почти две сотни.

В 1838 году Петербург торжественно отпраздновал 70-летие И.А. Крылова и 50-летие его творческой деятельности.

На похоронах (21 июня 1844 года) великого баснописца (по его завещанию) друзья и знакомые получили экземпляры нового издания басен. О смерти И.А. Крылова поэт П. Вяземский писал: "Россия радовалась и гордилась им и будет радоваться и гордиться им, доколе будет процветать наш народный язык и драгоценно будет русскому народу русское слово”.

В 1855 году скульптором Клодтом был воздвигнут памятник (по барельефу герои басен) Крылову в Летнем саду в Петербурге, именно в этом городе прошли его лучшие и трудные дни своей жизни, этот город он больше всего любил, в этом городе и его любят, любят дедушку Крылова .

3. Постановка микроцелей для микрогрупп по исследованию темы, разбивка учащихся на экспертные группы

4. Физкультминутка.

- Встали, ребята. Физкультминутка для глаз: поморгайте быстро 5-6 раз глазами и закройте глаза (повторите упражнение 3-4 раза);

для кровообращения головного мозга: делаем медленное вращение

  • головой в правую сторону 2 раза, в левую сторону 2 раза (повторить упражнение 2 раза);
  • для опорно-двигательного скелета: подняли руки вверх, подтянулись, нагнулись и достали пол руками (повторить 3-4 раза), повороты туловища вправо, влево (повтор 3-4 раза).       Молодцы, сели за парты.

5. Работа экспертных групп по исследованию темы:

Работаем с определением басни и составляем опорный конспект- Что такое басня? Вот что о басне говорил В.Г. Белинский: "Басня есть поэзия рассудка”.. Например:

БАСНЯ

Небольшой рассказ, часто стихотворный, 2 части:

  • основное повествование
  •  мораль (нравоучение);
  • аллегорическая форма (иносказание);
  • сатирическое изображение;
  • герои – чаще животные.
  • диалог;
  • использование просторечной лексики;
  • лаконизм,
  • афористичность языка;
  • особый басенный стих (строчки разной длины), передающие разговорную речь;
  • олицетворение.

Работа с басней "Свинья под дубом” (басня анализируется учениками по плану, учитель выступает как консультант) 

  • По каким жанровым признакам мы можем определить, что перед нами басня?
  • Какое чувство вызывает у читателя свинья?
  • С какой интонацией следует читать слова Свиньи?
  • Какие слова использованы для ее описания? Каким словом характеризует Свинью Дуб?
  • Почему она названа невеждой? В чем разница значений слов"невеждаи "невежа”? (обсуждение всеми участниками)

Невежда– малообразованный человек, неуч; Невежа– грубый, невоспитанный человек.

Что означают выражения: "поступить по-свински”, "подложить свинью”? (совершить подлость, нанести вред)

  • Где мораль басни, какой вывод делает сам Крылов?
  • В какой ситуации в вашей жизни вы могли употребить эти слова?

Сбор материла для презентации:

  • (Басня).Это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл
  • (Эзоп).Один из основоположников жанра басни, живший в 6 веке до н.э., был рабом Иадмона.
  • (Аллегория) Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты.
  • (Олицетворение).Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления
  • (Мораль).Начальные /заключительные строки басни с нравоучительным выводом
  • Наиболее знаменитые предшественники И.А. Крылова.(Античность: Эзоп, Федр; Французские баснописцы эпохи классицизма: Лафонтен, Буало; Русские баснописцы 18 века: А. Сумароков, И.Хемницер, И. Дмитриев, А.Е. Измайлов).

Исследование статей критиков (выделение проблемы, обсуждение тезисов, сопоставление основной мысли, обобщение результатов исследования):

-«Жанр басни в творчестве И.А. Крылова» В.И. Коровин

-« Литература XIX века в России» С. Перезенцев

-« Историческое наследие в творчестве И.А. Крылова» А.И. Лебедев

6. Обобщение исследований, подведение итогов урока.

- Выступление представителей экспертных групп ( заслушивание сообщений, закрепление знаний)

- Согласитесь ли вы с тем, что басни И.А. Крылова устарели? Басни Крылова давно уже называют копилкой народной мудрости. В нашей жизни мы постоянно сталкиваемся с крылатыми выражениями. Среди нас по-прежнему Ворона, Волк, Свинья, Ягненок и т.д. А если присмотреться к себе, то что-то от некоторых выведенных в баснях Крылова зверей мы откроем и в нас самих. Ведь людей без недостатка не бывает, и сейчас, как в былые времена, ум соседствует с глупостью, трудолюбие – с ленью, скромность – с хвастовством, смелость – с трусостью, талант – с бездарностью. Не ушли в прошлое и труженик Муравей, ни легкомысленная Стрекоза, ни лицемерный Петух и Кукушка.

- Что нового вы узнали на уроке? Что нового узнали о себе? Где вы сможете применить полученные сегодня знания и умения?

7. Домашнее задание:

1.Написать сочинение-эссе «Открытие баснописца Ивана Крылова»

2. Сочинить свою басню

3. Ответить на вопросы викторины по творчеству И А. Крылова



Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока литературы в 9  классе по внеклассному чтению

«Редчайший дар баснописца» из цикла «Жанры русской литературы»

Технологическая карта урока подготовлена учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ №257 Отроховой О.А.

Этапы учебной деятельности

Характеристика компонентов урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Подготовка к уроку (здоровьесберегающие технологии)

- проветривание помещения;

- проверка нормы освещения, правильного расположения рабочих мест

подготовка рабочего места, материалов к уроку

10 мин.

(перемена)

2.Организационный момент (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; стимуляция и мотивация учебной деятельности).

Технология проблемного обучения.

Подготовка к восприятию.

Вступительное слово учителя.

Определение цели и задач урока, мобилизация внимания и создание мотивации к действию, установка на запоминание.

Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения, используя дифференцированный и индивидуальный подход.

Вопрос-проблема:

- Как вы думаете, о чем говорит тема урока?

Организация рабочего места,

оформление записи в тетради темы урока «Редчайший дар баснописца» из цикла «Жанры русской литературы»

5 мин.

3.Изучение нового материала.

Информационная технология(презентация);(объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога, личностно-ориентированный подход в обучении, метод проблемного обучения).

Ознакомление с жанром басни в русской литературе.

Ответы на вопросы, разрешение проблемы требует тщательного изучения произведений, ознакомления с особенностями анализа басни.

Работая с текстом, учащиеся отвечают на вопросы, используя индивидуальные особенности получения знаний самостоятельно, сопоставляют, анализируют, делают выводы.

Ответы на вопросы требуют знаний фактического материала.

Возможны дополнения, групповая работа.

Учащиеся делают вывод о сложном языковом построении басни.

15 мин.

4.Первичное закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний

(особенности технологии- внимание к деталям «деталь» - «вопрос» - «проблема»).

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Учитель кратко повествует о произведениях

После беседы (репродуктивный метод) по содержанию произведения предлагается (работа в малых группах) провести исследование языковых особенностей текста, способствующих раскрытию идейно-нравственного содержания

  • План анализа басни:
  • Выразительно прочитайте басню.
  • Найдите мораль басни.
  1. Какая идея в ней заключена (ради чего написана басня?).
  2. Что высмеивает басня?
  • Найдите элементы иносказания:
  1. Аллегория. Какие герои и какие качества они воплощают?
  2. Найдите олицетворение.

При работе особое внимание обращается на художественную деталь, способную выделить проблему.

Приобретается навык работы с информацией через чтение и письмо.

Исследуя средства языковой художественной выразительности, ученики делают вывод об особенностях построения басни, о важной роли морали, о роли языковых особенностей для правильного восприятия, глубокого эмоционального воздействия на читателя.

10 мин.

5.Итог урока.

Работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.

Технология «Педагогика сотрудничества».

Учитель предлагает сделать самостоятельный вывод по теме.

Анализ перерастает в обсуждение гуманистической проблемы: «Мораль сей басни такова..»

Оценки за урок

Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что в баснях поднимаются проблемы милосердия, любви, верности, преданности.

Совместная развивающая деятельность учителя и учащихся, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом произведения.

7 мин.

6.Домашнее задание.

(Технология личностно-ориентированного подхода)

1.Написать сочинение-эссе «Открытие баснописца Ивана Крылова»

2. Сочинить свою басню

3. Нарисовать свою иллюстрацию к известной басне И.А.Крылова

4. Подготовить презентацию о биографии и творчестве И.А.Крылова

Метод творческих заданий направлен на «открытия».

Прием творческих заданий способствует раскрепощенному творческому процессу.

3 мин.

 



Предварительный просмотр:

Часть 1

Прослушайте текст и напишите его сжатое изложение.

Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова наш народ издавна зовет дедушкой Крыловым. У его памятника в Летнем саду, в Ленинграде, всегда на площадке играет детвора, рассматривает с большим вниманием сидящего в кресле задумавшегося поэта, искусно изображенных героев его басен — разных зверей и птиц, знакомых каждому ребенку.

И до Крылова писали басни, и писали не так плохо — Сумароков, Хемницер, Дмитриев, но Крылов писал басни лучше их всех. Он писал так просто, так доходчиво, так по-народному, что каждый легко запоминает их чудесный русский язык, узнает русский характер. Плохое или хорошее изображено в этих баснях кратко, сильно, с такой ясностью, что видишь всех, кто выведен в басне.

В своих баснях он показывал, что упорный труд, скромность, прилежание, честность — главное в жизни, что ум и храбрость возьмут верх над невежеством и трусостью.

Крыловские басни доходили до самых дальних краев России. Недаром в 1838 году, на юбилее баснописца, поэт В.А. Жуковский сказал, что если бы можно было пригласить на этот юбилей всю Россию, то она вся бы пришла, потому что она знает и любит Крылова. Это была правда.

Строки крыловских басен давно уже стали пословицами и поговорками, они вошли в обиходную речь. Вспомним только самые привычные: «А ларчик просто открывался», «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку», «А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь», «Слона-то я и не приметил», «Недаром говорится, что дело мастера боится», «Сильнее кошки зверя нет», «Ай, Моська! знать она сильна, что лает на слона». Многими из этих мудрых крыловских слов мы пользуемся ежедневно.

Недаром Пушкин находил в баснях Крылова отличительные свойства нашего народа: «веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Гоголь называл эти басни притчами, он так и писал про басни Крылова: Его притчи — достояние народное и составляют книгу мудрости самого народа.

(По Н. Тихонову)

С2.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как можно, на ваш взгляд, сделать свою повседневную жизнь гораздо интересней. Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) "Подумайте только, как много Значений у слова… (Сколько лексических значений имеет слово?)"

Урок русского языка в 5 классе (урок-исследование) Тема: "Подумайте только, как много            Значений у слова…            (Сколько ...

Физика 11 класс. Урок-исследование. Лабораторная работа №2 "Измерение показателя преломления стекла"

Урок-исследование. Лабораторная работа №2 "Измерение показателя преломления стекла" проводится через исследовательскую работу. Класс делится на четыре группы и проводит исследование различными способа...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Роль черного цвета в русском фольклоре и в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (7 класс) (урок-исследование)

Цель урока: мотивирование обучающихся к изучению гоголевской прозы, побуждение к глубокому, осознанному чтению и осмыслению классических произведений.Планируемые задачи:·...

Урок-исследование "Жизнь и творчество Г.Р.Державина"

Урок включает интерсную проверку домашнего задания и самостоятельную исследовательскую работу по новой теме....

ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ: «ТРАГИЧЕСКАЯ ЛЮБОВЬ ГЕРОЕВ РОМАНА М.А. БУЛГАКОВА "МАСТЕР И МАРГАРИТА"»

Урок литературы в 11 классе по роману М.А. Булгакова, на котором учащиеся имеют возможность провести глубокий анализ художественного текста, исследовать историю любви главных героев, уяснить нравствен...